Опыт работы по теме «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗКАМИ».
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Иванова Эльвира Максимовна

Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_opyt_raboty.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд Хочу поделиться опытом работы  по теме «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ  В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ  СО СКАЗКАМИ».

Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью речи. По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме.

2 слайд Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявляла с такой яркостью, как в народных сказках. Необычная простота, яркость, образность, повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующую роль.

3 слайд Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа детей представляется упущением со стороны  образовательных учреждений и  родителей.

Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А так же высший психический процесс – воображение.

4 слайд  Поставила цель: Развитие связной речи и речевого творчества дошкольников через ознакомление со сказками.

5 слайд Задачи: развивать интерес к творческому пересказу, желание фантазировать, самостоятельно придумывать собственные истории;  

Мотивировать на создание воображаемых образов;

Воспитывать интерес к художественной литературе, интерес к совместной творческой продуктивной деятельности.

6 слайд Основные формы работы с детьми: читали различную художественную литературу. Посещали художественный музей, где дети рассматривали разные картины. Так же с детьми посещали кукольный театр, где мы смотрели разные спектакли, например «Снежная королева», «Иван – царевич и серый волк». Так же проходят тематические недели по темам сказок «Что за чудо эти сказки» и другие.

При организации музея «Курочка Ряба» был собран большой материал с помощью родителей. Мы с детьми рассматривали каждый экспонат, сочиняли свои сказки и создавали свои книжки-малышки, которые были подарены малышам.

Работу  я начала с изучения научно-методической литературы. Затем проанализировала уровень ознакомления детей со сказками.  После этого написала «Перспективный план работы по развитию речевых способностей посредством использованию сказочного материала» по  всем возрастам.

Вся работа  велась совместно со специалистами детского сада. На своих занятиях (музыкальных, физкультурных, рисовании) специалисты использовали элементы сказок.

 7 слайд  В группах была создана развивающая предметно-пространственная и речевая среда, которая способствует развитию эстетического восприятия сказки и раскрытию творческого потенциала личности дошкольников в процессе работы со сказками. Я создала в группе «Уголок сказки», в  котором дети чувствуют себя в мире сказочных образов. Там же поместила сказки с яркими иллюстрациями. Там же и лежит волшебный чемодан», где находятся сказочные предметы, такие как «волшебное перо»,  «волшебный бинокль», а рядом стоит «волшебное кресло», где любой может превратиться в сказочника или поэта.

Дети могут чувствовать себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке.

8 слайд Художественно-продуктивная деятельность способствует психическому развитию детей, желанию и потребности выразить свои чувства, отношения и представления. Для восстановления в памяти различных эпизодов и облегчения процесса пересказывания сюжета сказки детям было предложено изобразить сказочный сюжет песком.

При рисовании сказок на песке вовсе не нужны какие –либо навыки, как например при простом рисовании; ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге (это придает ребенку уверенности, может ощущать себя успешным); и дети могут всегда изменить сюжет. Во-вторых, на струящийся песок приятно смотреть, это позволяет дольше сохранить работоспособность детей и стабилизирует их эмоциональное состояние. В – третьих, когда дети рисуют сказку на песке, они проговаривают то, что у них получилось, подражают героям, вступают в диалог. Так вырабатывается навык связного высказывания.

9 слайд Так же в группе есть  библиотека детских книг, разные виды театра, настольно-печатные и дидактические  игры по сказкам.

Так же создавали при помощи родителей мини-музеи. Например, «Куклы своими руками», «Архитектурная феерия», «Курочка Ряба» и другие. Мини-музеи помогали нам путешествовать по разным сказкам, придумывали по сюжету разные сказки.

10 сл.  Наиболее эффективным средством  являются  наглядные модели и графические схемы, которые  способствуют развитию внимания, мышления, наблюдательности, активизации опыта детей.

 Младший дошкольный возраст.

 На первых этапах работы дети учатся выделять основные персонажи сказки, воспроизводить их действия путём использования условных заместителей, пересказывать с помощью взрослого отдельные эпизоды сказки, составлять небольшие сочинения.

Игровые упражнения:

-«Чудесный мешочек»,

-«Расскажи сказку»,

- «Придумай сказку»,

-«Придумай новый конец» и другие

11 слайд

Так же с детьми создали картотеку зачинов сказок: «Жили –были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» и концовок «Стали они жить поживать и добра наживать».

12 слайд В старшем возрасте  началом работы в рамках этого этапа обучения дошкольников стало ознакомление со схемой развития сюжета сказки.

Например, жил – был кто?

Ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает указать пальчиком на любое слово. Например, ручка. Жила –была ручка, которая попала в беду.

Ответ будет на другой странице.  И так сочиняем сказку. При работе с книгой иногда может теряться интерес к сочинительству. Поэтому надо «собирать» сюжет в быстром темпе, эмоционально реагировать на каждый найденный ответ (удивление, радость, ужас), использовать приемы драматизации, а конец придумать с помощью «мозгового штурма».

13 слайд Одним из бытовых приемов составления сказок является изменение сюжета знакомой сказки. Это дает возможность показать вариативность и изменяемость сказок, а также действий с отдельными ее героями. Чтобы нарушить привычные стереотипы и продемонстрировать возможность трансформации сказок, проводили работу в форме игры «Путаем сказки».

«Жили-были дед и баба. И была у них курочка ряба. Однажды летел журавль к лисе в гости. Увидел курочку рябу и приземлился. «Ты чья», - спрашивает журавль у рябы. «Я дедина и бабина», - говорит курочка. Летели гуси-лебеди, увидели курочку, схватили и унесли к бабе-яге. Курочка так понравилась бабе-яге, что она решила скушать ее. В это время Ваня был у бабы-яги. Мышка помогла перегрызть веревки и Ваня побежал спасать курочку рябу. Ваня схватил курочку и побежал домой. Бежит он домой и вдруг видит: летят гуси-лебеди. Смотрят: стоит ледяной дом. Спрятались они там. Залетели гуси-лебеди, обыскали весь дом, а под печку- то не посмотрели. Улетели гуси-лебеди. А Ваня побежал скорее домой с курочкой. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.

Детям предлагается распутать клубок из сказок. После того, как дети справились с заданием, предложили придумать сказку-путаницу собственно сочинения.

Еще один вариант работы над преобразованием традиционных сказок - составление сказочного сюжета  с участием известных героев.

Я остановилась на сочинении по литературному образцу в трех вариантах:

с заменой героев, но сохранением сюжета; с заменой сюжета, но сохранением героев произведения; с  сохранением героев и сюжета, но с заменой времени и результата действия.

Первая и вторая были более легки для детей. А третий вариант вызвал больше затруднений, так как при прежних героях в сюжете изменилось время и результат действия.

 Например, события в сказке «Лиса и волк» происходило не зимой, а летом. Речка не замерзла, т. е герой должен в этих обстоятельствах  поступать по-другому, в этом случае изменится и результат действия. Следовательно, подобные изменения в сказке вызвали необходимость в подробном анализе поступков героев, творческом фантазировании, и дети с интересом разбираются в цепочке причинно-следственных связей.  Естественно, каждый ребенок выдвигал свою версию сказки. В конце сказки волк наловил так много рыб, что бабы, которые пришли за водой помогли волку достать рыбу.

– рассказывание старой сказки по – новому ( за основу берётся знакомая сказка, а детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Предположим, семеро козлят, злые и капризные, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти);

– сказки из шуточных вопросов;

- составление сказки от загадки;

Например, загадка «Сито свито, золотом покрыто, кто взглянет, всяк заплачет. (Солнце.)

И дети сочиняют:

Однажды старик свил свито. А старуха говорит: «Как же надоело жить в темноте». Старик думал – думал и придумал. Покрасил он в золотой цвет свое сито, залез  на высокую лестницу, привязал это сито к облаку. Как только сито оказалось на небе, оно тут же засияло. И с тех пор на земле появилось солнце. Так стало светло всем на белом свете.  Люди приходили и все благодарили старика. И устроили они пир на весь мир.

Следующая загадка: Часть лица, которую иногда вешают. (Нос.)

Жил-был нос. Любил он играть в прятки с глазками. И вот однажды они пошли гулять на речку. Нос сказал: «Давайте купаться!» А глаза сказали: «Смотри, что мы можем делать». И начали глаза плавать как дельфин. А нос говорит: « И я так хочу, но я боюсь». А глаза говорят: «Не вешай нос, не бойся, я тебя научу». И так нос стал смельчаком и научился плавать.

- составление сказки от шуточного стишка

Например, стихотворение Сергея Погореловского

Бездельники и понедельники.

Все лодыри-бездельники
не терпят понедельники,
неделя начинается,
с работы и забот.
Желанье всех бездельников — 
пожить без понедельников,
с одними воскресеньями
неделю напролет.

Жил-был мальчик. Звали его Толя. Он не любил понедельники, потому что  не любил ходить в школу. Понедельник для него был нелюбимым днем. И однажды мальчик подменил понедельник воскресеньем. У Толи в классе была девочка Даша. Она была  умница. Даша любила учиться и сразу же догадалась, что сегодня понедельник. Решила Даша узнать, кто же это переставил дни. Даша  дружила с Темой. Она позвонила Теме и спросила: «Ты не знаешь, кто это мог переставить дни?» Тема сразу   догадался, что это сделал его друг Толя. Они помчались к нему. «Ты чего наделал? Зачем ты это сделал?» Толя сказал: «Да не хочу я учиться!»  «А хочешь ты быть умным? Если не будешь учиться, то останешься глупым!!! Ты этого хочешь?»  «Нет», - сказал Толя. «Ну, тогда тебе надо полюбить все предметы и не лениться никогда!» После этих слов Толя решил поменяться. И в школу начал ходить с большой охотой и стал хорошим учеником.

Детям очень нравится игра «Путаем сказки», придумываем новые названия к сказкам. Так же сочиняем сказки из фразеологизмов. Например, «Бежать сломя голову», «Все в руках горит».

Задания для педагогов:

1. Загадка:

Четверо братцев высоки да тонки.

Держатся вместе, а пятый в сторонке.

Но чуть за работу приходиться браться

Четверо кличут пятого братца.

2. Шуточный стих:

 Крендель-мендель-колбаса,

Свинка взмыла в небеса,

А какой-то мужичок

Ее хвать — и прям в сачок,

Ее хвать — и прям в леса.

Крендель-мендель-колбаса.

 

14 слайд Мною был разработан перспективный план по развитию речевых способностей  дошкольников в процессе ознакомления со сказками для всех возрастных групп;

  •  Создана картотека  игровых упражнений, пальчиковых игр, физкультминуток, загадок, чистоговорок  сказочного содержания ;

направленных на развитие всех компонентов речи и речевого творчества дошкольников посредством использования материала сказок;

  •  Оформлена подборка присказок, пословиц,  имеющих смысловую взаимосвязь с содержанием различных сказок;
  •  Созданы «копилки»     с зачинами и окончаниями сказок,  
  •   героями сказок,
  •   мест их обитания,
  •  свойствами характеров сказочных героев.

  •  разработана и апробирована серия конспектов организованной занятий по речевому развитию дошкольников в процессе ознакомления со сказками для разных возрастных групп;
  •  разработана серия консультаций для родителей по вопросам организации эффективной работы с детьми, направленной на развитие речевого творчества дошкольников.

15 слайд А еще с  детьми мы сочиняем сказки по мнемотаблицам. Например, сказка «Спор за хвост» или «Как собака выиграла самый красивый хвост».

16 слайд Летели птицы. Они увидели, что на полянке раздают хвосты и решили поглядеть на это. Лиса взяла себе средний хвост, чтобы он не мешал ей охотиться. Пришел медведь. Он спросил у зайца: «А что, все хвосты уже раздали?» «Да», - ответил заяц. Ему тоже хвост не достался. А лиса начала хвастаться: «Смотрите, какой у меня красивый хвост. Во всей округе он будет самый красивый. Да здесь лежит отличная ветка, поделите между собой, медведь и волк». Ну, медведь и волк взяли ветку, поделили и прицепили себе.

А лиса засмеялась и говорит: «Ах, вы, глупенькие, вы на клоунов похожи, ветку себе прицепили!». Прискакала лошадь и спрашивает: «А все хвосты разобрали?». Все сказали: «Да». А лошадь говорит: «Мне нужен хвост для моей подруги коровы». Все начали спорить, почему же кому-то хвост не достался.

Пришел слон и сказал: « Что за спор здесь?» Пришлось объяснить слону, в чем тут дело. Слон сказал:  «Я разрешу ваш спор. Ест у меня один отличный хвост. Кто ответит на все  мои вопросы, тому и достанется этот хвост». Идет свинья и спрашивает: «А мне можно участвовать, я тоже хочу хвост». Началась викторина. Слон  сказал: «Красный, сочный, что это такое?» «Вишня», - сказал свинья. Прибежала собака и крикнула: «Яблоко». Молодец!»,  - сказала лошадь. «Сидит дед, в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает! Что это?», - спросил слон. «Лук», - закричала собака. «Правильно!», - сказал слон. Собаку объявили победителем в этом конкурсе и она выдали ей самый замечательный хвост». Так собака получила свой прекрасный хвост.

17 слайд Используем даже тактильные дощечки и придумываем по ним сказки

18 слайд Главная задача коллажа – соединить, связать все картинки между собой. Цель использования коллажа: закрепление различных методов запоминания, расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

19 слайд – 29 слайд ( по экрану)

Так же мы с детьми сочиняем  сказки, используя  методику ТРИЗ.

Теория решения изобретательских задач»

30 слайд После придумывания  сказок мы рисуем картинки к сказкам. Так же дети создают книжки-малышки, где они рисуют картины, а дети, которые умеют читать и писать,  записывают свои сказки.

Старалась заинтересовать родителей и показать значимость работы над развитием речи посредством сказки. Для этого использовала различные формы работы: консультации, анкетирование, родительские собрания, организовывала участие родителей с детьми в различных конкурсах. Родители с удовольствием включались в работу и видели значимость процесса. В своей работе я стремилась достичь таких отношений, когда родители становятся активными помощниками в развитии речи детей.

Провела анкетирование для родителей с целью выявления значимости книги в жизни каждого ребенка. Родители получали рекомендации в виде бесед и консультаций: «Книга в жизни вашего ребенка», «Речевое развитие дошкольника посредством сказки». Была проведена беседа по теме: «О роли родителей в развитии речи ребенка».

Родители помогали нам изготавливать маски, участвовали совместно  с детьми в конкурсах «Сочини сказку», «Нарисуй и расскажи» и другие.

Участие в жизни группы позволило родителям углубить свои представления об индивидуальных и возрастных особенностях детей.

 

32 слайд Использование сказок обогащает и актуализирует словарный запас ребенка, развивает навыки грамматического структуирования и связного оформления собственного высказывания, нормализует произносительную сторону речи и, конечно, является эффективной формой воздействия на эмоциональную сферу дошкольника.

33 слайд Речь детей становится  более грамотной, выразительной, а это является залогом успешного обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект на тему: «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Театрализованное занятие с использованием ширмы, кукол, кукол-перчаток. Сначала дети встречаю Мишку и рассказывают ему потешки. Далее  в гости к ребятам по  очереди приходят  кошка, соб...

Статья на тему: "Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста посредством методики Джанни Родари"

Детское речевое творчество – это вид деятельности, удовлетворяющий одну из важнейших потребностей ребёнка – самовыражение.Речевое творчество – наиболее сложный вид творческой деятель...

Опыт работы по развитию словесного творчества у старших дошкольников в процессе ознакомления со сказками

Статья описывающая  опыт работы по развитию словесного творчества у старших дошкольников в процессе ознакомления со сказками....

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие речевого творчества у старших дошкольников»

перспективный план, цели и задачи самообразования по данной теме ...