Развитие речи Сказки народов мира
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Голованова  Любовь Михайловна

Развитие речи на тему " Сказки народов мира "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_skazki_narodov_mira.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «Ромашка»

на тему «Сказки народов мира»

Занятие подготовила Голованова Л.М., воспитатель.

Цель: расширение знаний детей о богатстве устного народного творчества японского и нанайского народов.

Задачи:

- формировать углубленное смысловое восприятие сказки;

- развивать мышление, память, речь и творческое воображение;

- воспитывать потребность в чтении книг, любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных народов

Оборудование: фото с изображениями культуры японского и нанайского народов, глобус, сказки народов мира- выставка книг, декорации к сказке «Айога», изготовление элементов национальных костюмов нанайцев, предметы японского быта (циновки, чайники, веера, куклы- кокеши, статуэтки), декорация паруса, музыкальное сопровождение

Ход ООД:

  1. Приветствие

Собрались все дети в круг,

Я- твой друг и ты- мой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

  1. Артикуляционная гимнастика

А) «Окошко»:

Широко открыли рот- жарко

Закрыли- холодно.

Б) «Лошадка»:

Поцокать языком, как лошадка копытами.

В) «Дудочка»:

С напряжением вытянуть вперед губы,

Произнести звук «У»

Г) «Поймай мышку»:

Произнести звук «А», прикусить кончик языка, «поймать мышку».

  1. Беседа

-Посмотрите внимательно друг на друга, мы с вами похожи? (нет, все разные)

-А вы любите сказки? (да)

-На Земле живут люди разных стран и национальностей, и все они тоже любят сказки. (демонстрация глобуса)

-Я предлагаю вам отправиться в путешествие по разным странам и лучше узнать сказки разных народов.

-О чем думают люди других народов?

-Что для них самое важное?

-Можем ли мы, русские люди, понять сказки другого народа? (А, может, и полюбить?)

-А помогут нам в этом загадки.

  1. Волшебное заклинание (Встаем под парус)

Через тропы, острова,

Через реки и моря,

Испытания пройдем,

В царство сказки попадем.

  1. Япония - слышите нежную музыку? Это флейта. Японцы очень любят этот инструмент.

Гора Фудзияма

Загадки: а) Это вулкан, а не яма, японская … (Фудзияма).

Японское приветствие- «Коничива»

Дети садятся в круг на циновку около доски с японскими картинками.

-Ребята, предлагаю вам, передавая друг другу мяч, рассказать, что вы знаете о Японии.

Япония- страна восходящего солнца

Столица- Токио

Японский флаг- красный круг на белом фоне

Герб- желтая хризантема

Япония включает в себя четыре крупных острова: Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и свыше четырех тысяч маленьких островов

Бамбук-символ мужественности и силы японского характера

Цветущая сакура - символ красоты и юности, цветет один раз в году

Частые землетрясения и тайфуны

Кимоно- национальная одежда

Японские сказки часто обращаются к душе человека. Ее не видно, но без нее жить нельзя.

Веер - важная деталь японского быта и костюма

Бонсай – выращивание карликовых деревьев (при правильном уходе бонсай может жить несколько сотен лет, переходя от одного поколения к другому).

Дети рассказывают по фотографиям о Японии

Япония-страна наоборот:

-пальто подает женщина

-руль с правой стороны

-кошки бесхвостые

-пишут здесь сверху вниз

-спят на полу

-едят палочками

-белый цвет является траурным

Особенности географического положения страны выразилось в особом отношении людей к природе как к живому созданию. Умение восхищаться сиюминутной красотой отразилось во многих видах искусства Японии.

Дети читают японские хокку.

А) Над ручьем весь день

Ловит, ловит стрекоза

Собственную тень.

Б)  На голой ветке

      Ворон сидит одиноко.

      Осенний вечер.

В)  Гляжу- опавший лист

     Опять взлетел на ветку

     То бабочка была.

Танцевальная пауза под музыку из мультфильма «Маша и Медведь»- серия «Япония».

Мы познакомились с японской сказкой «Обезьянье царство».

- Давайте по картинкам вспомним, с чего начинается эта сказка. ( Дети по иллюстрациям художника Валерия Алфеевского пересказывают начало сказки)

Жил-был старик. Было у него три сына. Настал неурожайный год. Старший и средний сыновья пошли в город на заработки, а младший остался дома с отцом. Прислали сыновья триста медяков.

-А чтобы узнать, что было дальше, предлагаю вам загадать друг другу загадки, используя картинки с героями этой сказки.

Схема: -Кто объяснит, что это?

 (Дети объясняют алгоритм загадки).

-Приступайте!

(Дети придумывают загадки про кошку, собаку, обезьяну, мышь).

-  Как звали главного героя?

- Как кошке, собаке и обезьяне помог Сабуро?

- А как животные отплатили за доброту мальчику?

- С каким отрицательным персонажем в этой сказке вы познакомились?

- Каким был Гомбей? (жадным)

- Что попросил Гомбей?

- Вернул мешочек назад?

- Кто решил помочь хозяину отыскать волшебный мешочек с монетой?

- Как помогли героям мыши?

- Что сделала собака, после того, как мешочек нашли?

- Что стало с мешочком?

-Как мешочек попал к Сабуро?

- Как зажили братья?

- Что случилось с кошкой и собакой?

- Чему учит нас эта сказка? (помогать друг другу, не завидовать, не быть жадными, заботиться о животных)

Отправляемся в другую страну, вставайте под парус.

Заклинание:

Через тропы, острова,

Через реки и моря,

Испытания пройдем,

В царство сказки попадем.

  1. Знакомство с особенностями культуры и быта нанайского народа. (по фотографиям дети рассказывают о жизни нанайцев)

-Нанайцы- малочисленный народ (12 тыс. человек).

-Живут на севере России около реки Амур.

-Основные занятия- охота и рыболовство.

-До прихода русских нанайцы изготавливали одежду, обувь из рыбьей кожи, шкур животных, волокон крапивы.

-Слово «нанай» означает «на»-земля, «най»-человек.

-Летом нанайцы жили в домах из бересты и веток. Зимой селились в деревянные избы.

Давайте представим, что мы оказались в доме у нанайца Ла из сказки «Айога».

  1.  Инсценировка сказки «Айога».

Роль мамы, отца, дочки, Айоги, соседской девочки.

-Чему учит нас эта сказка? Как вы помогаете своим родителям?

- Вам понравилась концовка сказки?

- Давайте придумаем продолжение сказки, чтобы она была со счастливым концом (варианты).

8) Возвращение домой под парусом.

-Вам понравилось путешествие?

-В каких странах мы побывали?

-Вам были понятны сказки других народов?

-Чему учат сказки «Айога»? (доброте, помогать маме) «Обезьянье царство»? (выручать и поддерживать друг друга)

Все люди на планете Земля разные, но все мы хотим жить в мире, добре, чтобы в семьях люди заботились друг о друге.

Подарки детям (куколки-кокеши для аппликации, бумажная рыба для раскраски).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сказки народов мира"

Проект разработан для детей старшей группы для привития интереса к фольклору других стран, воспитания уважительного и бережного отношения к фольклору малых народов севера Росси и стран мира.  В п...

Методические разработки по познавательно-речевой деятельности в подготовительной группе (по сказкам народов мира)

Авторские  конспекты для детей подготовительной группы: ФЭМП+обучение грамоте...

Комплексно-тематический план образовательной работы в старшей группе на тему "Быть здоровыми хотим"; «Сказки народов мира»

Комплексно-тематический план образовательной работы в старшей группе Тема: «Быть здоровыми хотим»Сроки: 19.01.15 – 23.01.15Приоритетное направление: «Физическое развитие»Итоговое событие: Спортивно - ...

Проект «Мудрые и добрые сказки народов мира» Сказка "Курочка ряба"

Паспорт проекта посказке «Курочка ряба» для детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)...

Презентация "Русские народные сказки, сказки народов мира о хлебобулочных изделиях" для детей 5-7 лет"

Презентация "Русские народные сказки, сказки народов мира о хлебобулочных изделиях" для дошкольников...

Занятие по развитию речи «Сказки народов севера» (в условиях дистанционного обучения)

Задачи:Продолжать формировать представление о разных фольклорных формах;Знакомить со сказками разных народов;Упражнять в назывании однокоренных слов;Закреплять умение отгадывать загадки;Формировать ум...

Электронные книги для слабовидящих детей из серии "Сказки народов России" и "Сказки народов Мира" интересно не только слушать, но и рассматривать, ощупывать, а также выполнять разные задания, головоломки.

В наше дошкольное учреждение в 2023 году поступили новые  электронные книги для  слабовидящих детей из серии "Сказки народов России" . Ранее я познакомила воспитанников с электронн...