Познавательно- речевое занятие для детей разновозрастной группы"В гости к Зимушке"
план-конспект занятия по развитию речи

Рокина Людмила Васильевна

Цель: Обобщить знания о времени года - зима,зимней одежде.Расширить кругозор детей.

Развивать положительные эмоции от совместной деятельности в играх.

Задачи: Закрепить знания о характерных признаках зимы;

              Развивать умение замечать красоту зимней природы;

              Формировать понятие о свойствах снега

              Активизировать словарь по теме "Зима", "Одежда"

             Формировать навыки координации с движениями .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно-игровое занятие «В гости к Зимушке»

для детей разновозрастной группы

Цель: Обобщить знания детей о времени года – зима,  зимней одежде. Расширять кругозор детей. Развивать положительные эмоции от совместной двигательной деятельности в играх.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять знания детей о характерных признаках зимы (зимой холодно, идет снег, снег лежит на крышах, дорогах, деревьях.);
  • Развивать умение замечать красоту зимней природы;
  • Формировать понятие о свойстве снега (состоит из снежинок, холодный, пушистый, мягкий);
  • Активизировать словарь детей по теме «Зима»,  «Одежда»;
  • Формировать навыки координации речи с движением.

Развивающие:

  • Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.
  • Продолжать работу над развитием диалогической формы речи.
  • Развивать произвольное внимание, умение действовать по словесной инструкции взрослого.
  • Развивать ловкость,  быстроту.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе, способности замечать красоту зимней природы.
  • Воспитывать дружеские отношения друг к другу, отзывчивость.

Материалы и оборудование:

  • Декорация: сугробы, елочки в снегу.
  • Предметные картинки: шапка, шубка, рукавички, сапожки, туфли,штанишки,шарфик,шорты.
  • Ларец
  • 4 снежинки с заданиями.
  • Веник,метла
  • Проектор
  • Презентация «Зимние признаки»
  • Игра «Третий лишний»

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку и рассаживаются.

Воспитатель: Здравствуйте,  дорогие ребята и вы, уважаемые гости!  Мы рады снова вас видеть в нашем зале!

Сколько у нас сегодня  гостей!  Сколько вокруг хороших друзей!

Ребята, давайте  поздороваемся дружно с нашими гостями и пожелаем всем хорошего здоровья.

Ребята, посмотрите на нашем окне появилась какая- то необычная снежинка. Может, посмотрим, что за снежинка? Ой, какая она красивая, на ней что- то  написано. Давайте  прочитаем: « Ребятам детского сада «Родничок».

Здравствуйте, мои друзья!

Я волшебница Зима.

«Я не была у вас давно». 

Так начинается письмо:
«Пора нам встретиться, друзья,
Вам без меня прожить нельзя.
Как на санях не покататься?
Как не слепить снеговика?
Ну как, ребята, вам остаться
Без снежной горки, без катка?
Ребята,кто нас приглашает к себе в гости?

     Воспитатель: Правильно, Зима.

 Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю совершить прогулку в гости к Зимушке! Хотите отправиться вместе со мной?

 Дети: Да!!!

Воспитатель: А что мы с вами забыли сделать?

Дети: Одеться.

Воспитатель: А зачем нам надо одеваться?

Дети: На улице холодно.

Дидактическая игра «Дети одеваются»

Дети подходят к столу, на котором разложены картинки с изображением одежды. Из них выбирают только изображение зимней одежды и на магнитной доске выставляют одежду в определенной последовательности.  

Воспитатель: Я вижу все у нас готовы к прогулке, всё одели, ничего не забыли?

А как себя будем вести на прогулке?

Дети: ( Разговаривать тихо, не разбегаться, здороваться, веточки не ломать, не мусорить)

Воспитатель: Молодцы, ребята, правила мы с вами вспомнили, я надеюсь, что вы их не забудете. А нам пора в путь.

Дети встанем друг за другом,

В лес отправимся гулять,

Свежим воздухом дышать

будем  весело шагать,

Ноги выше поднимать.

Воспитатель: Ребята  оглянитесь вокруг и скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?  (Зима)

1 слайд Картинка: Зима

Воспитатель: А как вы догадались, что сейчас на улице зима?

Дети: На улице снег, мороз ………

Воспитатель: Зима – это одно из красивых  и волшебных времен года! Назовите,какая же она, зима?

Дети: Холодная, пушистая, колючая, снежная, белая!

Воспитатель: Действительно, зима может быть разной, за это ее так любят взрослые и дети.

Вторая картинка:  падает снег.

Воспитатель: Посмотрите, как красиво! Что мы здесь видим? Правильно, идет снег. Ребята,

представьте, что вы снежинки(дети выполняют движения в соответствии с текстом0

                                                                    Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

(И.Суриков).

А кто мне скажет, какой бывает снег?

Дети: Белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, блестящий, серебристый, хрустящий, мягкий.

Воспитатель: А когда много снега падает с неба, как это называется?

Дети: Снегопад.

3. Картинка снегопада

Воспитатель: А когда снежинки кружатся, ветер их несет, как это называется? 

Дети: Вьюга, метель.

4.Картинка метели

Воспитатель: Ребята, а как воет вьюга?

Дети: у-уууууу

Воспитатель: Из чего состоит снег?

Дети: из снежинок.

5. картинка: зимняя дорога, поле.

Воспитатель: Дети, посмотрите, где лежит снег?

Дети: На дорогах, на полях. (Снег лежит на дорогах, на полях).

Третья картинка: дом в снегу.

Воспитатель: На чем еще лежит снег?

Дети:  На крыше. (Снег лежит на крыше).

Воспитатель: С чем можно сравнить снег, когда он покрывает улицы, дома, деревья. На что он похож? (на полотно, ковер, одеяло, шапку и т.д.)

Четвертая картинка: лес, снег лежит на деревьях.

Воспитатель: Посмотрите, где еще лежит снег?

Дети: Снег лежит на деревьях.

Воспитатель: Да,  как  много  снега на деревьях.  Для чего снег на деревьях и под деревьями?

Дети: Чтобы деревья не замерзли.

Воспитатель: А зима это хорошо или плохо?

Воспитатель: Чем хорошо, когда зима?

Дети: много снега, можно играть в снежки, кататься на горке, на коньках, на лыжах, лепить снежную бабу.

Воспитатель: А когда можно сказать, что плохо зима?

Дети: зимой холодно, сильные морозы, метели, надо тепло одеваться, нельзя долго гулять.

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами  любовались зимней природой, я вдруг услышала хруст снега. Мне кажется  кто – то идёт к нам. Давайте посмотрим.

( Звучит музыка, выходит Баба Яга.)

Б.Я.  Здравствуйте, сладенькие мои, ребятишки! Как же я люблю знакомиться с новыми людями - то!

 ( здоровается за руку с каждым ребёнком)

Не  ожидали здесь встретить меня? Знаю, знаю к кому вы идёте в гости –к Зимушке Зиме. А про меня и думать забыли. Никто ко мне в гости не ходит, никто меня не любит.(Ревет).

Воспитатель: Б Я, не плачь, а хочешь мы с тобой поиграем. 

Б.Я. Конечно, хочу. Играть я люблю. Я даже игр много знаю. А давайте поиграем в

 «Ёлочки-пенёчки»

1. (Проводится игра на ускорение: «Ёлочки-пенёчки»)

Баба-Яга: Ой, что- то я развеселилась. Вот вы какие молодцы, хорошо играли. А теперь поиграем в любимую  мою игру с  метлой: Только вот беда: метла для вас великовата,ну да ничего. Я немного поколдую.

Глазки ,детки, закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Глазки можно открывать.

Вот теперь можно играть.

(Б.Я. меняет метлу на веник)

2. (дети становятся в круг, передают веник по кругу под музыку, у кого веник остаётся в руках, тот оседлает его и в середине круга скачет под музыкой.)

Баба Яга: Ой как хорошо повеселились, а за это я вам покажу короткую дорогу к Зимушке.

Дети встали друг за другом,

Будем весело шагать,

Ноги выше поднимать.

(На встречу выходит под музыку Зимушка-зима)

Зима:

Здравствуйте, мои друзья!

Я белоснежная Зима,
Я вам построю терема
И сад, и лес посеребрила,
Большую ёлку подарила.
Везде найдёте вы меня,
Среди сугробов прячусь я…

Ребята, вы сегодня мои гости и я приготовила для вас гостинцы. Сейчас я вас угощу. Ой, слова то я волшебные забыла. Что же делать? Как его открыть?

Б.Я.А я то, Зимушка, для чего тут. Сейчас я поколдую (колдует ,водит руками над ларцом ).Так всё,если ребята все задания – снежинок выполнят, то ларец откроется.

Воспитатель: Ну что ребята вы согласны помочь Зимушке?

Снежинка №1:

Вот вам первая снежинка,
И на ней задание.
Вы скажите мне, друзья,
А какая я – зима?

Дети: Холодная, морозная, красивая и т.д.

Зима. А,вы мороза не боитесь?

Дети: Нет!

Зимушка Зима: А я сейчас проверю: протягивайте руки. Сейчас как дуну, как стукну! (Зимушка Зима стучит палкой и неожиданно дует, дети прячут руки, ноги, носики, щёчки)

Игра «Заморожу»

Вы ,детишки, не зевайте,

Щёчки быстро закрывайте!

(замораживает щёчки)

А теперь держитесь пуще,

Заморожу ваши ушки!

(замораживает уши)

Берегите ваши плечи,

Заморожу не заметишь!

(замораживает плечи)

Ну- ка, дети.не зевайте

Руки быстро убирайте.

(Прячут руки за спину)

Вы ,детишки, не моргайте,

Носик быстро закрывайте.

Зимушка Зима: Ох и ловкие же вы ребята! (Игра повторяется 3-4 раза)

Снежинка №2 Есть снежинка у меня,

А на ней загадки.

Отгадайте – ка,  ребятки,

интересные загадки

1.Постелила из метели

Всюду мягкие постели?

Баба Яга: Это бабушка Яга.

Дети: Нет. Это Зимушка Зима!

Зима:

Кто, друзья, с большим трудом

Спрятал речку подо льдом?

Баба Яга: Это бабушка Яга.

Дети: Нет, Это Зимушка Зима!

Зима:

По утрам в рассветной мгле

Кто рисует на стекле?

Баба Яга: Это бабушка Яга.

Дети: Это Зимушка Зима!

Зима:

Кто повесил на карниз

Все сосульки сверху вниз?

Баба Яга: Это бабушка Яга.

Дети: Это Зимушка Зима!

Зима: Молодцы, ребята, справились с заданием.

А теперь я предлагаю немного погреться!

Воспитатель: Ребята, а как можно погреться? (можно побегать, попрыгать или потанцевать, поиграть)

(включается аудиозапись).Песня- игра: «Лепим, лепим снежный ком.»

Снежинка №3.Вот ещё одна снежинка –
Посмотрите на картинки.
Вы скажите мне, друзья,
Что здесь лишнее убрать?

Проводится игра «Убери лишнюю картинку». (На доске расположены картинки с зимними, весенними, осенними явлениями природы. Необходимо убрать лишние картинки). (Или игра «Собери и наряди ёлочку»

Б.Я.Зимушка, дети у нас все загадки отгадали?

Зима: Отгадали.

Б.Я.Поиграли?

Зима: Поиграли.

Б.Я.А для гостей наших у тебя есть снежинка?

Зима: Конечно, есть.

Вот мы сейчас проверим, хорошо ли наши гости знают приметы.

Снежинка №4.Есть одна игра для вас :

Мы  прочтем  стихи сейчас,

Мы начнем, а вы кончайте

Дружно слово добавляйте .

Игра «Зимние приметы» 

Зима:

Если ночь морозная,
Тихая и звездная,
Дым из труб идет столбом,
Значит, ясно будет…

Гости: Днем.

Б.Я:

Пятна синие над лесом,
Снега мелкого завеса,
Чуть морозы ослабели,
Ветер с юга Жди …

Гости: Метели.

Зима:

Если рыба зимним днем
Ходит прямо подо льдом,
Ходит прямо подо льдом
И об лед стучит хвостом –
Значит без сомнения ждите …

Гости: Потепления.

Б.Я:

Если вечером закат
Был слегка зеленоват,
Если лег на ветки иней,
На стекле букет из роз,
Если дым ладошкой синей
Достает до самых звезд,
И не свищет ветер грозно
Будет ясно и …

Гости: Морозно.

Зима и Б.Я. Всем большое спасибо, очень быстро справились с нашими заданиями. Вот и наш ларец открылся.

Зима: . Спасибо, ребята, вы выполнили все  задания снежинок, порадовали меня и в благодарность я угощаю вас цветными  льдинками!»

Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим Зимушку и Бабушку Ягу за гостеприимство. А нам пора возвращаться домой. Дружно скажем до свидания и до новых встреч.

Б.Я. Ребята, вы мне так понравились, вы очень хорошие и дружные ребята, поэтому я решила вам помочь вернуться домой. Вставайте в кружок , повторяйте за мной волшебные слова:

Вы, ребята, покружитесь,

На стульчики присядьте,

Глазки быстро закрываем,

До пяти считаем:

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

(В это время Б.Я. и Зима уходят)


Воспитатель: Вот мы и вернулись с прогулки.  Ребята, вам понравилась прогулка к Зимушке? Что вам понравилось ?Какие игры?

А какие задания показались трудными? Ребята, а кто запомнил, какая бывает зима?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия по познавательно- речевому развитию детей раннего возраста "В гости кошечка пришла..."

Цель: развитие исследовательской активности ребёнка.Задачи:1 .Способствовать формированию познавательной активности детей путём:а) развития сенсорного восприятияб) обогащения активного словаря прилага...

досуг для детей младшей группы «В гости к Зимушке - зиме»

Программное содержание. Закрепить знания детейо зимней  природе. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любованиезимней природой, чувствовать, понимать...

Непосредственно образовательная деятельность по познавательно - речевому развитию в средней группе "В гости к природе"

Конспект по познавательно - речевому развитию подходит для воспитателей средних групп ДОУи логопедов...

Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в младшей группе «В гостях у Карлсона

Конспект открытого занятия  по познавательно-речевому развитию в младшей группе «В гостях у Карлсона»...