Активные формы развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

В данном опыте описывается метод интервьюирования как эффективный метод для построения диалога и развития культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon regentova_t.b._statya_doc.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Регентова Т.Б., воспитатель МБДОУ 57 г. Мурманска

«Активные формы развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста»

Антуан де Сент Экзюпери говорил, что самая большая роскошь – это роскошь общения. Его слова как никогда являются актуальными в наше интернетное чрезмерно компьютеризированное время – время виртуального общения.

Одними из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования согласно ФГОС ДО выступают следующие критерии «…ребенок владеет речью как средством общения и культуры, …достаточно хорошо владеет устной речью,…проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, …строит речевое высказывание в ситуации общения…». Таким образом, современный стандарт дошкольного образования уделяет большое внимание развитию диалоголизации общения, т.е. умению детей конструктивно общаться с окружающими их людьми.

В настоящее время педагоги очень часто сталкиваются с проблемой неумения детьми вести диалог друг с другом и со взрослыми, с небогатым словарным запасом детей, невыразительностью детской речи. К сожалению, с каждым годом отмечается рост проблем с речью у дошкольников как следствие отсутствия полноценного общения ребёнка в семье. Родителям некогда говорить с собственными детьми! Такое выражение как «Гаджеты вместо «Ладушек», к сожалению, отражает сегодняшние реалии. Поэтому нам, педагогам дошкольных учреждений, готовя ребенка к школе, необходимо развивать полноценную речь детей и стараться активно вовлекать родителей в этот процесс.

Позвольте поделиться с вами использованием в своей работе метода  интервьюирования,  который  выступает как интерактивная форма диалогового взаимодействия всех участников образовательной деятельности. Благодаря применению данного метода дети учатся инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение.

В описываемом опыте работы, внедрение в педагогическое пространство эффективного метода интервьюирования претерпевает следующие этапы:

1 этап - подготовительный, который представлен выбором темы и развитием поисковой активности у детей посредством вопросов. Тему для интервью зачастую выбирают сами дети, проявляя при этом инициативность и самостоятельность в суждениях. В свою очередь, педагог, опираясь на интерес детей, провоцирует их вопросами: «Что вам интересно узнать? Кто хочет найти ответ? Кому вы хотите рассказать? У кого вы бы хотели спросить?» и т.д.). 

Далее, в соответствии с выбранной темой, проводится цикл коммуникативных игр и упражнений, направленных на умение задавать детьми вопросы.

Следует отметить, что детские вопросы и потребность их задавать являются основополагающим фундаментом в применении интервьирования с воспитанниками.

Так, в игре «Данетка» им предлагается разделиться на две команды, командам раздаются предметные картинки. Каждый ребенок задаёт вопрос команде противников, стараясь отгадать предмет, нарисованный на картинке, а другая команда отвечает на заданный вопрос. Например, у одной команды предметная картинка с изображением козы. Предполагаемые вопросы команды - противников: «Это фрукт? Это еда? Это животное? Оно большое? Это домашнее животное?» и т.д. Противоположная команда отвечает на поставленные вопросы.

Далее на основном этапе происходит непосредственно проведение интервьюирования.

На этом этапе детям предлагаются специально организованные сюжетно-ролевые игры, посредством которых детям в доступной форме объясняются такие понятия как «корреспондент», «журналист», «микрофон», «интервью», «собеседник», «камера». Например, в играх «Студия журналистов», «Редакция  газеты»,  «Телевидение», «Рекламное агенство» дети учатся конструктивно вести диалог, общаться в паре, группе, коллективе. Такие игры охотно вызывают у ребенка желание установить межличностное партнерское взаимодействие со сверстниками; развивают саморегуляцию поведения при общении (умение выдерживать паузы во время разговора, слушать и слышать других).

В рамках недельной темы дети рекламируют предметы, объекты. Например, в рамках изучения темы «Одежда» ребята рекламируют детские предметы одежды, обращают внимание на ткань, цвет изделия.  После этого, корреспондент подходит к рекламодателю (или дизайнеру) и задаёт интересующие вопросы, например: «Кто может носить эту одежду? Удобна ли она? Сколько стоит? Где, в каких магазинах можно приобрести?» Аналогичная игра может проводиться в конце каждой недели, как итог по изучаемой теме.

В процессе данной работы у дошкольников значительно увеличивается активный словарный запас, дети учатся строить вопросительные развернутые предложения и безбоязненно на них отвечать.

В ходе проведения сюжетной коммуникативной игры «Корреспонденты» с родителями, дети берут камеру, микрофон (заранее обговаривают тему, подготавливают вопросы на интересующую тему с помощью педагога), берут интервью у родителей своих сверстников.

Интервьюирование помогает педагогу раскрепостить детей при общении, побуждает высказываться каждого ребенка. Таким образом, проводя игры с применением данного метода, дошкольники учатся конструктивному диалоговому общению со сверстниками и взрослыми, у детей формируется культура общения. Это благоприятно сказывается на дальнейшей социальной ступени развития ребенка – поступлению в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР" (презентация)

презентация к педагогическому проекту "Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"...

Использование игровых технологий в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.

В материале представлены игровые технологии:1.сюжетно-ролевые игры с использованием телефона.2. игры парами.3. дидактические игры4 Неподготовленный диалог воспитателя с детьми.5.Подвижные игры, где ес...

«Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир челов...

Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре

Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре...

"Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста"

Выделяют ряд диалогических уменийСобственные речевые умения:- вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другим...