НОД "Заучивание стихотворения И. Сурикова "Зима" с использованием мнемотаблицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Олейник Вера Ивановна

Использование мнемотехнологии в работе даёт устойчивые результаты обучения и развития дошкольников. Практика показывает, что большинство детей при заучивании стихотворения наизусть запоминают, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, развивается образное мышление, дети запоминают и пересказывают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.

Мнемотехника строится от простого к сложному. Начинать  работу нужно  с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя  к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zauchivanie_stihot_._zima_s_mnemotablitsey.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Непрерывной образовательной деятельности

 с детьми  подготовительной группы

дошкольного отделения МОУ СОШ №2 г. Хвалынска

Тема: «Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» с использованием мнемотаблицы»

Образовательная область:

«Речевое развитие»

Воспитатель: Олейник В. И.

Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Программные задачи:

Образовательные: формировать умения детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, правильно выражать и излагать свои мысли.

Стимулировать детские высказывания в форме сложного предложения.

конкретизировать знания о зиме, явлениях природы с помощью произведения И. Сурикова «Зима».

Совершенствовать навыки словообразования: образовывать существительные с одним корнем.

Развивающие: развивать умение слышать и слушать вопрос, запоминать небольшой стихотворный текст с помощью мнемотаблицы.

активизировать речевую и познавательную деятельность детей.

Развивать связную речь, речевой слух, речевое дыхание, творческое воображение.

Воспитательные: воспитывать эмоционально- радостное  отношение к зимней природе.

Словарная работа: расширять словарь детей о зиме(хлопья, метель, морозно, намело; пелена,, принакрылся чудно, беспробудно.

Материал: расписанное узорами зеркало, снежинка, иллюстрации зимнего леса, дидактическое пособие «Ладошка» с круглыми карточками, на которых нарисовано: снег, снежинка, снегопад, снегурка, снеговик; мнемотаблица к стихотворению, презентация зимнего леса.

Предварительная работа: наблюдения за явлениями природы зимой, беседы с детьми о зиме, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, экспериментирование со снегом и льдом.

Ход проведения:

Воспитатель с детьми находят волшебное зеркало. Рассматривают его.

Воспитатель: Ребята, а ведь это зеркало не простое, оно волшебное…

Как вы думаете, кто его разрисовал? (Ответы детей)

Вот послушайте загадку:

«На окнах картинки из белой  паутинки» (морозные узоры) слайд

- А хотите оказаться в зимнем лесу?

-Но как же нам туда попасть? (высказывания детей)

- Зеркало нам в этом поможет:

« В зеркале я отражусь,

Где захочу, там и окажусь»

- Перенеси нас, зеркало , в зимний лес.

Показываю слайды зимнего леса.

- Великолепен вид зимней природы! Могучие ели и сосны оделись в белоснежные одеяния. Стройные березы стоят, как невесты. Воздух морозный и тонкий в лесу. И кажется, будто иголочками колит щеки.

Чистые озера и реки украшают зимнюю природу своей неповторимой красотой. Так и хочется побывать в лесу, упасть в большой сугроб.

Зима- волшебница, она очаровала природу, украсила ее невидимыми нарядами. Ни одно время года так ни волшебно, как- зима.

Упражнение «Нарисуем зиму»

Воспитатель: Ребята, как вам кажется, какой зимний лес?

-Давайте и мы с вами нарисуем зимнюю картинку, но не карандашами и красками, а движениями рук. Я приглашаю вас на ковер.

- Посмотрите, как красиво идет снег. Снег может падать хлопьями. (Руки двигаются сверху вниз, взмахи кистями рук)

- Снег может падать снежинками. (Руки двигаются сверху вниз, при этом пальцы совершают хаотичные движения)

- Метут вьюги, метели. (Сильные круговые махи руками)

- Наметают сугробы. ( Руки двигаются от середины сверху, через стороны вниз)

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: Художники изображают красоту зимней природы в картинах, а как еще можно рассказать о зимней сказке? Какими способами? Поэты, как они об этом могут рассказать? (Высказывания детей)

- Послушайте отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима».

Беседа о произведении:

- Как поэт описывает снег в своем стихотворении? Какой он? (зачитать строчку из стихотворения)

- Что происходит со снегом?

- Что произошло утром? Послушайте, как Суриков описывает, что произошло утром с  полем. (Зачитать строчки и объяснить значение слова пелена)

- А что случилось с лесом? Как вы понимаете эти строчки  «темный лес, что шапкой, принакрылся чудно, и заснул под нею крепко, беспробудно»?

- О какой шапке говорит поэт?

- Как вы думаете, любит ли автор русскую природу? По каким строчкам вы догадались?

Воспитатель: Я сейчас прочту еще раз это стихотворение, но теперь  при чтении строчек, мы будем смотреть на картинки.

При последующем прочтении стихотворения показываю детям мнемотаблицу( на квадратах нарисованы рисунки, изображающие природу, по строчкам)

(Номера мнемоквадратов указаны в скобках.)

Белый снег пушистый в воздухе кружится (1)

И на землю тихо падает, ложится (2)

И под утро снегом поле побелело (3)

Точно пеленою все его одело. (4)

Темный лес, что шапкой принакрылся чудной (5)

И заснул под нею крепко, непробудно…(6)

Воспитатель: Ребята, легко вам было запомнить  стихотворение? Почему?

- Давайте вместе прочтем это произведение Ивана Сурикова с помощью  картинок.

Далее предлагаю детям, опираясь на картинки воспроизвести стихотворение по памяти, передавая снежинку друг другу (рассказывая по одной строчке).

Игра «Вьюга»

Воспитатель: Кажется начинается вьюга в зимнем лесу. Но я не знаю, как усмирить проказницу. Давайте мы ее поймаем в круг и поиграем в игру «Вьюга».

Дети образуют круг. Расширяя круг, произносят звук «у» долго и громко. Затем сужают круг и произносят звук «у» долго и тихо. (Упражнение повторяется 3-5 раз)

Игра «Ладошка»

Воспитатель: Дети, как вы думаете, какие слова произошли от слова снег? (снежок, снежинки, снеговик, снегурочка,снегопад)

- А чтобы вам было легче, я буду читать стихотворные строки, если отгадаете ставите на ладошку нужную картинку:

На поселки на лужок выпал беленький…(снежок)

Вот веселье  для ребят, все сильнее …(снегопад)

Полетают в небесах и растают на носах…(снежинки)

Рядом снежная фигурка, а зовут ее …(снегурка)

С метелкой в шляпе из ведра- директор зимнего двора…(снеговик)

Воспитатель: Ой, ребята, ведь правда хорошо в лесу зимой, но пора нам    всем домой. С лесом надо нам прощаться, в детский сад свой возвращаться.

Давайте посмотрим в наше «волшебное» зеркало и скажем волшебные слова:

« В зеркале я отражусь,

Где захочу, там и окажусь»

Перенеси нас, зеркало , обратно  в детский сад».

- Вот мы и вернулись обратно в наш детский сад.

- Где же мы с вами побывали?

- Что вам больше всего запомнилось?

- А какое стихотворение вы сегодня выучили? Назовите автора.

Ребята, вы  вечером дома, обязательно, расскажите стихотворение Ивана Сурикова «Зима». Даже нарисуйте картинки к нему и ваши родители тоже запомнят его очень быстро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме: «Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми»

Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с речевыми нарушениями служат приёмы мнемотехники. Они заметно облегчают дошкольникам овладение родным языком, сокращают врем...

Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс  запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у...

Заучивание стихотворения"Унылая пора! Очей очарованье!" А. С. Пушкин с использованием мнемотаблиц.

Конспект занятия составлен для подготовительной группы.Преднаначен для формирования у детей навыка выразительного чтения стихов, для заучивания наизусть при помощи мнемотаблиц.Развивает эстетиче...

Консультация для родителей:"Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений и пересказе текста."

Консультация предназначена для ознакомления родителей с мнемотехникой.Рассказывает родителям о том,что мнемотехника способствует овладению детьми всеми компонентами речевой системы,увеличивает обьем п...

Разучивание стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц

Мнемотаблицы, служат дидактическим материалом в нашей работе по развитию связной речи детей. Мы  их можем  использовать  для обогащения словарного запаса, при обучении составлению расск...

Тема: Формирование связной речи с использованием мнемотаблиц при разучивание стихотворений.

Использование мнемотехники (в переводе – «искусство запоминания») как системы различных приемов обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемоте...