Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Почему желтеют листья?»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Стахеева Ирина Юрьевна

учить детей соотносить описание природы в стихах с определенным временем года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_6.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

«Почему желтеют листья?»

Программное содержание:

Образовательные задачи:

-учить детей соотносить описание природы в стихах с определенным временем года.

-дать детям знания о том, почему с наступлением осени желтеют листья на деревьях.

-дать представления о начале осени, о зависимости окраски яркости листьев от погоды.

- развивать представления детей о признаках осени, понятиях: куст, дерево.

-упражнять в составлении описательных рассказов о деревьях и умении определять по описанию название дерева.

-расширять представления детей о деревьях на участке детского сада.

-формировать умения делать выводы на основе практического опыта.

Развивающие задачи:

-активизация словаря: хлорофилл, багряный, кустарник.

-развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

-развивать творческие способности.

-развивать у детей любознательность.

Воспитательные задачи:

-воспитывать бережное отношение к живой природе и разумное использование ее даров.

Методические приемы:

-словесные  - беседа-рассуждение, объяснение, уточнение, пояснение заданий.

- наглядные  - показ, демонстрация материала.

-практические - работа с раздаточным материалом, игровые упражнения.

Оборудование: 

- коробочки с плодами и листьями деревьев, знакомые детям, иллюстрации деревьев, названия деревьев, лупы, книга Георгия Граубина «Почему осенью наступает листопад».

Предварительная работа: 

-наблюдения, беседы, чтения художественной литературы.

-поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Деревья».

-рассматривание деревьев на прогулке в детском саду и дома.

-загадывание загадок.

-сбор листьев.

Ход занятия.

Организационный момент.

- Дети, я прочитаю вам отрывки из стихотворений, а вы их внимательно послушайте и скажите, о каком времени года идет речь. И почему? 

«Утром мы во двор идем

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…»

«Несу я урожаи. Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек

Я…осень. (ответы детей)

- Дети, а как вы определяете, что наступила осень? (ответы детей). Правильно, улетают птицы в теплые края, день медленно убывает, пропадают насекомые, желтеют и опадают листья, в полях, садах и огородах собирают урожай. - Когда же наступает осень? (ответы детей)

- По календарю осень наступает 1 сентября, когда начинается первый осенний месяц, школьники идут в школу. Ученые-астрономы считают началом осени день осеннего равноденствия-23 сентября, когда день по долготе равен ночи. Началом осени в живой природе считается появление желтых листьев на березе.

- А вы, знаете, почему желтеют листья? А хотели бы узнать эту тайну? (ответы детей) 

- Тогда слушайте. (Читаю рассказ из книги Г. Граубина «Почему осенью листопад» «Почему желтеют листья».)

- Осень. Еще далеко до морозов, а деревья уже начинают сбрасывать листву. Не сразу деревья освобождаются от листьев. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения.

- Вначале листья начинают желтеть, хотя никто не добавляет в соки краски. Желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным цветом-зеленым. Зеленый цвет листьям придет особое вещество-хлорофилл. Как называется зеленое вещество? (ответы детей) 

- Хлорофилл в листьях постепенно разрушается и вновь восстанавливается под воздействием солнца. Летом солнце светит долго и хлорофилл очень быстро восстанавливается и лист все время зеленый. Но наступает осень, ночи становятся длиннее, растения получают меньше света. Хлорофилл разрушается и не успевает восстановиться. Зеленый цвет убывает в листве и заметным становится желтый: лист желтеет. Почему же лист желтеет? (ответы детей)

- Но осенью листья становятся не только желтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.

- Осенний лес богат своими красками. Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода.

- Если осень затяжная, дождливая - окраска листьев от избытка воды и недостатка света будет тусклой, невыразительной.

- Если же холодные ночи чередуются с ясными днями, то и краски будут сочными, яркими.

- А вот у ольхи, сирени листва упадет зеленой, независимо от погоды. В их листьях кроме хлорофилла, других веществ нет.

- Вот какой секрет вы узнали об окраски листьев на деревьях.

- А теперь мы немного отдохнем и поиграем.

Физкультминутка «Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы,
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

- А теперь, скажите, чем отличается дерево от кустарника? (ответы детей). Правильно у дерева один толстый ствол и много веток, а у кустарника несколько тонких стволов.

-Предлагаю вам посоревноваться «Кто больше назовет деревьев (дети отвечают и получают желудь- фишку за правильный ответ). А теперь, назовите кустарники.  (дети так же получают желуди - фишки). Молодцы.

Предлагаю вам еще одну игру. У меня в коробочках лежат листья и плоды разных деревьев. Вы выбираете себе любую коробочку и должны будете описать дерево, не называя его. Тот, кто правильно опишет дерево и кто первый узнает его получат по одному желудю - фишке. (проводится игра).

А теперь, посчитайте желуди и сами определите, кто сегодня был более активным  и победил.

Итог организованной образовательной деятельности: 

- О чем же мы сегодня узнали на занятии?  

- Вспомните, что мы сегодня делали?

- Какие деревья вы знаете?

- Что больше всего запомнилось и понравилось?

- Молодцы! Вы все справились. Какое у вас настроение?

- На следующем занятии я вам расскажу, почему и как опадают листья.

- Наше занятие закончено.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе "Почему мы обижаем близких нам людей?"

Интересное занятие для детей, через которое воспитывается в детях уважение к близким им людям....

Конспект НОД по познавательно – исследовательскому развитию для детей подготовительной группы на тему: «Чудо - снег».

Цель: способствовать расширению и углублению представлений о зиме, совершенствование мелкой моторики средствами дидактических игр и упражнений....

Проект в старше- подготовительной группе "Почему желтеют листья"

Краткосрочный проект в ходе которого ребята узнают:"Почему желтеют листья?""Почему деревья сбрасывают листья?""Чио такое листопад?"...

Познавательно-исследовательский, творческий проект в подготовительной группе «Почему глобус разноцветный».

Технологическая карта проектаСодержаниеПояснениеНазвание проекта«Почему глобус разноцветный».Типпознавательно-исследовательский, творческийВидгрупповой.Основное направлениеПознавательно ...