Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи "Подарки от волшебницы Зимы".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Силантьева Любовь Яковлевна

Образовательная деятеьность охватывает все образовательные области. Дети обобщают и систематизируют знания о зиме, устанавливают простейшие причинно-следственные связи. Учатся составлять рассказы по мнемотаблице, развивается связная монологическая речь. Формируется умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.Развивается навык словообразования.Дети учатся решать проблемный вопрос в процессе исследовательской деятельности методом сравнений и обобщений, рассуждают,  наблюдают и делают словесные выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида№34  «Морячок» г. Поронайска

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Октябрьская,  д. 67 «В», тел. 4-21-85,

сайт: dou34-poronaysk.ru/  e-mail: mbdou.v34moryachok@mail.ru

КОНСПЕКТ

 образовательной деятельности

по развитию связной речи

 «Подарки от волшебницы Зимы»

 (подготовительная к школе группа)                                                                

Воспитатель МБДОУ

№34 «Морячок»

Л.Я.Силантьева

г. Поронайск

2020г.

Интеграция образовательных областей: «Познавательная», «Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическая», «Речевая», «Физическая».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Образовательные  задачи:

1.Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, упражнять в умении устанавливать простейшие причинно - следственные связи.

2.Учить составлению рассказов по мнемотаблице. Развивать связную монологическую речь.

3.Продолжать учить составлять сложные предложения со значением противопоставления.

4.Упражнять в умении подбирать прилагательные к существительному.

5.Формировать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

6.Развивать навык словообразования.

7.Закреплять умение тонировать бумагу.

Развивающие задачи:

1.Развивать умение детей решать проблемный вопрос в процессе исследовательской деятельности методом сравнений и обобщений; рассуждать. наблюдать и делать словесные выводы.

2. Развивать зрительное и слуховое внимание, фонематическое восприятие, мелкую моторику рук, силу голоса, логическое мышление

3. Развитие связной речи.

Воспитательные задачи:

1. Формировать инициативность, самостоятельность,  воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

2. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

3. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.

Словарная работа: снегопад, вьюга, морозно.

Предварительная работа: Чтение произведений о зиме: С. Есенин. «Поет зима - аукает...», И. Суриков. «Зима», Я. Аким. «Первый снег», Н. Носов «На горке», русские народные сказки «Зимовье зверей», «Снегурочка», знакомство с пословицами, народными приметами о зиме, разгадывание загадок о зимних явлениях, разучивание  пальчиковых игр «Зима»,  «Снежинка», рассматривание иллюстраций на тему «Зима», «Зимние забавы», репродукций художников с изображением зимней природы (И. И. Суриков «Зима», И. Левитан «Зимой в лесу», И. И. Шишкин «Зима», И. Попов «Первый снег»), наблюдение неживой и живой природы во время прогулок; беседы о зиме, о сезонных изменениях в зимний период;  малоподвижные игры: «Снежинки», «Морозная зима», дидактические игры «Цепочка слов», «Что лишнее», «Доскажи словечко».

Материал и оборудование: ноутбук, презентация по теме, мнемотаблицы, сундучок, снежок, снеговик, сосулька, снежинки, контейнер для льда, кусочки льда, салфетки, термос с горячей водой, «Волшебные картинки», краски (акварель), кисти, салфетки,

Содержание:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей! К гостям повернитесь, улыбнитесь, правой рукой помашите, левой рукой помашите и громко здравствуйте, скажите! А теперь ко мне повернитесь, крепко за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь!

2.Игровая ситуация.

Воспитатель: Ребята, а у меня для вас сюрприз! Сегодня утром, когда я пришла в группу, то на окне увидела сундучок, а на нем записка. Интересно вам узнать, что в ней? Тогда давайте прочитаем записку.

«Дорогие ребята! Пишет вам Волшебница. Имя я свое вам не скажу, а отгадать его вам предложу. Если загадку отгадаете, то сундучок откроется, и вы найдете в нем мои подарки.

 Загадка:

Дел у меня немало – я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня … (зима).  Слайд 2. 

Воспитатель: Ребята, а  как  вы догадались, что это зима? Что за белое одеяло укрыло землю? (ответы детей) 

Давайте теперь проверим, правильно ли вы отгадали загадку и откроем сундучок. Открылся! Молодцы, вы справились с заданием!

Сколько здесь вопросов, загадок, подарков, сюрпризов, и мы с вами должны на них ответить.

3. Ребята, но вы сначала отгадайте,  какой подарок будет первым?

Загадка:

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые …(снежинки)

Вот вам первая снежинка и на ней задание. Вы скажите мне, друзья, а  какая я – зима?

Давайте опишем разными словами, какая бывает зима? (снежная, холодная, морозная, ветреная, лютая, волшебная, серебристая, веселая, вьюжная, нарядная, белая, красивая, сказочная, чудесная, блестящая).

Ребята, а как вы думаете, зима – это красивое время года? А что в ней красивого? Слайд 3. 

Дети, вы согласны со словами: «Зима – чудесное время года!». Объясните почему. Расскажите, за что вы любите зиму? (можно лепить снеговиков, делать снежные постройки, кататься на санках, лыжах, коньках). Слайд 4. 

Зимой на улице тепло или холодно? (холодно). 

Что происходит с человеком, если он долго находится на холоде? (Мы мерзнем).

Физ. минутка:

«Мы замёрзли с вами

И стучим зубами,

Хлопаем руками,

Топаем ногами»  (дети хлопают в ладоши, похлопывают себя по плечам, коленям, топают ногами).

Мороз какой? - сильный, трескучий, злой. Слайд 5.

Какой бывает снег зимой?  (лёгкий, искристый, белый, мягкий, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный). Слайд 6. 

А какие снежинки?  (красивые, маленькие, ажурные, легкие, воздушные, белая, узорная, прозрачная, холодная, нежная, резная, красивая). Слайд 7.

Вот какими красивыми словами мы описали Зиму. Молодцы.

Ребята, что-то снежинка загрустила. Почему? Оказывается, ее подружки – снежинки распались на несколько кусочков.  Давайте поможем их собрать.

Игра «Собери снежинку».

Повеселела снежинка.  Она приготовила для вас игру «Ласковые слова».

Игра «Назови ласково»

Зима – зимушка, 

Снег – снежок

Снежинка - снежиночка

Снеговик- снеговичок

Лед- льдинка, ледок

Елка- елочка

Звезда- звездочка

Санки- саночки

Шарф- шарфик

Шуба-шубка

Подарок- подарочек

Сосулька- сосулечка

Горка-горочка

Мороз-морозец

Вижу, что вы любите зиму!  А снежинка хочет с вами поиграть.

Гимнастика для глаз.

Ребята, скажите,  если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление? (снегопад) Слайд 9.

А если снега намело огромную кучу. Как мы ее назовем? (сугроб) Слайд 10.

Ветер сильно дует, снег летит, кружится. Как называется это явление? (метель, вьюга) Слайд 11.

Воспитатель: Давайте послушаем, как воет вьюга (звукозапись с завыванием вьюги).

Артикуляционная  гимнастика: «Вьюга».

А сейчас мы изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу «Вьюга начинается» вы тихо произносите: «У-у-у». «Вьюга усиливается» -  сила голоса нарастает. По сигналу «Сильная вьюга» говорите громко: «У-у-у». По сигналу «Вьюга кончается» произносите тише и смолкаете по сигналу «Вьюга кончилась».

Как у вас здорово получилось показывать вьюгу!

4. Теперь посмотрим, что еще есть в сундучке: « Холодный кругленький комок. Как же зовут его?»  (снежок).  Воспитатель достает из сундучка снежок.

Ребята, посмотрите, под снежком лежит открытка. Давайте ее прочитаем. Только некоторые слова на ней стерлись. Вы поможете мне? (да)

Дидактическая игра «Доскажите словечко».

  • Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …. (снег).
  • С неба всё скользят пушинки – серебристые … (снежинки).
  • На просёлки, на лужок всё снижается … (снежок).
  • Землю белой, чистой, нежной, застелил постелью … (снежной).
  • Вот веселье для ребят – всё сильнее … (снегопад).
  • Все бегут вперегонки, всё хотят играть в … (снежки).
  • Снежный ком – на снежный ком, всё украсили … (снежком).
  • Словно в белый пуховик нарядился …. (снеговик).
  • Рядом – снежная фигурка, это девочка … (Снегурка).
  • На снегу – то , посмотри – с красной грудкой…( снегири).
  • Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…(снег).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, снежок может растаять в руке? Почему?

- А если надеть рукавицы снежок растает? 

 - Верно, ребята, снежок в варежках не растает быстро, потому что они не пропускают тепло.

-  Давайте поиграем с нашим снежком, будем его быстро предавать по кругу, чтобы он не растаял.

Игра «Передай снежок». Дети встают в круг и передают в быстром темпе снежок друг другу.

Воспитатель: Понравилось вам играть со снежком? Хороший подарок  дала нам зима!

5. Давайте еще заглянем в сундучок! Слушайте загадку:

Три шара, ведро, морковка

И для глаз - два уголька;

Палки-руки вставим ловко:

Лепим мы... (снеговика) – воспитатель достает снеговика.

Что это у снеговика? (кусочки льда). Дети, у нас проблема. Оказывается у Зимушки – Зимы нечаянно упали бусы, рассыпались и  попали в ледяной плен. Нам надо их разморозить, а потом собрать на ниточку.

Как можно их разморозить? (выдвижение гипотез детьми)

- можно погреть в руках, они тёплые, лёд и растает (хорошо  – лёд растает, и бусинки   освободятся; плохо – руки замёрзнут);

- можно отогреть в варежках (хорошо – лёд тоже растает, и бусинки освободятся; плохо – варежки намокнут);

- можно положить на батарею (долго ждать придётся);

- можно отковырнуть ножом, только попросить взрослых, а то поранишься;

- можно положить в тёплую воду, там лёд растает;

- можно оставить просто в группе – у нас тепло;

- положить в рот – этого делать нельзя, опасно для здоровья.

Давайте выберем те способы, которые больше всего подходят, которые не принесут вреда здоровью.

Воспитатель представляет их отдельно:

а) можно поставить на батарею;

б) опустить льдинку в воду

Посмотрите на последовательность выполнения задания (дети рассматривают алгоритм выполнения задания).

Возьмите бусинку, положите в контейнер. Надо залить горячей водой. Чем она опасна?  Отойдите от стола. Что же происходит?

Какой вывод можно сделать?

Лед тает в горячей воде очень быстро и превращается в воду. Чем можно вытащить бусинки из воды? (ложечкой или шумовкой). Бусинки освободились из плена.

Никита, посмотри, а что происходит со льдом на батарее? Стал меньше, но очень

медленно.

Дети делают вывод: В горячей воде лед растаял быстрее, чем на батарее. В тепле лед тает и превращается в воду.

Ваша задача: после сна собрать бусинки на ниточку.

А снеговик приготовил для вас задание. Я вам буду зачитывать предложение, а вы должны их продолжить. Готовы?

Дидактическая игра «Закончи предложение». Слайд 13.

1.Зимой бывает снегопад, а осенью листопад.

2. Зимой бывает снег, а летом дождь.

3. Зимой деревья белые, а осенью разноцветные.

4. Зимой лепят снеговика, а летом песочные замки.

5. Зимой бывает холодно, а летом жарко.

6. Зимой катаются на коньках, а летом на роликах.

7. Зимой снег падает, а весной тает.

8. Зимой катаются на санках, а летом на велосипеде.

6. Молодцы, ребята! Вот сколько подарков принесла нам зима! Понравились они вам? А теперь давайте Волшебницу –  Зиму отблагодарим и придумаем  рассказ о зиме, а помогут нам в этом картинки. Расскажите, какое зимой бывает солнце, какая стоит погода. Используйте в своих рассказах слова, которые вы подбирали о зиме, о погоде, о снеге.

Составление рассказа о зиме.

Зимой небо хмурое, серое. Дует холодный сильный ветер. Зимой  идет снег. Появляются большие сугробы. Деревья стоят голые, в снегу. Зимой надо помогать птицам. Вешать кормушки и подкармливать их. Заяц надел белую шубу, теперь лиса не увидят его на снегу. Медведь спит в берлоге, ежик в норке На улице  мороз и холод.   Люди      надевают  теплую, зимнюю  одежду. Дети лепят из снега снежки и снежную бабу. Катаются на коньках, санках, лыжах. Всем весело.

 

7.  Что же еще есть в сундучке?

 Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт -

Заплачет она и умрёт  (сосулька).

Сосулька (какая?) – длинная, короткая, холодная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая…

Воспитатель: А еще сосулька сладкая, вкусная и полезная! Так ведь ребята? (нет, сосульки кушать нельзя, может заболеть горло)

Как вы думаете, что еще нельзя делать на улице?  (есть снег, плохо одеваться, лежать на снегу и т.д.) Слайд 22.

Послушайте стихотворение про ворону, которая ела снег:

«Ворона снег поела,

И ангиной заболела,

Хочет крикнуть, да никак,

Снег не надо есть – вот так!»

8. Воспитатель: Ну, что заглянем еще в сундучок Волшебницы – Зимы. Зимушка-зима, добрая волшебница. Она приготовила для нас сюрприз – подарок  «Волшебные картинки». Хотите посмотреть на них? Я приглашаю вас в снежную мастерскую.

Давайте посмотрим! Ой, но на листах ничего не нарисовано! Может быть, Зима пошутила с нами? Как вы думаете, что надо сделать, чтобы картинки стали видны? (предположения детей)

Воспитатель: Правильно, нужно закрасить листы бумаги акварелью, и картинки появятся.
Дети закрашивают листы бумаги, на них появляются изображения снежинок, снеговиков, варежек.
Во время продуктивной деятельности звучит музыкальное произведение «Зимняя сказка».
 Слайд 23.

9. Рефлексия:

Воспитатель: Вы справились со всеми заданиями Волшебницы-зимы!

Какие сюрпризы Зимы вам понравились, запомнились? Какое задание было самым трудным, а какое самым интересным?

Что вы узнали сегодня такого, с чем можно поделиться с родителями, рассказать им об этом?

Ребята, вы меня сегодня очень порадовали. Показали свою смекалку, трудолюбие. Похвалили себя, похлопали.

У меня есть красивые снежинки, они все разные: большие и маленькие. Я предлагаю вам взять каждому по снежинке. Если вам сегодня было интересно, вы довольны своими успехами – возьмите большую снежинку, а если вы считаете, что получилось не так, как хотели (не все хорошо, или что –  то не получилось) – то возьмите снежинку поменьше. Молодцы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи и звуковой культуре во второй младшей группе. Тема: «Осенние месяцы»

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи и звуковой культуре во второй младшей группе.Тема: «Осенние месяцы»...

Конспект образовательной деятельности по «Развитию связной речи» в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Храбрая курица»

Дошкольники учатся составлять рассказ по серии картинок, рассказывать связно, непрерывно, логично. У них активизируется словарь по теме «Домашние птицы»....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Тема "Составление рассказа на тему: "Зима".

Развитие связной речи детей является одной из основных задач. Так как от этого зависит, как ребенок будет учиться в школе.Необходимо совершенствовать грамматический строй речи и навыки предложно-падеж...

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста по рассказу В. Бианки «Купание медвежат»

Данный материал будет интересен для воспитателей дошкольных групп общеразвивающей направленности, а так же для воспитателей,  работающих с детьми с нарушением речевого развития.  Содержание ...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Зимующие птицы"

Образовательная деятельность в средней группе на тему "Зимующие птицы" Задачи: 1. Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах. Формировать понятие "Зимующие пти...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе для детей с нарушением зрения. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима»».

Цель: учить составлять детей с нарушением зрения описательный рассказ, используя мнемотаблицу; расширить словарь детей на тему «Зима»; развивать монологическую речь, умение детей составлят...