Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Весна пришла» .
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе

«Весна пришла» .

Цель: Использование  методов и приемов по формированию фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи.

Образовательные задачи:

  • совершенствовать лексико-грамматический строй речи
  • учить дифференцировать предлоги «над» , «под», «у», «за», «между», учить согласовывать слова в предложении, составлять речевые конструкции с использованием предлогов, закрепление навыка правильного использования предлогов в речи;
  • формировать умение образовывать форму родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных;
  • обогащать и активизировать  словарь по лексической теме «Весна», «Животные»
  • формировать предикативный словарь речи с использованием глаголов;
  • закреплять характерные признаки весны;
  • упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

 

Развивающие задачи:

 

  • развивать связную речь;
  • Развивать фонематическое восприятие через умение  слышать, различать и называть звук в слове с использованием элементов звукового анализа слова;
  • развивать слуховое внимание и логическое мышление;
  • развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику, словесно-логическое мышление через использование символов;
  • развивать общую и мелкую моторику;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе и экологически бережное отношение к ней;
  • формировать умение работать в коллективе

Интеграция областей:

  • речевое развитие;
  • познавательное развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;

Образовательные технологии:

  • здоровьесберегающие;
  • игровые;
  • развивающего обучения;

Методические приемы:

  • Игровые;
  • Словесные;
  • Слушание музыки;
  • Наглядные;
  • Практические;
  • Информационно-коммуникативные;

Предварительная работа с детьми: наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы; рассматривание картинок с приметами ранней и поздней весны, репродукции картин по теме «Весна», альбом «Перелетные птицы», «Дикие животные»; чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок о весне; художественное творчество на тему «Весна»; дидактические и подвижные игры, опытно-экспериментальная деятельность: нагревание предметов от солнца, таяние снега и сосулек в помещении, установление причинно- следственной связи: где быстрее тает, наблюдение за срезанными ветками в группе;

рассматривание картинок с приметами ранней весны, открыток, альбомов с журнальными вырезками, модели признаков ранней весны, перелетные птицы, дикие животные, репродукции художников;

прослушивание закличек о весне, музыкальные произведения, приметы, звуки природы, беседы;

разучивание: дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры

худ. творчество: рисование на тему весна (трафареты, печатки, штампы, аппликация, лепка, раскраски, конструирование из природного материала, оригами).

 

 

Оборудование:  картинки -символы предлогов, солнце с лучами, ИКТ «Весенние признаки», музыкальный треугольник, игрушки диких животных, солнце и лучики, звукозапись «Звуки Весны» , музыка Эдварда Грига «Утро»,  аудиозапись «Писк комара» словесно-речевой материал-загадки, пословицы, костюм «Весна», картинки -звуки З-Зь, браслеты «Ромашки», макет дерева большой, макет дерева маленький, весенние подарочки для детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

Помощник воспитателя включает  музыку Эдварда Грига «Утро»

Воспитатель переодет в костюм Весны

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте, познакомимся! Чтобы узнать, кто я, отгадайте загадку:

                                                                   Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к нам пришла... (весна)

 

 Воспитатель: Верно, я - Весна! А Вы хотите стать моими друзьями- веснянками и попасть на весеннюю полянку?  Но, обычным детям туда не попасть.  Тогда я вас сейчас превращу в веснянок. Согласны?

Для этого встаньте в пары.

(Игра на создание атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности: дети встают в пары друг с другом ):

Воспитатель: У меня волшебные уши, которые могут услышать  звуки Весны - и у тебя волшебные уши;

- У меня волшебные глаза, которые могут увидеть самые необыкновенные изменения в природе весной, и у тебя волшебные глаза;(смотрим вправо, влево, вверх, вниз, вокруг себя)

- У меня волшебный нос, который чувствует самые тонкие весенние ароматы свежего воздуха, и у тебя волшебный нос;(вдыхаем через рот, выдох медленный на «Ах!»)

- У меня самое доброе в мире сердце, которое позаботится о сохранении природы и у тебя тоже доброе сердце;(отправить друг другу «сердце», нарисованное в воздухе)

- Мы с тобой друзья-веснянки, давай обнимемся!

-Вытяните ручки  перед собой,  я вам подарю  весеннее настроение (одеваю  детям «весенние» браслеты на руки)

Воспитатель: 

Поднимите руки вверх вокруг себя  повернись,

И в друга-веснянку превратись.

(Дети кружатся, поворачиваются)

 

Воспитатель:  Я приглашаю вас на весеннюю полянку, где нас ждут интересные  игры-задания о весне.

 Сейчас еще ранняя весна. И на полянке  прохладно, я предлагаю  согреться.

 

Помощник воспитателя включает  песню «Весна-красна идет» и дети выполняют  «согревательные» движения с элементами биоэнергопластики

 

Воспитатель: Мы согрелись. Нам стало теплее? Сегодня мои маленькие друзья, я к Вам пришла со сказкой. Вы любите сказки? Я предлагаю  вам послушать ее.

“Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: 3 месяца – Зима, 3 месяца – Весна, 3 месяца – Лето и 3 месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: “Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод”.

Загадка

Молодое, новое, к радости готовое.

Встанет рано поутру –Я глаза скорей протру,

А оно – всё ярче, ярче, за окном – всё жарче, жарче…Что это такое? –(Солнце)

Воспитатель: Конечно. Действительно, солнце – самое большое и доброе. Вот оно какое. Ой, а лучики то рассыпались. Поможем солнышку, соберем лучики и расскажем, какое у нас солнышко.

  

Игра «Солнышко весной»(подбор прилагательных)

Дети прикрепляют лучики  к солнцу подбирая прилагательные:

солнце жёлтое, круглое, ласковое, теплое, радостное, нежное, веселое, румяное, лучистое

Воспитатель: Вот какое солнышко у нас получилось, и в группе сразу стало ярче и теплее. С наступлением весны все изменилось. Я предлагаю поиграть в игру «Чего не стало?» (Игра на образование форм родительного падежа ед. и мн. чисел)

Дети берут по одной картинке, рассматривают ее и говорят:

Весна пришла, и не стало…снега, (холодов, мороза, вьюги, льда на реках, снежных туч, голых деревьев). Воспитатель   картинку прикрепляет к каждому лучику солнца по одной.

Воспитатель : Какие вы молодчинки, не стало признаков зимних и, посмотрите, что стало с веточками деревьев?!(на веточках листочки и цвет)

Предлагаю рассмотреть веточки березы, вишни и сравнить.

Воспитатель : А еще какие изменения произошли с приходом весны, мы узнаем, посмотрев презентацию о весне.

ИКТ-презентация «Признаки весны»

Воспитатель: Один из признаков весны  вы назвали появление сосулек. Стали таять сосульки и зазвенела капель.

Воспитатель:(подходя к музыкальному треугольнику) Солнце светит, сосулька начинает таять (играет   длинные звуки). Солнце все теплее и сосулька начинает таять все быстрее. Играет  короткие звуки

Приглашает двух-трех детей сыграть весеннюю капель.

 

Воспитатель: Вот сколько изменений произошло с приходом весны. А что делают весной все насекомые? Правильно, просыпаются . Ой, что это? Кажется, одно из этих насекомых уже проснулось. А какое насекомое проснулось,  вы узнаете, услышав звук интересный.                           

 

Появляется Комар со своей песенкой: ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ,  помощник воспитателя включает аудио-звук «писк комара».

Воспитатель: Познакомьтесь, дети, это Комар Комарович. Слышали, какую звонкую песенку он поет: З-З-З-З-З-З-З.

Артикуляционная и акустическая характеристика звука З

Воспитатель : Я предлагаю вам тоже спеть комариную песенку. А чтобы петь  правильно песенку нужно, чтобы ротик улыбался, а язычок упирался в  нижние зубки, по языку идет холодная воздушная струя, голосовой моторчик работает, звук громкий.

Работа с зеркалами

Воспитатель: Комар Комарович предлагает поиграть в игру «Дарики-дарики-летели комарики…»

Игра «Дарики-дарики-летели комарики» с пальчиками.

Дарики-дарики-летели комарики.

Вились, вились, кружились, кружились,

В ушко(щечки, носик и т.п.) вцепились»

 

Воспитатель : У нас в Сибири очень много комаров и больших и маленьких. Большие поют: З-З-З-З-З-З. А маленькие Зь-Зь-Зь. (Модель твердости и мягкости) 

Выслушиваются хоровые и индивидуальные ответы детей. Воспитатель просит спеть то тихо, то громко.

Воспитатель: А сейчас Комар Комарович приглашает вас  поиграть  в  игру «Разложи картинки на две группы » в соответствии с моделью по твердости и мягкости.

 

Воспитатель: Какие вы молодчинки, с комариком мы поиграли, который поет песенку с каким звуком?.....А знаете какие еще можно спеть песенки со звуками З-Зь?

  Например, зя - за– вот идет коза; зю - зу – не дразни козу. А почему нельзя дразнить козу? (Потому что она может рассердиться и забодать). Правильно. Но мы еще можем спеть зю-зу – не боюсь козу; зи-зы – нет козы. И я предлагаю послушать песенку.

Слушание логопедической песенки .

 

(Дети вместе с воспитателем проговаривают эти чистоговорки).

За-за-за-прибежала к нам коза

Зы-зы-зы- ой, беда у той козы

Зо-зо-зо- и поют козлята ЗО

Зу-зу-зу-надо выручить козу.

 

Воспитатель : С Комаром -Комаровичем мы поиграли и даже козу выручили , и отправим его будить других насекомых. А Солнышко продолжает греть, капель звенит, в природе идут изменения, а  еще какие изменения происходят, мы узнаем в игре «Закончи предложение».

Речевая игра «Закончи предложение»

(Работа с глагольной лексикой, которая находит выход в синтаксис, дети подводятся к построению связного высказывания).

Воспитатель:

- Зима ушла, а весна… (пришла).

- Зимой медведь спит, а весной… (просыпается).

- Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).

- Зимой холодно, а весной… (тёпло).

- Зимой небо пасмурное, а весной... (ясное).

- Зимой снег выпадает, а весной… (тает).

- Зимой заяц белый, а весной… (серый).

- Зимой дни короткие, а весной… (длинные).

Воспитатель: А что же весной происходит в лесу у животных? (Дети: у зверей появляются детеныши)

Воспитатель: И у птиц появляются детеныши-птенчики.

Воспитатель:  Давайте вспомним, как называются детеныши диких животных и птиц.

  Игровое упражнение «Назови малышей» или «У кого кто?»

 

один

 

много

У медведя - …

У зайца - …

У лисицы - …

У волка - …

У ежа - …

У белки-…

У барсука-…

У птиц-…

медвежонок

зайчонок

лисенок

волчонок

ежонок

бельчонок

барсучонок

птенец

-

-

-

-

-

-

-

-

медвежата

зайчата

лисята

волчата

ежата

бельчата

барсучата

птенцы

 

Воспитатель: я предлагаю вам поиграть в игру «Кто, где?». У вас картинка-символ и игрушка. Вам нужно игрушку определить согласно символу.

(Использование предлогов  На, У, ПОД, между)

 

«Экологическая минутка»-охрана животного и растительного мира

Воспитатель: Ребята, а как мы должны относиться к птицам, животным? Что может сделать человек для них? Как им нужно помогать?

Дети: Вывешивать скворечники весной. Помогать больной или раненой птице, животным. Подкармливать  ранней весной.

Воспитатель:  Я предлагаю вам на нашей весенней полянке отдохнуть , ложитесь на спинку, руки вдоль туловища, глазки закрыты и послушайте звуки.

Релаксация   «Звуки весны»

Воспитатель: какие звуки вы слышали? (пение птиц, журчание ручейка, легкий ветерок). Одним выражением как их можно назвать? (Звуки весны)

Воспитатель: Дети, а кто помнит пословицы о весне?

Дети называют пословицы и объясняют смысловое значение:

Грач на горе - весна на дворе.

Вода с гор потекла, весну принесла.

Зима весну пугает, а сама тает.

Итог. Ритуал Дружбы.

Воспитатель :Ребята, а теперь нам пора , вновь в детский сад.

 

Вокруг себя дружочек повернись,

И вновь в ребёнка превратись.

(Дети снимают цветы-браслеты)

 

Воспитатель:  У меня есть замечательные иллюстрации. Только они не цветные. Я предлагаю вам взять краски, восковые мелки, карандаши и раскрасить их в яркие цвета (продуктивная деятельность в течение дня).

Кроме весенних веточек у нас в группе есть и волшебное дерево, которое дарит вам  весенние подарочки сладкие за хорошее участие в занятии.

Дети снимают браслеты возле дерева .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_rr1.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Весна пришла к нам молодая"

Конспект занятия по развитию речи.     Тема: "Весна пришла к нам молодая". (средняя группа) Цель:                 -Актив...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Весна в заколдованном лесу"

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Весна в заколдованном лесу". Составлен воспитателем 1 категории Негребецкой Вандой Ромуальдовной с учетом требований ФГОС...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе " Весна пришла - весне дорогу"

Тематическое занятие, направленное за актуализацию знаний о весне и ее приметах....

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Весна»

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Весна»Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках весны, показать связь весенних изменений в живой и неживой пр...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе " Весна пришла - весне дорогу"

Тематическое занятие, направленное за актуализацию знаний о весне и ее приметах....