Образовательная деятельность «Такие разные сказки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Нургалиева Гузель Наильевна

Тема: «Такие разные сказки»

Цель: формировать умение проводить сравнительный анализ сказок.

Задачи:

Образовательные:

 1.Формировать умение детей сравнивать похожие по содержанию сказки, находить различие и сходство в сюжетах и образах.

Развивающие:

1.Продолжать развивать представление о жанрах художественной литературы, умение подбирать иллюстрации произведений к различным жанрам художественной литературы,  осмысливать переносное значение пословиц.

 2.Развивать связную речь, побуждать детей  отвечать на вопрос полным ответом.

3.Развивать грамматический строй речи, словообразование. Активизировать словарь.

Воспитательные:

1.Воспитывать положительное отношение к таким качествам как вежливость, трудолюбие, уважение к старшим, а так же интерес к художественной литературе, книге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_takie_raznye_skazki.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Такие разные сказки»

Цель: формировать умение проводить сравнительный анализ сказок.

Задачи:

Образовательные:

 1.Формировать умение детей сравнивать похожие по содержанию сказки, находить различие и сходство в сюжетах и образах.

Развивающие:

1.Продолжать развивать представление о жанрах художественной литературы, умение подбирать иллюстрации произведений к различным жанрам художественной литературы,  осмысливать переносное значение пословиц.

 2.Развивать связную речь, побуждать детей  отвечать на вопрос полным ответом.

3.Развивать грамматический строй речи, словообразование. Активизировать словарь.

Воспитательные:

1.Воспитывать положительное отношение к таким качествам как вежливость, трудолюбие, уважение к старшим, а так же интерес к художественной литературе, книге.

 Предварительная работа:

чтение сказок: башкирская народная «Падчерица», русская народная «Морозко», беседы по их содержанию. Знакомство с жанрами художественной литературы и чтение соответствующих произведений.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации произведений различных жанров, карточки-схемы, мольберт голубого и красного цветов, цветные карандаши и лист бумаги на каждого ребенка,  корзинка, аудиозапись башкирской танцевальной песни, ноутбук.

ХОД ООД

Воспитатель в присутствие детей раскладывает картинки (пиктограммы).

“Раз, два, три, себе картинку одну возьми”. Дети выбирают картинки.

В: А теперь, раз, два, три, свою пару отыщи (дети встают парами). Молодцы все нашли свою пару.

В:  Я тихонько пробегу все картинки соберу. Свою пару не теряйте, и никуда не убегайте  (собираю картинки в корзинку).

Ребята, посмотрите на свои руки. У мальчиков они сильные, а у девочек нежные. А вы любите свои руки? Почему? А что могут делать руки (лепить, покормить птиц, поднять упавшего товарища, накрыть на стол и др.)?

Пальчиковая гимнастика 

(дети стоят  в парах лицом друг к другу)

Вот ладошка правая,                            (соединяют правые ладошки)

Вот ладошка левая,                               (соединяют левые ладони)

И скажу, вам  не тая,

Руки всем нужны друзья                        (круговые движения ладонями)

Сильные руки не бросятся в драку   (движения ладонями вперед-назад)

Добрые руки погладят собаку,         (движение ладонями вверх- вниз)

Умные руки умеют лепить                (движение ладонями вправо-влево)

Чуткие руки умеют дружить!         (скрестив , пожимают руки друг другу)

А теперь прикоснитесь друг к другу ладонями и поздоровайтесь. Но мы сегодня в этом зале не одни, поэтому  я предлагаю поздороваться с нашими гостями ладонями. Пусть они почувствуют через ладони нашу доброжелательность.

Нравится ли вам ребята,  когда вам читают?  А что больше всего вы любите слушать (ответы детей)?  Как интересно!!

 - Что  значит  ”быль”  (история ,  которая на самом деле была )?

- А что такое легенда (фантастическая история или  вымысел, без доказательств)?  

-Ну, а что такое басня (короткий рассказ в стихах, который всегда чему то учит )?

 -Знаете ли вы  что такое стихотворение (произведение с рифмованными строками)?

-И даже, что такое загадка скажите (мудреный вопрос, который надо отгадать , решить ) ?

-Что такое пословица (короткое мудрое высказывание, которое дает нам совет)?

-Ну, а сказка что же это ( придуманная история, в которой присутствует волшебство ) ?

-Чем отличается сказка от рассказа?

Басня, легенда, рассказ, стихотворение, сказка , быль , загадка , пословица – как сказать о них одним словом ? ( жанр)  Какой жанр вам больше всего нравится ? ( ответы детей )  

- Посмотрите, пожалуйста  внимательно на развешанные вокруг иллюстрации - Я буду называть жанр  вы должны подойти к той иллюстрации на которой изображено произведение именно того жанра который я назову и , не забудьте сказать название произведения.

-Предлагаю , используя жанр стихотворение немного поиграть.

Собрались девчонки раз и пустились дружно в пляс.

Пальцами защелкали, сапожками затопали  (женские  танцевальные движения)

Их джигиты увидали к ним тихонько подбежали:

“Мы джигиты просто класс, в танец свой возьмите нас” (мужские танцевальные движения)

На земле башкирской той,  родился танец заводной (общий танец)

-Ребята!  Что значит народная сказка  (ответы детей)? Каких народов вы знаете?  Если народ - чуваши, значит какая сказка  (чувашская, татарская, башкирская и др.)

- Помните,  мы совсем недавно прочитали башкирскую  народную сказку “Клубок” и русскую народную сказку “ Морозко”. Похожи  ли  эти  сказки (ответы детей).   Что значит мачеха, падчерица?

-Перед вами два мольберта - один голубого цвета, другой  красного цвета и карточки-схемы (раздаю каждому ребенку по одной карточке). Необходимо отобрать карточки, которые соответствуют сказке” Морозко” и поместить их на мольберт голубого цвета. А карточки, которые подходят  к сказке” Клубок” поместить на мольберт красного цвета.  (Дети выполняют задание) Давайте, глядя на мольберты ответим,  чем же отличаются эти сказки? (ответы детей)

-Ребята вам понравилась наша сегодняшняя беседа? А о чем мы с вами беседовали? Что  сегодня больше всего вам понравилось делать? А с чем было трудно справляться? О сказке есть поговорка - сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок.

-Предлагаю в память о сегодняшней беседе, нарисовать понравившиеся карточки и подарить их нашим гостям (Дети рисуют и раздают присутствующим  в зале).  До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фрагмент образовательной деятельности "ТАКАЯ РАЗНАЯ БУМАГА"

экспериментальная деятельность. ЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ОСНОВ ЗНАНИЙ О БУМАГЕ И ЕЕ СВОЙСТВАХ. интеграция образовательных областей: ПОЗНАНИЕ, ТРУД, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, КОММУНИКАЦИЯ, БЕЗОПАСНОСТЬ...

Конспект образовательной деятельности "Такие разные птицы"

Конспект разработан для детей старшей группы по формированию знаний о перелетных и зимующих птицах....

Непосредственная образовательная деятельность «Такие разные насекомые»

Коллективная непосредственная образовательная деятельность «Такие разные насекомые» одно из мероприятий в рамках краткосрочного экологического проекта «Насекомые вокруг нас». В данном НОД основной фор...

Конспект образовательной деятельности Такой разный театр

Расширить представления детей о театре. Приобщать детей к театральной культуре (продолжить знакомить с устройством театра, театральными жанрами,  разными видами театров, профессией реж...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Такие разные мальчики и девочки» по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе.

Задачи приоритетной образовательной области:«Социально-коммуникативное развитие»: формирование умения понимать различия между мальчиками и девочками; развивать навыки общения мальчиков и д...

Конспект образовательной деятельности "Такие разные ткани" для детей старшего дошкольного возраста

Образовательные задачи:закреплять знания детей о происхождении ткани, многообразии одежды;показать детям зависимость видов тканей и видов одежды;закреплять знания детей о свойствах тканей с помощью эл...