Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Весна пришла» .
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе
«Весна пришла» .
Цель: Использование методов и приемов по формированию фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи.
Образовательные задачи:
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи
- учить дифференцировать предлоги «над» , «под», «у», «за», «между», учить согласовывать слова в предложении, составлять речевые конструкции с использованием предлогов, закрепление навыка правильного использования предлогов в речи;
- формировать умение образовывать форму родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных;
- обогащать и активизировать словарь по лексической теме «Весна», «Животные»
- формировать предикативный словарь речи с использованием глаголов;
- закреплять характерные признаки весны;
- упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
Развивающие задачи:
- развивать связную речь;
- Развивать фонематическое восприятие через умение слышать, различать и называть звук в слове с использованием элементов звукового анализа слова;
- развивать слуховое внимание и логическое мышление;
- развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику, словесно-логическое мышление через использование символов;
- развивать общую и мелкую моторику;
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе и экологически бережное отношение к ней;
- формировать умение работать в коллективе
Интеграция областей:
- речевое развитие;
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
Образовательные технологии:
- здоровьесберегающие;
- игровые;
- развивающего обучения;
Методические приемы:
- Игровые;
- Словесные;
- Слушание музыки;
- Наглядные;
- Практические;
- Информационно-коммуникативные;
Предварительная работа с детьми: наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы; рассматривание картинок с приметами ранней и поздней весны, репродукции картин по теме «Весна», альбом «Перелетные птицы», «Дикие животные»; чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок о весне; художественное творчество на тему «Весна»; дидактические и подвижные игры, опытно-экспериментальная деятельность: нагревание предметов от солнца, таяние снега и сосулек в помещении, установление причинно- следственной связи: где быстрее тает, наблюдение за срезанными ветками в группе;
рассматривание картинок с приметами ранней весны, открыток, альбомов с журнальными вырезками, модели признаков ранней весны, перелетные птицы, дикие животные, репродукции художников;
прослушивание закличек о весне, музыкальные произведения, приметы, звуки природы, беседы;
разучивание: дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры
худ. творчество: рисование на тему весна (трафареты, печатки, штампы, аппликация, лепка, раскраски, конструирование из природного материала, оригами).
Оборудование: картинки -символы предлогов, солнце с лучами, ИКТ «Весенние признаки», музыкальный треугольник, игрушки диких животных, солнце и лучики, звукозапись «Звуки Весны» , музыка Эдварда Грига «Утро», аудиозапись «Писк комара» словесно-речевой материал-загадки, пословицы, костюм «Весна», картинки -звуки З-Зь, браслеты «Ромашки», макет дерева большой, макет дерева маленький, весенние подарочки для детей.
Ход занятия:
Помощник воспитателя включает музыку Эдварда Грига «Утро»
Воспитатель переодет в костюм Весны
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте, познакомимся! Чтобы узнать, кто я, отгадайте загадку:
Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла... (весна)
Воспитатель: Верно, я - Весна! А Вы хотите стать моими друзьями- веснянками и попасть на весеннюю полянку? Но, обычным детям туда не попасть. Тогда я вас сейчас превращу в веснянок. Согласны?
Для этого встаньте в пары.
(Игра на создание атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности: дети встают в пары друг с другом ):
Воспитатель: У меня волшебные уши, которые могут услышать звуки Весны - и у тебя волшебные уши;
- У меня волшебные глаза, которые могут увидеть самые необыкновенные изменения в природе весной, и у тебя волшебные глаза;(смотрим вправо, влево, вверх, вниз, вокруг себя)
- У меня волшебный нос, который чувствует самые тонкие весенние ароматы свежего воздуха, и у тебя волшебный нос;(вдыхаем через рот, выдох медленный на «Ах!»)
- У меня самое доброе в мире сердце, которое позаботится о сохранении природы и у тебя тоже доброе сердце;(отправить друг другу «сердце», нарисованное в воздухе)
- Мы с тобой друзья-веснянки, давай обнимемся!
-Вытяните ручки перед собой, я вам подарю весеннее настроение (одеваю детям «весенние» браслеты на руки)
Воспитатель:
Поднимите руки вверх вокруг себя повернись,
И в друга-веснянку превратись.
(Дети кружатся, поворачиваются)
Воспитатель: Я приглашаю вас на весеннюю полянку, где нас ждут интересные игры-задания о весне.
Сейчас еще ранняя весна. И на полянке прохладно, я предлагаю согреться.
Помощник воспитателя включает песню «Весна-красна идет» и дети выполняют «согревательные» движения с элементами биоэнергопластики
Воспитатель: Мы согрелись. Нам стало теплее? Сегодня мои маленькие друзья, я к Вам пришла со сказкой. Вы любите сказки? Я предлагаю вам послушать ее.
“Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: 3 месяца – Зима, 3 месяца – Весна, 3 месяца – Лето и 3 месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: “Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод”.
Загадка
Молодое, новое, к радости готовое.
Встанет рано поутру –Я глаза скорей протру,
А оно – всё ярче, ярче, за окном – всё жарче, жарче…Что это такое? –(Солнце)
Воспитатель: Конечно. Действительно, солнце – самое большое и доброе. Вот оно какое. Ой, а лучики то рассыпались. Поможем солнышку, соберем лучики и расскажем, какое у нас солнышко.
Игра «Солнышко весной»(подбор прилагательных)
Дети прикрепляют лучики к солнцу подбирая прилагательные:
солнце жёлтое, круглое, ласковое, теплое, радостное, нежное, веселое, румяное, лучистое
Воспитатель: Вот какое солнышко у нас получилось, и в группе сразу стало ярче и теплее. С наступлением весны все изменилось. Я предлагаю поиграть в игру «Чего не стало?» (Игра на образование форм родительного падежа ед. и мн. чисел)
Дети берут по одной картинке, рассматривают ее и говорят:
Весна пришла, и не стало…снега, (холодов, мороза, вьюги, льда на реках, снежных туч, голых деревьев). Воспитатель картинку прикрепляет к каждому лучику солнца по одной.
Воспитатель : Какие вы молодчинки, не стало признаков зимних и, посмотрите, что стало с веточками деревьев?!(на веточках листочки и цвет)
Предлагаю рассмотреть веточки березы, вишни и сравнить.
Воспитатель : А еще какие изменения произошли с приходом весны, мы узнаем, посмотрев презентацию о весне.
ИКТ-презентация «Признаки весны»
Воспитатель: Один из признаков весны вы назвали появление сосулек. Стали таять сосульки и зазвенела капель.
Воспитатель:(подходя к музыкальному треугольнику) Солнце светит, сосулька начинает таять (играет длинные звуки). Солнце все теплее и сосулька начинает таять все быстрее. Играет короткие звуки
Приглашает двух-трех детей сыграть весеннюю капель.
Воспитатель: Вот сколько изменений произошло с приходом весны. А что делают весной все насекомые? Правильно, просыпаются . Ой, что это? Кажется, одно из этих насекомых уже проснулось. А какое насекомое проснулось, вы узнаете, услышав звук интересный.
Появляется Комар со своей песенкой: ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ, помощник воспитателя включает аудио-звук «писк комара».
Воспитатель: Познакомьтесь, дети, это Комар Комарович. Слышали, какую звонкую песенку он поет: З-З-З-З-З-З-З.
Артикуляционная и акустическая характеристика звука З
Воспитатель : Я предлагаю вам тоже спеть комариную песенку. А чтобы петь правильно песенку нужно, чтобы ротик улыбался, а язычок упирался в нижние зубки, по языку идет холодная воздушная струя, голосовой моторчик работает, звук громкий.
Работа с зеркалами
Воспитатель: Комар Комарович предлагает поиграть в игру «Дарики-дарики-летели комарики…»
Игра «Дарики-дарики-летели комарики» с пальчиками.
Дарики-дарики-летели комарики.
Вились, вились, кружились, кружились,
В ушко(щечки, носик и т.п.) вцепились»
Воспитатель : У нас в Сибири очень много комаров и больших и маленьких. Большие поют: З-З-З-З-З-З. А маленькие Зь-Зь-Зь. (Модель твердости и мягкости)
Выслушиваются хоровые и индивидуальные ответы детей. Воспитатель просит спеть то тихо, то громко.
Воспитатель: А сейчас Комар Комарович приглашает вас поиграть в игру «Разложи картинки на две группы » в соответствии с моделью по твердости и мягкости.
Воспитатель: Какие вы молодчинки, с комариком мы поиграли, который поет песенку с каким звуком?.....А знаете какие еще можно спеть песенки со звуками З-Зь?
Например, зя - за– вот идет коза; зю - зу – не дразни козу. А почему нельзя дразнить козу? (Потому что она может рассердиться и забодать). Правильно. Но мы еще можем спеть зю-зу – не боюсь козу; зи-зы – нет козы. И я предлагаю послушать песенку.
Слушание логопедической песенки .
(Дети вместе с воспитателем проговаривают эти чистоговорки).
За-за-за-прибежала к нам коза
Зы-зы-зы- ой, беда у той козы
Зо-зо-зо- и поют козлята ЗО
Зу-зу-зу-надо выручить козу.
Воспитатель : С Комаром -Комаровичем мы поиграли и даже козу выручили , и отправим его будить других насекомых. А Солнышко продолжает греть, капель звенит, в природе идут изменения, а еще какие изменения происходят, мы узнаем в игре «Закончи предложение».
Речевая игра «Закончи предложение»
(Работа с глагольной лексикой, которая находит выход в синтаксис, дети подводятся к построению связного высказывания).
Воспитатель:
- Зима ушла, а весна… (пришла).
- Зимой медведь спит, а весной… (просыпается).
- Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).
- Зимой холодно, а весной… (тёпло).
- Зимой небо пасмурное, а весной... (ясное).
- Зимой снег выпадает, а весной… (тает).
- Зимой заяц белый, а весной… (серый).
- Зимой дни короткие, а весной… (длинные).
Воспитатель: А что же весной происходит в лесу у животных? (Дети: у зверей появляются детеныши)
Воспитатель: И у птиц появляются детеныши-птенчики.
Воспитатель: Давайте вспомним, как называются детеныши диких животных и птиц.
Игровое упражнение «Назови малышей» или «У кого кто?»
один | много | ||
У медведя - … У зайца - … У лисицы - … У волка - … У ежа - … У белки-… У барсука-… У птиц-… | медвежонок зайчонок лисенок волчонок ежонок бельчонок барсучонок птенец | - - - - - - - - | медвежата зайчата лисята волчата ежата бельчата барсучата птенцы |
Воспитатель: я предлагаю вам поиграть в игру «Кто, где?». У вас картинка-символ и игрушка. Вам нужно игрушку определить согласно символу.
(Использование предлогов На, У, ПОД, между)
«Экологическая минутка»-охрана животного и растительного мира
Воспитатель: Ребята, а как мы должны относиться к птицам, животным? Что может сделать человек для них? Как им нужно помогать?
Дети: Вывешивать скворечники весной. Помогать больной или раненой птице, животным. Подкармливать ранней весной.
Воспитатель: Я предлагаю вам на нашей весенней полянке отдохнуть , ложитесь на спинку, руки вдоль туловища, глазки закрыты и послушайте звуки.
Релаксация «Звуки весны»
Воспитатель: какие звуки вы слышали? (пение птиц, журчание ручейка, легкий ветерок). Одним выражением как их можно назвать? (Звуки весны)
Воспитатель: Дети, а кто помнит пословицы о весне?
Дети называют пословицы и объясняют смысловое значение:
Грач на горе - весна на дворе.
Вода с гор потекла, весну принесла.
Зима весну пугает, а сама тает.
Итог. Ритуал Дружбы.
Воспитатель :Ребята, а теперь нам пора , вновь в детский сад.
Вокруг себя дружочек повернись,
И вновь в ребёнка превратись.
(Дети снимают цветы-браслеты)
Воспитатель: У меня есть замечательные иллюстрации. Только они не цветные. Я предлагаю вам взять краски, восковые мелки, карандаши и раскрасить их в яркие цвета (продуктивная деятельность в течение дня).
Кроме весенних веточек у нас в группе есть и волшебное дерево, которое дарит вам весенние подарочки сладкие за хорошее участие в занятии.
Дети снимают браслеты возле дерева .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesna_rr1.docx | 0 байтов |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Весна пришла к нам молодая"
Конспект занятия по развитию речи. Тема: "Весна пришла к нам молодая". (средняя группа) Цель: -Актив...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Весна в заколдованном лесу"
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Весна в заколдованном лесу". Составлен воспитателем 1 категории Негребецкой Вандой Ромуальдовной с учетом требований ФГОС...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе " Весна пришла - весне дорогу"
Тематическое занятие, направленное за актуализацию знаний о весне и ее приметах....
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Весна»
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Весна»Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках весны, показать связь весенних изменений в живой и неживой пр...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Весна пришла"
конспект занятия в средней группе...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе " Весна пришла - весне дорогу"
Тематическое занятие, направленное за актуализацию знаний о весне и ее приметах....