«Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Эмма Андреевна Пустовитова

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по развитию речи

в старшей группе «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»

Задачи: Выявить умение:

• внимательно и заинтересованно слушать рассказ;

• связно и последовательно пересказывать небольшой рассказ, используя приемы мнемотехники.

• согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

• придумывать загадки: подбирая по смыслу названия качеств (прилагательных) и действий (глаголы);

•  эмоционально откликаться на произведение.

Оборудование: Книга, портрет автора, картинки «Лисята», мнемодорожка к рассказу.

Ход

Воспитатель: Ребята, давайте возьмемся за руки и скажем слова приветствия.

Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Давайте подойдём к столику и посмотрим. (Воспитатель снимает салфетку)

- Смотрите - какая необычная коробка. Вам, наверное, интересно узнать, что в ней. Попробуйте отгадать. Предлагаю вам поиграть в игру «Да – нетка». Вы мне будете задавать вопросы об этом предмете, а я буду отвечать «да» или «нет».

Дети задают вопросы, перечисляют все возможные варианты.

Воспитатель: У меня есть для вас подсказка (если дети не угадают) загадка и если вы ее отгадаете, то узнаете, что лежит в посылке. Слушайте внимательно.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (книга).

Воспитатель: Молодцы, это книга.

После отгадывания загадки, воспитатель достает из коробки книгу.

Знакомство с автором.

Воспитатель: эту книгу написал Евгений Иванович Чарушин. (показ портрета писателя). В детстве он любил читать книги о путешествиях, о животных, о природе; рисовал птиц и зверей. Все знания, умения помогли ему стать художником и писателем. Он написал много рассказов о животных. Давайте познакомимся с одним из них 

Дети садятся на стулья полукругом. Чтение

Воспитатель: О каких диких животных идёт речь в рассказе? (О лисятах).

- Как Вы думаете, почему лисята поселились у охотника дома? (Возможно, он принёс их из тайги, потому что животные остались без матери. Если бы охотник не взял к себе лисят, они бы погибли от голода.)

- Как вели себя лисята в человеческом жилище? (Они много играли, баловались и озорничали)

- Как играли лисята? (лазали по шторам, забирались на шкаф.)

- Какие были лисята? Как называет их автор? (шустрые, беспокойные, ловкачи).

-Что значит ловкачи? (Это подвижные, ловкие живые существа)

- Какое происшествие произошло однажды? (Лисята потерялись)

- Почему охотник испугался? (Он не мог понять, куда исчезли лисята. А испугался он, потому что сапог вдруг «ожил».)

- Чем заканчивается рассказ? (лисята отыскались)

Повторное чтение.

Ребята, вы хотите услышать рассказ еще раз, только запомнить его нам поможет мнемодорожка.

Варианты пересказа:

1-2 ребенка пересказывают текст, используя мнемодорожку.

Затем еще две пары детей пересказывают сказку без схем. Один ребенок начинает пересказывать, второй продолжает.

Анализ пересказа.

-Ребята, чей пересказ вам понравился больше всего? Почему?

- Использовали ребята слова, выражения автора?

- Какие? (настоящие ловкачи, охотничий сапог, и т. д.)

Физминутка (дети в кругу)

Дикие животные

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)

За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)

За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)

За мамой-ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)

За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)

За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)

За мамой-зайчихой — косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)

Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)

Дети садятся на стульчики.

Придумывание загадок.

- Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут её… (Лиса).

- Правильно, лиса.

Дети отгадывают. Воспитатель показывает картину «Лиса с лисятами». Он предлагает детям самим придумать загадку про лису.

Вызывает для ответа двух-трех детей. Если дети затрудняются, воспитатель напоминает, какая лиса (хитрая, рыжая, пушистая, какие у нее повадки (тихо подкрадывается, любит петушков и курочек).

А сейчас давайте попробуем с вами придумать загадки.

Речевые упражнения: «Один – много»«Какой - какая»

Послушайте, об одном или о двоих лисятах я сейчас скажу:

шустрый…

озорные…

шаловливые…

пушистый

весёлые

смешные

А это слово о ком: хитрая - … о лисёнке или о лисе? Правильно, о лисе.

Лиса хитрая, а лисёнок … хитрый (подчеркнуто произносит окончания).

«Хитрая лисёнок» – можно так сказать? Как сказать правильно? Наш лисёнок хитрый, веселый.

- Подумайте, о чём ещё можно сказать весёлый. (День, праздник, человек, танец, рассказ и т. д.)

- А о ком или о чём можно сказать слово весёлая? (Песня, музыка, игра, сказка, книга, пляска.)

- О ком или о чём мы скажем весёлые? (Ребята, дети, танцы и др.)

Итог

Протокол № 1 от 21.10.2019г.

итогового занятия по развитию речи

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»

Задачи: Выявить умение:

- внимательно и заинтересованно слушать рассказ;

- связно и последовательно пересказывать небольшой рассказ, используя приемы мнемотехники.

- согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

- придумывать загадки: подбирая по смыслу названия качеств (прилагательных) и действий (глаголы);

- эмоционально откликаться на произведение.

Оборудование: Книга, портрет автора, картинки «Лисята», мнемодорожка к рассказу.

п/н

Ф.И.О.

ребенка

слушает рассказ

использует мнемотехнику

согласовывает прил. и сущ.

придумывает загадки

эмоционально откликается

1

Арсланов Александр

2

Буробина Ольга

3

Варушкин Семен

4

Глухинская Ксения

5

Грек Дарина

6

Демидова Вероника

7

Дозорцева Вероника

8

Долженкова Алена

9

Жалеева Виолетта

10

Канюка Мария

11

Козик Иван

12

Мошкин Егор

13

Рогатых Ксения

14

Семенов Данила

15

Хакимова Милена

16

Черников Кирилл

17

Шачнев Семен

18

Якунин Артем

Итог:  __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

                                 

 Присутствовали:   ___________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"...

Пересказ рассказа Е.Чарушина "Лисята"

учим пересказывать рассказ Е.Чарушина "Лисята", согласовывая прилагательные с существительными, пользоваться восклицательными интонациями...

Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»

Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Цель: развитие фразовой, грамматически правильной речи детей в процессе обучения рассказыванию....

Конспект открытого занятия непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (ОО "Речевое развитие") в старшей группе детского сада. Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"

В конспекте открытого занятия имеются различные материалы (мнемодорожка, презентация, схема), которые помогут воспитаннику лучше познакомиться с творчеством автора Е. Чарушина и бы...

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «"Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"

Задачи: Связная речь: учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;словарь: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу названия качеств (прилагате...

Конспект НОД по развитию речи на тему: " Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"

Конспект НОД включает использование  при пересказе  детьми литературного произведения приема мнемотехники....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» »

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята». Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет. Программа. Методически...