ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИЦЕЛЕВЫХ ИГР С МЯЧОМ
статья по развитию речи (старшая группа)

КИРИЛЛОВА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА

В статье раскрыты вопросы познавательного развития детей

дошкольного возраста с ОВЗ через использование мультицелевых

игр с мячом и применение многообразия вариантов игр с мячом

для детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл multitselevye_igry_s_myachom.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

МУЛЬТИЦЕЛЕВЫХ ИГР С МЯЧОМ

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Наша система образования ставит перед собой цель воспитать всесторонне развитого человека. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.  Для того чтобы обеспечить достаточную двигательную деятельность детей с ОВЗ, педагоги дошкольных учреждений увеличивают двигательную активность детей в режиме дня, проводят физкультурные паузы между занятиями, физкультминутки, используют разнообразные двигательные игры и упражнения. Самым доступным средством является мяч.

Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Обычно мяч рассматривают, в основном, как средство для развития физических качеств – ловкости, меткости, силы. Однако возможности этой игрушки далеко не исчерпываются этим [1].

В чем заключается ценность игры с мячом? Игры с мячом доступны детям и взрослым разных возрастов, они адаптируется под разные возможности (моторные, интеллектуальные). Возможно применение разных форм игры с мячом: в одиночку, парой, подгруппой, группой, возможно регулировать сложность правил и продолжительность игры; позволяют развивать многообразный спектр функций и навыков.

Игры с мячом, как и любая дидактическая игра, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Использование мяча в занятии помогают повысить работоспособность детей с ОВЗ, снять напряжение, способствуют переключению с одной деятельность на другую [1].

Практика использования мяча в показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом: игры с мячом отвлекают внимание ребенка с ОВЗ от речевого дефекта и побуждают к общению; освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях; помогают разнообразить виды деятельности на занятии; развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве; регулируют силу и точность движений; движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное   (мяч может быть брошен любому ребенку); развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей; развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции; развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов [2].

Рассмотрим игры, которые мы применяем в практике своей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. На занятия по развитию речи к детям приходит «Мячик-Говорун». Вместе мы играем в такие игры: «Гласный звук услышат ушки – мяч летит наш над макушкой» (если ребенок услышит звук А, подбрасывает мяч вверх), «Повторяем дружно звук», «Мячик маленький лови, слово ласково скажи», «Слоги быстро собери, слово новое скажи» (учим добавлять слог до слова).

При использовании игр по развитию речи мяч применяется как средство активизации детей: ребенок при ответе на вопрос перекатывает, перебрасывает, передает мяч водящему. Например, в играх: «Мяч бросаю, диких животных называю», «Мяч передаю, все деревья назову», «Мяч лови и не зевай, один предмет или много скорее называй» (назвать существительное во множественном числе), «Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи», «Что умеют делать люди» (назвать глагол, обозначающий, что умеет делать человек названной профессии), «Мяч лови и не зевай, одним словом называй» (назвать обобщающим словом предложенные слова).

На занятия познавательного цикла, например, на математику приходит мячик «Посчитай-ка». С ним мы играем в игры, направленные на формирование элементарных математических представлений и сенсорное развитие. Это такие игры: «Посчитай за мной», «Скажи предыдущее число», «Скажи последующее число», «Мяч лови и не зевай, соседей чисел называй» «Составь число», «Скажи какого цвета», «Какой формы», «Назови дни недели», «Лови да бросай — цвета называй», игра «Что бывает круглым?», «Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает».

На занятии по окружающему миру приходит мяч «Всезнайка» и мы играем в игры: «Мяч скорее ты бросай, фрукты быстро называй», «Мяч бросай и одежду называй», «Лови, бросай приметы осени называй», «Мяч бросай и животных называй», «Мяч бросай, транспорт быстро называй», «Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)», «Человеческие дети знают всех детенышей на свете».

В играх на социально-личностное развитие к воспитанникам приходит мяч «Добрячок» и играет в игры: «Назови по имени», «Вежливые слова», «Скажи ласково», «Полезно - вредно», «Данетка» «Правильно - не правильно», «Ну дружочек не зевай, все поступки различай, все поступки обсуди, мячик правильно лови», «Хорошо — плохо» (Мир не плох и не хорош – объясню, и ты поймешь).

В играх с мячом для развития мелкой моторики прокатываем мячик по спирали, по кругу, с силой сжимаем мячик каждой рукой, учим детей катать массажный шарик по контуру рисунка, перекидывать массажный мячик из ладошки в ладошку, катать массажный мячик по каждому пальцу. Игры: «Крепко мячик мой сожми  по всем дорожкам прокати», «Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик дружить с мячиком научу», «Мячик мой не отдыхает, между пальчиками гуляет», «Мячик сильно я сжимаю, свой секрет не раскрываю, мой секрет ты разгадай, где же мячик ты узнай».

Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве используются для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии. Применяем резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи (самодельные мякиши). Используем упражнения: прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном направлении; выполнение инструкций («В правую руку мячик возьми, над головою его подними…»); попадание мячом в ворота, в цель, расположенные в разных направлениях); комплексы упражнений для ног с элементами массажа; рисование мячом фигур на полу.

И, конечно, в практике широко используем игры с мячом на развитие высших психических процессов (память, внимание, мышление). Например, в игре «Какое что бывает?» мяч помогает развивать у детей память и внимание, активизировать словарь. Что бывает круглым? – (колесо, кольцо, мяч, солнце, луна, яблоко, вишня). Что бывает длинным? – (лента, верёвка, дорога, нитка, река, лента, шнур) и т.д.

В заключении отметим, что игры с мячом не только развивают мелкую и общую моторику, но и способствуют познавательному развитию, развитию умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности, самостоятельности, культуры речи. Возможность использовать игры с мячом в разных видах деятельности детей (на музыкальных, физкультурных и других занятиях, на прогулке, в свободной деятельности) позволяет намного быстрее и прочнее усвоить изученный материал.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьева, Т.А. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой моторики и общей моторики /  Воробьева, Т.А., Крупенчук О.И. - СПб.: КАРО, 2003-64с.

2. Овчинникова, Т. С. Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика / Овчинникова, Т. С., Черная О. В., Баряева Л. Б. Учебно-методическое пособие. - СПб: КАРО, 2010 – 248с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру

Познавательное развитие детей оказывает важное воздействие на общее развитие ребёнка Особая роль в связи с этим отводится дидактической игре....

перспективный плен познавательное развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру

перспективный план разработан для детей старшего дошкольного возраста, дидактические игры подобраны с учётом тематического планирования...

САМООБРАЗОВАНИЕ. Тема «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование электронных дидактических игр».

Актуальность опытаСоциально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни ...

Инновационный опыт работы «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование электронных дидактических игр"

ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»...

опыт работы "Познавательное развитие детей дошкольного возраста через КВЕСТ-технологии"

Представление опыта работы "Познавательное развитие детей дошкольного возраста через КВЕСТ-технологии"...