Конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе "Письмо от Лесовичка"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Иванчикова Ирина Сергеевна

Конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе

 «Письмо от Лесовичка»

Возрастная группа: 4-5 лет.

Продолжительность занятий: 20 минут.

Цель: в игровой форме выявить уровень сформированности знаний и представлений детей за учебный год.

Задачи:

Образовательные: способствовать закреплению знаний о частях суток; способствовать закреплению умений различать и называть времена года; способствовать закреплению знаний о цифрах от 1 до 5; соотнесение предметов с цифрой и цифры с предметами способствовать закреплению знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); способствовать закреплению умений ориентироваться в пространстве; способствовать запоминанию стихов; способствовать закреплению в речи относительные прилагательные (резиновый, пластмассовый, стеклянный, бумажная и т.д.);

способствовать закреплению умений правильно пользоваться обобщающими понятиями (классификация).

Развивающие: развивать умение внимательно рассматривать картины; способствовать развитию внимания, памяти и словесно - логическое мышление.

Воспитательные: способствовать воспитанию у детей эмпатии, доброжелательности в общении со сверстниками и взрослыми, воспитывать умение внимательно слушать, оказывать помощь обитателем леса.

Предварительная работа: чтение стихов и загадок домашних и диких животных, беседа с детьми «Из чего сделаны предметы», беседа с детьми «Части суток», счет в пределах 5.

Методы и приемы: игровые упражнения, активизация словаря.

Демонстрационный материал: письмо от Лесовичка, картинки с изображением лисы, зайца, лягушки, ежа, белки, пчелы, картинки диких и домашних животных, картинки, разрезанные на 4 части геометрических фигур, цифры, картинки части суток.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

Встанем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

- Доброе Утро!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Организационный момент.

Воспитатель:

Ребята, сегодня я получила необычное письмо от Лесовичка. Я вам его зачитаю:

Дорогие ребята! Пишет вам старичок – Лесовичок!

Я люблю гулять по лесу. В лес хожу я каждый день.

Все в лесу мне интересно, каждый куст и каждый пень.

Знаю лес я и люблю и заметил я в лесу:

что прилетели с юга птицы, тает снег, ручьи бегут,

капают сосульки с веток и подснежники цветут.

Лишь медведь в берлоге спит, сосет лапу да храпит.

Вы, ребята, помогите и медведя разбудите.

Ведь уже пришла весна, все пробудилось ото сна!

Воспитатель: Ребята вы хотите помочь Лесовичку? готовы отправиться в лес, чтобы разбудить медведя?

Ответ детей:

Да, готовы отправится в путь.

Воспитатель:

Вспомним с вами правила поведения в лесу: не вырывайте кустарники с корнем, не разоряйте птичьи гнезда, не забирайте из леса животных, не шумите в лесу, не разжигайте костер в лесу, не оставляйте мусор в лесу (показ картинок).

Покружились, покружились и в лесу мы очутились.

Основная часть.

Воспитатель:

Отправляемся в поход, много нас открытий ждет.

Мы шагаем друг за другом лесом и широким лугом.

Через кустики и кочки, через ветки и пенечки.

Кто высоко так шагал, не споткнулся, не упал! (останавливаются)

Смотрите, лисичка. Давайте у нее спросим?

Ты лисичка помоги, нам лисичка подскажи

Как найти дорогу к медведю в берлогу?

Лиса: Помогу и расскажу. Только вы сначала поиграйте со мной.

Игра «Назови одним словом».

Белка, заяц, лиса, волк, еж - это (дикие животные)

Собака, кошка, корова, коза – (домашние животные)

Пчела, стрекоза, муха, жук – (насекомые)

Яблоко, груша, слива, лимон – (фрукты).

Кровать, тумбочка, стул, шкаф – (мебель).

Папа, мама, бабушка, дедушка – (родственники - семья).

Кубик, кукла, машина, мячик – (игрушки).

Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки – (обувь).

Самолёт, вертолёт, ракета – (воздушный транспорт).

Сыграем еще в одну игру «Из чего сделаны предметы?»

Мяч из резины – резиновый.

Мяч из пластмассы – пластмассовый.

Стакан из стекла – стеклянный.

Матрёшка из дерева – деревянная.

Утка из резины – резиновая.

Игрушка из меха – меховая.

Поделка из бумаги – бумажная.

Гвоздь из железа – железный.

Лиса: спасибо вам, ребята. Идите прямо по дорожке и никуда не сворачивайте, встретите зайчика, он покажет вам дорогу.

Воспитатель: Спасибо, лисичка.

По ровненькой дорожке шагают наши ножки

По камушкам, по камушкам

В ямку бух. Выбрались из ямки!

А вот и зайка под кустом сидит, спросим у него дорогу.

Зайка, зайка помоги, нам зайчишка подскажи.

Как найти дорогу к медведю в берлогу?

Зайчик: У моих зайчат сегодня день рождения. Я нес им пироги, так торопился, бежал и упал. А пироги разломились на части. Помогите мне их собрать, а потом я подскажу вам дорогу.

Воспитатель: Не расстраивайся, Зайчик! Мы с ребятами тебе поможем! (разрезать круг, квадрат, прямоугольник и треугольник на 4 части).

Воспитатель: Ребята, поможем зайчику?

Ответ детей:

Да, поможем.

Зайчик: Спасибо вам, ребята. Дойдете до болота, встретите там лягушку. Она вам подскажет дорогу.

Воспитатель: Спасибо тебе зайчик.

Мы все дальше в лес идем и ничуть не устаем.

Через кустики и кочки, через ветки и пенечки.

Смотрите, вот и лягушка на кочке сидит.

Ты лягушка нам скажи, нам лягушка подскажи.

Как найти дорогу к медведю в берлогу?

Лягушка: А вы поиграйте с моими лягушатами в игру «Лягушка попрыгушка», тогда подскажу. (Дети играют: лягушка прыгнула на 3 -ую кочку, 5 –ую кучку, 1 – ую кочку и т.д).

Воспитатель: Ребята, поиграем в игру с лягушкой?

Ответ детей:

Да, поиграем с лягушкой

Лягушка: Спасибо вам, ребята. Идите на лесную полянку, встретите там ежика. Он вам и подскажет дорогу.

Воспитатель:

Мы к лесной полянке вышли. Поднимая ноги выше

Очень долго мы шагали. Наши ноженьки устали.

Смотрите, ребята, ежик на полянке.

Ежик, ежик нам скажи, нам дорогу подскажи.

Как найти дорогу к медведю в берлогу?

Ежик: А вы поиграйте со мной в игру, а то мне скучно одному!

Воспитатель: Ребята, поиграем в игру с ежиком?

Ответ детей: Да, поиграем в игру с ежиком.

Сколько елочек зеленых, столько делаем наклонов.

Ягоды считаем, дружно приседаем.

Сколько у меня грибков, столько делаем хлопков.

Сколько у меня пеньков, столько делаем прыжков.

Ежик: Спасибо, вам ребята, что поиграли со мной. Идите прямо по дорожке и встретите там белку, она вам подскажет дорогу.

Воспитатель:

Зашагали наши ножки, дружно ровно по дорожке.

Мы все дальше в лес идем и ничуть не устаем.

А вот и белочка сидит.

Белка, белка помоги. Белка, белка подскажи.

Как найти дорогу к медведю в берлогу?

Белка: Но для начала помогите мне разобраться.

задание «Части суток». («Закончи предложение»)

Воспитатель: Ребята, поможем белочке?

Ответ детей: Да

Белка:

1. Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром)

2. Завтракаем мы утром, а обедаем (днём)

3. Обедаем мы днём, а ужинаем (вечером)

4. Ужинаем мы вечером, а спим (ночью)

5. Сколько частей в сутках (4), назовите их.

А какое сейчас время года? Назовите их по порядку.

Воспитатель: Молодцы!

Белка: Ребята, сыграйте пожалуйста со мной еще в одну игру «В какое время года?»

Ответ детей: Да, сыграем с тобой белочка.

Белка:

1. В какое время года все купаются и загорают?

2. В какое время года расцветают подснежники?

3. В какое время года играют в снежки?

4. В какое время года тает снег?

5. В какое время года с деревьев опадают листья?

Белка: Спасибо вам, ребята. Идите прямо, там на полянке встретите пчелу, она покажет вам дорогу.

Воспитатель: Спасибо тебе, белка.

Мы к лесной полянке вышли. Поднимаем ноги выше.

Между кустиков и кочек, между веток и пенечков.

Смотрите. Пчелка летает – медок собирает.

Пчелка, пчелка помоги. Пчелка, пчелка подскажи.

Как найти дорогу к медведю в берлогу?

Пчелка: А вы помогите пчелкам собрать нектар с цветов. (дети выполняют задание, ориентировка на листе бумаги: на дерево прикрепить цветы).

Воспитатель: Ребята, поможем белочке собрать нектар?

Ответ детей: Да, поможем собрать нектар белочке.

Пчелка: спасибо вам, ребята, что помогли пчелам собрать нектар с цветов.

Мишкина берлога находится за рекой.

Воспитатель:

Быстро к речки мы спустились, наклонились и умылись.

А вот и берлога медведя. Как же нам его разбудить? Давайте, ребята, громко расскажем стихотворение.

Мишка, мишка, лежебока

Спал он долго и глубоко

Зиму целую проспал

И на елку не попал

И на санках не катался,

И снежками не кидался

Все бы мишеньке храпеть,

Ах ты, мишенька – медведь!

Медведь: (выходит из берлоги) Что случилось, вы зачем меня разбудили?

Дети: Мишка, так наступила весна (называют приметы весны).

Медведь: Спасибо вам, ребята, что разбудили меня. Долго я спал и хочу с вами поиграть, косточки свои размять. Игра «У медведя во бору».

Воспитатель: Ну вот мы и справились с просьбой Лесовичка. Ребята, а нам пора отправляться в группу. Давайте попрощаемся с мишуткой. Скажем волшебные слова: «Покружились, покружились, в группе все мы очутились».

Итог занятия: Ребята вам понравилось наше путешествие? где мы сегодня с вами были? Кому помогали? Кто помогал искать дорогу к берлоге медведя? Какие задания выполняли. Вы молодцы, справились с заданием.

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе

 «Письмо от Лесовичка»

Возрастная группа: 4-5 лет.

Продолжительность занятий: 20 минут.

Цель: в игровой форме выявить уровень сформированности знаний и представлений детей за учебный год.

Задачи:

Образовательные: способствовать закреплению знаний о частях суток; способствовать закреплению умений различать и называть времена года; способствовать закреплению знаний о цифрах от 1 до 5; соотнесение предметов с цифрой и цифры с предметами способствовать закреплению знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); способствовать закреплению умений ориентироваться в пространстве; способствовать запоминанию стихов; способствовать закреплению в речи относительные прилагательные (резиновый, пластмассовый, стеклянный, бумажная и т.д.);

способствовать закреплению умений правильно пользоваться обобщающими понятиями (классификация).

Развивающие: развивать умение внимательно рассматривать картины; способствовать развитию внимания, памяти и словесно - логическое мышление.

Воспитательные: способствовать воспитанию у детей эмпатии, доброжелательности в общении со сверстниками и взрослыми, воспитывать умение внимательно слушать, оказывать помощь обитателем леса.

Предварительная работа: чтение стихов и загадок домашних и диких животных, беседа с детьми «Из чего сделаны предметы», беседа с детьми «Части суток», счет в пределах 5.

Методы и приемы: игровые упражнения, активизация словаря.

Демонстрационный материал: письмо от Лесовичка, картинки с изображением лисы, зайца, лягушки, ежа, белки, пчелы, картинки диких и домашних животных, картинки, разрезанные на 4 части геометрических фигур, цифры, картинки части суток.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

Встанем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

- Доброе Утро!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Организационный момент.

Воспитатель:

Ребята, сегодня я получила необычное письмо от Лесовичка. Я вам его зачитаю:

Дорогие ребята! Пишет вам старичок – Лесовичок!

Я люблю гулять по лесу. В лес хожу я каждый день.

Все в лесу мне интересно, каждый куст и каждый пень.

Знаю лес я и люблю и заметил я в лесу:

что прилетели с юга птицы, тает снег, ручьи бегут,

капают сосульки с веток и подснежники цветут.

Лишь медведь в берлоге спит, сосет лапу да храпит.

Вы, ребята, помогите и медведя разбудите.

Ведь уже пришла весна, все пробудилось ото сна!

Воспитатель: Ребята вы хотите помочь Лесовичку? готовы отправиться в лес, чтобы разбудить медведя?

Ответ детей:

Да, готовы отправится в путь.

Воспитатель:

Вспомним с вами правила поведения в лесу: не вырывайте кустарники с корнем, не разоряйте птичьи гнезда, не забирайте из леса животных, не шумите в лесу, не разжигайте костер в лесу, не оставляйте мусор в лесу (показ картинок).

Покружились, покружились и в лесу мы очутились.

Основная часть.

Воспитатель:

Отправляемся в поход, много нас открытий ждет.

Мы шагаем друг за другом лесом и широким лугом.

Через кустики и кочки, через ветки и пенечки.

Кто высоко так шагал, не споткнулся, не упал! (останавливаются)

Смотрите, лисичка. Давайте у нее спросим?

Ты лисичка помоги, нам лисичка подскажи

Как найти дорогу к медведю в берлогу?

Лиса: Помогу и расскажу. Только вы сначала поиграйте со мной.

Игра «Назови одним словом».

Белка, заяц, лиса, волк, еж - это (дикие животные)

Собака, кошка, корова, коза – (домашние животные)

Пчела, стрекоза, муха, жук – (насекомые)

Яблоко, груша, слива, лимон – (фрукты).

Кровать, тумбочка, стул, шкаф – (мебель).

Папа, мама, бабушка, дедушка – (родственники - семья).

Кубик, кукла, машина, мячик – (игрушки).

Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки – (обувь).

Самолёт, вертолёт, ракета – (воздушный транспорт).

Сыграем еще в одну игру «Из чего сделаны предметы?»

Мяч из резины – резиновый.

Мяч из пластмассы – пластмассовый.

Стакан из стекла – стеклянный.

Матрёшка из дерева – деревянная.

Утка из резины – резиновая.

Игрушка из меха – меховая.

Поделка из бумаги – бумажная.

Гвоздь из железа – железный.

Лиса: спасибо вам, ребята. Идите прямо по дорожке и никуда не сворачивайте, встретите зайчика, он покажет вам дорогу.

Воспитатель: Спасибо, лисичка.

По ровненькой дорожке шагают наши ножки

По камушкам, по камушкам

В ямку бух. Выбрались из ямки!

А вот и зайка под кустом сидит, спросим у него дорогу.

Зайка, зайка помоги, нам зайчишка подскажи.

Как найти дорогу к медведю в берлогу?

Зайчик: У моих зайчат сегодня день рождения. Я нес им пироги, так торопился, бежал и упал. А пироги разломились на части. Помогите мне их собрать, а потом я подскажу вам дорогу.

Воспитатель: Не расстраивайся, Зайчик! Мы с ребятами тебе поможем! (разрезать круг, квадрат, прямоугольник и треугольник на 4 части).

Воспитатель: Ребята, поможем зайчику?

Ответ детей:

Да, поможем.

Зайчик: Спасибо вам, ребята. Дойдете до болота, встретите там лягушку. Она вам подскажет дорогу.

Воспитатель: Спасибо тебе зайчик.

Мы все дальше в лес идем и ничуть не устаем.

Через кустики и кочки, через ветки и пенечки.

Смотрите, вот и лягушка на кочке сидит.

Ты лягушка нам скажи, нам лягушка подскажи.

Как найти дорогу к медведю в берлогу?

Лягушка: А вы поиграйте с моими лягушатами в игру «Лягушка попрыгушка», тогда подскажу. (Дети играют: лягушка прыгнула на 3 -ую кочку, 5 –ую кучку, 1 – ую кочку и т.д).

Воспитатель: Ребята, поиграем в игру с лягушкой?

Ответ детей:

Да, поиграем с лягушкой

Лягушка: Спасибо вам, ребята. Идите на лесную полянку, встретите там ежика. Он вам и подскажет дорогу.

Воспитатель:

Мы к лесной полянке вышли. Поднимая ноги выше

Очень долго мы шагали. Наши ноженьки устали.

Смотрите, ребята, ежик на полянке.

Ежик, ежик нам скажи, нам дорогу подскажи.

Как найти дорогу к медведю в берлогу?

Ежик: А вы поиграйте со мной в игру, а то мне скучно одному!

Воспитатель: Ребята, поиграем в игру с ежиком?

Ответ детей: Да, поиграем в игру с ежиком.

Сколько елочек зеленых, столько делаем наклонов.

Ягоды считаем, дружно приседаем.

Сколько у меня грибков, столько делаем хлопков.

Сколько у меня пеньков, столько делаем прыжков.

Ежик: Спасибо, вам ребята, что поиграли со мной. Идите прямо по дорожке и встретите там белку, она вам подскажет дорогу.

Воспитатель:

Зашагали наши ножки, дружно ровно по дорожке.

Мы все дальше в лес идем и ничуть не устаем.

А вот и белочка сидит.

Белка, белка помоги. Белка, белка подскажи.

Как найти дорогу к медведю в берлогу?

Белка: Но для начала помогите мне разобраться.

задание «Части суток». («Закончи предложение»)

Воспитатель: Ребята, поможем белочке?

Ответ детей: Да

Белка:

1. Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром)

2. Завтракаем мы утром, а обедаем (днём)

3. Обедаем мы днём, а ужинаем (вечером)

4. Ужинаем мы вечером, а спим (ночью)

5. Сколько частей в сутках (4), назовите их.

А какое сейчас время года? Назовите их по порядку.

Воспитатель: Молодцы!

Белка: Ребята, сыграйте пожалуйста со мной еще в одну игру «В какое время года?»

Ответ детей: Да, сыграем с тобой белочка.

Белка:

1. В какое время года все купаются и загорают?

2. В какое время года расцветают подснежники?

3. В какое время года играют в снежки?

4. В какое время года тает снег?

5. В какое время года с деревьев опадают листья?

Белка: Спасибо вам, ребята. Идите прямо, там на полянке встретите пчелу, она покажет вам дорогу.

Воспитатель: Спасибо тебе, белка.

Мы к лесной полянке вышли. Поднимаем ноги выше.

Между кустиков и кочек, между веток и пенечков.

Смотрите. Пчелка летает – медок собирает.

Пчелка, пчелка помоги. Пчелка, пчелка подскажи.

Как найти дорогу к медведю в берлогу?

Пчелка: А вы помогите пчелкам собрать нектар с цветов. (дети выполняют задание, ориентировка на листе бумаги: на дерево прикрепить цветы).

Воспитатель: Ребята, поможем белочке собрать нектар?

Ответ детей: Да, поможем собрать нектар белочке.

Пчелка: спасибо вам, ребята, что помогли пчелам собрать нектар с цветов.

Мишкина берлога находится за рекой.

Воспитатель:

Быстро к речки мы спустились, наклонились и умылись.

А вот и берлога медведя. Как же нам его разбудить? Давайте, ребята, громко расскажем стихотворение.

Мишка, мишка, лежебока

Спал он долго и глубоко

Зиму целую проспал

И на елку не попал

И на санках не катался,

И снежками не кидался

Все бы мишеньке храпеть,

Ах ты, мишенька – медведь!

Медведь: (выходит из берлоги) Что случилось, вы зачем меня разбудили?

Дети: Мишка, так наступила весна (называют приметы весны).

Медведь: Спасибо вам, ребята, что разбудили меня. Долго я спал и хочу с вами поиграть, косточки свои размять. Игра «У медведя во бору».

Воспитатель: Ну вот мы и справились с просьбой Лесовичка. Ребята, а нам пора отправляться в группу. Давайте попрощаемся с мишуткой. Скажем волшебные слова: «Покружились, покружились, в группе все мы очутились».

Итог занятия: Ребята вам понравилось наше путешествие? где мы сегодня с вами были? Кому помогали? Кто помогал искать дорогу к берлоге медведя? Какие задания выполняли. Вы молодцы, справились с заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятие по развитию речи в средней группе «День рождения Лисёнка»

Конспект итогового занятие по развитию речи в средней группе«День рождения Лисёнка» ...

Конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе "Клад"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе....

Конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в лес»

Конспект  итогового занятия  по развитию речи   в средней группе «Путешествие в лес»...

Конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе

Интегративные цели:1. Формирование представлений детей о весне и типичных явлениях в природе; формирование умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнение в подборе эпит...

Конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе "Радуга" на тему: "Насекомые"

Конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе "Радуга" на тему: "Насекомые" Цель: Обобщить и дополнить знания детей по теме «Насекомые»; улучшить об...