Картотека. Игровые комплексы
картотека по развитию речи (младшая группа)

Денисова Татьяна Владимировна

Картотека. Игровые комплексы (развитие речи)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3igrovye_kompleksy.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА. Развитие речи.

ИГРОВЫЕ ЦИКЛЫ

ИГРОВОЙ ЦИКЛ 1 (комплексы 1–16)

Неделя 1. Игровой комплекс 1

Игра со строительным материалом
«Широкая и узкая дорожка»

Цель: развитие умений выкладывать дорожки из кубиков
и кирпичиков, обыгрывать постройки.

Оборудование: 6 кубиков и 6 кирпичиков одинакового цвета, маленькая кукла и машинка (для каждого ребенка).

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку построить дорожки: широкую – из кирпичиков, узкую – из кубиков. Затем постройки обыгрываются ребенком: по широкой дорожке едет машинка, а по узкой гуляет кукла.

Игра с дидактической куклой
«Катя собирается на прогулку»

Цели: развитие игровых умений; уточнение представлений об одежде; воспитание желания помогать в бытовых ситуациях.

Оборудование: кукла, комплект кукольной одежды
по сезону и несколько несезонных предметов одежды.

Ход игры. Взрослый знакомит ребенка с куклой Катей
и предлагает помочь ей собраться на прогулку: Катя перепутала одежду и не знает, что ей надеть. Обсуждаются предложения ребенка, что способствует развитию активной речи ребенка, – называет предметы одежды.

Подвижная игра «Козочка»
(народный хоровод)

Цели: развитие умений двигаться по кругу, взявшись за руки, слушать текст во время движения; воспитание доброжелательного отношения к сверстникам; стимулирование двигательной активности.

Оборудование: шапочка-маска «Козочка».

Ход игры. Дети и взрослый идут по кругу, взявшись
за руки. В центре круга – ребенок-«козочка» (в шапочке-маске).

Взрослый поет (дети могут подпевать):

Ты, козочка, беленькая,        Ты нас не бодай,

Ты, козочка, серенькая,         С нами поиграй,

Мы тебя кормили.        Скорее догоняй!

Мы тебя поили,

После окончания пения дети разбегаются, «козочка» их ловит. Кого поймала, тот становится «козочкой».

Сенсорная игра «Заплатки на коврик»
(форма)

Цели: развитие умений играть с вкладышами, ориентируясь на форму; формирование настойчивости в достижении цели.

Оборудование: доска с круглыми и треугольными отверстиями, вкладыши.

Ход игры. Ребенку предлагают поставить заплатки на ков-рик. Он вставляет вкладыши. Взрослый предлагает ребенку сначала посмотреть, куда поставить определенный вкладыш, а потом закрыть отверстие.

Игра с пальчиками «Кот на печи»

Цели: развитие мелкой моторики, координации движений, умений соотносить слово и движение; воспитание интереса
к фольклору.

Оборудование: русская народная потешка «Кот на печи».

Ход игры. Дети выполняют за взрослым движения соответственно тексту:

Кот на печи

Сухари толчет,

(Стучат кулачком о кулачок.)

Кошка в окошке

Полотенце шьет.

(Показывают, как шьют иголкой (имитация).)

Маленькие котята

(Опустив кисти рук вниз, поднимают
руки на уровень груди.)

На печке сидят,

(Качают головой вправо-влево.)

На печке сидят

Да на котика глядят.

(Показывают руками «очки».)

Все на котика глядят

И сухарики едят.

(Щелкают зубами.)

Игровой комплекс 2

Игра с красками

Цели: развитие цветовосприятия, тактильных ощущений; развитие умения проводить элементарные опыты.

Оборудование: пластмассовые круглые крышки из-под молочных продуктов, пальчиковые краски.

Ход игры. Ребенку предлагают поиграть с красками.
Он пальчиками наносит на крышки цветовые пятна, соединяет их, продвигаясь пальчиком от одного к другому.

Ролевая игра «Угощение»

Цель: развитие умений выполнять игровые действия по цепочке.

Оборудование: кукла, мишка, зайка (могут быть использованы другие образные игрушки, знакомые ребенку и любимые им); набор игрушечной мебели и посуды; муляжи овощей и фруктов, корзинка.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку угостить куклу, мишку и зайку овощами и фруктами (муляжи располагаются
в корзинке рядом с игровым местом); ребенку пошагово предлагают расставить мебель, посадить игрушки за стол, расставить тарелки и разложить приборы, а потом сходить в магазин
за овощами (ребенок выбирает из корзинки овощи, приносит
и кормит игровых персонажей). Затем игра повторяется – ребенок угощает персонажей фруктами. В процессе игры взрослый побуждает ребенка называть предметы быта, свои действия, овощи и фрукты, их свойства и качества:
сладкое яблоко, длинная морковка и т. п., эмоции игровых персонажей: грустят, радуются.

Музыкальная игра «Мы шагаем»

Цели: развитие умений шагать под музыку, останавливаться при ее окончании; развитие чувства ритма.

Репертуар: «Мы шагаем» (муз.Р. Рустамова).

Ход игры. Взрослый организует ходьбу под марш: ребенок ходит за взрослым (или дети ходят стайкой за взрослым),
по окончании музыки все останавливаются.

Игра с предметом-орудием
«
Веселые молоточки»

Цель: развитие умения совершать направленное действие – попадать молоточком по втулкам, используя предмет-орудие.

Оборудование: пластмассовый набор – плоскость с отверстиями, втулки, молоточек.

Ход игры. Ребенку предлагают забить гвозди молоточком.

Игра-забава с водой «Пускаем кораблики»

Цель: развитие умений проявлять положительные эмоции, следить за физиологическим дыханием, наблюдать, понимать простейшие причинно-следственные связи.

Оборудование: таз с водой, бумага для изготовления кораблика.

Ход игры. Взрослый делает кораблик из бумаги и предлагает ребенку поиграть с корабликом. Ребенок наблюдает, затем опускает кораблик в воду и дует на него, кораблик плывет. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что, когда бумага намокнет, кораблик плыть не может, становится тяжелым и разваливается.

Неделя 2. Игровой комплекс 3

Коммуникативная игра «Разбуди кошечку»

Цели: развитие интереса к сверстнику, элементов эмпатии; развитие умений использовать в речи ласковые слова и интонации.

Оборудование: шапочка-маска «Кошка».

Ход игры. Ребенок-«кошечка» ложится на ковер, сворачивается клубочком, как будто спит. Взрослый говорит, что
кошечка бегала, играла и заснула, но ей пора вставать, уже утро. Дети по очереди подходят к «кошечке», гладят ее и стараются ласково разбудить. Потом «кошечкой» становится другой ребенок.

Сенсорная игра «Разложи палочки»
(цвет)

Цели: развитие умений группировать предметы по цвету; развитие тонких движений рук, координации движений.

Оборудование: две коробочки красного и синего цветов, счетные палочки красного и синего цветов.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку разложить палочки: синие – в синюю коробочку, а красные – в красную.

Подвижная игра «Догони мяч»

Цель: развитие координации движений в процессе бега, ловкости.

Оборудование: корзинка с мелкими мячами.

Ход игры. Взрослый показывает ребенку мячи и рассыпает их – «мячи убежали». Дети догоняют мячи и складывают
в корзинку.

Игра с пластилином «Слепим дорожки»

Цели: развитие умений лепить дорожки из пластилина, используя прием раскатывания между ладоней; способствование обогащению тактильных ощущений; развитие согласованности движений рук.

Оборудование: игрушечный теремок, мелкие игрушки; пластилин, клеенки (по количеству детей).

Ход игры. Взрослый показывает теремок и говорит: «Стоит в поле теремок, теремок, он не низко, не высок. Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?» Предлагает детям постучаться в теремок и подчеркивает: «Нет никого, все убежали. Сделаем дорожки, и жильцы вернутся».

Дети, раскатывая пластилин, делают дорожки и выкладывают их к теремку, затем обыгрывают ситуацию с использованием мелких игрушек. Взрослый задает вопросы: «Кто по твоей дорожке к теремку прибежал? Кто в нем будет жить?».

Игра с пальчиками «Сорока-белобока»

Цели: развитие мелкой моторики, координации движений, умений соотносить слово и движение; воспитание интереса
к фольклору.

Оборудование: русская народная потешка «Сорока-белобока».

Ход игры. Дети выполняют за взрослым движения соответственно тексту:

Сорока-белобока

Кашу варила,

(Водят пальчиком по ладошке.)

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

(Поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца.)

А этому не дала!

(Показывают большой палец.)

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

(Грозят указательным пальцем большому пальцу.)

Каши не варил –

Тебе нет ничего!

(Разводят обе руки в стороны.)

Вот тебе горшок пустой,

(Сжимают пальцы в кулак.)

Иди в угол и постой!

(Указательным пальцем показывают на угол.)

Игровой комплекс 4

Театрализованная игра «Птички во дворе»
(театр игрушек)

Цели: разучивание потешки; развитие умений обыгрывать текст, использовать приемы режиссерской игры.

Оборудование: русская народная потешка; игрушки: уточки, гуси, индюк, голуби, курочки, петушок.

Ход игры. Взрослый читает потешку и одновременно совершает соответствующие действия с игрушками. При повторном прочтении предлагает ребенку выполнять действия с игрушками и повторять звукоподражания:

Наши уточки с утра – 
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора – 
Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху –
Грру-грру-угрру-у-грру-у!

Наши курочки в окно – 
Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!
А как петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет: «
Ку-ка-ре-ку!»

Игра с предметом-орудием
«Поймай рыбку»

Цели: развитие умений действовать с предметом-орудием – удочкой; развитие координации движений.

Оборудование: таз с водой, пластмассовые рыбки и удоч-ка с магнитами, корзинка.

Ход игры. Ребенку предлагают поймать рыбку; каждую пойманную рыбку ребенок рассматривает, с помощью взрослого определяет цвет и величину (большая – маленькая); пойманных рыбок складывают в корзинку.

Музыкальная игра «Прилетела птичка»

Цели: развитие чувства ритма, умения слушать песенку, подпевать; развитие координации движений с окончанием музыкальной фразы.

Оборудование: бумажные птички (по количеству детей
и для взрослого); музыкальное произведение «Птичка»
(муз.
М. Раухвергера, сл.
А. Барто).

Ход игры. Взрослый показывает птичку и предлагает детям с ней поиграть: поет песенку и поднимает птичку в конце каждой музыкальной фразы – «птичка взлетает». Затем поет снова, дети в конце каждой музыкальной фразы поднимают свою птичку, затем опускает.

Игра со строительным материалом
«Построим башню»

Цели: развитие умений строить башню из кубиков, чередуя кубики красного и синего цветов, обыгрывать постройку; формирование умения произносить звукоподражания с разной силой голоса (громко и тихо).

Оборудование: кубики красного и синего цветов, мелкие игрушки – петушки (по количеству детей и для взрослого).

Ход игры. По показу взрослого ребенок строит башню
из кубиков, называет цвет детали. Затем взрослый предлагает поиграть: петушок взлетел на башню и поет: «Ку-ка-реку!» (громко или тихо).

Игра-забава с народной игрушкой «Бычок»

Цель: развитие умений играть с народной игрушкой, прояв-лять положительные эмоции, соблюдать координацию движений.

Оборудование: игрушка – бычок.

Ход игры. Взрослый знакомит ребенка с игрушкой и показывает игровое действие, ребенок играет, приговаривая: «Идет бычок, качается».

Неделя 3. Игровой комплекс 5

Игра с тестом «Испечем баранки»
(лепка)

Цель: развитие умений изготавливать баранки способом раскатывания теста между ладонями и скрепления прищипыванием концов.

Оборудование: соленое тесто, клеенки (по количеству детей); куклы, кукольная мебель, посуда.

Ход игры. Взрослый создает игровую ситуацию: куклы сидят за столом перед пустыми тарелками; предлагает детям «испечь» для кукол баранки; показывает ребенку способ действия. Ребенок лепит баранки и угощает кукол.

Игра с красками «Новые тарелочки»
(рисование)

Цели: развитие умений украшать бумажные тарелочки
с использованием кисти для клея, выполнять игровые воображаемые действия, называть словом действия, предметы и их качества, свойства, признаки; побуждение детей к проявлению элементов эмпатии.

Оборудование: гуашь синего, красного, желтого цветов, кисти для клея и вырезанные из бумаги тарелочки (по количеству детей и для взрослого).

Ход игры. Взрослый предлагает детям сделать новые тарелочки и показывает способ действия – кистью на шаблоны наносят пятна разного цвета, называя при этом цвет. Ребенок украшает тарелочки, раскладывает на ней «баранки» и «угощает» взрослого, других детей, угощается сам (используются имитационные игровые действия). Взрослый побуждает ребенка использовать слова: «вкусно», «сладко».

Подвижная игра «По лесочку мы идем»
(хоровод)

Цели: развитие умений делать хоровод, идти по кругу, взявшись за руки, соотносить движение и речь, взаимодействовать со сверстниками; формирование умения произносить междометия тихо и громко; проявление у детей доброжелательности.

Ход игры. Все идут по кругу, взявшись за руки, взрослый приговаривает текст, дети – звукоподражания:

По лесочку мы идем,         Он не откликается,

Зайца под кустом найдем.        А эхо отзывается,

Зайца громко позовем:         Тихо: «Ау-ау-ау!».

«Ау-ау-ау!» 

Театрализованная игра «Усатый-полосатый»
(театр игрушек)

Цели: развитие умений понимать содержание стихотворения, выполнять простые инсценировочные действия, игровые действия с игрушками в соответствии с сюжетом; ознакомление со стихотворением С. Маршака «Усатый-полосатый».

Оборудование: кукла, игрушка – котенок; игрушечная мебель и посуда; стихотворение С. Маршака.

Ход игры. Взрослый читает стихотворение и обыгрывает сюжет; при повторном чтении ребенок выполняет игровые действия. Взрослый побуждает ребенка договаривать строчки стихотворения.

Игра с пальчиками «Курочка гуляла»

Цели: развитие мелкой моторики, координации движений, умений соотносить слово и движение; воспитание интереса
к фольклору.

Оборудование: русская народная потешка «Курочка».

Ход игры. Взрослый рассказывает потешку, дети выполнят движения соответственно тексту:

Курочка-рябушечка

По двору гуляла,

(Проводят указательным пальцем по столу.)

Цыпляток считала:

– Раз, два, три, четыре, пять!

(Загибают пальчики на одной руке.)

Посчитаю их опять:

(Грозят указательным пальцем.)

Раз, два, три, четыре, пять!

(Загибают пальчики на другой руке.)

Игровой комплекс 6

Игра с картинками «Мамы и малыши»

Цели: уточнение представлений о детенышах домашних животных; развитие умений играть в настольно-печатные игры, произносить короткую фразу с разными интонациями.

Оборудование: картинки с изображениями кошки, котенка, собаки, щенка, коровы, теленка, козы, козленка, лошади, жеребенка.

Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинки с изо-бражением детенышей животных и произносит с разными интонациями: «Маму ищу-у-у!» Ребенок находит соответствующую картинку. Потом играющие меняются ролями.

Сенсорная игра «Шарики»
(величина)

Цели: развитие умений раскладывать две группы предметов в соответствии с величиной: большой – маленький, употреблять в речи слова, характеризующие величину; развитие координации движений рук.

Оборудование: большие и маленькие шарики одного цвета; большая и маленькая корзинки.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку разложить шарики в корзинки: маленькие – в маленькую, большие – в большую, побуждая ребенка при этом называть величину, например: «Маленький шарик – в маленькую корзинку».

Музыкальная игра «Погремушки»

Цели: развитие умений слушать музыкальное произведение, выполнять действия под музыку; формирование чувства ритма.

Оборудование: погремушки (по количеству детей и для взрослого); произведение «Ах вы, сени…» (народный оркестр).

Ход игры. Во время звучания музыки дети звенят погремушками, по окончании музыки кладут погремушку на пол.

Игра с бумагой «Цветочная полянка»
(аппликация)

Цели: уточнение представлений о понятиях «один» – «мно-го»; развитие умений обрывать бумагу и наклеивать на подготовленный лист бумаги, использовать в речи слова, обозначающие количество и эстетическую оценку («красиво»).

Оборудование: цветная бумага красного, синего, желтого цветов, лист бумаги формата А3, клей (по количеству детей); игрушка – зайка.

Ход игры. Ребенку взрослый предлагает сделать цветочную полянку. Ребенок отрывает кусочки бумаги и наклеивает их на намазанный клеем лист. По мере заполнения листа взрослый подчеркивает: «У тебя один цветочек, а на полянке их много». Когда лист будет заполнен, аппликацию обыгрывают по показу взрослого: по полянке гуляет зайка, нюхает цветы, любуется, повторяя при этом слово «красиво».

Игра-забава с мыльными пузырями

Цели: развитие умений играть с мыльными пузырями; развитие физиологического выдоха; побуждение к проявлению положительных эмоций.

Оборудование: мыльные пузыри.

Ход игры. Взрослый выдувает пузыри, ребенок их пытается поймать, потом они меняются действиями.

Неделя 4. Игровой комплекс 7

Коммуникативная игра «Передай мяч»

Цели: развитие интереса к сверстникам, умения делиться друг с другом; формирование доброжелательного отношения
к сверстникам, умения обращаться по имени.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Дети со взрослым стоят в кругу и передают друг другу мяч, называя сверстника: «Возьми, Таня, мяч» или «На, Таня».

Театрализованная игра «Репка»
(театр бибабо)

Цели: ознакомление с русской народной сказкой «Репка»; развитие умений слушать сказку, согласовывать действия с сюжетом сказки, выполнять простые приемы инсценировки.

Оборудование: русская народная сказка «Репка», куклы.

Ход игры. Взрослый рассказывает сказку и демонстрирует ее сюжет с помощью кукол. При повторном рассказывании
с куклами действует ребенок.

Подвижная игра с сюжетом «Лохматый пес»

Цели: разучивание подвижной игры с сюжетом; развитие навыков ходьбы и бега, умений менять направление движения, соотносить движения с текстом.

Оборудование: шапочка-маска «Собака».

Ход игры. Один ребенок изображает спящую собаку, остальные осторожно приближаются к нему вместе со взрослым. Взрослый проговаривает:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнул он нос.

Тихо, мирно он сопит.

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим – что же будет.

«Пес» просыпается и догоняет детей, разбегающихся в разные стороны.

Игра с предметом-орудием «Достань шарик»

Цели: развитие умений использовать черпак для доставания предметов из воды; развитие координации и точности прицельных движений; закрепление понятий «большой» – «маленький».

Оборудование: таз с водой, большие и маленькие шарики, черпачок, большая и маленькая тарелки.

Ход игры. Ребенку предлагают достать из воды черпачком большие и маленькие шарики и раскладывать их на разные тарелки: большие – на большую, маленькие – на маленькую. Взрослый побуждает ребенка проговаривать свои действия, используя при этом слова «большой», «маленький».

Игра с пальчиками «Пирожок»

Цели: развитие мелкой моторики, координации движений, умений соотносить слово и движение; воспитание интереса
к фольклору.

Оборудование: русская народная потешка «Уж я Танюшке пирожок испеку».

Ход игры. Взрослый читает потешку, дети выполняют движения соответственно тексту:

Уж я Танюше пирог испеку,

Уж я внученьке – румяненький.

(Сжимают и разжимают
кулачки.)

На нём корочка пшеничная,

(Выполняют круговые движения пальчиком по своей ладошке.)

А начиночка яичная,

(Пальчиком стучат по ладошке.)

А помазочка медовая,

(Проводят линии пальчиком
по ладошке.)

Моя внученька бедовая!

(Прикладывают ладошки
к голове и качают ею.)

Игровой комплекс 8

Театрализованная игра «Репка»
(театр на фланелеграфе)

Цели: ознакомление с русской народной сказкой «Репка»; развитие умений слушать сказку, согласовывать действия с сюжетом сказки, выполнять простые приемы инсценировки.

Оборудование: русская народная сказка «Репка»; фланелеграф, плоскостные фигурки.

Ход игры. Взрослый рассказывает сказку, выкладывает на фланелеграфе фигурки. При повторном рассказывании фигурки выкладывают дети.

Сенсорная игра «Посади грибок на полянку»
(цвет)

Цель: развитие умений соотносить предметы заданного цвета при выборе из трех, называть цвет предмета.

Оборудование: трехцветный столик с отверстиями, «грибочки» желтого, синего, красного цветов.

Ход игры. Ребенку предлагают «посадить» грибочки
на полянку определенного цвета при выборе из трех по заданию взрослого (синего и красного, синего и желтого, желтого и красного). Взрослый побуждает ребенка в процессе выполнения действия называть цвет предмета.

Музыкальная игра «Хлоп-хлоп»

Цели: развитие умений хлопать под музыку, выделять окончание музыкальной фразы; развитие чувства ритма.

Оборудование: произведение «Птичка» (муз.М. Раухвергера, сл. А. Барто).

Ход игры. Ребенок слушает произведение и хлопает
в конце музыкальной фразы по подражанию взрослому.

Игра с картинками «Кто спрятался?»

Цели: развитие умений запоминать изображенные предметы, называть знакомых животных; развитие умения выполнять звукоподражания, соответствующие названным животным.

Оборудование: предметные картинки с изображением кошки, собаки, коровы, козы.

Ход игры. Перед ребенком в линию раскладывают картинки, просят показать и назвать, кто нарисован. Затем картинки переворачивают и просят сказать, где спряталась кошка, собака и т. д. Ребенок показывает, переворачивает картинку и по прось-бе взрослого говорит, кто как разговаривает (звукоподражание).

Игра-забава «Поймай шарик»

Цель: развитие положительных эмоций, координации движений, ловкости.

Оборудование: воздушный шарик.

Ход игры. Взрослый подбрасывает шарик, ребенок ловит; потом играющие меняются действиями.

Неделя 5. Игровой комплекс 9

Игра со строительным конструктором
«Угощаем матрешку»

Цели: развитие умений строить стол и стул способом прикладывания деталей друг к другу, обыгрывать постройку, использовать предметы-заместители.

Оборудование: кубики и кирпичики, мелкие матрешки (по количеству детей и для взрослого), бумага, пластилин.

Ход игры. Взрослый предлагает построить для матрешки стол и стул, чтобы было, где ее посадить, а затем и угостить. Ребенок по показу взрослого выполняет из кубиков, кирпичиков постройку, сажает матрешку за стол. Взрослый предлагает сделать для нее тарелочку из бумаги. Ребенок отрывает кусочки бумаги и использует как тарелочку для матрешки.

Сенсорная игра «Чудесный мешочек»
(тактильные ощущения)

Цели: развитие умений играть с чудесным мешочком; обогащение тактильных ощущений детей; формирование умения называть игрушки и соответствующие игровые действия.

Оборудование: чудесный мешочек, мелкие игрушки: резиновый мячик, кукла, машинка, мишка, зайка, ложка, тарелка.

Ход игры. Взрослый называет игрушку, предлагает ребенку достать ее из чудесного мешочка, назвать и показать, как с ней можно поиграть.

Подвижная игра «Звени, колокольчик»
(хоровод)

Цель: развитие умений играть в хороводе, менять движения, двигаясь по кругу, реагировать на слуховой сигнал сменой движения.

Оборудование: колокольчик, любая плясовая мелодия.

Ход игры. Звучит музыка. Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга – взрослый с колокольчиком. С началом пения идут противоходом.

Взрослый поет:

С колокольчиком хожу,

На ребяток я гляжу.

Колокольчик золотой,

Кто плясать пойдет со мной?

Взрослый по окончании пения включает аудиозапись музыки и звенит колокольчиком, дети пляшут.

Игра с бумагой «Бумага и вода»

Цели: ознакомление со свойствами бумаги; развитие умений участвовать в простых опытах, замечать различия в свойствах бумаги разной толщины, использовать в речи слова
«мягкий», «твердый», обозначающие свойства; обогащение тактильных ощущений детей.

Оборудование: таз с водой, салфетки, кусочки бумаги
в клетку и картон.

Ход игры. Ребенок поочередно опускает бумагу в таз с во-дой, наблюдает, как она намокает, потом пытается скатать ее
в комок. Взрослый обращает внимание детей на то, что бумага намокает, становится мягче, из нее можно скатать комочек, удобнее всего это сделать из салфетки, она самая мягкая, а картон твердый, из него нельзя скатать комочек.

Игра с пальчиками «Валенки, валенки»

Цели: развитие умений соотносить слово и движение; развитие мелкой моторики, координации движений рук, чувства ритма; воспитание интереса к фольклору.

Оборудование: русская народная потешка «Валенки, валенки».

Ход игры. Взрослый читает потешку, дети выполняют движения соответственно тексту:

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

(Хлопают в ладоши.)

На резвые ноженьки

Нашему Серёженьке.

Ноженьки пляшут,

(Стучат одновременно указательными пальчиками о стол.)

А рученьки машут.

(Сгибают и разгибают одновременно указательные пальчики.)

Валенки новеньки,

Серёжа чернобровенький!

(Осторожно стучат всеми пальчиками обеих рук одновременно о стол.)

Игровой комплекс 10

Игра с дидактической куклой
«Лечим куклу Катю»

Цели: развитие умений выполнять игровые действия; уточ-нение представлений о способах лечения, названиях соответствующих предметов и действий; развитие элементов эмпатии.

Оборудование: кукла, игрушечные кроватка, чашка, градусник, шарфик.

Ход игры. Взрослый говорит: «Кукла Катя заболела,
у нее болит горлышко, надо ее лечить. Сначала надо ее уложить в кроватку, завязать горлышко шарфом, измерить температуру, напоить горячим чаем
(все слова подкрепляет действиями)». Затем предлагает ребенку полечить куклу: называет действия,
а ребенок их выполняет. Взрослый задает ребенку вопросы
о предметах и действиях, побуждает их называть.

Игра с красками «Салют»

Цели: развитие умений применять губку для создания рисунка, замечать красивые сочетания цветов, использовать в речи наречия «красиво», «ярко»; развитие координации движений рук, тактильных ощущений.

Оборудование: гуашь желтого, синего, красного, зеленого цветов, губка, листы бумаги.

Ход игры. Взрослый показывает ребенку, как с помощью губки наносить цветовые пятна – создавать «салют». Затем ребенок выполняет действия сам. Взрослый привлекает его внимание к сочетанию цветов – это «красиво», «ярко».

Музыкальная игра «Ловкие ручки»

Цель: развитие умений хлопать в ладошки, отмечая соответственно тихое и громкое звучание.

Оборудование: произведение «Ловкие ручки» (муз.
Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского)
.

Ход игры. Под звучание музыки – громко-тихо – дети соответственно хлопают в ладоши.

Сенсорная игра «Заплатки на коврики»
(форма)

Цели: развитие умений выбирать предметы определенной формы из двух совокупностей; развитие координации движений рук, ловкости.

Оборудование: доски-вкладыши с круглыми и треуголь-ными отверстиями.

Ход игры. Ребенку предлагают поставить заплатки на ков-рики, для этого он самостоятельно выбирает нужную заплатку.

Игра-забава с народной богородской игрушкой
«Медведь с барабаном»

Цели: развитие умений играть с народной игрушкой, прояв-лять положительные эмоции; развитие координации движений.

Оборудование: народная игрушка «Медведь с барабаном».

Ход игры. Взрослый показывает ребенку игровоедейст-вие, далее ребенок играет сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в Компьютерно–игровом комплексе с детьми подготовительной к школе группы

Цель: Формирование эмоционально – положительного отношения к компьютерным играм, развитие математического мышления, логики, наблюдательности.   Задачи: -Обучение пользоваться программо...

«Интегрированный игровой комплекс для детей старшего дошкольного возраста с элементами диагностики и психогимнастики “ Психологическая готовность к школе”

Сценарий масстер-класса «Интегрированный игровой комплекс для детей старшего дошкольного возраста с элементами диагностики и психогимнастики “ Психологическая готовность к школе” совместно с учителем ...

Компьютерно-игровой комплекс (КИК) как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Цель внедрения КИК  не только обучение детей основам информатики вычислительной техники, а создание новых доступных средств развития, оснащение предметно - развивающей среды, способствующей расши...

Компьютерно – игровой комплекс (КИК) как условие развития познавательного интереса.

Варианты использования компьютерных технологий  для творческого воспитателя – не проблема. Проблема – наличие данного комплекса в детском саду, а еще лучше в группе, чтобы он был под рукой в удоб...

Игровой комплекс интегрированной совместной деятельности по физической культуре для детей с нарушением зрения

Конспект совместной    деятельности по физической культуре для  детей с нарушением зрения...

Игровые комплексы для развития логического мышления дошкольников

Игры для развития логического мышления дошкольников...