Развитие речи "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Хаирова Раиса Тайфуровна

Конспект по развитию речи "Осень" описание картины, работа с мнемотаблицами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_osen.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия Хаировой Р.Т.

Образовательная область: речевое развитие

Тема:  Составление описательного рассказа по  картине «В гостях у волшебницы Осени»

Подготовительная группа "Пчелки"

Цель: формировать умение составлять описательный рассказ по картинке «В гостях у волшебницы Осени»

а). Образовательная:

Связная речь: развитие связной речи на основе формирования  умения воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем для выражения замысла, а также называть характерные признаки осени. Учить составлять сложные распространённые предложения и устанавливать причинно-следственные и временные связи.

Словарь: уточнять и расширять словарь по теме «Осень», активизировать в речи слова, обозначающие  состояние погоды. Учить подбирать антонимы.

Грамматика: развитие  грамматически правильной речи, закреплять знания детей в употреблении в речи сложноподчиненные предложения в описании природы.

б). Развивающая: развивать образность речи, умение соотносить небольшой личный опыт переживаний и наблюдений с «картиной мира», развивать умение воспринимать искусство.

в). Воспитательная:  Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.

Предварительная работа. Экскурсии в осенний парк, рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок на тему «Осень», чтение стихотворений, рассказов, загадок, поговорок, наблюдение на прогулке.

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка.

Интеграция образовательных областей:

социально – коммуникативное развитие.

художественно – эстетическое развитие

Оборудование и материалы:

-сюжетные картинки по теме «Осень»;

- предметные картинки с изображениями явлений природы, характерных для лета и осени;

- мнемотаблицы;

                                                                             Ход ОД.

-Ребята, давайте начнем наш день с нашего уголка природы и ответим на несколько вопросов.

- Какой сегодня день недели?

- Какое число?

- Месяц?

- Состояние погоды?

- Ой, посмотрите, что я нашла?

-Послушайте поговорки и  подумайте, что они могут обозначать:

В сентябре и лист на дереве не держится (в сентябре становится прохладно, и  листья опадают)

Плачет октябрь холодными слезами (в октябре часто идут дожди и они с каждым днем холоднее, так как приближается зима)

- Послушайте стихотворение, которое написала И. Бутримова

Золотая осень чудной красоты

Голубое небо, яркие цветы,

Будто бы художник смелою рукой

Расписал берёзы краской золотой,

А, добавив красный, расписал кусты

Клёны и осины дивной красоты.

Получилась осень – глаз не оторвать!

Кто ещё сумеет так нарисовать?

- Ребята,  о каком времени года говорится в стихотворении? (об осени).

-Как вы это поняли?

-Сегодня мы с вами поговорим о самом красивом времени года, об осени.  

-Назовите осенние месяца?

- Скажите, после какого времени года она наступает? (после лета)

- Я вчера для вас приготовила две картины с изображением лета и осени. Но когда я шла на работу подул сильный ветер и все картинки разлетелись и перепутались. Поможете мне их собрать?

Магнитная игра "Исправь ошибку!"

Игра «да» или «нет». (да – хлопаем, нет – топаем)

- Осенью цветут цветы?

- Осенью растут грибы?

- Тучки солнце закрывают?

- Колючий ветер прилетает?

- Туманы осенью плывут?

- Ну а птицы гнезда вьют?

- А букашки прилетают?

- Звери норки закрывают?

- Птичьи стаи улетают?

- Солнце светит очень жарко?

- Можно детям загорать?

- Ну а что же надо делать?

(куртки, шапки надевать).

Молодцы, вы были очень внимательны.

(проходим и садимся за парты)

Работа с репродукцией.

- Ребята, обратите внимание, какую красивую картину подарила нам осень.

Рассмотрим картину.

- Какое время года изображено на картине? (золотая осень)

- Как вы догадались? По каким приметам? (птицы улетают, с деревьев опали листочки, на земле лежат золотые листья, дети одеты тепло)

- Что изображено на переднем плане? (Дети с собакой стоят возле берёзки).

- Как одеты дети? (дети одеты в тёплую одежду, в шапки, курточки и сапожки)

- Что ещё мы видим на переднем плане? (Берёзка стоит без листочков, все листики уже опали)

- Что же произошло  с травой, цветами? (цветы завяли, трава пожелтела)

- Что  изображено  на заднем плане? (птицы собираются в стаи и прощальными криками улетают в теплые края)  

- Какое стало небо? (небо становится хмурое, на нем все больше тучек, чаще идут дожди).

- Как светит солнышко? (солнце уже не светит, так ярко и тепла становится меньше)

Что еще мы видим на заднем плане? Все ли деревья сбросили свою одежду? (елочки, да сосны стоят, одеты в свои наряды, потому что ждут прихода Нового года)

- А где же звери, почему их не видно, что с ними происходит?  (звери меняют шубки летнюю, на зимнюю, начинают прятаться в свои норки).

- Ребята, кто сможет составить рассказ по картине?  Нужно будет рассказать о красоте природы, небе, солнце, о птицах и о животных, о том, как изменилась одежда людей с приходом осени.

Я начну, а вы продолжите.

Составление мнемотаблиц по рассказу.

Наступила осень. На полянку пришли дети, чтобы полюбоваться красотою осени…. Дети одеты по - осеннему в теплые куртки, шапочки и сапожки.  Деревья сбросили свои наряды. На берёзках ещё кое – где виднеются золотые листочки, только елочки да сосны остались зеленые.  Небо голубое и высокое. Трава постепенно желтеет. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.  Мне нравится осень, потому что под ногами шуршат листья, и вся природа одета в яркие цвета.

Кто ещё попробует составить рассказ по картине? (опросить 3- 4 человека)

-Молодцы, ребята, а вот и красавица Осень, к нам пришла, ей очень понравились ваша рассказы,  и она приготовила для вас игру.

Физкультминутка  "Солнце спит."

Подбор антонимов. Сравниваем лето и осень.

- Летом солнышко большое, а осенью…

- Летом солнце горячее, а осенью…

- Летом небо ясное, чистое, а осенью…

- Летом небо голубое, а осенью…

- Летом погода солнечная, а осенью…

- Летом вода в речке прохладная, а осенью…

- Летом листья на деревьях зелёные, а осенью…

- Летом дождь короткий, а осенью…

- Летом земля сухая, а осенью…

- Летом дни длинные, а ночи…

- Осенью дни становятся короче, а ночи…

Рефлексия

Игра «Исправь ошибку»:

- осенние месяцы июнь, июль, август?

- осенью ярко светит и греет солнце?

- с юга прилетели птицы?

- осенью дети надевают панамки, шорты, сандалии, футболки?

- Молодцы дети, хорошие у вас знания про осень!

- О чем говорили?

- Что понравилось, что было легко, а что трудно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...