Конспект занятия по развитию речи "В гостях у сказки"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Феклина Елена Юрьевна

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «В гостях у сказки»

 

Цель: развитие речи, систематизация и обобщение знаний детей о семье.

Задачи:

Обучающие:

• формирование познавательных навыков и любознательности при знакомстве со сказкой;

• обогащение и активизация лексического запаса (использование в речи слов антонимического ряда, родственных слов);

• приобщение детей к устному народному творчеству (заучивание потешек и пословиц);

• знакомство с обобщенными понятиями Родина, народ.

Развивающие:

• совершенствование грамматического строя речи, повышение уровня словообразовательной компетенции у детей (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами);

• развитие понимания лексико-грамматических конструкций;

• закрепление звуко-буквенных связей, умения делить слова на слоги;

• развитие связной речи и коммуникативных навыков;

• развитие слухового внимания и памяти;

• развитие общей и мелкой моторики, координации движений.

Воспитательные:

• воспитание любви и уважения к членам своей семьи;

• формирование доброжелательного отношения детей друг к другу и к окружающим людям;

• воспитание патриотических чувств.

Оборудование: экран с медиапроектором, ноутбук, шкатулка, карточки с буквами и цифрами,  тарелки с муляжами пирожков, магнитная доска, атрибуты для костюмов сказочницы, Машеньки, Иванушки, яблоко.

Предварительная работа: знакомство с содержанием русской народной сказки «Гуси-лебеди», заучивание пословиц о семье.

 

Ход занятия

Слайд1.

1. Введение.

Сказочница:

Здравствуйте, дети!

Вижу, здесь меня вы ждали,

В гости к вам сюда позвали.

Сказку, дети, расскажу,

Да еще ее покажу.

Что за сказка – есть подсказка,

Сразу я ответ не дам, угадать придется вам.

 

Слайд 2.

(Сказочница вместе проговаривают слова с имитацией движений)

Гуси-лебеди летели,

В чисто поле залетели.

В поле баньку отыскали,

Лебеденка искупали. (Сказка «Гуси-лебеди»)

Поскорее в круг вставайте,

Слова вместе повторяйте!

(Дети и сказительница идут по кругу. Хоровое проговаривание потешки.)

Сказочница

Скоро сказка сказывается,

Да не скоро дело делается.

Вместе весело играть,

Но пора уж начинать.

 

Слайд 3.

Чтение зачина сказки.

Сказочница: Жили-были в одной деревне маменька, папенька, дочка и сынок маленький. А вместе они кто? (Семья).

Собрались однажды родители в город на ярмарку. Детей одних дома оставили, а дочке велели за братцем присматривать, да наказ им дали (выходят сестрица и братец - дети в народных костюмах):

Машенька.

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Иванушка.

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Суету позабудьте.

И в минуты досуга

Рядом вместе побудьте.

Сказочница: Дети, расскажите, что дальше в сказке произошло?

Дети продолжают сказку:

Машенька. Позабыла дочка, что ей родители наказывали, посадила братца на травку под окошком, а сама на улицу побежала, заигралась, загулялась.

 

Слайд 4.

Иванушка. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Машенька. Пришла девочка, глядь — братца нет! Выбежала она в чисто поле. Видит, метнулись вдалеке гуси-лебеди, и пропали за темным лесом.

 

Слайд 5.

 Встреча с печкой. Отгадывание загадок.

Сказочница: Бросилась девочка их догонять. Бежала, бежала по лесу, видит, стоит печка.

Машенька: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Сказочница. Говорит печка: «Отгадай, девочка, мою загадку, тогда скажу».

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Мама, папа, брат и я

Вместе все— одна… (семья).

Сказочница : Что такое, по-вашему, семья? (Ответы детей.)

Семья – это 7 я. Это родные и близкие люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся, помогают друг другу.

Игра «Деление слов на слоги».

Сказочница: И еще одно задание печка дала: друг за другом назовите своё имя. Разделите слова на слоги хлопками, как я, сосчитайте количество слогов.

(Дети выполняют задание, показывают цифру)

Сказочница: Говорит печка Машеньке: «Беги к яблоне. Она тебе дальше дорогу покажет».

 

Слайд 6.

 Встреча с яблоней.

Игра «Назовите ласково каждого члена семьи».

Сказочница: Побежала девочка дальше, видит: стоит яблоня на пригорке.

Машенька: Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Сказочница. Просит яблоня: «Сначала помоги моим веточкам распрямиться. Сорви мое яблочко и назови, кто в семье кем приходится».

Девочка для мамы кто? (Дочка)

А для дедушки и бабушки? (Внучка)

Мальчик для папы и мамы кто? (Сын)

А для дедушки и бабушки? (Внук)

Кто такая прабабушка? (Ответы детей)

Сказочница. Продолжает яблоня: «Видишь, я дерево не простое, я дерево родовое, семейное. Яблочко наливное передавайте, тех, кто есть в семье, ласково называйте».

(Дети называют и передают яблоко по кругу).

Сын - сыночек; дочь - доченька, дочурка;

Брат – братик, братишка, сестра - сестренка, сестричка;

мама-мамочка, мамуля; папа-папочка, папуля;

бабушка - бабуленька; дедушка - дедуленька.

Сказочница. Говорит яблоня: «Молодцы, дети, правильно мое задание выполнили. Ты, Машенька, беги к речке».

 

Слайд 7.

 Встреча с речкой.

Дети продолжают сказку: Прибежала  Машенька к речке.

Машенька: Речка, речка скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Сказочница. Отвечает речка: «Скажу, если поиграешь с моим  сыночком-ручейком».

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папенька,

Этот пальчик –маменька,

Этот пальчик –я,

Вот и вся моя семья!

 (Пальчиковая гимнастика.)

 (Показывает 5 пальцев, поочередно загибает пальцы. При повторном чтении дети выполняют пальчиковую гимнастику.)

Сказочница: Долго Машенька бегала по полям, по лесам. Вдруг видит — стоит избушка на курьих ножках.

Как вы думаете, кто в избушке живёт? (Ответы детей)

В избушке сидит Баба-яга, а на лавочке - братец. Чтобы Баба - Яга не рассердилась, давайте ее развеселим.

Слайд 8.

 Физкультминутка «Баба Яга».

Есть в лесу избушка, (Показывают руками крышу)

В избе живёт старушка. (Наклоны, руки за спиной)

Это бабушка Яга - костяная нога. (Шагают на месте)

Она летает на метле, (Имитация полёта на метле)

Детей ворует на заре.

Нос крючком, (Показывают руками нос крючком)

Глаза большие (Показывают руками большие глаза)

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая! (Грозят пальцем)

Дыбом волосы стоят. (Поднимают руки вверх, шевеля пальцами).

 

Слай 9.

 Решение проблемной ситуации «Как помочь Машеньке?».

Выкладывание слова «семья» из букв.

Сказочница: Баба Яга печку натопила, братца в избушке закрыла и в лес ушла. Что же делать Машеньке? Надо братца выручать и домой скорей бежать!

Машенька, смотри, какая-то шкатулка. Давайте откроем и посмотрим, что в ней лежит. (Дети находят буквы и прикрепляют на магнитную доску).

Дети, как вы думаете, что за это буквы, для чего они здесь лежат?

(Составляют слово семья).

Смотрите, а замок-то открылся! (На слайде замок открывается)

Обрадовалась Машенька, схватила братца и в обратный путь побежала.

 

Слайд 10.

Встреча с речкой. Подбор антонимов.

Сказочница: Бегут, а гуси-лебеди их нагоняют.

Машенька: Речка, спрячь нас, пожалуйста!

Сказочница. Отвечает речка: «Спрячу вас под крутым бережком. Но и вы мне помогите, груду камней разберите, слова «наоборот» назовите». (На слайде после правильных ответов детей камни исчезают.)

Старший – младший,

большой – маленький,

молодой – старый,

сильный – слабый,

добрый – злой,

высокий – низкий,

храбрый – трусливый.

Дети продолжают сказку:

Спрятала детей речка под крутым бережком, не заметили их гуси-лебеди и дальше полетели.

Слайд11.

Подбор родственных слов. Встреча с яблоней.

Дети продолжают сказку:

Бегут дети, а гуси за ними в погоню летят, нагоняют, что делать? Куда деваться? Беда! Стоит яблонька на пригорке.

Машенька: Яблоня-матушка, спрячь нас, пожалуйста!

Сказочница. Отвечает яблоня: «Я спрячу вас, но сначала в моих корнях прочитайте слово (род).

У людей есть семьи, и у слов есть свои семейки. Давайте и мы с вами сегодня составим семейку из слов. А главным в этой семейке будет слово род.

(Род - родители, родня, Родина, родился, родные, родственники и т. д. – эти слова появляются на слайде.)

Дети продолжают сказку:

Яблоня заслонила детей веточками, прикрыла листиками, гуси-лебеди мимо пролетели.

Слайд 12.

Встреча с печкой. Договаривание пословиц.

Дети продолжают сказку:

Поблагодарила девочка яблоню, дальше с братцем побежала. Гуси-лебеди опять настигают. А тут на дороге печка показалась.

Машенька: Сударыня печка, спрячь нас, пожалуйста!

Сказочница. Отвечает печка: «Спрячу я вас, а вы пирожок возьмите и пословицу о семье договорите». (Пословицы появляются на экране.)

При солнышке тепло…а при матери – добро.

Нет милее дружка…чем родная матушка.

Не нужен и клад… коли в семье лад.

Вся семья вместе… и душа на месте!

Дети продолжают сказку:

Спрятала печка сестру да брата. Гуси полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели.

Слайд 13.

Финал сказки.

Дети продолжают сказку:

А девочка с братцем домой побежала. Добежали, а тут и папа с мамой вернулись. И стали они жить-поживать лучше прежнего. Вот и сказки конец, а кто слушал - молодец!

Слайд 14.

Подведение итогов путешествия по сказке.

Сказочница :

Дети, в какой сказке мы сегодня побывали?

Как вы думаете, почему гуси-лебеди унесли братца Машеньки?

Кто помогал девочке найти дорогу к избушке Бабы-Яги?

А как мы с вами помогали Машеньке спасти братца, какие задания мы выполняли?

Кто же еще кроме сказочных героев помогал Машеньке братца найти? (Мы)

Встанем, дети, улыбнемся,

Вместе за руки возьмемся. (Дети встают в круг)

Слайд 15.

Сказочница:

Очень много слов на свете,

Как снежинок у зимы.

Но возьмём, к примеру, эти:

Слово «я» и слово «мы».

Слово «мы» сильней, чем «я».

Мы - семья,

И мы - друзья.

Мы - народ,

И мы - едины. (Все берутся за руки)

Вместе мы

Непобедимы! (Поднимают руки вверх)

(В. Орлов)

тут и сказке конец, а кто слушал молодец

Просмотр видео-песни о сказках в исполнении В. Толкуновой

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Конспект НОД 353.71 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Работа со сказками"

Конспект открытого занятия для педагогов детского сада в подготовительной группе "работа с иллюстрированными изданиями сказок"...

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Сказка В. Катаева «Цветик - семицветик»».

Развивать связную речь детей.Формировать умение передавать свои впечатления и свое отношение к героине сказки, эмоционально окрашивать речь.Подвести к пониманию нравственного смысла сказки, моти...

План-конспект занятие по развитию речи "Путешествие по сказкам"

Обобщение знаний детей русских народных и авторских сказок и составление сказки конфликтного характера...

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие по сказкам"

Формировать интерес к художественной литературе; развивать артистические способности детей....

Конспект занятия по развитию речи" Путешествие в сказку"

Занятие предназначено для детей средней группы. Оно включает в себя народные игры, драматизацию отдельных отрывков русской народной сказки"Маша и медведь", дидактические игры....

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в сказку».

Цели: закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования, учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, развивать связную речь детей, умени...

Конспект занятия по развитию речи. По мотивам сказки «У солнышка в гостях» (с использованием пальчиковых игр)

Конспект занятия по развитию речи.По мотивам сказки«У солнышка в гостях»(с использованием пальчиковых игр)...