ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей с ОВЗ
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Фирстова Жанна Венадьевна

Представляю ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей с ОВЗ в группе компенсирующей направленности по теме "Птицы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_konkurs.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение            детский  сад № 37  г. Кузнецка  Пензенской  области

                                  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

 

ООД  по формированию лексико – грамматических  средств  языка и   развитию  связной  речи  у  детей с ОВЗ  6 – 7 лет   в   группе  компенсирующей  направленности

АВТОРЫ:     Фирстова Ж.В.  

                       учитель – логопед  высшей   квалификационной  категории  

                   

                      Кондрашина И. В.

                      учитель – логопед  высшей   квалификационной  категории  

Кузнецк 2019

Тема: « Птицы»

Режим проведения:  фронтальное  занятие  II периода  обучения

Речевой статус:  дети с диагнозом  «общее недоразвитие  речи III уровня, заикание»

Количество детей:  8 человек.

Продолжительность занятия:  20 минут.

Цель занятия:

- Формировать  лексико – грамматические  средства  языка  и связную речь у  детей  с  общим  недоразвитием  речи  III уровня

- Совершенствовать речь без заикания (Автоматизировать навык синхронизации речи с

  движениями пальцев ведущей руки)

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Расширять и структурировать семантическое поле слова «Птицы».

- Развивать элементарные аналитические способности.

- Формировать понятие «признак», «правило», «исключение из правила»

Коррекционно-развивающие:

- Активизировать речевую деятельность воспитанников.  

- Развивать психологическую базу речи.

- Развивать  языковое  чутьё,  воображение.

- Развивать навыки словообразования

- Упражнять в правильном подборе окончаний существительных множественного числа

  Родительного падежа

- Совершенствовать навыки пересказа текста по иллюстрированному плану.

- Развивать творчество, конструктивные возможности.

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать положительное  отношение  к  процессу  познания, навык

  самоорганизации.

- Формировать положительные качества личности.

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию.

- Формировать потребность и желание делом помогать близким людям.

Оборудование:

Листы с изображением птиц, карточки для игры «Назови семью птиц», простые карандаши, МР3 плеер, песенка из мультипликационного фильма «Кто ж такие птички?», литературно – художественная композиция «Журавлик», предметные картинки для составления рассказа

Ход ООД:

  1. Введение в тему.

- Ребята! Я хочу вам рассказать очень интересную историю.

          Это случилось в Японии … …  Маленькая девочка по имени Йоку была тяжело больна.  Доктора уже ничем не могли помочь ей. Спасти Йоку могло только чудо. Чтобы хоть как-то облегчить страдания своей любимой доченьки, мама хотела купить ей самую лучшую игрушку, но все деньги были уже истрачены на дорогие лекарства…

       Тогда мама сделала из бумаги вот такую птичку и положила ее на край подушки. Йоку с трудом приоткрыла больные заплаканные глазки и увидела птичку.

     Она почувствовала безмерную любовь своей мамы, эта ЛЮБОВЬ согрела сердце девочки, наполнило его силой, и вдруг… Йоку улыбнулась. Да, да! Улыбнулась!  Случилось чудо!  И болезнь начала понемножку отступать ...

     А когда малышка совсем выздоровела, она подбросила свою птичку вверх и закричала: «Лети по свету! Найди свою стаю! Пусть целая стая таких же птичек летит к людям и дарит им радость»

Ветер подхватил птичку и вдруг …

  1. Педагог (логопед):

- Клювик у бумажной птички открылся и она запела:

1 куплет:

Надо в дорогу, в дорогу, в дорогу

Мне торопиться

Надо узнать, надо узнать,  

Что я за птица.

А почему, а потому

Плохо на свете, плохо на свете

Жить одному, жить одному,

 Жить одному. 

- О чем пела птичка? (Она хочет узнать о себе как можно больше)

Давайте поможем ей разобраться в этих вопросах.

Повстречала бумажная птичка много разных стай.

 Какие стаи птиц вы узнали?

 

Стая уток какая?–  … (утиная),  

стая гусей–  … ( гусиная),

стая голубей–  … ( голубиная),

стая волков – … (волчья),  

стая лебедей –  … (лебединая),  

стая журавлей –  … (журавлиная),  

стая пингвинов –  … (пингвинья)

 -  Все ли эти стаи птичьи?   ( Стая волков  - это не птицы)

-    Какой же вывод мы можем сделать?

В стаи собираются НЕ ТОЛЬКО птицы

  1. А мы продолжаем путешествие с нашей птичкой.

1 припев.

Знаю, знаю,

Знаю, знаю

Птичек узнают

Потому что, потому что

Птички песенки поют.

Только тех, которые поют,

Птицами, птицами

Всюду признают.

     О чем была песенка?  (Птицами считают тех, кто поет песенки)

 Действительно, птички славятся своим пением.

А сумеете ли вы узнать птицу по ее голосу?

Проходите к столам. У вас лежат листы с изображением птиц. Обведите ту птицу, которая подала голос. (Звучит 8 птичьих голосов, дети угадывают птицу по голосу, обводят соответствующую птицу  и говорят, как она подает голос)

Петух кукарекает

Курица кудахчет

Гусь гогочет

Утка крякает

Кукушка кукует

Ворона каркает

Воробей чирикает

Журавль курлычет

Все ли птицы у вас выделены?

Кто догадался, почему аист оказался лишним? (Аист не поет)

Значит, далаем вывод: НЕ ВСЕ птички поют.

  1. Продолжаем наше путешествие.

2 припев.

Птички, птички,

Птички, птички

Песенки поют

Даже гнезда вьют.

Птички, птички

Песенки поют.

Гнезда вьют, гнезда вьют,

Даже гнезда вьют

 - О чем спела бумажная птичка? (Птицами считают тех, кто вьет гнезда)

Поможем нашей птичке разобраться в этом вопросе.

Посмотрите, какие разные гнезда.

Из чего птицы строят свои гнезда?  

(из травы, из прутиков, из веток, из глины, из пуха, из мха, из ракушек….)

А из чего делают гнезда пингвины?  (Пингвина гнезда не строят. Они носят яйцо на своих лапах)

Значит, можем мы сказать, что птицами считают тех, кто вьет гнезда? (Нет!)

 НЕ ВСЕ птицы строят гнезда!

  1. -  Куда теперь летит наша путешественница? О чем еще она нам расскажет?

3 припев

Птички, птички,

Кто такие птички?

Те, которые несут яички.

А я знаю птицу, которая в курятнике живет, а яиц не несет. Кто это? (петух)

Значит, яйца несут ТОЛЬКО мамы - самочки.

Предлагаю сыграть в игру «Назови семью»

Папа – гусь, мама - гусыня.

Папа – индюк, мама - индюшка  

Папа – грач, мама - грачиха  

Снегирь и - снегириха

           Воробей и - воробьиха

          Орел и - орлица    

          Попугай и - попугаиха  

         Лебедь и - лебёдушка

     Крокодил -  крокодилиха или крокодилица?

Что? Крокодилы – не птицы?

Может быть, вы скажете, что змеи, ящерицы и черепахи тоже не птицы?

Но как же так?  

Ведь все они тоже несут яйца (…)

Значит, НЕ ТОЛЬКО птицы несут яйца

  1. -  Послушаем нашу бумажную птичку.

4 припев.  

Помню, помню,

 Птицами считают

Только тех, только тех,

Которые летают,

Только тех, которые летают.

Птицами, птицами, птицами считают.

А вы хорошо разбираетесь, кто летает, а кто не летает?

Поиграем в игру «Летает – не летает»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЛЕТАЕТ – НЕ ЛЕТАЕТ»

  Подушки, кукушки, болотные лягушки.                      

 Дворцы, скворцы, соленые огурцы.  

 Снегири, сухари, школьные буквари.                          

 Ослы, орлы, дубовые столы..

 Осы, стрекозы, рогатые козы.                                      

 Книжки, мартышки, летучие мышки.

Даже  среди птиц не все умеют летать.

Назовите птиц, не способных к настоящему полету.

Как вы думаете, почему домашние птицы разучились летать?  

Маленькие птенцы тоже не умеют летать.

  1. Пересказа текста по иллюстрированному плану

И уж совсем не было никакой надежды подняться в небо маленькому цыпленку, у которого ни папа – петух, ни мама – курица летать не умели.    

          Но цыпленок мечтал хоть раз подняться в небо как  ласточка. Он нашел два кленовых листочка, привязал их к своим крылышкам,влез на скамейку, подпрыгнул и упал прямо в лужу.

Но цыпленок все равно мечтал полететь, как   ласточка. Он нашел

два кленовых листочка, привязал их к своим крылышкам, влез на скамейку, подпрыгнул и упал прямо в лужу.

Но цыпленок все равно мечтал полететь, как   ласточка. Он нашел два кленовых листочка, привязал их к своим крылышкам, влез на скамейку, подпрыгнул и

Объясните, что случилось (…)    ветер подхватил цыпленка и поднял высоко в небо посадил на облачко. Цыплёнок летел на облачке, как на самолёте Чему удивлялся цыплёнок, глядя вниз?     .Лошади и даже лоси казались совсем маленькими…

Долго летал цыпленок, но вдруг…облако зацепилось за верхушку ели, которая росла возле курятника. Хорошо это или плохо? По еловым веткам, как по ступенькам цыплёнок спустился на землю

8. Подведение итогов:

        Значит, действительно у всякого правила бывают исключения.

И нелетающая птичка может подняться в небо, стоит только очень сильно захотеть.

И тут Бумажная птичка поняла: не беда, что она не несет яичек и не вьет гнезда. Но она умеет летать и приносить радость людям. Значит, она тоже птица, Птица  счастья!  Жаль только, что она так и не нашла своей стаи.  

- Вас ждет в группе Мария Ивановна. С ней вы смастерите целую стаю птиц, птиц счастья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 5-6 лет

В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи  представлено 33 лексических темы, разработанные для детей ...

Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей с ОНР в старшей группе на тему "Семья"

Для детей первого года обучения в группе ОНР. Материал будет полезен логопедам, воспитателям логопедических групп....

ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи

Представляю ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей 6 -7 лет в группеп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме &q...