Авторский конспект занятия по речевому развитию "Пересказ сказки Э.Шима "Соловей и воронёнок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сидорова Наталья Ивановна

 Авторский сюжет данного занятия, использование педагогических приёмов театрализации и мнемотехники позволяют детям старшего дошкольного возраста в лёгкой и увлекательной форме запомнить и пересказать небольшое литературное произведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_monitoring_rono.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальная автономная дошкольная образовательная организация

                Краснослободского муниципального района республики Мордовия

                               «Центр развития ребёнка детский сад «Радуга»

Конспект образовательной деятельности

по речевому развитию

Тема: Пересказ сказки Э.Шима «Соловей и воронёнок»

                                     Подготовила: воспитатель старшей группы

                                                                                     Сидорова Н.И.

                                                      Краснослободск 2022г.

Цель :  Учить пересказывать текст целиком и по ролям.  

Задачи :

Образовательные :  Способствовать развитию речи, умению понимать      прочитанный текст, закрепить знания детей о  птицах.

Развивающие  :       Развивать диалогическую форму речи . Развивать способности творческого характера .  учить детей внимательно слушать  и    пересказывать текст целиком и  по ролям.

Воспитательные :     помочь понять смысл содержания сказки. Воспитывать чуткость к    

                                   художественному слову

Предварительная работа :   беседы о перелётных и зимующих птицах, рассматривание изображений птиц, чтение сказок, рассказов  о птицах, прослушивание в аудиозаписи голосов певчих птиц.

Материалы и оборудование : Кокошник и платок бабушки – сказительницы,  

                                                     иллюстрационный материал к сказке, аудиозапись  

                                                    «В гостях у сказки», шапочки – маски вороненка и соловья,          

                                                     портрет Э. Шима.

                                                   

                                     Ход образовательной деятельности :

  1. Вводная часть.

    - Ребята, настроение у всех хорошее? Сейчас мы поздороваемся с нашими гостями и поделимся с ними своим хорошим настроением:

            К гостям повернёмся,

            Гостям улыбнёмся,

            Ручкой им помашем.

           «Здравствуйте!» - скажем.

Молодцы. Вы уже, наверное , заметили, ребята, выставку книг, которая сегодня открыта в нашей группе? Здесь собраны только самые интересные, самые любимые ваши сказки. Они часто к нам приходят в гости.  Мы не только с вами их читаем, но иногда новую сказку приносит бабушка – сказительница.

Раздаётся стук.

- Ребята, слышите? Это, наверное, новая сказка спешит к нам в гости!

( Включается аудиозапись «В гостях у сказки», в это время воспитатель отворачивается и быстро надевает на себя фартук, кокошник, повязывает платок.)

Аудиозапись выключается.

Появляется бабушка – сказительница:

- Здравствуйте, детки дорогие!  Я – бабушка Агафушка,

  В гости я пришла к вам снова, с интересной сказкой новой.

  Слушайте, запоминайте, да на ус себе мотайте.

II.Основная часть.

Бабушка начинает повествование:

 «  То не ветер шумит, не огонь гудит,

   То не резвый пастух в звонкий рог трубит,

   То – на старой цветущею яблоне,

   В соловьиною роще да вечером,

   Неразумный кричит воронёночек.

   Распугал вокруг пташек маленьких.

   Неразумный кричит да ругается,

   С малой птахою состязается.

   То , ребятки, была только присказка,

   Сказка – то лишь сейчас начинается…»

Бабушка – сказительница поворачивает к детям макет соловьиной рощи и начинает читать по памяти сказку « Соловей и воронёнок». В процессе рассказывания закрепляет на магнитах фигурки соловья и воронёнка к веткам старой цветущей яблони, изображённой на макете.

– Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!

– Почему?

– В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?

– А ты его видел?

– Не привелось еще. Но говорят – так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть…

– Так глянь. Я и есть Соловушко!

Бабушка:

 - Тут, ребятки, и сказочка вся…

 - А сколько же в ней героев ? (Два.) Сказка так и называется – «Соловей и воронёнок». А как воронёнок – то раскричался, соловья и не признал в этой маленькой серой птичке. Он ведь думал, Соловушко какой?

- Как вороненок описывает Соловушко? (золотой носок, серебряное горлышко, так хорош, так пригож).

- А вороненок знал, как выглядит Соловушко? (нет)

- Как в начале сказки обращается вороненок к Соловушко? (пигалица серая, мелкая да писклявая).

Так вот воронёнок и обознался.

Понравилась сказка – то? (Да).

Только ведь сказку - то не я придумала а вот этот сказочник Э. Шим. (Показывает портрет писателя). – Запомнили, как писателя-то детского зовут?(ответ детей).

                 - Молодцы да разумники! Ещё к вам приду. Ну, а мне в путь – дорогу пора. До свидания, ребятушки!

(Включается продолжение аудиозаписи «В гостях у сказки», бабушка отворачивается, снимает атрибуты, запись выключается).

Воспитатель:

 - Кто к вам сейчас приходил, ребята? (Бабушка). Она вам сказку новую рассказывала?(Да)

А вы мне её расскажете?(Да). Только сначала немножечко отдохните, встаньте все со стульчиков. Мы немножечко поиграем в птичек.

Физкультминутка :

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички прыгают, поют (машут руками)
Птички зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели, и на место сели  («улетают», садятся)

-  Смотрите, бабушка нам сказочку эту оставила, и картинки к ней. Да к этой сказке и шапочки – маски!   Чья это маска? (Соловья, а эта – воронёнка). Сейчас я прочту вам сказку , чтоб вы получше запомнили, и мы с вами поиграем в неё. Разыграем по ролям.

Воспитатель читает сказку ещё раз. По ходу чтения вывешивает на магнитную доску иллюстрации к сказке, отражающие последовательность событий.

- А давайте попробуем сказку разыграть по ролям. Кто хочет быть вороненком, Соловушко? Можете смотреть на картинки – подсказки.

(2-3 повтора сценки с разными детьми)

Сказку по очереди пересказывают два ребёнка.

III . Заключительная часть.

-Дети, вам понравилось сегодняшнее занятие?

 Чем мы занимались на занятии?

С какой сказкой мы познакомились?

Кто написал эту сказку?

Вы что – то поняли для себя из этой сказки?

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Конспект занятия по речевому занятию по сказке "Двенадцать месяцев"

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе....

Авторская методическая разработка конспекта занятия по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники Тема: «Теремок»

Методическа разработка содержит:Содержание:Аннотацию;Введение;Содержание методической разработки;Конспект НОД   по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста с использован...

Конспект занятия по речевому развитию для детей 4-5 лет Сюжет занятия: «Вернём колобку хорошее настроение!» (путешествие по сказке)

Закрепление знаний в рамках образовательных областей  «Речевое развитие, «Социально – коммуникативное развитие» в процессе игр....

Конспект занятия по речевому развитию «Сказки в гости к нам приходит» для детей старшей группы.

Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы....