"Путешествие в прошлое вместе с Кузькой"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Рудыка Татьяна Николаевна

конспект по развитию речи для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_proshloe_vmeste_s_kuzkoy.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи

«Путешествие в прошлое вместе с Кузькой»

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Знакомство детей с русским бытом, утварью;
  • Изучение русского фольклора – песни, танцы, сказки, потешки.
  1. Развивающие:
  • Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры;
  • Развитие интереса к познанию нового материала.
  1. Воспитательные:
  • Воспитание уважения к культуре, традициям и обычаям русского народа.
  1. Речевые:
  • Связная речь: учить отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, составляя грамматически правильные предложения.
  • Словарь: предметный – изба, сени, горница, половик, ручник, ухват, чугунок, потешка; определения  чугунный, деревянный, глиняный, хлопковый; глагольный – плясать, петь, стряпать, обмазывать, месить.
  • Грамматика: продолжать учить детей образовывать новые слова имён существительных множественного числа.
  • Звуковая культура речи: развивать слуховую сосредоточенность детей.

Методы и приёмы:

  • Практические: прослушивание русских народных песен, мелодий; сюрпризный момент (появление домовёнка Кузьки); дидактические игры «Отгадай из какой сказки герой»; физминутка.
  • Наглядные: карточки с изображением русской избы, утвари.
  • Словесные: дидактические игры «Один-много», «Узнай потешку».

Материалы: аудиозаписи русских народных песен; игрушка домовёнок Кузька; картинки с изображением русской избы, русской утвари; дидактическая игра «Отгадай из какой сказки герой».

Ход занятия

Звучит русская народная мелодия, под неё появляется домовёнок Кузька.

Кузька: ой, бяда – бяда – огорчение. И некуда мне, несчастному податься. И негде мне – горемыке укрыться...

Воспитатель: ребята, это кто такой к нам в гости пожаловал?

Ответы детей (это домовёнок Кузька)

Воспитатель: верно! Кузька, да ты нас не бойся, мы тебя не тронем. Наши мальчики и девочки добрые, никого не обижают, они со всеми дружно живут. Проходи к нам в гости!

Дети зовут Кузьку погостить у них.

Кузька: ну если не тронете, тогда ладно, тогда погощу немного у вас. Садитесь на стульчики, будем знакомится. Меня Кузькой кличат. А вас? Ну-ка все хором скажите – как вас зовут?

Дети произносят свои имена.

Воспитатель: Кузька, а что значит – кличат? Вот слово «кричат» мы знаем, а это слово с ребятами первый раз слышим.

Кузька: вот неумехи-незнамыши! Кличат – это по-старинному значит «зовут». Ничего-то вы не понимаете!

Воспитатель: вот это да! И много ты таких слов старинных знаешь? И откуда?

Кузька: так я ж давно родился. Мне семь веков, восьмой пошёл. Или по-вашему – 700 лет.

Воспитатель: Ах, вон оно что! Значит, ты знаешь, как люди в старину жили – как одевались, что кушали. Какие традиции были у нашего народа?

Кузька: а почто не знать-то! Конечно знаю! И ребятам всё расскажу – поведаю. Хотите обо всём узнать?

Ответы детей (конечно хотим!).

Кузька: ну тогда смотрите и слушайте!

Кузька вместе с воспитателем сначала показывают дом, в котором жили люди в старину, затем – предметы утвари, рушники, посуду.

Воспитатель: ребята, раньше люди жили в скромных домах – избах. Делался дом из глины, крыша выкладывалась из соломы. Сам дом внутри состоял из сеней (в современных домах это помещение называется коридор или прихожая). Потом шла горница (у нас это – комната). Давайте повторим название дома и его помещений.

Дети называют избу, сени и горницу.

Кузька: ваши мамы и бабушки умеют стряпать пироги да ватрушки?

Ответы детей (да, они пекут и пироги, и булочки, и торты).

Кузька: ах, какие стряпуньи – молодцы! Эта традиция – выпекание всяких вкусностей пошла с давних времён. Стояла раньше у хозяек печь посреди горницы.

Воспитатель показывает на картинке русскую печку.

Кузька: хозяюшки теста намесят, раскатают, начиночкой сладкой сдобрят свою стряпню, да в печь ставят. А чтоб веселее было работать – песни пели. Протяжные, да задумчивые.

Физминутка

Воспитатель включает запись русских народных песен. И предлагает детям вместе с Кузькой поплясать, используя движения русского народного танца – прясядка, кружение, взмахи платочками.

Воспитатель: славно детки поплясали. А теперь давайте дальше посмотрим картинки, приготовленные Кузькой.

Воспитатель показывает картинки с изображением русской утвари – чугунок, рушник, ухват и т.д. Проводится игра «Один – много».

Кузька: вы молодцы, детишки! А кто из вас знает русские народные сказки? Давайте-ка вспомним сказки и их героев. Ведь их придумали именно в старину. Матушки и батюшки рассказывали своим деткам сказки, а они в свою очередь, когда подрастали, рассказывали своим детушкам. Так вот сказки по традиции и идут друг по дружке.

Дети называют сказки «Колобок», «Теремок», «Репка».

Воспитатель предлагает детям игру «Из какой сказки герой?».

Кузька: да, наш народ был горазд на выдумку. И песни-то они пели, и сказки сочиняли, и шутки-прибаутки, потешки да приговорки у них водились. На каждый случай потешка у них была припасена. Ну-ка скажите-ка мне, ребятушки, когда можно использовать эту потешку

Расти коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти косынька, до пят —
Все волосыньки в ряд.
Расти коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся!

Ответы детей (при расчёсывании, при заплетании косичек).

Кузька: какие догадливые ребятишки! А ну-ка следующие потешки отгадаете?

Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.

Тушки — тутушки,
На столе пампушки.
На столе пампушки,
А в печи ватрушки.
Пампушки, ватрушки —
Нашему Андрюшке!

Ответы детей (эти потешки использовали тогда, когда кормили деток).

Кузька: эх, и с этой справились! Давайте-как ещё одну вам расскажу! Ох и весело мне с вами!

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Ответы детей (при умывании)

Воспитатель: молодцы, ребята! Все потешки от Кузьки узнали. А теперь давайте и я вам потешку скажу, а вы угадайте – когда её говорят?

Ночь пришла, 
Темноту привела, 
Задремал петушок, 
Запел сверчок. 
Вышла маменька, 
Закрыла ставеньку. 
Засыпай, 
Баю-бай.

Ответы детей (когда тетки засыпают).

Кузька: баю-баюшки-баю, баю Кузеньку мою! Чегой-то я спать зохотел. Пойду посплю немного под печкой у бабушки в избе.

Воспитатель: иди, Кузенька, отдохни! Мы рады были тебя увидеть. С тобой было очень интересно и весело. До свидания!

Дети прощаются с домовёнком. Воспитатель вспоминает с детьми – что на картинках у Кузьки было нарисовано, название русских народных сказок и что такое – потешки, для чего они использовались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в прошлое. Познавательное занятие-путешествие в подготовительной к школе группе.

Программные задачи:·               Закрепить знания детей о железной дороге и её роли в современном обществе.·...

Конспект НОД по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) в средней группе Тема «Путешествие в прошлое вместе с Кузькой»

1.      Образовательные:Знакомство детей с русским бытом, утварью;Изучение русского фольклора – песни, танцы, сказки, потешки.2.      Развивающие:Разв...

ФЦКМ НОД Игра-путешествие «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

       Аннотация: Игры – путешествия в прошлое предметов окружающего мира помогают раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многооб...

Путешествие в прошлое вместе с Кузькой

Сценарий организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Соответствует требованиям ФГОС ДО....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Народная культура и традиции, путешествие в прошлое вместе с Кузькой»

Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры.Развитие интереса к познанию нового материала....