Комплексно-тематический план по образовательной области «Речевое развитие» (Образовательная деятельность «Развитие речи»)
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)

Ткаченко Наталия Николаевна

Комплексно-тематический план по образовательной области «Речевое развитие»

(Образовательная деятельность «Развитие речи»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексно-тематический план по образовательной области «Речевое развитие»

(Образовательная деятельность «Развитие речи»)

Дата

Образовательная деятельность

Содержание работы (виды деятельности детей с учетом их возрастных особенностей)

Условия для индивидуальных потребностей детей

Литература

Тема образовательной ситуации

Задачи

педагогической деятельности

1

2

3

4

5

6

7

Сентябрь

01.09-08.09  

1.

«День знаний»

 1.Беседа о том, как прошло лето.

2.Дать представление о роли знаний в жизни человека.

3.Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники.

4Способствовать созданию эмоционального отношения к началу учебного года.

1.Беседа «День знаний»

2.Беседа «Быть воспитанным необходимо, и этому нужно учиться»

3.Загадки.

4.Физминутка «Для начала по порядку…»

5.Дидактическая игра «Расскажи».

6.Рефлексия.

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» :

  Старшая группа.  – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

№1 стр. 30.

11.09-15.09    

  2.              

«Мой Оренбург»

1.Закрепить представление детей о родном городе.

2.Закреплать умение составлять рассказ по картинкам.

3.Знакомить с историей возникновения города, именем его основателя, древними постройками.

4.Воспитывать чувство сопричастности с земляками.

 1.Беседа «Мой родной город»

2.Рассказывание по картинкам «Расскажи, где ты был».

3История возникновения города.

4.Физминутка.

5.Продуктивная деятельность «Мой город».

6.Рефлексия

Разноуровневые задания с учетом развития детей.

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» :

  Старшая группа.  – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

№2. стр. 107.

18.09-22.09

3.

«Осень. Признаки осени. Животные. Птицы»

Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план.

2.Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

3.Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з-с и их дифференциации.

4.Закреплять знания детей о признаках осени, о поведении животных и птиц ранней осенью.

5.Воспитывать бережное отношение к природе.

1.Игровая мотивация

2.Беседа о приметах первого осеннего месяца.

3Чтение стихотворений об осени И. Бунина А.К.Толстого.

4.Проговаривание скороговорки «Скворцы и синицы – веселые птицы»

5.Физминутка.

6.Составление рассказа по картине.

7. Дидактическая игра «Расскажи».

8. Рефлексия.

Разноуровневые вопросы с учетом развития детей.

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» :

  Старшая группа.  – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

№5 стр. 35, №4 стр. 34.

25.09-29.09

4.

«Дары осени»

1.Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.

2.Закрепить правильное произношение звуков с –ц, дифференцировать звуки, различать в словах и называть слова с заданными звуками.

3.Развивать связную речь, логику, внимание.

4.Воспитывать любовь к родному языку.

1.Игровая мотивация.

2.Составление рассказа по картине.

3. Дидактическая игра «Овощи-фрукты».

4.Речевое упражнение «Назови слова с заданным звуком»

5.Физминутка.

6. Дидактическая игра «Что где растет?»

7.Рефлексия.

     

Разноуровневые  задания, вопросы по теме.

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» :

  Старшая группа.  – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

№7 стр. 38, №4 стр. 44.

октябрь

02.10-06.10

5.

«Моя семья»

1.Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их.

2.Активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи.

3.Прививать желание заботиться о пожилых людях, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость.

4.Развивать умение вести беседу по поставленной актуальной проблеме, четко формулировать свои мысли, отвечать на вопрос полным предложением.

5.Воспитывать у детей чувство уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости к пожилым людям.

1.Игровая мотивация.

2.Презентация «День пожилого человека».

3.Чтение стихотворений о бабушках, дедушках.

4.Беседа «Важные правила поведения».

5.Физминутка «Кто живет у нас в квартире…»

6. Дидактическая игра «Добрые слова бабушке и дедушке».

7.Продуктивная деятельность. «Подарки пожилым людям».

8.Рефлексия.

Разноуровневые  вопросы по теме.

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» :

  Старшая группа.  – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

№2 стр. 41.

09.10-13.10

6.

«Как хлеб на стол пришел»

1.Учить детей с помощью раздаточных карточек создавать картину и составлять по ней рассказ.

2.Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба.

3.Расширять словарный запас.

4.Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей, участвующих в процессе выращивании и выпечке хлеба.

5.Воспитывать бережное отношение к хлебу.

1.Игровая мотивация.

2.Презентация «Как хлеб на стол пришел».

3Составление рассказа по картине.

4.Чтение стихотворений, пословиц, отгадывание загадок о хлебе.

5.Физминутка «В землю зернышко попало…»

6. Дидактическая игра «Что лишнее?»

7.Пальчиковая гимнастика «Муку в тесто замесили…»

8.Рефлексия.

Разноуровневые  вопросы по теме

«Как хлеб на стол пришел»

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» :

  Старшая группа.  – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

№2 стр. 51 .

16.10-20.10

7.

«Лес, деревья, кусты»

1.Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух.

2.Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.

3.Закреплять знания о признаках осени в растительном мире.

4.Развивать способность чувствовать состояние природы.

5.Воспитывать бережное отношение к природе.

1.Игровая мотивация.

2.Чтение стихотворений А.К.Толстого «Осень», А.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»,  А. Майкова  «Осенние листья по ветру кружат…».

3.Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень».

4. Дидактическая игра «С какого дерева лист»

5.Физминутка.

6.Игра – путешествие в лес.

7.Рефлексия.

Разноуровневые вопросы с учетом развития детей.

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» :

  Старшая группа.  – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

№1 стр. 50,№ 6 стр. 37.

23.10-27.10

8.

«Домашние и дикие животные. Красная книга. Животные Оренбургских степей»

1.Учить детей самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

2.Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением- перевертышем С. Маршака «Пудель».

3.Знакомить детей с животными Оренбургских степей, дать понятие «Красная книга».

4.Формировать умение рассказывать о своих впечатлениях, отбирая для рассказа интересное содержание.

5.Развивать познавательный интерес к природе.

1.Игровая мотивация.

2.Составление рассказа по картинке.

3.Чтение произведения С. Маршака «Пудель». Беседа «Домашние животные».

4.Физминутка «Кони, кони…».

5.Презентация «Животные Оренбургских степей. Красная книга».

6. Дидактическая игра «Кто где живет?»

7.Рефлексия.

        

Разноуровневые  задания, вопросы по теме.

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» :

  Старшая группа.  – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

№1 стр. 40, №5 стр. 46

                  ноябрь

30.10-03.11

9.

«Птицы»

1.Способствовать обогащению и обобщению знаний детей о птицах (среда обитания, потребности, приспособление к среде, к сезонным изменениям среды).

2.Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш, на определение позиции  звука в слове.

4.Развивать познавательный интерес к природе.

5.Воспитывать потребность и необходимость заботливого отношения к живым существам.

1.Игровая мотивация.

2.Беседа – рассказ «Птицы осенью». Рассматривание наглядного материала.

3.Чтение стихотворению, отгадывание загадок о птицах.

4.Физминутка «Листопад».

5. Дидактическая игра «Назови птиц с заданным звуком».

6.Речевое упражнение «Закончи предложение».

7.Рецлексия.

Разноуровневые вопросы с учетом развития детей.

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» :

  Старшая группа.  – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

№4 стр. 64 .

06.11-10.11

10.

«Транспорт. Улица. Безопасность»

1.Закреплять знания об обобщающем понятии «транспорт», познакомить с классификацией транспорта :наземный, воздушный, водный.

2.Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.

3.Уточнить представления о труде людей на транспорте.

4.Закрепить правила безопасного поведения на улице, ПДД.

5Активизировать речь детей, развивать внимание.

6.Воспитывать ответственность.

1.Игровая мотивация.

2.Беседа – рассказ «Транспорт».

3.Рассматривание иллюстраций.

4.Отгадывание загадок о транспорте.

5.Беседа о назначении различных видов транспорта.

6Физминутка.

7.Рассказ воспитателя «Медвежонок Ушастик и его автомобильчик».

8. Дидактическая игра «Назови профессию»

9.Рефлексия.

Разноуровневые  задания, вопросы по теме.

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» :

  Старшая группа.  – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

№1 стр. 80 .

13.11-17.11

11.

«Предметы которые нас окружают. Их классификация»

1.Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова.

2.Продолжать знакомить детей с многообразием окружающих предметов, как предметов материальной культуры.

3.Закрепить знания существенных признаков, лежащих в основе родовых обобщений (зимняя, летняя одежда; кожаная, резиновая обувь; столовая, кухонная мебель, посуда).

4.Развивать чувство юмора, умение составлять простейшие небылицы.

5.Воспитывать бережное отношение к предметам, которые нас окружают.

1.Игровая мотивация.

2.Беседа с использованием иллюстраций (презентации) на тему «Предметы, которые нас окружают».

3.Составление рассказа по картинкам.

4.Отгадывание загадок по теме.

5.Физминутка.

6. Дидактическая игра «Назови лишнее».

7.Речевое упражнение «Найди слова родственники».

8.Рефлексия.

Разноуровневые вопросы с учетом развития детей.

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» :

  Старшая группа.  – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

№8 стр. 79 .

20.11-24.11

12.

«Игрушки»

1.Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом.

2.Упражнять детей составлять рассказы из личного опыта,.

3.Упражнять в образовании слов – антонимов.

4.Уточнить свойства материалов, из которых изготовлены игрушки.

5.Закрепить знание правил обращения с игрушками.

6.Активизировать в речи глаголы, учить подбирать их по смыслу к существительным. 7.Упражнять в образовании форм единственного и множественного числа.

8Воспитывать дружеские чувства, бережное отношение к игрушке..

1.Игровая мотивация.

2.Рассматривание игрушек в группе.

3.Составление описательного плана об игрушке.

4.Рассказывание детей об игрушке по плану.

5.Физминутка «Раз, два, три, четыре, пять…».

6.Отгадывание загадок об игрушках.

7. Дидактическая игра «Один – много».

8.Рефлексия.

Разноуровневые  задания, вопросы по теме.

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» :

  Старшая группа.  – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

№2 стр. 82; №3 стр. 43 .

27.11-01.12

13.

«Неделя матери»

1.Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.

2.Способствовать развитию диалогической речи.

3.Закрепить представление о труде мамы дома и на работе.

4.Упражнять в построении предложений, в произнесении фразы с разной интонацией.

5.Развивать речь детей, внимание.

6.Воспитывать любовь к маме, желание помогать ей.

1.Игровая мотивация.

2. Чтение стихотворения Я. Акима «Мама».

3.Слушание песни «Мама».

4.Составление рассказа по картинкам о маме.

5.Физминутка «Помощники».

6.Речевое упражнение «Придумай предложение со словом «мама».

7.Игры – эстафеты «Накроем стол к чаю», «Уберем посуду со стола».

8.Рефлексия.

   

   

Разноуровневые вопросы по теме «День матери».

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» :

  Старшая группа.  – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

№8 стр. 88 .

декабрь

04.12-08.12

14.

«Зимушка хрустальная»

1.Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.

2.Вовлекать детей в диалог, побуждать рассуждать, фантазировать, высказываться на темы из личного опыта.

3.Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з – ж.

4.Активизировать в речи детей прилагательные, глаголы.

5.Воспитывать любовь к природе, к родному языку.

1.Игровая мотивация.

2.Чтение стихотворений И. Бунина «Первый снег», отрывок из романа А. Пушкина «Евгений Онегин», И. Никитина «Встреча зимы», И Сурикова «Зима».

3.Отгадывание загадок по теме «Зима».

4. Беседа «Что удивляет, восхищает вас зимой?

5.Физминутка.

6. Дидактическая игра «Назови слова на заданный звук».

7.Речевое упражнение с мячом «Какой, какая, какое?»

8.Рефлексия.

Разноуровневые вопросы по теме «Зима».

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» :

  Старшая группа.  – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

№1 стр. 60;

5 стр. 75

11.12-15.12

15

«В мире книг. История создания книги»

1.Познакомить детей с историей создания книги.

2Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта.

3.Вызвать интерес к творческой деятельности людей, создающих книги.

4.Познакомить детей с книгой - сказкой П. Бажова «Серебряное копытце».

5.Развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.

6.Воспитывать бережное отношение к книге, любовь к чтению.

1.Презентация:

«История создания книги»,

 «Способы изготовления книг».

2.Беседа – рассказ «Моя любимая книга».

3.Чтение стихотворений, отгадывание загадок о книге.

4.Физминутка.

5.Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце».

6.Выставка «Наша коллекция книг».

Разноуровневые задания с учетом развития детей.

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» :

  Старшая группа.  – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

№5 стр. 66 .

18.12-22.12

16.

«Елка наряжается -праздник приближается»

1.Учить детей целенаправленному рассматриванию картины «Зимние развлечения» (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного).

2.Воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

3.Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение С. Маршака «Тает месяц молодой».

4.Вовлекать детей в общий разговор на темы из личного опыта в речевое и игровое взаимодействие со сверстниками.

5.Воспитывать у детей стремление порадовать других.

1.Игровая мотивация.

2.Рассматривание картины «Зимние развлечения».

3.Составление рассказа по картине.

4.Отгадывание загадок по теме «»Зима», «Новый год».

5.Физминутка «Елка нарядная».

6.Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой».

7.Речевое упражнение «Что бывает зимой?»

8.Украшение новогодней елки.

Разноуровневые  задания, вопросы по теме «Новый год».

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» :

  Старшая группа.  – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

№ 6 стр. 66; № 3 стр. 72 .

25.12-29.12

17.

«Новый год»

1.Уточнить знания детей о признаках зимы.

2.Приобщать к восприятию поэтических произведений.

3.Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство».

4.Обогащать словарь детей образными словами и выражениями.

5.Развивать связную речь.

6.Способствовать созданию радостного настроения ожидания праздника.

1.Игровая мотивация.

2.Беседа «Любите ли вы Новогоднюю елку?»

3.Презентация «Что такое Новый год?»

4.Физминутка.

5.Заучивание стихотворение И. Сурикова «Детство».

6.Игра с мячом в кругу «Быстро отвечай».

7.Рефлексия.

Разноуровневые  задания, вопросы по теме «Новый год».

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» :

  Старшая группа.  – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

№7 стр. 77 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по образовательной области "Речевое развитие", тематический модуль "Развитие речи" в старшей дошкольной группе .

Перспективный план разработан в соответствии с объёмом учебной нагрузки по ФГОС ДО для детей старшей дошкольеой группы....

Комплексно – тематический план (образовательная область «Художественно – эстетическое развитие», образовательная деятельность «Приобщение к искусству»)

Комплексно – тематический план (образовательная область «Художественно – эстетическое развитие», образовательная деятельность «Приобщение к искусству»)...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»подготовительная группа...

Развёрнутое комплексно-тематическое планирование по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в подготовительной к школе группе

Развёрнутое комплексно-тематическое планированиепо образовательной области «Речевое развитие»(развитие речи)в подготовительной к школе группе ...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» РАЗДЕЛ ОПДО РАЗВИТИЕ РЕЧИ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» РАЗДЕЛ ОПДО РАЗВИТИЕ РЕЧИ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОС...

Статья по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста — это помочь им в освоении правильной разговорной речи, родного языка....