Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «В гостях у хозяюшки Арины»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гнездилова Ольга Александровна

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи  «В гостях у  хозяюшки Арины»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_gnezdilova.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«СОШ № 3» города Бийска

Конспект

организованной образовательной деятельности

по развитию речи

«В гостях у  хозяюшки Арины»

Образовательная область «Речевое развитие»

 (старшая группа)

Гнездилова О.А.,

воспитатель

г. Бийск, 2018

Цель: знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Дать возможность детям видеть красоту русской народной одежды. Вызвать у детей интерес к жизни на Руси.

Задачи:

  • Образовательные: 

-формировать образную речь, употребляя в разговорной речи скороговорки, загадки;

- расширять и активизировать словарь детей по теме;

- развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память;

- активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о традициях русского народа.

  • Развивающие:

-развитие речевой активности, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, творческого воображения;

-развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи;

-развивать коммуникативные умения при помощи народных игр.

  • Воспитательные:

-формирование навыков сотрудничества, доброжелательности;

-воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, верность, красоту,    добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину

Предварительная работа:

-посещение и создание своего музея «Русская Изба».

- беседа с детьми на тему:  «Русский народный быт».

- рассматривание наглядно-методическое пособие: «Русский народный костюм».

- рассматривание иллюстраций «Предметы быта русской избы».

- слушание народных мелодий.

- чтение стихотворений ,загадок, пословиц.

-заучивание пословиц, поговорок.

-чтение художественной литературы: русские народные сказки.

Оборудование: комната русского быта

                                                 Ход организованной образовательной деятельности:

Организационный момент, начало занятия

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети приходят в русскую избу.

Здравствуйте, ребята! Как у вас тут красиво, ярко и интересно. Но сегодня я вас хочу пригласить к себе в гости. Пойдёмте?

Эмоциональный настрой: Игра «Поздороваемся»

-Здравствуй, солнце золотое. (Поднимают руки вверх)

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, легкий ветерок.(покачивают руками из стороны в сторону)

Здравствуй, маленький цветок.(приседают и начинают потихоньку подниматься)

Здравствуй, утро.(правую руку в сторону)

Здравствуй, день.(левую руку в сторону)

Нам здороваться не лень.(обнимают друг друга).

2. Основная часть занятия.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Здравствуйте, хозяюшка!

Дети передают клубочек из рук в руки и ласково называют свои имена.

Ответы детей.

Комната, в которой принимают гостей, называется Горницей.

Печь

На печи варили, пекли хлеб, сушили одежду, спали.

«Гуси-Лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка».

Сито. Ребёнок показывает сито.

 

Ситом сеяли муку, тесто получалось пышное.

Самовар

Самовар стоял на столе, собиралась вся семья, гости, пили чай с медком, пирогами.

Прялка.

Хозяйка из шерсти пряла нитки, а из ниток вязала варежки и носки.

Чугунок.  

В чугунке варили суп, кашу, парили тыкву.

Ухват

Ухватом достают горячий чугунок, с супом или кашей

Коромысло.

Коромыслом носили воду в ведрах из речки домой.

Дети выполняют дыхательную гимнастику.

Дети повторяют вместе с воспитателем.

Дети играют в игру, повторяя слова. (3-4 раза)

Дом

Комната

Кастрюля

Глаза

Рот

Чайник

Ребёнок

Туфли

Еда

Здравствуйте, гости дорогие!

Гость на порог — хозяину радость.

Меня зовут хозяюшка Арина. Прошу в  мою избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком

Как меня зовут - вы уже знаете, а как вас зовут  - я и не знаю.

Давайте познакомимся!

Игра «Волшебный клубочек»

Кому в руки клубочек попадёт – тот ласково своё имя назовёт.

Во все времена, да и в наше время у каждого человека есть дом.

Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

Как мы себя чувствуем дома?

Гостей принимают в самой красивой комнате. Кто знает как она называется?  

 А теперь поиграем. Загадаю я вам  загадки, найдите предмет отгадку, покажите и расскажите о нем. Кто знает загадки?

Летом спит,

Зимой горит,

Если готовит она,

Не будет голодная семья.

 

 Почему считали печь главной в избе?

Ребята, а в каких сказках встречается русская печка?

Новая посуда, а вся в дырах?  ПОВТОРИМ

А что делали ситом?

 Выпускает жаркий пар,

Древний чайник…       ПОВТОРИМ

Что знаем мы про самовар?

Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой,

Деткам пряжу отдает?      ПОВТОРИМ

Что делали прялкой?

Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля- …                  ПОВТОРИМ.

Для чего нужен чугунок?

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит- отдает,

А сам в угол идет.          ПОВТОРИМ

 

Для чего используют ухват?

Два купаются, третий на земле валяется,

Двое искупались, вышли, на третьем повисли. ПОВТОРИМ

Что делали коромыслом? 

Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

А теперь я  предлагаю поставить самовар.

Дыхательная гимнастика «Самовар»

Воды нальём мы в самовар - (насос)

Шу-шу-шу.

Угольки раздуем в жар - (вращаем головой в стороны, вперёд)

Шух – шух – шух.

Самовар уже пыхтит – (руки на поясе, повороты головы в стороны)

Пых-пых-пых.

Чай сейчас наш закипит - (чашечка, длительный выдох)

Ши-ши-ши.

Напьёмся чаю от души – (круговые движения по животу)

Фы–фы-фы.

Поставили мы самовар. А теперь разомнём наши язычки.

Детки, я знаю много скороговорок.. Давайте их вместе проговорим.

Три вороны на воротах.

У ёлки иголки колки.

За - за, прилетела стрекоза.

Молодцы ваши язычки! Справились со скороговорками. Порадовали вы меня.

Порадовали  вы меня. Любят гости у меня в избе  в игры  хороводные разные играть. Желаете поиграть?

Хороводная игра «Круги»

Становися во кружок,

Отгадай, чей голосок.

До кого-нибудь коснись,

Отгадать поторопись.

Хорошо вы играете. Уморилась я с вами. Посижу, отдохну да вас проверю.

Хочу поиграть с вами в игру про старинные слова. Я  буду называть старинное слово, а вы современное название предмета.

Изба

Горница

Чугунок

Очи

Уста

Самовар

Чадо

Лапти

Яства

3. Заключительная часть занятия:

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Ответы детей

Ребята, сегодня вы были моими гостями. Узнали, как я живу, какие предметы меня окружают. Скажите, что вам больше всего понравилось у меня  гостях?

Дети, кому было интересно в моей горнице и вы много узнали, положите красное яблочко на это блюдо, а кому не интересно, жёлтое яблочко.

Ну, спасибо вам, ребята, за ответы. Очень хорошо провели мы с вами время. Вам пора возвращаться в детский сад. А в дорогу я вам дам гостинец – бараночки, которые я вам заранее напекла.

Вы хозяюшку потешьте,

Бараночек моих поешьте.

До свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе Тема: “ У нас в гостях игрушки ”

Задачи:  расширять словарный запас детей, развивать связную речь. Закреплять умения описывать игрушку. Формировать правильное произношение звука «Б».Закреплять умения ориентироваться на листе бум...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием интерактивного стола «В гости пришел соломенный бычок» в старшей группе.

конспект организованной образовательной деятельности включает в себя игры и упражнения для развития речи воспитанников старшего дошкольного возраста....

конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи: "Вуди в гостях у сказки"

занятие приобщает детей к чтению русских народных сказок, учит понимать и любить их....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в группе раннего возраста «В гости к бабушке в деревню»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в группе раннего возраста  «В гости к бабушке в деревню»...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему ««В гостях у зайчика» группа раннего возраста

Развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о животных....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с элементами логоритмики «Мишутка в гостях у ребят»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с элементами логоритмики «Мишутка в гостях у ребят»...