Главные вкладки

    Конспект по речевому развитию на тему рассказывание сказки "Лиса и кувшин"
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Палагина Татьяна Васильевна

    Конспект по речевому развитию на тему рассказывание сказки "Лиса и кувшин"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Рассказывание русской народной сказки

    «Лиса и кувшин»        

    Задачи:

    1) Учить детей последовательно составлять предложения по картинкам.

    2) Развивать зрительное, слуховое восприятие, внимание, память, мышление, связную речь, коммуникативные и творческие способности.

    3) Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием  действия.

    Активизация словаря:

    «жать» - удалять (удалить) траву, стебли злаков с поля, участка земли, срезая их под корень специальным инструментом;

    «подобралась» - тихо подбежала;

    «вылакала» - съела или выпила полностью;

    Оборудование: Сказка «Лиса и кувшин», презентация с иллюстрациями к сказке, ноутбук, проектор.

    Ход занятия

    1. Организационный момент.

    Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами прочитаем одну сказку. Но чтобы сказку прочитать, её название сначала придётся угадать! Для этого вам придется разгадать две загадки. Вот первая загадка:

    Хитрая плутовка,
    Рыжая головка,
    Хвост пушистый – краса,
    А зовут её … (лиса)

    G:\конспект\1039930.jpg

    – А вот вам и вторая загадка:

    Горлышко узкое,
    Круглые бока.
    Нужен нам для молока.
    И даже в жаркий день всегда
    В нём холодная вода. (Кувшин)

    G:\конспект\posuda_kuvsin_keramika_2656148.jpg

    (Если загадка вызовет у детей затруднение, можно предложить подсказку: это посуда, в старину её делали из глины и хранили там молоко или квас, из этой посуды журавль лису окрошкой потчевал в сказке «Лиса и журавль». Выставить на мольберте изображение кувшина, описывают кувшин).

    Воспитатель: Перед нами и ответ. Вы догадались, как называется эта сказка? Как вы думаете? Хотите, я расскажу вам сказку «Лиса и кувшин»? Занимайте свои места и слушайте внимательно.

    II. Чтение сказки.

    Воспитатель: Русская народная сказка  «Лиса и кувшин»

       Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может.

    Ходит лиса, головой мотает и говорит:

    - Ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, - поиграл, да и полно!

    Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь.

    Рассердилась лиса:

    - Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.

    Побежала  лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.

    III. Повторное чтение.

    - Понравилась вам сказка? Вам все слова были понятны, не услышали незнакомых слов? (Если будут утвердительные ответы, попросить других детей разъяснить значение этих слов). 

    - «жать» - это значит удалять (удалить) траву, стебли злаков с поля, участка земли, срезая их под корень специальным инструментом;

    «подобралась» - тихо подбежала;

    «вылакала» - съела или выпила полностью;

    - Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком.

    - Для чего баба взяла в поле молоко? (Ответы детей)

    - Да,  чтобы потом, когда сядет отдохнуть, попить молока. Читаем сказку дальше: 

    Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может.

    - А почему голова лисы застряла в кувшине? (Ответы детей)

    - Потому что горлышко кувшина узкое (показывает на картине),

    слушаем дальше:

    Ходит лиса, головой мотает и говорит:

    - Ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, - поиграл, да и полно!

    Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь.

    Рассердилась лиса:

    - Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.

    Побежала  лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.

    Физкультминутка: «Лисонька». 

    Утром лисонька проснулась,

    Лапкой вправо потянулась,

    Лапкой влево потянулась,

    Солнцу нежно улыбнулась

    В кулачок все пальцы сжала,

    Растирать все лапки стала –

    Лапки, ножки и бока.

    Вот какая красота!

    А потом ладошкой

    Пошлёпала немножко.

    Ну, красавица – Лиса!

    До чего же хороша!

    IV. Беседа по содержанию.

    - Ребята, о ком эта сказка? (Ответы детей)

    - Мы прочитали ещё одну сказку про лису. Существует много сказок  про лису.

    А какие сказки знаете вы, где лиса является главной героиней? (Ответы детей: «Лиса и журавль», «Волк и лиса», «Заюшкина избушка» и др.)

     -Молодцы, много знаете сказок о лисе. Ребята, скажите мне, в этих сказках лису  как изображает автор? Ответы детей (хитрой, умной, ласковой, выдумщицей, смышленой)

    - А в сказке «Лиса и кувшин» какой оказалась лиса? Как можно охарактеризовать лису?  (Ответы детей: жадная и глупая)

    - Что случилось с лисой?

    - Кто виноват в том, что у лисы застряла голова: кувшин или сама лиса? 

    - Как решила лиса отомстить кувшину?

    - Подходит ли к этой сказке пословица: «Не рой яму другому сам в неё попадёшь?  (Выслушиваются все ответы детей, по необходимости воспитатель высказывает свои ответы, разъясняет смысл поговорки )

    - Ребята, вы все молодцы, всё правильно поняли. А теперь давайте поиграем.

    V. Дидактическая игра  «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

    Скажите, чьи у лисы уши, голова, хвост, лапы, шерсть?        

    Воспитатель:

    - Ребята, а теперь, я бы хотела, чтобы вы сами рассказали сказку. Помогут вам вот эти картинки.

    С чего началась сказка?

    G:\конспект\1.jpg

    G:\конспект\2.jpg

    G:\конспект\3.jpg

    G:\конспект\4.jpg

    G:\конспект\5.jpg

    - Ребята, вы такие молодцы, хорошо рассказали сказку.

    Хотите тоже быть сказочниками, и придумать свой конец сказки.

    - Стала лиса кувшин в реке топить….

    Варианты:

     Баба увидела, что лиса тонет в реке в кувшине и вытащила лису из кувшина.

    Шерсть у лисы намокла, стала скользкой. Кувшин и соскользнул с лисы. Кувшин утонул, а лиса убежала.

    VI. Рефлексия.

    - С какой сказкой мы сегодня познакомились?

    - Какие новые слова услышали?

    - Хорошо ли быть жадным?

    - Какую ошибку совершила лиса?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассказывание по картине «Прогулка в лесу».

    Конспект занятия по развитию речи. Тема:   Рассказывание по картине «Прогулка в лесу»....

    Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Рассказывание русской народной сказки «Снегурушка и лиса». Дидактическая игра «Назови детеныша» во второй младшей группе.

    Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему:«Рассказывание русской народной сказки«Снегурушка и лиса».Дидактическая игра «Назови детеныша» во второй младшей групп...

    Конспект интегрированного занятия по образовательной области " Речевое развитие" на тему: " Рассказывание сказки Красная Шапочка" в средней группе

    Тема НОД: «Рассказывание сказки  Шарля Перро « Красная шапочка».Образовательная деятельность: « Речевое развитие ( « Чтение художественной литературы»);  « Физическое развитие  « ...

    Конспект по речевому развитию по теме Пересказ сказки «Репка»

    Конспектнепосредственной образовательной деятельностипо речевому развитиюс детьми второй младшей группыПо теме : «Пересказ сказки «Репка»...

    Конспект по речевому развитию на тему "Моя семья"

    Семья-главная ценность в нашей жизни. Цель занятия- воспитывать у детей уважение к своей семье....

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации ОО «Речевое развитие» на тему: Рассказывание русской народной сказки «Теремок» с детьми 3-4 лет

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ВМР«Центр развития ребенка - детский сад №17 «Ладушки»г. Вольска Саратовской области»     Конспектн...