План работы НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей
календарно-тематическое планирование по развитию речи

Донская Светлана Петровна

Планирование по формированию лексико-грамматических категорий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_po_leksicheskim_temam.docx44.11 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный перспективный план непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР (I, II, III уровни речевого развития)

Ме-

сяц

Не-

де-

ля

Лексическая тема

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Сентябрь

1-2

Мониторинг

Обследование детей, заполнение речевых карт.

3

«Овощное ассорти»

Расширение словарного запаса

Существительные:

 А. овощи, морковь, редис, свёкла, капуста, помидор, репа, кабачок, тыква, кочан, перец, картофель, репа, петрушка.

Б. редька, баклажан, хрен, патиссон, чеснок, салат, ботва, стручок, урожай.

Глаголы:

 А. расти, поливать, копать, срывать, полоть, сажать, сеять, поливать, удобрять, собирать, выращивать.

Б. окапывать, вырастать, срезать, рассаживать, пересаживать.

Прилагательные:

А. зелёный, жёлтый,   красный, синий , рыжий, сочный, круглый, продолговатый, крепкий, горький, сладкий, мелкий, большой, маленький, хрустящий.

Б. овощной, пузатый, пупырчатый, толстокожий.

Словарь наречий: вкусно, сладко, кисло, много, мало.

Антонимы: большой – маленький, сладкий – кислый, сажать – собирать, гладкий – шершавый;

Подбор родственных слов: овощи (овощной, овощерезка…);

Многозначность: лук (огородное растение), лук (старинное оружие для метания стрел в виде гибкой дуги, стянутой тетивой).

Развитие лексико-грамматических средств языка

 Образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов (лук – лучок, огурец - огурчик)

Развитие самостоятельно развёрнутой фразовой речи

Составление простых предложений по вопросам, демонстрацией действий по картинке.

Формирование произносительной стороны речи

Познакомить детей с органами артикуляции

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Учить различать речевые и не речевые звуки.  Учить определять источник звука.

4

«Фруктовый сад»

 Расширение словарного запаса

Существительные:

А. Апельсин , ананас, банан, груша, вишня, черешня, лимон, слива, яблоко, яблоня, мандарин, фрукт.

Б. Айва, авокадо, гранат, хурма, киви, персик, абрикос, косточка, кожура, сок, варенье, джем, повидло.

Глаголы:

А. Расти, Цвести, зреть, плодоносить.

Б. Наливаться, зацветать, отцветать, вырасти, созреть, дозреть.

Прилагательные:

А. Красивый, сочный, вкусный, сахарный, нежный, ароматный.

Б. Наливное, румяное (яблоко), лимонный, вишнёвый, малиновый, абрикосовое, яблочное, персиковое.

Развитие лексико-грамматических средств языка

Образование относительных прилагательных (из яблок – яблочное, из лимона - лимонный)

Развитие самостоятельно развёрнутой фразовой речи

Составление предложений по картинкам

Формирование произносительной стороны речи

Звук «У», буква «У»

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Выделение  гласного «У» из потока звуков

октябрь

1

«Путешествие на

мельницу»

Расширение словарного запаса

Существительные:

А. Хлеб, пшеница, рожь, колос, земля, комбайн, мельница, мельник, мука, тесто, булка, сдоба, бублик, сушка, пряник, печенье, пирожное, торт.

Б. злак, хлебороб, посев, ватрушка.

Глагол:

А. растить, ухаживать, убирать, месить, печь, пахать, сеять, хранить, выпекать, беречь.

Б. молотить, вымешивать.

Прилагательные:

А. Золотой, усатый, тяжёлый, белый, свежий, сдобный, тонкий

Б. ржаной, налитой.

Подбор родственных слов: хлеб (хлебный, хлебница, хлебушек, хлебозавод), колос (колосок, колосья, колосится)

Развитие лексико-грамматических средств языка

Развивать навыки употребления сущ. С уменьшительно –ласкательным значением (колос – колосок, зерно - зёрнышко)

Развитие самостоятельно развёрнутой фразовой речи

Составление предложений по картинкам

Формирование произносительной стороны речи

Звук «А», буква «А»

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Выделение  гласного «А» из потока звуков. Выделение звука в начале слова

2

«Осенний лес полон чудес. Грибы, ягоды»

Расширение словарного запаса

Существительные:

А. боровик, подосиновик, подберёзовик, гриб, ножка, шляпка, лукошко, клубника, смородина, крыжовник, малина, земляника, компот

Б. брусника, клюква, ежевика, рыжик, груздь, волнушка, поганка, чаща, опёнок, лисичка, моховик.

Глаголы:

А. расти, собирать, готовить, резать, сушить, солить, мариновать, варить.

Б. Срывать, стоять, притаиться, краснеть, вырастать, заблудиться, аукать.

Прилагательные:

А. белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, червивый.

Б. моченый, сушеный, маринованный, грибной, рыхлый, дружные.

Словарь наречий: рядом, далеко, близко.

Подбор родственных слов: лес (лесной, лесник, лесничий, лесовоз…).

Многозначность: ножка  (у человека, у гриба).

Развитие лексико-грамматических средств языка

Согласование сущ. с прилагательными

Учить изменять сущ. по категории падежам

Развитие самостоятельно развёрнутой фразовой речи

Формирование навыка составления короткого рассказа.

 Формирование произносительной стороны речи

Звук «И», буква «И»

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Выделение  звука из ряда гласных звуков, слов. Анализ звукового ряда из трёх элементов.

3

«Перелётные птицы» водоплавающие

Расширение словарного запаса

Существительные:

А. ласточка, журавль, гусь, утка, стая, крыло, клюв, перья, пух.

Б. Лебедь, стриж, косяк, клин.

Глаголы:

А. Улететь, улетать, перелетать, зимовать

 Б. Курлыкать, облетать

Прилагательные:

А. Пуховый, журавлиный, утиный, гусиный.

Б. Лебединая песня, верность

Подбор родственных слов гусь (птица, птицелов, …)

Многозначность: крыло (у птицы у самолёта)

 Развитие лексико-грамматических средств языка

Закрепление навыков образования приставочных глаголов с приставками (В-, У-, ПО-, ПЕРЕ-, ПРИ-) Согласование числительных с существительными

Развитие самостоятельно развёрнутой фразовой речи

Продолжать формирование навыка составления короткого рассказа.

Формирование произносительной стороны речи

Звук «П», буква «ПЬ»

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Выделение звука «П» в начале слова. Определение места звуков в слове.

4

«Золотая осень»

Существительные:

А, Б. Осень, туча, дождь, погода, листопад, грязь, сырость, зонт, октябрь, ноябрь, сентябрь, листья, деревья, увядание, подготовка.

Глаголы:

А. Желтеть, краснеть, опадать, лить, дуть, наступать, вянуть, моросить, шуршат, собирают.

Б. Срывать, пожухнуть, хмурится, облетать, накрапывать.

Прилагательные:

А. жёлтый, красный, сухой, холодный, мокрый, хмурый, осенний. Косой, унылый, пасмурный.

Б. Золотая, серые, промозглый, моросящий, проливной, затяжной.

Словарь наречий:

Пасмурно, дождливо, холодно, рано, поздно, ветрено.

Формирование произносительной стороны речи

Звук «Т», буква «ТЬ»

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Выделение звука «Т» в потоке звуков. Позиция звука в слове. Дифференциация твёрдых и мягких звуков «Т», «ТЬ»

5

Закрепление обобщающих понятий

Повторение материала «Осенние изменения в природе»

Формирование произносительной стороны речи

Звук «О», буква «О»

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Выделение звука «О» в потоке звуков, а так же в начале слова.

ноябрь

1

В гостях у сказки

Подготовка и проведение сказки  (каникулы)

2

«Все профессии важны»

Расширение словарного запаса

Существительные:

А. Врач, учитель, строитель, пожарник, повар, парикмахер, милиционер, водитель, продавец, крановщик, медсестра.

Б. Лётчик, сапожник, каменщик, электрик, стекольщик, педиатр.

 Глаголы:

А. Лечить, учить, воспитывать, тушить, готовить, стрижет, летает, водит, возит, продает, красит, ухаживает.

Б. Кладёт, управляет, стеклит, возводит, сваривать, благоустраивать, восстанавливать.

Прилагательные:

А. Добрый, внимательный, заботливый, смелый, храбрый, ответственный, умелый, знающий.

Б. старательный, профессиональный, добросовестный, дисциплинированный, высотный, комфортабельный, железобетонный, многоэтажный.

Словарь наречий:

Внимательно, осторожно, ловко, умело, старательно.

Антонимы:

Быстро – медленно, вежливый – грубый, заболеть – выздороветь, зажигать – гасить, тушить.

Подбор родственный слов:

Строгать (строить, строитель, строительство, постройка…), повар (варить, сварить, поварёнок, поварёшка, повариха, поварской…).

 Развитие лексико-грамматических средств языка

Усвоение категорий дательного падежа (градусник нужен врачу, ножницы нужны парикмахеру).

Развитие самостоятельно развёрнутой фразовой речи

Составление предложений по моделям: существительное им.п + согласованный глагол + существительные в косвенных  падежах (строитель строит дом).

Формирование произносительной стороны речи

Звук «М», буква «Мь»

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Выделение звука «М» в конце слова.

3

«мы по городу шагаем»

Расширение словарного запаса

Существительные:

А. Город, Россия, Страна, столица, Москва, Новосибирск, край, улица, переулок, проспект, музей, театр, цирк, библиотека, памятник, киоск, газон, подъезд, вокзал, новостройка, фонтан, сад.

Б. Сквер, тупик, стадион, магистраль, шоссе, тротуар, арка, лоджия, благоустройство, район, музей.

Глаголы:

А. Б. строить, расти, жить, переезжать, ходить, смотреть, благоустраивать,  любоваться, ездить, расширяться.

Прилагательные:

А. городской, сельский, Новосибирский, областной, район, родной, старый. Новый, красивый, большой, шумный.

Б. Многоэтажный, тихий, зеленый, каменный, промышленный, культурный, жилой, парковый.

Словарь наречий: чисто, шумно, далеко, близко, красиво.

Антонимы: чисто – грязно, шумный – тихий. Маленький – большой, узкая – широкая, многолюдный – безлюдный.

Подбор родственных слов: дом (домашний, домик,…..)

Формирование лексико-грамматических средств языка

Закрепить навык образовывать существительные родительного падежа множественного числа (одна улица – много улиц)

Развитие самостоятельно развёрнутой фразовой речи

Учить составлять сложноподчинённые предложениями  с при причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или не желательность  действия (Я хочу, чтобы…..!)

Формирование произносительной стороны речи

Звук «Ы», буква «Ы»

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Выделение звука «О» в конце слова, середине слова и в конце слова, Анализ звукового ряда из трёх элементов.

4

«Дом.  Много мебели в квартире»

Расширение словарного запаса

Существительные:

А. дом, фундамент, стены, окна, крыша, дверь, пол, потолок, лестница, комната, кухня, спальня, мебель, стол, стул, шкаф, тумбочка, полка, нока, спинка, дверцы.

Б. Кладовая, балкон, этажерка, софа, шифоньер.

Глаголы:

А. строить, ремонтировать, стеклить, красить, стоять, спать, сидеть, писать, рисовать, отдыхать, работать.

Б. возводить, обустраивать, расставить.

Прилагательные:

А. высокий, деревянный, каменный, кирпичный, прочный, крепкий, старый, новый, журнальный, обеденный, кухонный, детский, низкий.

Б. бревенчатый, берёзовый, дубовый.

Антонимы: большой – маленький, городской – деревенский, мягкая – жесткая, вверх – вниз.

Подбор родственных сил:  дом (домик, домишка, домище, домовой, домашний), мебель (мебельный, мебельщик….).

Развитие лексико-грамматических средств языка

Образование относительных прилагательных (из брёвен – бревенчатый, из камня - каменный). Употребление предлогов НА, ЗА, ПОД.

Развитие самостоятельно развёрнутой фразовой речи

Составление рассказа – описания.

Формирование произносительной стороны речи

Звук «К», буква «Кь»

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Выделение звука из  потока согласных звуков и в словах. Звуковой анализ слова КОТ, КИТ. Различение твёрдых и мягких звуков.

декабрь

1

«Зимняя сказка.  Зимующие птицы»

Расширение словарного запаса

Существительные:

А. декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лед, снежинки, снеговик, снегопад, метель, сугроб, ворона, сорока, воробей, синица, снегирь, голубь, дятел, клёст, головка, клюв, туловище, перья, крылья, хвостик, лапки, корм, кормушка.

Б. гололедица, вьюга, позёмка, иней, свиристель, щегол

овсянка, тетерев, глухарь.

Глаголы:

А. падать, летать, замерзать, таять, кружится, блестеть, прилетать, улетать, подлетать, влетать, клевать, кормить, питаться, чирикать, щебетать.

Б. воркует, трещит, нахохлится.

Прилагательные:

А. морозная, холодная, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, маленькая, большая, короткий, тонкие, шустрый, быстрый, ловкий, умная, сероглазая, зимующая.

Б. виться, искриться, лютая, красногрудый, длиннохвостая, остроклювая.

Словарь наречий: холодно, морозно, громко, быстро, холодно.

Антонимы: зима – лето, светать – темнеть, хрупкий – крепкий, мёрзнуть – согреваться,  зимующие – перелётные.

Синонимы: блестеть, сиять, сверкать, искриться.

Подбор родственных слов: зима (зимний, зимовать, зимовка, зимушка, зимующие…), корм (кормить, кормушка, накормленный).

Многозначность: крыло (у птиц, у самолёта)

Формирование лексико-грамматических средств языка

Учить различить и выделять в словосочетаниях названия признаков  по назначению и вопросам «какой? Какая? Какое?», обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного. Учить использовать предлог НА.

Развитие самостоятельно развёрнутой фразовой речи

Составление рассказа  по сюжетной картинке.

Формирование произносительной стороны речи

Звук «Х», буква «Хь»

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Выделение звука из  ряда звуков и в словах, текста. Научить анализу и синтезу АХ,ОХ, ИХ.

2

«Одежда.  Обувь. Головные уборы»

Расширение словарного запаса

Существительные:

А. одежда, брюки, костюм, платье, юбка, халат, пижама. рубашка, носки, колготки, пальто, куртка, шапка, шляпа, воротник, пояс, карман, рукав, завязки, швея, шелк, шерсть, мех, кожа, обувь, сапоги, ботинки, кроссовки, сандалии, тапки, каблук.

Б. жилет, пиджак, кепка, козырёк, драп, ситец, манжет, подол.

Глаголы:

А. одевать, обувать, надевать, снимать, застёгивать, вешать. Гладить, вязать, стирать, чистить, мыть.

Б. кроить, ремонтировать, зашнуровывать, расшнуровывать.

Прилагательные:

А. зимняя, летняя, спортивная, нарядная, мужская, женская, детская, домашняя, кожаная, резиновая, шерстяная.

Б. демисезонная,  повседневная, шелковый, драповое, меховой, пуховый.

Словарь наречий: удобно, тепло, холодно, чисто, аккуратно, красиво.

Антонимы: надевать – снимать, пачкать – чистить, детская – взрослая, короткий – длинный, чистый – грязный, сухой – мокрый.

Синонимы: швея – портниха.

Подбор родственных слов: одежда (одевать, оденусь, надевать…)

Многозначность: иголка (для шитья, сосновая иголка, иголка у ежа).

 Формирование лексико-грамматических средств языка

Закрепить навыки использования в самостоятельной речи притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ. Согласование прилагательных с существительным.

Развитие самостоятельно развёрнутой фразовой речи

Составление сложносочиненных предложений по двум опорным картинкам (У девочки платье, а у мальчика брюки)

Формирование произносительной стороны речи

Звук «С», буква «СЬ»

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Выделение звука из  ряда звуков и в словах. Определение места звуков в слове. Анализ и синтез слогов, слов.

3

«Зимние забавы»

Расширение словарного запаса

Существительные:

А. зима, зимушка, снег, снегопад, снежки, снеговик, лыжи, палки (лыжные), санки, коньки, горка, каток, лопата, хоккей, ворота, вратарь, клюшка, шайба, гол.

Б. Крепление (лыжное), трамплин, трасса, слалом.

Глаголы:

А. ездить, кататься, лепить, упасть, лететь, подниматься, спускаться (с горы).

Б. сгребать, рубить, приземляться, разгоняться, скрипеть, хрустеть (о снеге), заливать, мчаться.

Прилагательные:

А. Зимний, липкий, быстрый, лыжный,

Б. Санный, искристый, липкий, ледяная, подлёдная (рыбалка).

Словарь наречий: быстро, холодно, весело, красиво нарядно, скользко.

Антонимы: глубокий – мелкий, холод – жара, подъем – спуск, мёрзнуть – согреваться.

Подбор родственных слов: коньки (каток, кататься, катиться, укатился, конькобежец…),

Формирование лексико-грамматических средств языка

Употребление винительного падежа существительных (лыжнику нужны лыжи).

Развитие самостоятельно развёрнутой фразовой речи

Составление рассказа по серии картинок.

Формирование произносительной стороны речи

Звук «Н», буква «НЬ»

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Определение или отсутствие звуков «Н», «НЬ» в словах.

4

«Праздник елки»

Расширение словарного запаса

Существительные:

А. месяц, ночь, праздник, украшение, елка, хоровод, маски, Дед Мороз, Снегурочка, подарок, настроение, поздравления.

Б. серпантин, карнавал.

Глаголы:

А.Б. поздравлять, дарить, поздравлять, отмечать, зажигать, веселиться, радоваться, шуметь, играть, наряжаться, шутить.

Прилагательные:

А.новогодний, праздничный, весёлый, нарядный, шумный, красивый, радостный.

Б. сказочный, сверкающий, разноцветный, рождественский, крещенский (мороз).

Антонимы: громко – тихо, быстро – медленно, веселиться – грустить, молодой – старый.

Словарь наречий: шумно, ярко, красиво, весело, празднично, нарядно.

Подбор родственных слов: елка (ель, елочка, елочные, еловая….)

Формирование лексико-грамматических средств языка

Образование существительных с  уменьшительно  - ласкательными суффиксами (елка - елочка). Согласование числительных с существительными (одна звезда………., пять звёзд).

Развитие самостоятельно развёрнутой фразовой речи

Пересказ рассказа.

Формирование произносительной стороны речи

Звук «З», буква «ЗЬ»

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Различения твёрдых и мягких звуков  «Н», «НЬ» в словах. Звукослоговой анализ слова ЗАМОК.

январь

1

«На деревенском дворе»

Расширение словарного запаса

Существительные:

А. коза, корова, телёнок, конь,  лошадь, жеребёнок,  кошка, кот, котёнок, собака, пёс, щенок, свинья, кабан, поросёнок, утка, утёнок, гусь, гусёнок, курица, петух, цыплёнок, туловище, хвост, грива, копыта, двор, рога.

Б. Индюк, индюшонок, бурёнка, хохлатка, квочка, наседка, выводок.

Глаголы:

А. Мычать, ржать, мяукать, лаять, хрюкать, рычать, прыгать, бегать, скакать, пить, клевать, плавать, щипать, крякать.

Б. Гоготать, кудахтать, высиживать, разводить, нахохлиться, подковать, объездить.

 Прилагательные:

А. крупный, мелкий, полезный, мелкий,  умный, пушистый, быстрый, густой, шустрый.

Б. неуклюжий, быстроногий, вороной, заботливый.

Словарь наречий: быстро, медленно, полезно, жалобно.

Синонимы: курица – наседка – несушка, будка – конура.

Многозначность: крыло (у птицы, у самолёта), хвост (у животных, у кометы, у редиски).

Формирование лексико-грамматических средств языка

Усвоение навыков образования притяжательных (кошачьи глаза, лошадиный хвост)

Развитие самостоятельно развёрнутой фразовой речи

Составление рассказа – описания.

Формирование произносительной стороны речи

Звук «В», буква «ВЬ»

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Определение места звука в слове. Научить анализу и синтезу ВОВА, ВАТА.

2

«Конференция зверей»

Расширение словарного запаса

Существительные:

А. животные, звери, волк, волчица, волчонок,  Лис, лисица, лисёнок, медведь, медведица, медвежонок, заяц, зайчиха, зайчонок, еж, ежиха, ежонок, лось, лосиха, лосёнок, белка, бельчонок, рога, копыта, мех, шкура, лапа.

Б. берлога, логово, нора, шатун.

Глаголы:

А. добывать, реветь, охотится, прятаться, наподдать, защищать.

Б. грызть, рыскать, выть, догонять, сосать (лапу).

Прилагательные:

А. дикий, хищное, голодный, лохматый, косматый, зубатый.

Б. неуклюжий, неповоротливый, осторожный.

Словарь наречий: быстро, сильно, тихо.

Антонимы: маленький – большой, крупный – мелкий, высокий – низкий, трусливый –храбрый, добрый – злой,  неповоротливый – проворный, короткий – длинный.

Синонимы: зверь – дикие животные.

Подбор родственных слов: лиса (лисичка, лисонька, лисий, лисёнок).

Многозначность: лисичка (лиса, съедобный гриб жёлтого цвета)

 Формирование лексико-грамматических средств языка

Образование притяжательных прилагательных (волчий, лисий). Усвоение окончаний глагола множественного и единственного числа настоящего и прошедшего времени.

Развитие самостоятельно развёрнутой фразовой речи

Пересказ сказки «Теремок», и её драматизация.

Формирование произносительной стороны речи

Звук «Б», буква «БЬ»

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Выделение звука среди согласных. Определение места звука в слове. Научить анализу и синтезу

3

«Животные жарких стран»

Расширение словарного запаса

Существительные:

А. Лев, слон, жираф, зебра, носорог, крокодил,  газель, антилопа, леопард, верблюд,  черепаха, бегемот, обезьяна, гепард, пустыня, охота.

Б. джунгли, саванна, Африка, Австралия, кенгуру, коала, утконос, попугай, варан.

Глаголы:

А. Б. охотиться, прятаться, скрываться, жить, прыгать, лазать, бегать, убегать, догонять, пастись, опасаться, наподдать, защищаться, подкрадываться.

Прилагательные:

А. Б. полосатый, пятнистый, быстроногий, медленный, сумчатый, выносливый.

Антонимы:  добрый – злой,  неповоротливый – проворный, короткий – длинный.

Формирование лексико-грамматических средств языка

Образование притяжательных прилагательных. Употребление предлогов.

Развитие самостоятельно развёрнутой фразовой речи

Составление описательного рассказа по схеме.

Формирование произносительной стороны речи

Звук «Д», буква «ДЬ»

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Выделение звука из ряда звуков, слов. Определение места звука в слове. Дифференциация твёрдых и мягких звуков «Д», «Д». Звуковой анализ ДОМ.

4

«Путешествие по Северу»

Расширение словарного запаса

Существительные:

А. Белый медведь, песец, морж, северный олень, морской, котик, тюлень, полярная сова, мех, шкура, клык, копыта, лапа, плавник, хвост, пингвин.

Б. Айсберг, Арктика, Антарктида, тундра, Морской лев, касатка, верпа.

Глаголы

А. Б. Плавать, ползать, прыгать, бегать, мчатся, возить, рыскать, охотится, спасаться, жевать, защищаться.

Прилагательные:

А. Северный, морской, пушной, выносливый, сильный, снежный, осторожный.

Б.  Арктический,  антарктический, полярный, пушной, ценный.

Наречия, внимательно, опасно, быстро, осторожно, холодно.

Антонимы: маленький – большой, крупный – мелкий, высокий – низкий, трусливый – храбрый, неповоротливый – проворный, короткий – длинный.

Подбор родственных слов.

Формирование лексико-грамматических средств языка

Образование притяжательных прилагательных (олений). Усвоение окончаний глагола множественного и единственного числа настоящего и прошедшего времени.

Развитие самостоятельно развёрнутой фразовой речи

Составление описательного рассказа по схеме.

Формирование произносительной стороны речи

Звук «Б», буква «П»

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Дифференциация «Б», «П»

февраль

«В гостях у сказки»

Каникулы. Подготовка и проведение сказки

«Ехали мы, ехали..»

Расширение словарного запаса

Существительные:

А. машина, грузовик, метро, трамвай, троллейбус, поезд, самолёт, корабль, вертолёт, лодка, грузовик, шофёр, фары, мотор, салон, сиденье, руль, бензин, дорога, светофор, машинист, лётчик, капитан

Б. велосипедист, мотоциклист, шоссе, шлагбаум, паром, электричка, рельсы, пристань, рефрижератор, аэропорт, вокзал, кондуктор, билет.

Глаголы:

А. ехать, лететь, плыть, поворачивать, останавливать, стоять, чинить, ломаться, сигналит, тормозит.

Б. выруливать, буксовать, отчаливать, отплывать, отлетать, подлетать, отчаливать.

Прилагательные:

А. быстрый, скорый, пассажирский, грузовой, подземный, воздушный, морской.

Б. железнодорожный, служебный, автомобильный, снегоуборочный, наземный, речной.

Словарь наречий: быстро, медленно:

Антонимы: быстро – медленно, грузить - выгружать, взлетать  -  приземляться, приезжать – уезжать.

Подбор родственных слов: машина (машинка, машинист, машиностроение…), велосипед (велосипедист, велогонки, велодром..).

Многозначность: хвост, крыло.

Формирование лексико-грамматических средств языка

Закрепить навыки употребления глаголов, образованный по средствам приставок, передающие различные оттенки действий (выехал-подехал-въехал-съехал)

Закрепление употребления слов – антонимов (быстро – медленно, отъехал - подъехал)

Развитие самостоятельно развёрнутой фразовой речи

Составление описательного рассказа.

Формирование произносительной стороны речи

Звук «Г», буква «ГЬ»

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Различение твёрдых и мягких звуков  «Г», «ГЬ». Звуковой анализ и синтез слов.

февраль

«Российская армия»

Расширение словарного запаса

Существительные:

А. Родина, Россия, Отечество, солдат, защитник, герой, танкист, лётчик, моряк, вертолетчик, пограничник, танк, ракета, вертолет, самолёт, корабль, пулемёт, пушка, пистолет, граница, разведка, парашют, каска, пилотка.

Б. отвага, подводник, зенитчик, пехотинец, доброволец, предатель.

Глаголы:

А. Б. воевать, защищать, охранять, любить, беречь, заботится, воевать, гордится, сражаться, сопротивляться.

Прилагательные:

А. Б. храбрый, мужественный, отважный, ловкий, сильный, смелый, военный, трудный, почётная, опасная, героическая, нужная, необходимая.

Слова наречий: храбро, смело, отважно, опасно, трудно.

Антонимы: храбрый – трусливый, сильный – слабый, смелый – робкий, сильный – слабый, вперёд – назад.

Подбор родственных слов: защитник (защитить, защита, защитный….)

 Формирование лексико-грамматических средств языка

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.

Согласование  числительных с существительными (один солдат,………пять солдат)

Развитие самостоятельно развёрнутой фразовой речи

Составление  рассказа по картине.

Формирование произносительной стороны речи

Звук «Л», буква «ЛЬ»

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Определение наличие или отсутствие в слове звука  «Л», «ЛЬ». Звуковой анализ и синтез слов.

«Закрепление обобщающих понятий»

Повторение материала

март

«Мамин праздник. Дружная семья»

Расширение словарного запаса

Существительные:

А. Б. семья, мама, папа, бабушка,  дедушка, внук, внучка, сын, дочь, брат, сестра, дети, малыш, ребёнок, младенец, подарок, цветы, открытка.

Глаголы

А. Б. жить, работать, заботится, читать, готовить, убирать, чистить, готовить, вышивать, пришивать, помогать, заниматься, ухаживать, дарить.

Прилагательные:

А. Б. старший, молодой, младший, ласковый, любимая, родная, послушная, взрослая, трудолюбивая.

Словарь наречий: вкусно, дружно, строго,  ласково.

Формирование лексико-грамматических средств языка

Образование и употребление падежных прилагательных (мамин шарф, тётина шапка, бабушкино пальто).

Развитие самостоятельно развёрнутой фразовой речи

Составление  сложноподчинённого предложения с союзом А. Составление рассказов о своих близких.

Формирование произносительной стороны речи

Звук «Ж».

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Выделение в речи звука  «Ж», определение позиции звука в слове начала, середина, конец  слова.

«Чудеса на кухне»

Расширение словарного запаса

Существительные:

А. посуда, кастрюля, сковорода, поварёшка, сито, тарелка, блюдо, сервиз, мясорубка, стекло, хрусталь, обед, полдник, ужин, продукты, кефир, йогурт, рагу, пюре,  борщ, тесто, фарш, бутерброд, кулинар, кондитер, пекарь.

Б. дуршлаг, скалка, противень,  простокваша, кофейник, миксер, миска, вкус, запах, аромат, специи, соус.

Глаголы

А. Б. жить, работать, готовить, убирать, чистить, варить, жарить, кипятить, тушить, печь, парить, перчить, консервировать, наливать, класть.

Прилагательные:

А. Б.столовый, кухонный, чайный, фарфоровый, металлический, стеклянный, серебряный, прочный, красивая, молочная, мясная, жаренный, варёный,  трудолюбивая.

Словарь наречий: вкусно, красиво, удобно, чисто.

Антонимы: чистый – грязный, глубокая -  мелкая.  

Подбор родственных слов: хлеб (хлебушек, хлебный, хлебница), сахар (сахарный, сахарница… ).

Многозначность: носик (нос с человека, нос чайника), ручка (шариковая, дверная, у чайника)

Формирование лексико-грамматических средств языка

Образование относительных  прилагательных (из стекла – стеклянный, из метала - металлическая)

Преобразование глаголов повелительного наклонения (поставь - поставила)

Усвоение категории родительного падежа с предлогом ИЗ.

Развитие самостоятельно развёрнутой фразовой речи

Составление  рассказа по опорным предметным картинкам

Формирование произносительной стороны речи

Звук «Р», «РЬ».

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Выделение звука из слов из текста. Определение звука в слове. Научить анализу и синтезу.

«Масленица. Народная игрушка»

Расширение словарного запаса

Существительные:

А. художник, мастер, мастерица, искусство, промыслы, музей, ярмарка, искусство, фигурка. Барышня, матрёшка, сарафан, роспись, узор, творчество, забава, талант.

Б. кокошник, умелец, фольклор, традиции, изгородь, керамика

Глаголы

А. Б. раскрашивать, обмазывать, изготавливать, лепить, обжигать, сушить, оформить, разрисовать, рассматривать, фантазировать.

Прилагательные:

А. цветные, расписные, важные, удивительные, глиняные, озорные, русские, народные.

Б. статные, декоративно – прикладное.

Словарь наречий: красиво, интересно, увлекательно. аккуратно.

Антонимы: ленивый – трудолюбивый, хороший – плохой, нарядная – повседневная, гладкий – шероховатый, внести - вынести.  

Подбор родственных слов: мастер (мастерица, мастерство, мастерская).

Формирование лексико-грамматических средств языка

Закрепить умение образовывать существительные множественного числа (игрушка – игрушки, узор – узоры)

Развитие самостоятельно развёрнутой фразовой речи

Составление  описательного рассказа о матрёшке.

Формирование произносительной стороны речи

Звук «Р», «Л».

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Дифференциация звуков «Р», «Л»

«Вода и её обитатели»

Расширение словарного запаса

Существительные:

А. Море, океан, мир, акула, кит, дельфин, касатка,  рыба –меч, рыба – пила, рыба – игла, рыба – еж, морской – конёк, камбала, угорь, чешуя, плавник, голова, жабры, туловище, кожа, икра.

Б. кальмар, севрюга, малёк, косяк, водоросли.

Глаголы

А. плавать, нырять, глотать, охотится, расти, погибать.

Б. притаится, прятаться, метать, обитать.

Прилагательные:

А. морской, животный, подводный, хищный, опасный, огромный, шустрый, резвый, колючий, толстый.

Б. глубоководный.

Словарь наречий: опасно, быстро, осторожно, глубоко, холодно.

Многозначность: пила (рыба, инструмент)

Формирование лексико-грамматических средств языка

Усвоение навыка образования притяжательных  (рыбий глаз)

Развитие самостоятельно развёрнутой фразовой речи

Составление рассказа по картинкам.  Пересказ рассказа.

Формирование произносительной стороны речи

Звук «Ш».

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Выделение в словах звука  «Ш», определение его позиции в слове (начало, середина, конец)

апрель

«Весна - красна»

Расширение словарного запаса

Существительные:

А. Весна, март, апрель, май, проталины,  оттепель, ледоход, льдина, сосулька, ручей, почки, трава, подснежники, скворечник, погода, семена, рассада.

Б. капель,  звон, смола, грач.

Глаголы

А.  бежать, звенеть, пробиваться, лопаться, набухать,  посыпаться, прилетать, греет, светит, ласкает, радует, трещит, ломается.

Б. проклёвывается, выводить, пробуждаться, припекает.

Прилагательные:

А. ранняя, поздняя, дружная, долгожданная,  солнечная, шумная, весёлая, звонкая, холодная, тёплая, радостная, быстрый, поющие.

Б. говорливый, журчащий, голосистый, проворные, погожий, яркий.

Словарь наречий:  холодно, тепло, солнечно, ярко, светло, красиво.

Антонимы: холодный – тёплый, прозрачный – мутный, сильный – слабый, быстрый, медленный, ранняя, поздняя, светлый -  темный.

Подбор родственный слов: весна (весною, весенний, веснушки…..), капать (капли, капель, капелька, капающие).

Формирование лексико-грамматических средств языка

Учить образовывать сравнительную степень прилагательных (светлый - светлее)

Развитие самостоятельно развёрнутой фразовой речи

Составление рассказа по опорным  картинкам.  « Наступила весна…»

Формирование произносительной стороны речи

Звук «Ш», «Ж»

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Дифференцировать звуки на слух.

«Космонавтом быть хочу»

Расширение словарного запаса

Существительные:

А. космос, космонавт, шлем, невесомость, спутник, ракета, корабль, полёт, Земля, Луна, Солнце, планета, звезда.  

Б. скафандр, станция, телескоп, астроном,  иллюминатор, отсек, туманность, затмение, орбита.

Глаголы

А. Б.  запускать, взлетать, летать, приземляться, прилуняться, вращаться, превращаться.

Прилагательные:

А. Б. Первый, космический, орбитальный,  искусственный, смелый, мужественный, выносливый, находчивый.

Словарь наречий:  далеко, высоко, быстро, ярко, темно.

Антонимы:  далеко – близко, высоко – низко, длинный – короткий, северный – южный, лёгкий – тяжёлый.

Подбор родственный слов: космос (космонавт, космический, космолёт)

Многозначность: звезда (небесное тело, морская звезда)

Формирование лексико-грамматических средств языка

Закреплять умение образовывать однокоренные слова (космический,  космонавт). Закреплять умение согласовывать числительные с существительными (одна звезда, две звезды……)

Развитие самостоятельно развёрнутой фразовой речи

Составление рассказа по  картине.  « Космонавты»

Формирование произносительной стороны речи

Звук «Ч»

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Выделение в словах звука  «Ч», определение его позиции в слове (начало, середина, конец). Научить анализу и синтезу.

«закрепление обобщающих понятий»

Повторение материала.  «Весна»

Мониторинг.

«Комнатные цветы»

Расширение словарного запаса

Существительные:

А. Б. стебель, корень, листья, отросток, лепесток, цветок, бутон, букет, фиалка, герань, бегония, фикус, алоэ, кактус, земля, вода, полив, свет, солнце, подоконник.

Глаголы

А. Б.  расти, цвести, пахнуть, распускаться, сажать, пересаживать, рыхлить,  тянуть, увядать, выращивать, ухаживать, срезать, рвать.

Прилагательные:

А. красивый, жёлтый, белый, красный, синий, голубой, фиолетовый, комнатный, яркий, нежный, цветущий, полезный, вьющийся, колючий.

Б. разноцветный, ароматный, развесистый, ядовитый, пестрый.

Подбор родственных слов: цветок – цветы, цветной, цветочек, цветик….

Наречия: вредно, редко, часто.

Формирование лексико-грамматических средств языка

Закреплять умение образовывать прилагательные от существительных. Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксами.

Развитие самостоятельно развёрнутой фразовой речи

Составление рассказа по  картинке.

Формирование произносительной стороны речи

Звук «Ц»

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

 Выделение в словах звука  «Ч», определение его позиции в слове (начало, середина, конец).  Продолжаем учить анализу и синтезу.

апрель

«Праздник весны и труда»

Расширение словарного запаса

Существительные:

А.  май, труд, лопата, грабли, теплица, грядка, огород, сад, клумба.

Б. семена, саженцы, рассада, посадка, поле, трактор, тракторист, лейка, парник.

Глаголы

А.   расти, сажать, сеять, поливать, белить, удобрять, копать, обрезать.

Б. пересаживать, рассаживать, отсаживать, перекапывать, закапывать, откапывать, окапывать.

Прилагательные:

А. Б. ранний, поздний, яровая (пшеница)

Словарь наречий:  свежо, жарко, тепло, душно, прохладно. дождливо, сыро.

Антонимы: холодный – жаркий, солнечный – дождливый, тепло - свежо.

Синонимы: прохладно - свежо

Формирование лексико-грамматических средств языка

Образование единственного и множественного числа глаголов (пахать, сажать, белить…). Закреплять умение согласовывать числительные с существительными (одна грядка, две грядки……)

Развитие самостоятельно развёрнутой фразовой речи

Составление и анализ предложений о весенних с/х работах

Формирование произносительной стороны речи

Звук «Ц», «С»

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

 Дифференцировать звуки на слух

«День победы»

Расширение словарного запаса

Существительные:

А. Б. май, война, мир, герой, воин, подвиг, победа, ветеран, знамя,  флаг, сила, смелость, праздник, украшение, площадь, танкисты, пограничники, солдаты, Россия, Родина, Отечество, Москва.

Глаголы

А. Б.  воевать, биться, драться, сражаться, защищать, стрелять, летать, охранять, любить, заботится, гордится.

Прилагательные:

А. Б. смелый, храбрый, бесстрашный, доблестный, мужественный, отважный, ловкий, сильный, внимательный, героический, фронтовой (треугольник), фронтовая (сестричка)

Подбор родственных слов: победа (победить, победитель), герой (героический, героизм)

Антонимы: веселиться – грустить, вперёд – назад, впереди – позади (сзади), выиграть – проиграть, герой – трус, друг – враг, нападение – защита.

Синонимы: воин – солдат – боец, знамя – флаг.

Формирование лексико-грамматических средств языка

Закреплять умение употреблять антонимические отношения (смелый - храбрый)

Развитие самостоятельно развёрнутой фразовой речи

Составление сложных предложений с союзами потому что, чтобы.

Формирование произносительной стороны речи

Звук «Ф», «ФЬ»

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Выделение  в речи «Ф». Выделение слова на слоги, различение твёрдых и мягких звуков.

май

«Насекомые»

Расширение словарного запаса

Существительные:

А. жук, бабочка, кузнечик, стрекоза, гусеница, насекомые, комар, муха,  пчела, оса, паук, мёд, лапки, усики.

Б. стрекоза, муравейник, паутина, жало, муравей,  рой, улей, куколка, личинка.

Глаголы

А. летать, порхать, ползать, плести, жужжать, жалить, сосать, прыгать.

 Б.  переносить, звенеть, трещать, стрекотать, щёлкать.

Прилагательные:

А. Трудолюбивые, быстрый, маленький, полосатая, красивая, яркая.

 Б. длиннокрылая, назойливая, заботливая, проворная.

Слова наречий: быстро, медленно, больно, громко, тихо.

Подбор родственных слов: пчела (пчёлка, пчелиный, пчеловод)

Антонимы: веселиться – грустить, вперёд – назад, впереди – позади (сзади), выиграть – проиграть, герой – трус, друг – враг, нападение – защита.

Многозначность: крыло

Формирование лексико-грамматических средств языка

Закрепить умение согласовывать числительные с существительными (одно крыло, …..). Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.  «Назови ласково»

Развитие самостоятельно развёрнутой фразовой речи

Составление рассказов о насекомых по серии сюжетных картинок.

Формирование произносительной стороны речи

Звук «Щ».

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Выделение  в речи «Щ». Выделение слова на слоги, различение твёрдых и мягких звуков. Слоговой анализ слов.

«Волшебный мир цветов»

Расширение словарного запаса

Существительные:

А. Б. подснежник, мать-и-мачеха, одуванчик, ромашка, лепесток, цветок, бутон, букет, стебель, корень, листья, отросток, астра, георгин, петуния, календула, одуванчик.

Глаголы

А. Б.  расти, цвести, пахнуть, распускаться, сажать, пересаживать, рыхлить,  тянуть, увядать, выращивать, ухаживать, срезать, рвать.

Прилагательные:

А. красивый, жёлтый, белый, красный, синий, голубой, фиолетовый, комнатный, яркий, нежный, цветущий, полезный, вьющийся, колючий.

Б. разноцветный, ароматный, развесистый, ядовитый, пестрый.

Подбор родственных слов: цветок – цветы, цветной, цветочек, цветик….

Многозначность: Анютины глазки

Формирование лексико-грамматических средств языка

Закрепление умение образовывать родственные слова (цветок, цветочек, цветной)

Развитие самостоятельно развёрнутой фразовой речи

Учить преобразовывать предложения за счёт изменения вида глагола (Девочка поливает цветок -  девочка полила цветок)

Формирование произносительной стороны речи

Звук «Щ», «Ч»

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Дифференцировать звуки .

«Лето»

Расширение словарного запаса

Существительные:

А. Б. лето, июнь, июль, август, жара, река, озеро, дача, пляж, купальник, панама, сачок, цветок, ягоды, грибы, радуга.

Глаголы

А. Б.  гулять, отдыхать, купаться, загорать, ловить, созревать, плавать, косить, сушить, любоваться.

Прилагательные:

А. Б. жаркий, знойный, солнечный, засушливое, летний, короткий, длинный, чудесный, грибной.

Наречия: свежо, жарко, тепло, душно.

Подбор родственных слов: жара (жаркий, жар, жарища) 

Антонимы: холодный – жаркий, солнечный – дождливый, тепло - свежо.

Синонимы: прохладно – свежо.

Формирование лексико-грамматических средств языка

Закреплять умение образовывать прилагательные от существительных  (лето – летний). Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксами  (солнце - солнышко)

Развитие самостоятельно развёрнутой фразовой речи

Самостоятельное составление рассказа.

Формирование произносительной стороны речи

Итоговое

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Итоговое

*  А. дети старшего возраста

     Б. дети подготовительные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей с ОНР в старшей группе на тему "Семья"

Для детей первого года обучения в группе ОНР. Материал будет полезен логопедам, воспитателям логопедических групп....

ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи

Представляю ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей 6 -7 лет в группеп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме &q...

ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей с ОВЗ

Представляю ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей с ОВЗ в группе компенсирующей направленности по теме "Птицы"....

Перспективный план коррекционной работы по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе

Перспективный план коррекционной работы по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе...