Конспект НОД по развитию речи "У лукоморья дуб зелёный"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ирина Викторовна Ладинская

Новизна конспекта заключается в разучивании стихотворения с опорой на разные виды диорамы. Дети вместе с педагогом после знакомства с содержанием стихотворения создают картинную диораму: иллюстрации к тексту, меняющиеся в зависимости от освещения (дневного, ночного). Далее дети лепят из пластилина героев Лукоморья, а во время разучивания стихотворения создают "объёмную" диораму с их помощью. Сохранившиеся образы многочисленных  героев стихотворения "У лукоморья дуб зелёный" позволят значительно быстрее запомнить текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 11«Жар-птица»

Номинация Конкурса:

«Методическая разработка дошкольного образования»

Конспект занятия по непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в дошкольном учреждении.

Тема: Заучивание отрывка из поэмы А.С. Пушкина   «У лукоморья дуб зелёный».

 

Подгрупповое занятие. Подготовительная к школе группа.

Выполнил:

Ладинская Ирина Викторовна

МДОУ ЦРР детский сад №11 «Жар-птица»

Воспитатель

e-mail: iraladinskaya@yandex.ru

г. Серпухов, 2019г.

Актуальность.

       В последнее время наблюдается снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является потеря интереса у детей к чтению книг, пассивность родителей к этой проблеме.

     Художественная литература всегда воздействовала на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника.

    Творчество А. С. Пушкина способствуют развитию образной речи, восприятию разнообразных сюжетов. Формирование грамматического строя речи через сказки А. С. Пушкина способствует составлению целого высказывания. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение творчества Пушкина, так  как расширяя знания ребёнка об окружающем мире, сказки и стихи поэта воздействуют на личность детей, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Сказки, написанные в стихотворной форме, помогают ребёнку развивать память. Дети   запоминают текст и могут прочитать наизусть.

 Но заучивание стихов иногда вызывает трудности. Как помочь детям запомнить стихотворение так, чтобы это было не механическим заучиванием, а процесс сопровождался пониманием текста , эмоциональным откликом на него?

Новизна конспекта заключается в разучивании стихотворения с опорой на

разные виды диорамы. Дети вместе с педагогом после знакомства с содержанием стихотворения создают картинную диораму: иллюстрации к тексту, меняющиеся в зависимости от освещения (дневного, ночного). Далее дети лепят из пластилина героев Лукоморья, а во время разучивания стихотворения создают "объёмную" диораму с их помощью. Сохранившиеся образы многочисленных  героев стихотворения "У лукоморья дуб зелёный" позволят значительно быстрее запомнить текст.

Непосредственная образовательная деятельность по теме "Заучивание отрывка из поэмы А.С. Пушкина   «У лукоморья дуб зелёный».

Подгрупповое занятие. Подготовительная к школе группа.

Образовательная область: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Возраст детей:  6-7 лет

Форма организации: подгруппа

Цель: Углублять и расширять знания детей о творчестве поэта А. СПушкина, формировать интерес к такому виду искусства как диорама.

Задачи:

Образовательные:

-продолжать знакомить детей с творчеством А.С. Пушкина;

 -расширить словарный запас детей, обогатить речь образными выражениями,

-уточнить значение устаревших слов;

- познакомить детей с таким видом искусства как диорама

-формировать умение заучивать стихотворение с помощью предметов продуктивной деятельности, изготовленных детьми по содержанию стихотворения.

Развивающие:

-развивать речевое творчество, выразительность речи;

-развивать память, внимание, коммуникативные навыки;

Воспитательные:

-воспитывать любовь к творчеству  А.С. Пушкина в

   -воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения,  эмоционально откликаться на них;

Словарная работа:

Диорама - значит прозрачная картина.  Картины меняются в зависимости от направления освещения – спереди или сзади. 

Лукоморье - такой изгиб морского берега , когда часть моря вдается в сушу. Морской залив.

На неведомых дорожках - на незнакомых дорожках.

Дол - долина.

Витязь - в старину: воин, богатырь.

Чредой - чередой, по очереди.

Дядька - в старину: слуга-воспитатель

при мальчике в дворянской семье.

Мимоходом - по пути, проходя мимо.

Пленяет - берет в плен.

Чахнуть - сохнуть, изводить себя, страдать.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, портрет Арины Родионовны, основа для диорамы "У лукоморья дуб зелёный", персонажи отрывка из поэмы, слепленные заранее из пластилина: кот, русалка, леший, избушка, богатыри, королевич, царь, колдун, волк, ступа с бабою ягой, Кощей; картинки-иллюстрации к сказкам: "Сказка о царе Салтане...", "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о Попе и работнике его Балде", ёлочка, снежинки красного и синего цвета, сундук с костюмами и масками персонажей отрывка "У лукоморья дуб зелёный".

ТСО:

- ноутбук

- видео диорамы «У лукоморья дуб зелёный»;

- интерактивный Чёрный Кот

- музыкальное сопровождение

Предварительная работа: беседы о поэте и сказочнике А.С. Пушкине,  выставка книг с произведениями А.С. Пушкина, чтение сказок Пушкина: "Сказка о золотом петушке",: "Сказка о царе Салтане...", "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о Попе и работнике его Балде",  рассматривание иллюстраций к сказкам, разучивание отрывка из стихотворения Пушкина "Зимнее утро", НОД по изодеятельности "Рисование "Картинная диорама "У лукоморья дуб зелёный", НОД Лепка "Герои лукоморья", разучивание песни "Сказка"(композитор А. Ермолов)

Ход непосредственной образовательной деятельности.

1 часть

Организационный момент. 

Дети с воспитателем играют на ковре. Вдруг в театральную комнату забегают Ткачиха и Бабариха. Ребята удивляются, задают вопрос: "Кто это?"

Воспитатель объясняет, что в другой подготовительной группе готовится театральная постановка по  "Сказке о царе Салтане" А.С. Пушкина.

Воспитатель:

-Ребята, а вы знаете, кто такой А.С. Пушкин?

Правильно, это великий русский поэт и сказочник Александр Сергеевич Пушкин.(показываю портрет Пушкина). Мы с вами знакомились уже с его творчеством: стихотворениями, сказками.

- Ребята, а вы знаете, кто был лучшим другом Александра Сергеевича?

Конечно же, это его няня - Арина Родионовна (показываю портрет). Именно она рассказывала в детстве сказки про Бабу-Ягу, Кощея, русалок,  а маленький Саша внимательно слушал, запоминал, а когда вырос - использовал это в своём творчестве.

- Ребята, давайте вспомним, какие сказки написал Александр Сергеевич. В этом нам поможет игра "Угадай, из какой сказки эти строки". Я читаю отрывок из сказки, а вы говорите название сказки.

1. Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком.
 

«Сказка о царе Салтане…»
Какое полное название этой сказки? ("Сказка о царе Салтане, о сыне его славном князе Гвидоне и о прекрасной царевне-лебеди) .

2.  «Ах, ты мерзкое стекло,
Это врешь ты мне назло».

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

3.  «Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит все смирно».

«Сказка о золотом петушке».

4.  «На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто».

«Сказка о рыбаке и рыбке»

5. «Жил-был поп, толоконный лоб».
 

«Сказка о попе и его работнике Балде»

-Молодцы, ребята, вы действительно знаете много сказок Пушкина.

- А вы бы сами хотели попасть в сказку?

  Тогда давайте споём волшебную песню, которая так и называется "Сказка".

Я думаю, она нам и поможет очутиться в волшебном мире.

Дети исполняют песню "Сказка", стоя около стульев.

II часть. Дети садятся на стулья

На экране доски появляется чёрный кот.

Кот: - Здравствуйте, ребята! Я вижу здесь собрались знатоки творчества Александра Сергеевича Пушкина. Рад вас приветствовать в волшебной стране Лукоморье! Кто из вас знает, что же такое лукоморье?

Дети:  это такой изгиб морского берега , когда часть моря вдается в сушу. Морской залив.

Кот: -Правильно! А из какого произведения вы узнали про лукоморье?

Дети: из отрывка поэмы "Руслан и Людмила".

Воспитатель: - Ребята,  давайте расскажем уважаемому Коту,

Дети:  Диорама – значит прозрачная картина.  Картины меняются в зависимости от направления освещения – спереди или сзади. 

Кот: - Знаю, знаю . Сказать по правде, я наблюдал, как вы создавали диораму "Лукоморье". Я  всегда оказываюсь там,  где дети творят чудеса. Ваша работа мне очень понравилась, но я решил её усовершенствовать. Показал ваши рисунки одному художнику, он немного поколдовал, и вот что из этого получилось.

Показ картинной диорамы (видео) на отрывок из поэмы А.С. Пушкина "У лукоморья дуб зелёный"

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!

Воспитатель: Ребята, вам понравилась волшебная диорама? А вы обратили внимание, кто озвучивает иллюстрации? Да, рассказывает отрывок обычная девочка, такая же, как и вы. А вы хотите научиться также выразительно рассказывать стихотворение?

Дети: Хотим!

Воспитатель: А поможет вам в этом другой вид диорамы . (Вношу диораму с дубом).

Посмотрите. Это объёмная полукруглая картина. Что она изображает?

-Дети:  Лукоморье- луг у моря.

Воспитатель: Что находится в центре диорамы?

Дети: Дуб зелёный.

Воспитатель: для создания полноты диорамы лукоморья нам не хватает персонажей отрывка. Где же нам их взять?

Дети: На занятии по лепке мы слепили персонажей лукоморья.

Воспитатель: Вы правы, ребята! Ваши слепленные фигурки и будут частью  диорамы "У лукоморья". Возьмите каждый по одному персонажу. но помните, что в сказке даже неодушевлённые предметы могут быть её героями.

Дети берут персонажей отрывка, слепленных ранее из пластилина. Садятся на свои места.

Воспитатель: А сейчас, ребята, я буду зачитывать отрывок из стихотворения, а вы будете ставить на диораму соответствующий отрывку персонаж. А кто запомнил строчки стихотворения, может сам и прочитать наизусть.

Читаю наизусть стихотворение, дети встают и расставляют персонажей, по возможности озвучивая соответствующие строчки.

Воспитатель: Ну вот и получилась у нас с вами объёмная диорама "У лукоморья дуб зелёный"!

Кот: Мур!!! Какие талантливые ребята! Вы так много трудились. Устали?

Дети: Да

Физкультминутка (проводит кот)

Мы глазами миг-миг; (моргают глазами)

Мы плечами чик-чик; (поднимают и опускают плечи)

Мы руками хлоп-хлоп;(хлопают в ладоши)

Мы ногами топ-топ; (топают ногами)

Раз – туда, два – сюда, (повороты туловища вправо, влево)

А потом – вокруг себя (кружатся вокруг себя)

Надо низко поклониться, (наклоняются вниз)

Чтобы в сказке очутиться.

В сказке – бабушка Яга, у нее одна нога. (прыгают на одной ноге)

В сказке – смелый князь Гвидон,

Он Салтану шлет поклон. (Наклоняются вниз)

В сказке петушок сидит – во все стороны глядит. (Поворачивают голову вправо, влево)

Сказки Пушкина стоят – а мне домой идти велят! (Садятся на стульчики)

(Кот исчезает)

Воспитатель: вот так сказочный Кот! Как появился, так назад и воротился.

Ну а мы с вами, ребята, продолжаем. Кто из вас запомнил отрывок "У лукоморья"?

(2-3 ребёнка читают наизусть)

Воспитатель :Молодцы, ребята! Стихотворение очень большое , поэтому  мы продолжим учить его в другие дни.

III часть.

- А сейчас мне хотелось бы узнать, какое настроение у вас вызвало наше занятие. Для этого выберите снежинку, цвет которой соответствует вашему настроению.  Если у вас хорошее настроение - возьмите красную снежинку, если плохое - то синюю. Украсьте снежинками нашу ёлочку!

Дети встают, берут выбранную снежинку со стола. Вешают на ёлочку. Встают вокруг ёлочки.

Воспитатель: Какого настроения наша ёлочка?

- Ой, ребята! А что это за сундучок за нашей ёлкой стоит?  (выношу сундук, ставлю перед детьми).

Воспитатель: Наверное, это Кот что-то задумал. Откроем?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, смотрите, а в сундуке какие-то костюмы. Давайте рассмотрим. (дети вынимают костюмы, рассматривают, примеряют).

Воспитатель: Да это же костюмы героев Лукоморья. Я думаю, что Кот понял, что вы ребята - талантливые, стихотворение выучили, а теперь сможете сказку показать. Хотите?

Дети: Да!

Дети участвуют в театрализации стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе " Путешествие в Зелёную сказку"

Конспект НОД по развитию речи " Путешествие в Зелёную сказку"...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...