Конспект НОД «Путешествие в Страну слов»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Федорова Ольга Дмитриевна

Упражнять в подборе прилагательных к существительному, слов с противоположным значением, слов действий и слов-признаков. Формировать умение 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_puteshestvie_v_stranu_slov.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Путешествие в Страну слов»


Игра-путешествие

  • Программные задачи: Упражнять в подборе прилагательных к существительному, слов с противоположным значением, слов действий и слов-признаков. Формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, прилагательные от существительного. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. Активизировать в речи детей соответствующие слова и обороты речи. Развивать память, внимание, мышление. Воспитывать дружеские взаимоотношения ,самостоятельность.

Материалы, оборудование:

  • иллюстрации к заданиям,
  • корзинка с конфетти,
  • дерево, листочки к дереву,
  • фонарик,
  • аудиозаписи: «Волшебная музыка», «звуки реки»,
  • ключики по количеству детей,
  • солнце, лучики, речка, камешки округлой формы
  • рыбки: морские, речные


1. Организационный момент.

Фея. Здравствуйте, мои милые дети! Спасибо, что откликнулись на моё приглашение и пришли ко мне в гости. Я – Фея из Страны слов! Попадая в эту страну, люди немного меняются. Хотите узнать как?
Дети. Хотим!

Фея: Тогда я предлагаю вам совершить путешествие по моей стране. Так как моя страна необычная, то и путешествие мы отправимся необычным образом – с помощью фантазии. А что это такое, вы знаете?

Ответы детей.
Фея. Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем – то мечтаем, что - то выдумываем, представляем, то, чего на самом деле нет.

Фея. И так, в мою волшебную страну мы попадем с помощью фантазии. Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху мы видим леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем свежий запах воздуха после дождя. (Звучит «волшебная музыка»).

2. Основная часть.

Фея: Вот мы и прибыли. Откройте глаза. Чтобы узнать, куда мы отправимся в гости, вы должны отгадать мою загадку:

Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались?

Дети. Это - солнце!

Вместе с Феей дети, взявшись за руки идут по «тропинке» и обращают внимание на изображение солнца.

Фея: Только почему-то оно грустное?

Дети: У него нет лучиков.

Фея: Злые волшебники его заколдовали, а лучики разбросали в разные стороны. Давайте найдем их все вместе! Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.

Фея зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку .

1 задание.

-Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи.

(Фея светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением животных)

И/у «Назови ласково»

Фея, кидая мяч ребенку называет слово, а он называет его ласково.

Примерные слова. Обезьяна, бегемот, лиса, заяц, кабан, медведь, белка

2 задание

-Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи.

Фея светит маленьким фонариком, свет падает на картинки с изображением сада и огорода

И/у «Назови одним словом»

- груша, яблоко, персик, слива (фрукты)

- тюльпан, ирис, астра, роза (цветы)

- помидор, огурец, морковь, свекла (овощи)

-клубника, малина, вишня, крыжовник (ягоды)

- укроп, петрушка, салат, щавель (зелень)

3 задание.

-Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (

Фея. светит маленьким фонариком, свет падает на картинки с изображением гаража с транспортом

И/У «Что лишнее? »

- самолет, вертолет, истребитель, дерево

-апельсин, катер, теплоход, лодка

-машина, мотоцикл, кузнечик,

- велосипед, самокат, мопед, квадроцикл, стол.

Фея: Продолжаем дальше наше путешествие

-Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи.

Фея. светит маленьким фонариком, свет падает на речку

Физкульминутка

Фея:Ребята, представьте себе, что мы плывём по теплой речке.
Мы плывём по тёплой речке, тихо плещется река. ( Дети имитируют движениями рук плавание в воде.)
В небе тучки, как овечки, Разбежались кто куда. (Выполняют потягивания – руки вверх и в стороны.)
Вот летит большая птица, плавно кружит над рекой. (Выполняют движения руками, имитирующие махи крыльями.)
Наконец она садится на корягу под водой. (Садятся на несколько секунд в глубокий присед.)
Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть – погуляем. (Выполняют ходьбу на месте.
А теперь глубокий вдох – и садимся на песок.)

Садятся на ковер

-Ребята, скажите что делает река?

Дети. Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т.д.

За каждое названное слово Фея дает детям камешки.

Фея. Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали. А теперь поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. ( Через минуту собирает камешки.) Вернем камешки реке и скажем ей за игру « спасибо» (Звучит аудиозапись « Звуки реки».)

Фея. Как промолвит речка волшебное словечко – засыпают раки, позабыв о драке
Как вы думаете, дети, кто еще может жить в реке?

Дети. В реке могут жить рыбы.
4 задание
Фея. Ах, дети, дети, у меня случилась беда – моих рыб заколдовали. Без вашей помощи мне не обойтись. Чтобы рыбы попали в реку, их нужно назвать.

Фея открывает картинки, прикрепленные к мольберту. Дети называют их хором или индивидуально. Правильно названные картинки дети относят к реке.

Фея. А какие рыбы у нас остались?
Дети. Дельфин, скат, рыба – молот.

Фея. Почему они не могут жить в реке?
Педагог подводит детей к тому, что морские рыбы живут в море или в океане.

Фея: Молодцы, ребята! Вы мне очень помогли. Рыбы не умеют разговаривать, но любят улыбаться, и улыбки у них есть разные. (Построчно читает начало стихотворения, дети договаривают последние слова).

И/у «Добавь словечко»
Если это рыбка – у неё улыбка, если это рыбочка – у неё…. (улыбочка),

Если это рыба – у неё … (улыба), если это рыбина – у неё… (улыбина),

Если это рыбище – у неё… (улыбище)
Вот какие улыбчивые веселые рыбки обитают в нашей волшебной речке

5 задание.

-Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи.

Воспитатель. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением завода

И/У «Назови признаки»

- В моей стране живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:

- Матрешка из дерева…

-Сумка из кожи…

- Если ручка сделана из пластмассы, то…

-мальчик с широкими плечами-…

-Дом из кирпича…

-Блюдце из фарфора…

6 задание

-Волшебный огонек, помоги

Нам дорогу укажи.

Фея: светит на плакат с изображением деревьев

Фея:- На что упал этот лучик?

Дети:- На дерево

Фея: А на дереве , посмотрите листочки есть?

Дети:- Нет, листьев нет.

Фея:- Ребята, подарим нашему дереву листочки ? Для этого мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот»

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

День – н

Сахар – соль

Чистота – грязь

Зима – лето

Потолок – пол

узкая – широкая /юбка/

длинное – короткое /платье/

сильный – слабый /спортсмен/

веселая – грустная /девочка/

высокий – низкий /человек/

Смеется – плачет /ребенок/

Лежит – сидит /человек/

Закрыть – открыть /книгу/

Взлетает – садится /самолет/

(На каждом листочке написано слово - дети называют ему противоположность и воспитатель наклеивает листок на дерево)

(Берет корзину с конфетти)

Дует теплый ветерок, у меня есть кузовок.

В нем прекрасные слова, слова любви, слова добра
Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней. Это слово – «улыбка»! Вот вы и улыбнулись. А вы знаете прекрасные слова? Тогда добавьте их в мой кузовок.

Дети передают кузовок друг другу называя «прекрасные слова».

Фея. А кузовок – то мой – волшебный. Все ваши замечательные слова он превратил в частички тепла, добра и нежности. Пусть они разлетятся по всему миру. Отправьте их в путешествие: вдохните носом, губки «трубочкой», плавно выдыхайте через рот.

Дети достают из корзинки конфетти и сдувают с ладоней.

Фея. -Ребята, вот и засияло солнышко Как можно сказать о солнышке? Какое оно?

Дети: золотое, жёлтое, горячее и т. д.

Заключительная часть.

Фея. Вот наше путешествие и подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Закройте, пожалуйста, глаза. и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

(Звучит музыка.)

Фея: Вот мы и дома. Откройте, пожалуйста, глаза. Что вам больше всего понравилось? Что было особенно труд

Дети делятся своими впечатлениями.

Фея. Теперь вы знаете, друзья, что есть чудесная страна! Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда радовали друг друга прекрасными и добрыми словами. А на память о нашем путешествии я дарю вам «ключики» от «Волшебной Страны слов». Возьмите эти волшебные «ключи» и фантазируйте. Уверена, что вы узнаете ещё очень много новых и добрых слов.

Фея провожает детей и прощается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы «Путешествие в страну слов»

Ход занятия:Под музыку входит Фея (воспитатель).Фея:- Здравствуйте, мои милые! Я Фея из страны Слов! Те, кто попадают в мою страну, немного меняются. Хотите узнать как? Тогда я приглашаю вас к себе в ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Тема: «Путешествие в страну слов»

Данный материал поможет создать положительный эмоциональный настрой, развивать фантазию и интерес к речевому творчеству....

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну слов»

Цель: уточнение и активизация словаря детей по теме «Солнце, небо и вода»...

План - конспект организованной образовательной деятельности в логопедической группе по теме «Путешествие в страну слов-действий».

План - конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛОВ ДЕЙСТВИЙ»....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну слов»

Методическая разработка - типовой проект конспекта непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с   детьми   подготовительной группы...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми подготовительной группы Тема: «Путешествие в страну слов»

Цель:  развитие и закрепление у детей навыков словообразования, связной речиЗадачи:Образовательные:- Повтор гласных и согласных звуков- Составление слов из слогов- Составление предложений...