Обобщение опыта по теме: "Развиваем речь играя"
консультация по развитию речи

Беляева Наталья Анатольевна

Обобщение опыта по теме: "Развиваем речь играя"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад» №104 комбинированного вида

Тема: « Развиваем речь играя »

( Выступление на педагогическом совете МАДОУ)

                       

 

                                                     

                                   Беляева Н.А.

                                              Учитель – логопед

 

г. Саранск

Развиваем речь играя

У детей дошкольного возраста ведущей является игровая деятельность. Поэтому лучше всего в занятия по развитию речи включать дидактические  игры и использовать наглядный материал. Дети лучше усвоят материал, процесс коррекции будет эффективнее. Но подбирать игры развивающие, речь улучшающие, нужно учитывая возраст ребенка и цели занятия.  

    Дидактическая игра является методом педагогического воздействия, используя этот прием, взрослый повышает детский интерес к занятиям.  

 

   Дидактические игры подразделяются на три группы: с предметами; настольно-печатные; словесные.

   Игры с предметами     Для игр с предметами используют игрушки, вещи, подходящие по изучаемой теме.   Дети учатся сравнивать, выделять главные признаки. Педагоги «приглашают» игрушку как гостя.     Игрушки и предметы облегчают изучение лексических тем («Овощи», «Мебель», «Дикие и домашние животные» и другие).

       При работе с детьми 6-7 лет игрушки и предметы используют в небольшом количестве, потому что теперь ведущей деятельностью становится учебная − подготовка к школе.

       Настольно-печатные игры  Они состоят из картинок разных видов (парные, разрезные), лото, домино. Лучше всего сделать картотеку, чтобы  было удобно  ими пользоваться.  Настольно-печатные игры должны активно использоваться в дошкольной практике, потому что являются наглядным материалом, который помогает скорректировать все стороны речевого развития.

 Во время выполнения  заданий  необходимо  задавать уточняющие вопросы,  чтобы ребенок    учился  четко формулировать свою точку зрения,   аргументировать ее, правильно высказываться.

 Настолько-печатные игры удобно использовать для коррекции связной речи.  Предложить  детям составить рассказ по картинке или  серии сюжетных картин.

  Словесные игры  Этот вид чаще всего используют в логопедической работе. Во время выполнения заданий детей просят выделить основные признаки, описать вещь или явление, отгадать описываемый взрослым предмет.

       

 Словесные игры для детей 2-3 лет построены на повторении гласных, отработке их артикуляции, соединении их с согласными.

Необходимо многократно повторять  простые слоги, следить,  чтобы звуки  ребенок  произносил четко.

Играя  с высотой голоса, интонациями −  формируется  база для выразительной речи.  Интересно предложить ребенку  изобразить эхо, показать, как разговаривают животные, их детеныши. Старайтесь  описать  артикуляцию во время произношения звуков, в  сопровождении стихов и картинок выполняйте простые артикуляционные упражнения.  

Не забудьте перед выполнением  артикуляционных  упражнений  выполнить 1-2  дыхательных игровых упражнения!

Упражнение   «ПУЗЫРИКИ.»
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
 Упражнение  « КУРОЧКИ.»
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.
 

 В старших группах  и  на  логопедических занятиях общий

комплекс артикуляционных  упражнений  разучивается с группой детей.

Для разучивания артикуляционной гимнастики  хорошо  разыграть  мини-спектакль.

История для мини-спектакля:

Встретились слонёнок, лягушонок и бегемотик и начали вместе играть на

полянке. Потом к ним приползла змейка. Друзья сначала испугались и

спрятались, но потом поняли, что змейка хочет с ними поиграть, и приняли

её в свою компанию. Они стали качаться по очереди на качелях. Сначала

слоник, потом лягушка, потом, бегемотик и змейка.

Вдруг слоник посмотрел на часы и понял, что пора идти обедать. Он

позвал друзей печь блины. Сначала замесили тесто, потом пекли блины на

сковородке. Потом слоник угощал всех вкусным  вареньем, и друзья  пили  горячий чай из чашечек.

Наевшись, друзья  поехали    на  лошадке  в лес, где услышали дятла  и  нашли большой гриб. Потом вернулись домой на лошадке.

Детям  очень нравится самим  сочинять истории для артикуляционных упражнений.  В логопедической практике я очень часто использую этот прием, когда дети хорошо знают и выполняют все упражнения.

 В  возрасте 4-5 лет  дети активно познают окружающий мир через речь, уже понимают сюжетно-ролевые игры. Звукопроизношение в норме полностью сформировано, ребенок использует сложные предложения и делится своим мнением и впечатлениями с окружающими.  

     В этот период начинают изучать алфавит, поэтому  целесообразно  использовать дидактические игры с буквами: «Собери букву», «Узнай букву», « На что похожа буква», «Раскрась, обведи, сложи, заштрихуй букву».  

 Используйте в занятиях такие дидактические игры: «Четвертый лишний»;   «Подбери нужное слово»; «Закончи предложение»; «Поймай звук». В словесных  играх  большое внимание необходимо уделять  развитию грамматического строя.  Основная  задача − научить дошкольника составлять сложные предложения. Вначале  мы предлагаем  ему закончить  предложение, потом  самостоятельно составить вторую часть предложения. Необходимо  следить,  чтобы слова были согласованы в роде, числе, падеже. Потренировать склонение по падежам можно при помощи дидактической игры «Закончи фразу».

Детям очень нравится игра  «Снежный ком», когда мы добавляем по 1 слову в предложение. Пример: Наступила весна. Наступила ранняя весна. Наступила ранняя, теплая весна. И т.д.

       Дети 4-5 лет начинают активно использовать в речи прилагательные.  Необходимо подбирать  игры, в которых   нужно называть похожие признаки, отрабатывать не только антонимы, но и слова-синонимы.

          Для улучшения дикции используйте скороговорки, частушки, чистоговорки.  

Я с удовольствием использую мнемотаблицы  для заучивания   чистоговорок   на автоматизацию звуков.

В логопедической практике  очень большое значение имеет использование мнемотаблиц для развития  всех  сторон речи.

Мнемотаблицы используются:  для обогащения словарного запаса, пересказа художественной литературы (сказок), отгадывания и загадывания загадок, заучивания стихов, для обучения составлению рассказов.

Мнемотехника помогает  реализовывать  и задачи подготовки к грамоте.    Ознакомление с буквами и звуками  и их закрепление можно также отрабатывать  с использованием мнемотаблиц.

Работа с мнемотаблицами по обучению грамоте  состоит из нескольких этапов:

  • Разбор изображения.
  • Преобразование абстрактных символов в образы.
  • Отработка запоминания, то есть, пересказ, либо составление рассказа по заданной схеме.
  • Зарисовка мнемотаблиц детьми.
  • Рассказывание по мнемотаблицам, нарисованными детьми

 Мнемотаблицы при  обучении детей грамоте,   можно использовать в нескольких вариантах.

Для нормального речевого развития важной составляющей являются фонематические процессы.  Необходимо  тренировать  слуховое внимание и восприятие дошкольника, включить  в картотеку игры на развитие звукового анализа слова.  

В норме в подготовительной группе  звукопроизношение и грамматический строй   полностью сформированы, ребенок овладел не только диалогической формой речи, но и связной.  Ребенок должен составлять рассказы по картинке, говорить о своих впечатлениях сложными предложениями, активно используя прилагательные.   Основная цель  на этом этапе − это формирование навыков письма и чтения.   Необходимо использовать больше игр для тренировки мелкой моторики: пальчиковые игры, «вышивание» ниткой шнурком букв,  штриховка, раскрашивание буквы.   Продолжаем формировать  плавную речь, сильный выдох при помощи следующих заданий: «Кто быстрее забьет мяч в ворота» (дети соревнуются у кого быстрее получится задуть ватку); «Ветряная мельница».            Дидактические игры для детей на развитие речи − это не просто развлекательный занимательный элемент занятия, а поддержание интереса к процессу обучения.

  Примеры дидактических игр

     «Помощники» Дидактическая игра для детей 2-3 лет. Цель − научить малыша образовывать глагол множественного числа. Взрослый показывает игрушку, говорит, что это их гость и предлагает малышу придумать имя. Ему говорят, что у игрушки есть помощники и показывают части тела/туловища. Малыш называет их, а взрослый предлагает сказать, что помощники умеют делать (руки рисуют, берут, гладят и т. д.)

      «Кто как говорит» Цель − научить произносить гласные с согласными и использовать интонацию. Взрослый показывает малышу игрушки или картинки с животными и их детенышами. Он спрашивает, как кто говорит и уточняет, что детеныша нужно изображать тонким голоском. Перед проведением игры покажите животных и опишите их.

  «Найди ошибку в рассказе взрослого»

Задание для детей 4-5 лет. Цель − развитие слухового внимания, восприятия. Используйте игрушку, чтобы занятие было интереснее для детей. Взрослый просит малыша внимательно слушать рассказ. Если он услышит ошибку, поднимает руку и поправляет. Например, «Кошка ест конфету». Малыш отвечает: «Неправильно, потому что кошки едят рыбу».

     «Доскажи словечко»

Для занятий с ребятами среднего и старшего дошкольного возрастов. Цель − научить четко произносить звуки, автоматизировать их в слогах. Взрослый предлагает досказать словечко: РА-РА-РА − начинается… (игра )

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по развитию речи "Книжный уголок"

Непосредственно образовательная деятельность "Коммуникация". Обобщение опыта работы в средней группе....

Обобщение опыта на тему: "Развитие речи детей раннего возраста через наблюдения в природе"

«Детей следует воспитывать, учить, растить среди природыи при посредстве природы …»Е.И. Тихеева Жизнь человека без речи немыслима. Помимо того, что с помощью речи люди могут общаться друг с ...

Обобщение опыта по теме «Развитие речи дошкольников в играх посредством повышения компетентности родителей в условиях внедрения активных форм взаимодействия участников образовательного процесса»

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи является необходимым условием работы по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи детей дошкольного возраста,...

Обобщение опыта по теме «Развитие речи детей средствами театра».

Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят , упра...

Обобщение опыта работы «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка добром, лаской, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки вы...

Обобщение опыта работы Тема: «Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Целью  работы является создание педагогических условий, для развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности....