Программа по развитию речи с использованием инновационной технологии камешки"Марблс"
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Программа расчитана для делей 1 младшей группы (2-3 года)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_abzalovoy_n.l.docx190.48 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной

технологии

«Разноцветное волшебство»

Содержание

  1. Пояснительная записка ……………………………………………………... 3

  1. Актуальность, цель, задачи рабочей программы ………………….……… 4

  1. Этапы работы кружка ………………………………………………………. 4

  1. Предполагаемый результат обучения ……………………………………... 4

  1. Инструменты и материалы, применяемые на занятии с детьми 2-3 лет … 4

  1. Методы и приемы работы с детьми ……………………………………....... 4

  1. Календарно тематическое планирование ………………………………….. 6

  1. Мониторинг развития речи ……………………………………………….… 11

  1. Мониторинг развития мелкой моторики рук …………………………….... 12

  1. Методическая литература …………………………………………………...13

2

Воспитатель МБДОУ «ДСОВ «Сказка»: Абзалова Наталья Леонидовна

Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной

технологии

«Разноцветное волшебство»

Пояснительная записка

Важным условием для начала успешного школьного обучения ребенка является сформированная устная речь, в настоящее время число речевых нарушений растет. Дошкольникам требуется коррекционная логопедическая помощь. Среди дошкольников с речевой патологией значительное место занимают

дети с общим недоразвитием речи. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования указывает на необходимость «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными

  • психологическими особенностями». В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано: «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности».

М. М. Кольцова пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она особо подчеркивает, что влияние импульсов с мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится к детям и с нормальным, и с нарушенным речевым развитием. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка [5, с. 3-18].

Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются средством повышения работоспособности головного мозга. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребёнка. Применение камешков «Марблс» - это один из инновационных приёмов обучения, интересный для детей. Игры с камешками «Марблс» воздействуют на рецепторы пальцев. Это включает в себя самомассаж пальцев, пальчиковую гимнастику. Систематическая работа по развитию мелкой моторики с помощью

камешков «Марблс» способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности.

Разноцветные камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.

3

Воспитатель МБДОУ «ДСОВ «Сказка»: Абзалова Наталья Леонидовна

Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной

технологии

«Разноцветное волшебство»

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.

Актуальность        программы        заключается        в        том,        что        целенаправленная        и

систематическая работа по развитию мелкой моторики рук с помощью камешков

Марблс способствует развитию речи.

Цель - развитие речи при помощи развития мелкой моторики рук.

Задачи:

  1. стимулировать речевую активность;

  1. развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук;

  1. обогащать словарный запас.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня. Продолжительность занятий составляет 8 минут. Общее количество учебных занятий в год – 36 часов.

Мониторинг. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (педагогический мониторинг) проводится 3 раза в год (первичный – в сентябре, промежуточный – в январе и итоговый – в мае). Для мониторинговых исследований применяю методику Ю.А. Aфонькиной «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности» в соответствии с образовательной программой. Результаты освоения образовательной программы фиксирую в диагностических картах.

  • программе использованы различные формы организации детской деятельности: занимательное дело (занятия), творческие задания, фронтальная работа, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, постановка и разрешение проблемных ситуаций, сюжетная подача материала, элементы театрализованной деятельности.

  • начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики физминуток воспитатель подбирает самостоятельно [1, с. 36]. Занятия проводятся 1 раз в неделю с октября по май.

Формы проведения итогов реализации программы: открытые НОД для педагогов и родителей.

Планируемые результаты. По завершению реализации образовательной программы «Разноцветное волшебство» у воспитанников наблюдается значительное повышение уровня развития речевых способностей; расширяется и обогащается словарный запас; развивается мелкая моторика рук.

Для реализации программы необходимо следующее обеспечение: картотека картинок, набор камушков Марблс, карточки с эталонами цвета, карточки с заданиями.

4

Воспитатель МБДОУ «ДСОВ «Сказка»: Абзалова Наталья Леонидовна

Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной

технологии

«Разноцветное волшебство»

Обоснование социальной значимости. В результате реализации программы у детей сформировался интерес к предлагаемой деятельности, повысилась познавательная активность, проявился интерес к совместной деятельности со взрослым, увеличилась потребность ребенка в общении посредством речи. Используя полученные на занятиях навыки в повседневной деятельности, дети с радостью играют в игры с камешками.

5

Воспитатель МБДОУ «ДСОВ «Сказка»: Абзалова Наталья Леонидовна

Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной

технологии

«Разноцветное волшебство»

Календарно - тематическое планирование

Октябрь

  1. «Знакомство»

Цель: привлечение внимание ребёнка к тактильному объекту. Задание: педагог обращает внимание на камушки и предлагает поперебирать камушки руками. При этом педагог знакомит с текстурой – стеклянные, гладкие; качеством – хрупкое, прозрачное; цветом – красный, синий, зелёный и т.д. Ёмкость с камушками «Марблс»

2 «Найдём предмет»

Цель:  развитие  тактильных  ощущений;  развитие  умения  выбирать  предметы,

отличающихся от камушков «Марблс»

Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить, что это. Ёмкость глубокая, камушки «Марблс», игрушки из киндеров.

  1. «Змейка»

Цель: учить раскладывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.

Задание: педагог предлагает выложить длинную змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета). Камушки «Марблс»

  1. «Помоги»

Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно поисковой деятельности.

Задание: педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам. Камушки «Марблс», карточки с эталонами цвета, ёмкости для раскладывания по цвету.

Ноябрь

  1. «Цветок»

Цель: развивать умения различать цвета, называть их; развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Задания: педагог предлагает разложить камушки, накладывая их на образец – карточку, на которой нанесён рисунок. Карточка с рисунком цветка, камушки «Марблс»

  1. «Повтори узор»

Цель: развитие мелкой моторики рук.

6

Воспитатель МБДОУ «ДСОВ «Сказка»: Абзалова Наталья Леонидовна

Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной

технологии

«Разноцветное волшебство»

Задание: педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, Лист бумаги с шероховатой поверхностью, камушки «Марблс» ребёнку необходимо повторить рисунок.

7 «Помоги мишке»

Цель:        учить        ориентироваться        на        плоскости;        развитие        мелкой        моторики        рук.

Задание: педагог предлагает детям выложить тропинку мишки из леса к домику.

Камушки «Марблс», карточка с заданием.

8 «Морская звезда»

Цель: обогащение словаря; развитие мелкой моторики рук.

Задание: педагог предлагает детям выложить камушки по контуру рисунка. Рисунок с контуром, камушки «Марблс»

Декабрь

  1. «Угадай-ка»

Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости; развитие мелкой моторики рук.

Задание: педагог предлагает положить камушек на названное им животное. Картинка с животными, камушки «Марблс»

  1. «Сухой бассейн»

Цель:        развитие        тактильных        ощущений;        развитие        умения        находить        камушки.

«Марблс», отличающихся от предметов.

Задание: педагог предлагает найти камушки, спрятанные в ёмкости с крупами (горох, фасоль). Камушки «Марблс», ёмкость с крупами.

  1. «Дельфин»

Цель: развивать умения различать цвета, называть их; развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Задания: педагог предлагает разложить камушки, накладывая их на образец – карточку, на которой нанесён рисунок. Карточка с рисунком дельфина, камушки «Марблс»

  1. «Яблоко»

Цель: обогащение словаря; развитие мелкой моторики рук.

Задание: педагог предлагает детям выложить камушки по контуру рисунка. Рисунок с контуром, камушки «Марблс»

Январь

  1. «Золушка»

Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению. Задание: педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам. Камушки «Марблс», ёмкости для раскладывания по цвету.

  1. «Елочка»

7

Воспитатель МБДОУ «ДСОВ «Сказка»: Абзалова Наталья Леонидовна

Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной

технологии

«Разноцветное волшебство»

Цель: развитие мелкой моторики рук; развитие умения различать цвета. Задание: педагог предлагает детям украсить ёлочку с помощью камушек разноцветной гирляндой или шариками. Камушки «Марблс», картинка ёлочки с шариками.

  1. «Гусеница»

Цель: развитие внимание; закрепление цвета; развитие мелкой моторики рук. Задание: педагог предлагает подобрать камешки определённого цвета и украсить ими гусеницу. Камушки «Марблс», картинка гусеницы.

  1. «Солнышко»

Цель: развитие мелкой моторики рук; развитие зрительного внимания. Задание: педагог предлагает детям выложить лучики у солнышка. Камушки «Марблс», картинка солнышка.

Февраль

  1. «Пуговки»

Цель: развитие умения различать камешки по величине; развитие мелкой моторики рук.

Задание: педагог предлагает детям разобрать камушки по величине (большие камушки и маленькие). Камушки «Марблс», ёмкости для раскладывания по величине.

18 «Домик»

Цель: обогащение словаря; развитие мелкой моторики рук; развитие умения различать цвета. Задание: педагог предлагает детям украсить домик камушками определённого цвета. Камушки «Марблс», картинка домика.

  1. «Ягоды»

Цель: развивать фантазию ребёнка; обогащать словарь; подбирать камешки определённых цветов. Задание: педагог предлагает детям подобрать камешки определённых цветов (красные как ягодки) и разложить их. Камушки «Марблс».

  1. «Волшебство»

Цель: развитие внимания; умение различать цвета; развитие мелкой моторики рук. Задание: ребёнку предлагается достать камешек из мешочка и соотнести цвет камешка с предметом на картинке. Камушки «Марблс», картинка с овощами.

Март

  1. «Горошек»

Цель: развитие внимание; закрепление цвета; развитие мелкой моторики рук. Задание: педагог предлагает подобрать камешки зелёного цвета и разложить «горошины» по «стручкам» Камушки «Марблс», картинка гороха.

  1. «Полянка»

Цель: развитие фантазии; развитие мелкой моторики рук.

Задание: педагог предлагает детям украсить полянку разнообразными камушками по их желанию. Камушки «Марблс», зелёная полянка.

8

Воспитатель МБДОУ «ДСОВ «Сказка»: Абзалова Наталья Леонидовна

Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной

технологии

«Разноцветное волшебство»

  1. «Чудеса»

Цель: развитие тактильных ощущений; развитие мелкой моторики рук. Задание: педагог предлагает детям шаблон грибочка и детям необходимо заполнить его определёнными цветами. Камушки «Марблс», шаблон грибочка.

  1. «Пирамидка»

Цель: умение различать цвета; развитие мелкой моторики рук.

Задание: педагог предлагает детям выложить камешки определённых цветов на шаблон пирамидки. Камушки «Марблс», шаблон пирамидки.

Апрель

25 «Капли дождя»

Цель: развивать общую моторику; обогащать словарь; развивать речь ребёнка (сочиняем сказку о лягушонке, который боялся дождя).

Задание: педагог предлагает детям разложить камешки определённых цветов как

капли на предложенную им картинку. Камушки «Марблс», картинка по заданию.

26 «Точки на шарике»

Цель: закреплять основные цвета; сопоставлять цвет точки и шарика; развивать

мелкую моторику рук.

Задание: педагог предлагает детям выбрать камешки такого цвета, как шарики на картинке и правильно разместить их по цветам. Камушки «Марблс», картинка цветка с разноцветными лепестками.

  1. «Сороконожки»

Цель: развивать мелкую моторику рук; обогащать словарь.

Задание: педагог предлагает детям надеть сапожки (разложить камешки) для каждой ножки сороконожки. Камушки «Марблс», картинка с сороконожками.

  1. «Салют»

Цель: развитие фантазии; развитие мелкой моторики рук.

Задание: педагог предлагает детям выложить салют из камешков по их желанию. Камушки «Марблс»

Май

  1. «Угощение»

Цель: развитие зрительного внимания; развитие мелкой моторики рук. Задание: педагог предлагает детям украсить пирожные камешками. Камушки «Марблс», картинка с угощениями.

  1. «Ромашки»

Цель: обогащать словарный запас; закрепление цвета; развитие мелкой моторики рук.

Задание: педагог предлагает детям разложить камешки определённых цветов в сердцевинку каждой ромашки. Камушки «Марблс», картинка с ромашками.

  1. «Яблочки»

9

Воспитатель МБДОУ «ДСОВ «Сказка»: Абзалова Наталья Леонидовна

Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной

технологии

«Разноцветное волшебство»

Цель: развитие внимание; умение ориентироваться на плоскости; развитие мелкой моторики рук.

Задание: педагог предлагает детям разложить камушки определённого цвета на дерево с яблоками. Камушки «Марблс», картинка дерева с яблоками.

  1. «Бабочка»

Цель: развивать фантазию ребёнка; обогащать словарь; подбирать камешки определённых размеров и цветов.

Задание: педагог предлагает детям украсить бабочек камешками по их желанию, как им понравится. Камушки «Марблс», картинка с бабочками

10

Воспитатель МБДОУ «ДСОВ «Сказка»: Абзалова Наталья Леонидовна

Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной технологии

«Разноцветное волшебство»

Педагогический мониторинг результатов освоения детьми программы кружковой деятельности «Разноцветное волшебство»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Фамилия

Имя

ребенка

  1. Рассматривает сюжетные картинки

  1. Сопровождаетречью

игровые и бытовые действия

  1. Слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения

Результаты мониторинга:

Низкий уровень –

Средний уровень –

Высокий уровень –

Воспитатель МБДОУ «ДСОВ «Сказка»: Абзалова Наталья Леонидовна

Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной технологии

«Разноцветное волшебство»

Примерная диагностика развития мелкой моторики рук

Упражнения

кольцо

гусь

коза

ножницы

дятел

стирка

итого

Ф.И.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

1

Низкий уровень: упражнение не выполняется или выполняется только с помощью воспитателя.

Средний уровень: упражнение выполняется с небольшой помощью воспитателя.

Высокий уровень: упражнение выполняется самостоятельно.

Таким, образом, исходя из данных, можно сделать следующий вывод: все дети имеют низкий уровень развития мелкой моторики рук.

12

Воспитатель МБДОУ «ДСОВ «Сказка»: Абзалова Наталья Леонидовна

Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной технологии «Разноцветное волшебство»

Литература

  1. Вольнова Л. Н. Движение-мысль-слово. Пермь, 1999. - 63.

  1. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М., 1986.

  1. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение 1990.

  1. Платонова О. А. Су-джок терапия для всех; М.; АСТ; СПб.; Сова, 2007, с. 126

  1. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М.: «Сов. Россия», 1973.

  1. Климанова Г.Б. «Учебно-методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста» /2015. – с. 28-37

  1. Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. М.:Мозаика-Синтез, 2014.

Воспитатель МБДОУ «ДСОВ «Сказка»: Абзалова Наталья Леонидовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий по теме "В гости к белочке"

Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий по теме...

Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий для детей старшего дошкольного возраста

Разучивание стихотворения Алексея Николаевича Плещеева «Скучная картина» при помощи самостоятельного составления мнемотаблицы....

Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий в средней группе

Задачи:- Развивать у детей познавательный интерес к природе, представление о зависимости существования конкретного животного от условий окружающей среды.- Пополнять и активизировать сло...

Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий в средней группе Тема: «Здравствуй, ежик!»

Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий в средней группеТема: «Здравствуй, ежик!»Задачи:- Развивать у детей познавательный интерес к...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием инновационной технологии "Ай - стоппер " во второй младшей группе "Зимушка - зима"

Данное занятие развивает активность, любознательность, вызывает интерес к познавательной деятельности....