Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ: «Путешествие в Лукоморье…»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Попова Марина Владимировна

Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ:

«Путешествие в Лукоморье…»

Воспитатель: «Ребята, сегодня я вас приглашаю отправиться со мной в интересное путешествие по сказкам. Хотите? Тогда - в путь!

(Под легкую музыку, дети следуют за воспитателем по дорожкам здоровья)

Воспитатель: Посмотрите, какое интересное дерево перед нами. Как оно называется? (ответы детей)

Правильно, дуб. Но он совсем не обычный.

- златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Какой поэт описал именно та дуб? (ответы детей)

Правильно, это А.С.Пушкин. Сейчас я вам немного расскажу о нем.

«Когда-то очень давно, в 1799 году в одной дворянской семье родился мальчик, которого назвали Александром.

Жил он в Москве и у его родителей в доме была большая библиотека, потому что его родители мама Надежда Осиповна и папа Сергей Львович очень любил поэзию. Вот и маленький Саша любил читать эти книги, хотя учился он в школе плохо.

Летом Сашенька любил ездить к своей бабушке Марии Алексеевне в подмосковное село Захарово, там он много читал и играл.

В раннем детстве у Саши была его любимая няня Арина Родионовна. Она очень любила сказки и всегда рассказывала ему, а потом он воплотил их в свои замечательные сказки»

Воспитатель: А какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? (полные ответы детей)

Назовите главных героев сказок. Какие герои положительные, а какие герои отрицательные?

Воспитатель: Молодцы, все сказки вы назвали правильно. А теперь я вас проверю, я вам загадаю загадки, а вы отгадайте из каких они сказок? А ответы мы проверим на экране.

(воспитатель берет ларец из под дуба, а там загадки)

Пару раз старик невод кинул,

Но поймал лишь траву да тину.

Кто, скажите, на раз на третий

Вдруг случайно попался в сети?

Ответ: Рыбка

У царя жена вторая,

Дни беспутно коротая,

Говорила по-секрету

С этим маленьким предметом.

Ответ: Зеркальце

 

Золотую эту птицу

Посадил Дадон на спицу.

Коль сидит та птица смирно,

То вокруг царя все мирно.

Ответ: Петушок

 

Что за зверь в хустальном доме

Князю прибыль создает,

“Во саду ли, в огороде...”-

Звонко песенку поет?

Ответ: Белка

 

 

Молодцы, а теперь давайте с вами разомнемся.

Физкультминутка:

Давным-давно жил царь Дадон

И делал каждый день зарядку:

Он головой крутил, вертел

И танцевал вприсядку.

Плечами уши доставал

И сильно прогибался.

Он руки к небу поднимал,

 За солнышко хватался.

Психолог: Молодцы, а теперь я для вас тоже подготовила задание.

Нужно старинные слова из сказок заменить на современные:

Лихо - плохо

Дивясь - удивляясь

Персты - пальцы

Кликать - звать

Браниться - ругаться

Ступай - иди

Надобно - надо

Град  - город

Молодцы, а теперь попробуйте объяснить пословицу

 И к какой из сказок она подходит?

(« Сказка о Попе и работнике его Балде»)

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю поиграть в сказку. Инсценировка отрывка из « Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Воспитатель читает, дети инсценируют:

 

Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт.
"Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?" -
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
"Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Не женат лишь я хожу". -
"А кого же на примете
Ты имеешь?" - "Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?" -
Князь со страхом ждёт ответа.
Лебедь белая молчит
И, подумав, говорит:
"Да, такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнёшь
Да за пояс не заткнёшь.
Услужу тебе советом -
Слушай: обо всём об этом
Пораздумай ты путём,
Не раскаяться б потом".

Воспитатель: А из какой сказки этот был отрывок? (ответы детей)

Психолог: А давайте с вами поиграем в такую игру, я вам читаю текст, а вы попробуйте изобразить.

«Упражнение пантомимики»

И царица хохотать

И плечами пожимать

И подмигивать глазами

И прищелкивать перстами

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

 

За невестою своей

Королевич Елисей

Между тем по лесу скачет

Нет, как нет! Он горько плачет.

 

Кири-ку-ку

Царствуй, лежа на боку.

Воспитатель: А теперь я вам буду называть персонажей сказок, и если этих героев нет, то нужно хлопнуть в ладоши:

Царевна-лебедь, лиса, комар

Мачеха, яблоко, колобок

Поп, кот Леопольд, Балда

Старуха, золотая рыбка, журавль

Конек-горбунок, белка, Аленушка

Психолог: музыкальные чудеса из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ:

«Путешествие в Лукоморье…»

Воспитатель: «Ребята, сегодня я вас приглашаю отправиться со мной в интересное путешествие по сказкам. Хотите? Тогда - в путь!

(Под легкую музыку, дети следуют за воспитателем по дорожкам здоровья)

Воспитатель: Посмотрите, какое интересное дерево перед нами. Как оно называется? (ответы детей)

Правильно, дуб. Но он совсем не обычный.

- златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Какой поэт описал именно та дуб? (ответы детей)

Правильно, это А.С.Пушкин. Сейчас я вам немного расскажу о нем.

«Когда-то очень давно, в 1799 году в одной дворянской семье родился мальчик, которого назвали Александром.

Жил он в Москве и у его родителей в доме была большая библиотека, потому что его родители мама Надежда Осиповна и папа Сергей Львович очень любил поэзию. Вот и маленький Саша любил читать эти книги, хотя учился он в школе плохо.

Летом Сашенька любил ездить к своей бабушке Марии Алексеевне в подмосковное село Захарово, там он много читал и играл.

В раннем детстве у Саши была его любимая няня Арина Родионовна. Она очень любила сказки и всегда рассказывала ему, а потом он воплотил их в свои замечательные сказки»

Воспитатель: А какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? (полные ответы детей)

Назовите главных героев сказок. Какие герои положительные, а какие герои отрицательные?

Воспитатель: Молодцы, все сказки вы назвали правильно. А теперь я вас проверю, я вам загадаю загадки, а вы отгадайте из каких они сказок? А ответы мы проверим на экране.

(воспитатель берет ларец из под дуба, а там загадки)

Пару раз старик невод кинул,

Но поймал лишь траву да тину.

Кто, скажите, на раз на третий

Вдруг случайно попался в сети?

Ответ: Рыбка

У царя жена вторая,

Дни беспутно коротая,

Говорила по-секрету

С этим маленьким предметом.

Ответ: Зеркальце

 

Золотую эту птицу

Посадил Дадон на спицу.

Коль сидит та птица смирно,

То вокруг царя все мирно.

Ответ: Петушок

 

Что за зверь в хустальном доме

Князю прибыль создает,

“Во саду ли, в огороде...”-

Звонко песенку поет?

Ответ: Белка

Молодцы, а теперь давайте с вами разомнемся.

Физкультминутка:

Давным-давно жил царь Дадон

И делал каждый день зарядку:

Он головой крутил, вертел

И танцевал вприсядку.

Плечами уши доставал

И сильно прогибался.

Он руки к небу поднимал,

 За солнышко хватался.

Психолог: Молодцы, а теперь я для вас тоже подготовила задание.

Нужно старинные слова из сказок заменить на современные:

Лихо - плохо

Дивясь - удивляясь

Персты - пальцы

Кликать - звать

Браниться - ругаться

Ступай - иди

Надобно - надо

Град  - город

Молодцы, а теперь попробуйте объяснить пословицу

 И к какой из сказок она подходит?

(« Сказка о Попе и работнике его Балде»)

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю поиграть в сказку. Инсценировка отрывка из « Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Воспитатель читает, дети инсценируют:

Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт.
"Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?" -
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
"Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Не женат лишь я хожу". -
"А кого же на примете
Ты имеешь?" - "Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?" -
Князь со страхом ждёт ответа.
Лебедь белая молчит
И, подумав, говорит:
"Да, такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнёшь
Да за пояс не заткнёшь.
Услужу тебе советом -
Слушай: обо всём об этом
Пораздумай ты путём,
Не раскаяться б потом".

Воспитатель: А из какой сказки этот был отрывок? (ответы детей)

Психолог: А давайте с вами поиграем в такую игру, я вам читаю текст, а вы попробуйте изобразить.

«Упражнение пантомимики»

И царица хохотать

И плечами пожимать

И подмигивать глазами

И прищелкивать перстами

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

За невестою своей

Королевич Елисей

Между тем по лесу скачет

Нет, как нет! Он горько плачет.

Кири-ку-ку

Царствуй, лежа на боку.

Воспитатель: А теперь я вам буду называть персонажей сказок, и если этих героев нет, то нужно хлопнуть в ладоши:

Царевна-лебедь, лиса, комар

Мачеха, яблоко, колобок

Поп, кот Леопольд, Балда

Старуха, золотая рыбка, журавль

Конек-горбунок, белка, Аленушка

Психолог: музыкальные чудеса из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализации с детьми второй младшей группы «Сказочные рукавички»

Конспект предназначен для того, чтобы учить детей громко и чётко произносить слова, сочетая речь с движениями пальцев рук, воспитывать интонационную выразительность речи, обогащать словарный зап...

Конспект занятия по развитию речи с элементами фольклора в первой младшей группе "Прогулка по весеннему лесу"

Непосредственно образовательная деятельность по развитию коммуникативных качеств  с детьми 2-3 лет...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ ПО ТИПУ ОРИГАМИ. ТЕМА «В ГОСТИ К КУКЛЕ МАШЕ».

Конспект закрепляет у детей  обобщающие поня­тия: грибы, овощи, фрукты, посуда, обувь, одежда, зимующие птицы, домаш­нии животные, а также времена года и дни недели. Закреплятет умение по...

Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики по теме "Зимовье зверей" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

Данное занятие направлено на развитие речевой активности с помощью приемов логоритмики у детей 5 лет с  общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В ходе занятия у детей актуализир...

Конспект занятия по развитию речи с элементами технологии ТРИЗ:«Рассказ по картине: выразительные средства речи»

Данный конспект отражает работу воспитателя с детьми пятого года жизни по развитию речи. На занятии используется технология ТРИЗ....

Конспект занятия в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «Путешествие по сказкам».

Конспект занятия в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «Путешествие по сказкам».Цель: продолжать формировать у детей умение творческому рассказываниюс использованием технологии ...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с элементами ТРИЗ «Путешествие в лес» старшая группа.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с элементами ТРИЗ «Путешествие в лес» старшая группа....