Конспект занятия по развитию речи. Составление связного рассказа на тему «Весна» (с использованием мнемотаблицы).
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Балажегитова Кира Евгеньевна

Цель: формирование умения составлять связный рассказ с опорой на мнемотаблицу

 

Задачи:     

Образовательные: - закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна», используя знаково – символическую систему

- формировать понимание причинно – следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

Коррекционно – развивающие: - совершенствовать грамматический строй речи через д/и «Назови ласково», «Какой, какая, какое», «Скажи наоборот».

Коррекционно – воспитательные: - воспитывать внимательное, бережное отношение к природе через с/р игру «Лесники».

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи. Составление связного рассказа на тему «Весна» (с использованием мнемотаблицы).

Цель: формирование умения составлять связный рассказ с опорой на мнемотаблицу

Задачи:        

Образовательные: - закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна», используя знаково – символическую систему

- формировать понимание причинно – следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

Коррекционно – развивающие: - совершенствовать грамматический строй речи через д/и «Назови ласково», «Какой, какая, какое», «Скажи наоборот».

Коррекционно – воспитательные: - воспитывать внимательное, бережное отношение к природе через с/р игру «Лесники».

Ход мероприятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица! Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и поприветствуем :

Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, солнечный денек!
Я живу в родном краю.
Всех я вас приветствую!

(Дети встают в круг).

Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь присаживайтесь! Посмотрите внимательно по сторонам, не увидели ли вы кого – нибудь не знакомого?

(ребята осматриваются и видят стол, на котором сидит старик – лесовик. Раздается звук входящего сообщения)

Воспитатель: Ребята, нам с вами пришло письмо от старичка – лесовика (зачитывает письмо):

 «Ребята, добрый день. Меня пригласили на ежегодную встречу старичков – лесовиков и мне необходимо подготовить рассказ о весне. Но я уже старенький и не совсем помню, какая весна. Да, и еще, в этом году рассказ надо составить по схеме из которой некоторые символы смыла капель. Помогите мне подготовить рассказ. Фотографию схемы прилагаю. Но для того что бы восстановить недостающие символы вам необходимо выполнить задания».

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем старичку – лесовику?

Ответы детей

Воспитатель: Хорошо. Но для того что бы справиться с заданиями и восстановить символы, вам необходимо соблюдать условия. Если вы правильно выполнили задание, добавили в схему символ, отвечали развернутым ответом, то получите яркое весеннее солнце. Ну а те, кто выполнил задание с помощью ребят или воспитателя, отвечал простыми ответами или допустил ошибку, получит тусклое солнце. После каждого задания вы будите себя оценивать и получать солнышки. Кто наберет больше всего ярких солнышек пойдет сегодня на прогулку вместе со стариком – лесовиком. Вам понятно?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, сегодня все вместе вы будите выполнять задания и искать недостающие символы в таблицу,  а так же каждый из вас будет составлять рассказ по таблице и сможет помочь старику – лесовику.

Основной этап

Воспитатель: И так, давайте начнем, вы должны быть очень внимательными и запомнить как можно больше слов, которые я назову: ручеек, подснежник, проталинка, сосулька, лужи.

  • Какие слова запомнил ты?
  • А какие ты запомнил?
  • К какому времени года мы можем отнести перечисленные слова? Ответы детей

Воспитатель: «Правильно, это весна, а весной хочется говорить только ласковые слова. И первое задание – «Назови ласково» Я скажу: «Солнце», а вы ласково: «Солнышко». Ветка, ручей, проталина, сосулька, почка, лист, цветок, жук».

Воспитатель: Хорошо, ребята посмотрите у нас появляется первый недостающий символ. (В мнемотаблице появляется знак – «Солнце»).

Воспитатель: Ребята как вы считаете, кто какое солнышко должен получить? (дети оценивают свою работу)

Воспитатель: А теперь второе задание. Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть предмет, а вы ловите мяч и называете мне признак этого предмета. Например, день – весенний день; погода – весенняя погода; солнце – … ; настроение – …; проталины – …; гроза – …; месяц – …; лучи – ..; дерево – …; цветы – …». 

(Дети называют словосочетания).

Воспитатель: И с этим заданием вы справились. Смотрите у нас появился второй символ. (В мнемотаблице появляется знак – «Проталина»).

Воспитатель: Ребята как вы считаете, кто какое солнышко должен получить? (дети оценивают свою работу)

Воспитатель: Ну а теперь присаживайтесь на стулья. Скажите мне, кто же у нас главный весенний герой?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно  - это Солнышко, передавая его друг другу, вы будите говорить какое оно:

- Солнце желтое как (одуванчик, лимон …..)

- Солнце круглое как (мячик, шарик ….)

- Солнце ласковое как (мама, бабушка ….)

- Солнце теплое как (печка, рукавичка …..)

- Солнце яркое как (фонарик, лампочка …..)

Ответы детей

Воспитатель: Хорошо ребята и третий символ у нас... (В мнемотаблице появляется знак – «Медведь в берлоге»).

Ребята, а почему медведь?

Ответы детей

Воспитатель: Конечно, после зимней спячки просыпаются не только медведи, но и ежи, барсуки, суслики и другие животные.

Воспитатель: Ребята как вы считаете, кто какое солнышко должен получить? (дети оценивают свою работу)

Воспитатель: И так, вам осталось найти последний символ для таблицы. Ребята, сейчас я вам буду говорить словосочетания о зиме, а вы мне будете называть словосочетания о весне с противоположным значением:

  • Зима ушла, а весна – … (пришла).
  • Зима холодная, а весна – … (тёплая).
  • Зимой солнце морозит (не греет), а весной – … (греет).
  • Зимой сугробы высокие, а весной – … (низкие).
  • Зимой лед толстый, а весной – … (тонкий).
  • Зимой день короткий, а весной – … (длинный).
  • Зимой воздух холодный, а весной – … (теплый).
  • Зимой птицы поют тихо, а весной – … (громко).

Воспитатель: И с этим заданием вы справились. Смотрите у нас появился последний символ. (В мнемотаблице появляется знак – «Перелетные птицы»).

Воспитатель: Ребята как вы считаете, кто какое солнышко должен получить? (дети оценивают свою работу)

Воспитатель: Ну а теперь встаньте все в круг и повернитесь друг за другом. Мы с вами выполним физкультминутку которая называется «Капель». Физкульминутка «Капель».

Стало солнце пригревать,

Стали капельки стучать,

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва,

А потом быстрей, быстрей

Побежали ручейки,

Их попробуй, догони.

(Дети садятся на сулья перед экраном с мнемотаблицей)

Воспитатель: Ребята, мы с вами собрали все недостающие символы. А теперь давайте поможем старичку – лесовику и  составим интересный рассказ о весне. Посмотрите на первый символ, какое предложение мы составим?

Ответы детей. (Поочередно разбираются все символы из таблицы )

Воспитатель: Хорошо. А теперь послушайте пример рассказа, а затем на его основе вы составите свой.

Наступила весна. Ярко пригревает солнышко, похожее на большой румяный блин. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. на проталинах весело прыгают маленькие воробьишки. В лесу в берлоге проснулся хозяин леса – медведь. Из далеких стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы, грачи. По дорожкам поползли первые насекомые: муравьи, жуки. А у первых весенних цветов озорно снуют бабочки и пчелы. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки.  Очень люблю весну!

(Дети составляют рассказы)

Воспитатель: Молодцы ребята. У нас с вами получились очень красивые рассказы о Весне.

Заключительный этап

Воспитатель: Ребята мы с вами заполнили таблицу для старика – лесовика недостающими элементами, составили рассказы.

http://maminy-sekrety.ru/wp-content/uploads/2017/06/bukva-V-krasnaya.jpg

https://darion-svet.ru/images/22889100.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0c74/0003dd03-b3cc0669/hello_html_m147567af.jpg

http://pandia.ru/text/79/273/images/image004_9.jpg

http://animalsfoto.com/photo/98/987b3a11514612709b50c83daee03a1b.jpg

http://www.ohot-prostory.ru/images/trueimg/originals/36/7B4DDBB61D00-36.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/4/103/296/103296016_large_00.png

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/521540/img5.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи. Составление описательного рассказа по теме "Одежда" с опорой на схему.

Цели:Коррекционно – оброзовательная:1) обучать детей составлению описательного рассказакоррекционно-развивающие:1) рассмотреть и активизировать словарь детей по теме "Одежда"2) упражняться в употребле...

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа» в подготовительной группе на тему: «Подиум»

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа» в подготовительной группе на тему: «Подиум» Цель: 1.Упражнять в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ОБ ОВОЩАХ И ФРУКТАХ"

Вашему вниманию представляется конспект занятия по развитию речи по составлению описательного рассказа об овощах и фруктах....

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине И.И.Левитана " Весна.Большая вода"

Составление описательного рассказа по картине И.И.Левитана " Весна.Большая вода"...

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы» средняя группа

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы» средняя группа...

Конспект занятия по развитию - речи в подготовительной группе с детьми ОВЗ с использованием мнемотаблиц Тема: «Осенняя сказка»

Пояснительная записка к занятию по речевому развитию:Занятие для детей в подготовительной группе с ОВЗ, составлено в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду основной образовател...