Конспект занятия по речевому развитию пересказ сказки "Собака да петух"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект ООД по речевому развитию Пересказ сказки "Собака да петух"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_razvitie_rechi.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

 
Конспект НОД Развитие речи
Пересказ сказки «Петух да собака»
 Программное содержание:

1.Связная речь: учить детей пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя.

2.Звуковая культура речи: развивать умение выразительно передавать диалог действующих лиц, с помощью интонации передавать характер героев сказки.

3. Воспитывать любовь к устному народному творчеству: сказкам, потешкам, прибауткам.

Словарь: активизировать слова – житьё, заря, полакомиться.

 Предварительная работа:

- чтение сказки «Петух да собака», рассматривание иллюстраций к сказке, книг;

- игры – драматизации сказок: «Теремок», «Лиса и журавль»;

- разучивание потешек: «Лиса по лесу ходила», «Петушок, петушок…», «Бежала лесочком…», «Баю - баю - бай, ты, собаченька не лай…», «Как у наших у ворот…».

Материалы и оборудование: книга сказок, иллюстрации лисы, собаки, петушка.

                                                         Ход занятия. 
Вводная часть. 
Игра «Здравствуйте»
Воспитатель: Здравствуйте ножки! 
Дети: Здрав-ствуй-те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог) 
Воспитатель: Здравствуйте ладошки! 
Дети: Здрав-ствуй-те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами) .
Воспитатель: Здравствуйте щёчки! 
Дети: Здрав-ствуй-те! (повороты головы в право влево) 
Воспитатель: Здравствуйте губки! 
Дети: Здрав-ствуй-те! (Воздушные поцелуи друг другу) 
Воспитатель: Мы с вами поздоровались и теперь можем отправляться в сказочную страну, а вот с кем мы познакомимся в этой сказке, нам поможет узнать загадка.     
Основная часть. 
Воспитатель: Приготовились отгадывать загадки и отвечать на вопросы? (дети - да) 
Гладишь – ласкается, 
Дразнишь – кусается. (дети - Собака) 
Воспитатель: Почему вы так думаете? (дети - Кусается это собака) 
Воспитатель: Какие бывают собаки? (дети - Большие, маленькие, мохнатые, злые, ласковые) 
Воспитатель: Что умеют делать собаки? (дети - лаять, сторожить, бегать) Выкладываю на мольберт иллюстрацию собаки. 
Воспитатель:  Послушайте другую загадку. 
Спозаранку я встаю, 
Звонким голосом пою. 
Травку разгребаю, 
Зёрна собираю. 
У меня есть гребешок, 
Кто я дети (петушок) 
Воспитатель: Как вы догадались, что петушок? (дети - Кушает зернышки, поет утром, есть гребешок) Выкладываю на мольберт иллюстрацию петуха. 
Воспитатель: Молодцы, вот вам следующая загадка. 
Хвост пушистый, 
Мех золотистый, 
В лесу живёт, 
В деревне кур крадет. (дети - Лиса) 
Воспитатель: Почему вы думаете, что это лиса? (дети - Пушистый хвост, она рыжая) 
Воспитатель: Опишите лису, какая она? (дети - Рыжая, ловкая, пушистая, хитрая) 
Воспитатель: Когда лиса увидит свою добычу, как она к ней подходит? (дети - Тихо, неслышно, подкрадывается) 
Воспитатель: А когда лиса услышит охотников, что она делает? (дети- Убегает). Как еще можно сказать? (дети - Удирает, уносит ноги, мчится.) Выкладываю на мольберт иллюстрацию лисы. 

Чистоговорка

 Воспитатель: Вспомним чистоговорку «Лиса».

Са-са-са, в клетке спит лиса.

Су-су-су, смотрим на лису.

Сы-сы-сы, хвост пушистый у лисы.

Се-се-се, знаем сказку о лисе.

Воспитатель: Кто произнесёт её тихо…, радостно.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель:  А вы любите сказки? Сказка- это удивительный и волшебный мир. Сдавних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Они переходили от бабушек к внукам, сказку любили. Любят и сейчас. Я прочитаю вам одну сказку, а вы внимательно послушайте.

Чтение сказки.

Воспитатель читает сказку «Петух да собака»

1. Как называется сказка, которую сегодня слушали? (дети - «Петух и собака») 2. О чем говорится в этой сказке? (дети - ответы детей) 3. Кто оказался сильнее в сказке, лиса или друзья (петух и собака? Почему? (Потому что вдвоем друзья сильнее хитрого врага). Воспитатель: Молодцы, ребята, послушайте ещё раз   сказку, потом вы будете ее мне пересказывать  

Повторное чтение сказки
«Петух да собака». 
Жил старичок со старушкой в большой бедности. Были у них только петух и собака, да и тех они плохо кормили. Вот собака и говорит петуху:
- Давай, брат Петька, уйдём в лес. 
- Уйдём, - говорит петух, - хуже не будет. 
Вот и пошли они, куда глаза глядят. Стало смеркаться – пора на ночлег приставать. Сошли они с дороги в лес и выбрали большое дуплистое дерево. Петух взлетел на сук, собака залезла в дупло и – заснули. 
Утром петух закричал: «Ку-ка-ре-ку! »
Услыхала петуха лиса; захотелось ей петушиным мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать:
- Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и перышки-то какие красивые, и гребень-то какой красный, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик. 
- А за каким делом? – спрашивает петух. 
- Пойдём ко мне в гости, у меня сегодня новоселье, и про тебя много горошку припасено. 
- Хорошо, - говорит петух, - только мне одному идти никак нельзя: со мной товарищ. 
«Вот какое счастье привалило! – подумала лиса. – Вместо одного петуха будет два».
-Где же твой товарищ? – спрашивает она. – Я и его в гости позову. 
- Там, в дупле, ночует, - отвечает петух. 
Лиса кинулась в дупло, а собака ее за морду – цап. Поймала и разорвала лису. 
Вопросы по содержанию текста. 
На все вопросы дети отвечают развёрнутым предложением. (ответы детей выделены) -У кого жили петух и собака? 
- Почему петух и собака ушли из дома? 
- Потому что петуха и собаку плохо кормили. 
-Что означает «пошли, куда глаза глядят»? 
- Это означает, что они не знали, куда идти. 
- Где остановились друзья на ночлег? 
- Петух и собака нашли дуплистое дерево. 
- Что это за дерево «дуплистое дерево»? 
- Это дерево с большим дуплом. 
- Где ночевал петух, а где собака? 
- Петух ночевал на ветке дерева, а собака – в дупле. 
- Кто услышал утром петушиный крик? 
- Петушиный крик услышала лиса. 
- Что сказала петуху лиса? 
Лиса сказала: «Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и перышки-то какие красивые, и гребень-то какой красный, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик».
- Как вы думаете, как разговаривала лиса с петухом? Давайте попробуем произнести ее слова грубо. А теперь ласково. 
- Что ответил петух? 
- Петух ответил: «А за каким делом? »
-Чем закончилась сказка? 
- Собака разорвала лису. 

-Вам жалко лису? Почему? (Нет, не жалко, потому что лиса хотела съесть петушка)
Воспитатель:  Хорошо, ребята.

 А теперь мы отдохнем  физминутку проведем
«Быстро встаньте, улыбнитесь, 
Выше, выше потянитесь. 
Ну-ка плечи распрямите. 
Поднимите, опустите. 
Влево, вправо повернулись, 
Руками коленей коснулись. 
Сели - встали, сели - встали
И на месте побежали. » 
Воспитатель: А теперь еще раз внимательно послушайте сказку.( Читаю еще раз).  

Повторное чтение сказки

Воспитатель: Пересказать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать и втроём.

Сначала надо пересказать о том, у кого жили петух да собака и что они решили.

Потом? (Где заночевали и кто их нашел?)

А  дальше? (Что хотела от петуха лиса?)

Чем закончилась сказка?

Воспитатель: Когда будете пересказывать сказку, то голосом передайте, как ласково лиса разговаривала с петухом.

Пересказ сказки.

 Один начинает, другой заканчивает

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все очень старались…. 
Итог занятия. Чем мы сегодня на занятии занимались?

 Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Наоборот» со словами
Трусливый – храбрый
Сытый – голодный
Быстрый – медленный
Неуклюжий - ловкий
Злой – добрый
Большой – маленький
Толстый – худой
Веселый – грустный
Глупый – умный
Простодушный – хитрый
(Заяц быстрый, а медведь… наоборот; медведь неуклюжий, а лиса … наоборот и т. д.) 
Воспитатель предлагает детям подобрать слова, которыми можно заменить слова:
Быстрый (проворный, резвый) 
Страшный (ужасный, чудовищный) 
Красивая (привлекательная, роскошная, восхитительная, великолепная) 
Сильный (мощный, могучий) 
Неуклюжий (неловкий, неповоротливый) 
(данное задание можно выполнять в рамках предыдущего) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа В.Г.Сутеева «Чей это гриб?»

Занятие систематизирует у детей представление об осени в лесу, расширяет, уточняет и активизирует словарь детей; способствует развитию произвольного внимания, зрительной и словесно-логической памяти, ...

Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа В.Г.Сутеева «Чей это гриб?» (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия по развитию речи  Пересказ рассказа Сутеева В.Г. "Чей это гриб?"по опорным картинкам...

План-конспект занятия по речевому развитию пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Целью данной работы являетя: Формирование представления  о последовательном пересказе текста с наглядной опорой....

Конспект занятия: по речевому развитию пересказ сказки “У страха глаза велики”.

Конспект занятия: по речевому развитию пересказ сказки “У страха глаза велики”....

Конспект занятия по речевому развитию Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» для детей подготовительной группы

Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.Задачи:Образовательные:- Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст;- Продолжат...

Авторский конспект занятия по речевому развитию "Пересказ сказки Э.Шима "Соловей и воронёнок"

Авторский сюжет данного занятия, использование педагогических приёмов театрализации и мнемотехники позволяют детям старшего дошкольного возраста в лёгкой и увлекательной форме запомнить и переск...

Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ сказки К. Чуковского «Цыплёнок»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Задач...