Конспект НОД по развитию речи "Небылицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лисина Татьяна Евгеньевна

В давние времена ходили по деревням - скоморохи,которые давали представления на ярмарках.Они читали небольшие смешные стихи - перевертыши, в них рассказывалось чего не бывает. Детям предлагается по картинкам составить свои небылицы.Каждую предложенную идею небылицы разыграть  по модели " Ответь, правда или нет?" В последующей работе в свободное время  можно прочитать детям стихи, в которых происходят смешные события, подобрать нужное слово.Таким образом дети еще раз могут попробывать свои силы в подборе рифм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОД «Что такое небылицы?»

Познакомить детей с небылицами в фольклоре и стихах, помочь дошкольникам осознать прием «переворачивания», использования слов в небылицах,

развивать чувство юмора.

Закрепление произношения звука «а» изолировано, в слогах, в словах, предложениях.

Развивать активную речь детей, побуждая их слушать, отвечать на вопросы.

Формировать интерес к речевой деятельности, инициативу в решении познавательных задач.

Материал:

Подготовленная презентация для показа детям.

Счетная линейка или кружки-магниты, проектор, флэшка, детям-карточки с кружками или кружки, предметные картинки.

Воспитатель рассказывает.

Жили люди в давние времена на Руси жили – не тужили. Тяжелая доля была у крестьян – все лето трудились на полях, на сенокосе, на огородах не покладая рук от темна до темна.

Не было телевизоров с компьютерами. Крестьяне вечера коротали при свете лучины. Что такое лучина? Свет был не яркий. (Домик – игрушка, а внутри неяркий свет)

Зимним вечером собирались крестьяне в доме или шли в гости.

слайд «Зимним вечером» И. С. Куликова

У всех руки были заняты работой. Они песни пели или сказки рассказывали.

- А, какие вы знаете русские народные сказки?

Дети перечисляют название русских народных сказок.

-Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок. (выставка книг).

-А , за сказкой пойдут шутки, прибаутки, поговорки, да небылицы.

-Послушайте:

слайд (на слайде небылицы с картинками)

-Что это я рассказала?

-Это бывает?

-ответы детей

-Нет это не бывает. Небылицы –это,чего на  свете на самом деле не может быть.

-слайды

Воспитатель читает небылицы на слайде, а дети рассматривают картинки.

Вопросы по картинкам задает воспитатель. Что не так? Ошибки есть? Что лишнее?

Разминка – минутка

- Тень- тень по те тень (руки на пояс- руки в сторону)

-Выше города плетень (Руки вверх, хлопки)

-Сели звери под плетень (сели на корточки)

-Похвалялись весь...(день).

-Похвалялась лиса: всему свету я краса (руки на пояс и покачаться)

-Похвалялся зайка: поди догоняй-ка (бег на месте)

-Похвалялись ежи: у нас шубы хороши (показать свои шубки)

-Как вы думаете, а вы можете придумать небылицы?

-Да

Разминка для язычка.

-Давайте сделаем разминку для язычка.

-Чек- чеки- чек (на выдохе)

Поработай язычок.

Артикуляционная гимнастика.

Качели – кончиком языка касаться то верхней, то нижней губы.

Часики-кончиком языка касаться то правого, то левого уголка губ.

Почистим зубки- водить языком по верхним и нижним зубам.

Игра со звуком.

-скажем а-а-а-а.

-как мы открываем рот (широко)

-как выходит воздух? (свободно)

-это гласный звук? (да)

- посмотрите на эту линейку, ей можно считать звуки (воспитатель открывает окошки при произношении звука)

-Возьмите в руку кружки и выложите на столе столько звуков, сколько я произнесу.

-Возьмите числовые карточки и покажите столько кружков сколько будет звуков произнесено.

вызвать ребенка и попросить его произнести звук «а» 4 раза, 5 раз, 3 раз и т.д.

Дидактическая игра «Бывает не бывает».

Воспитатель произносит рифмовку - небылицу, дети повторяют, а потом объясняют может быть или не может быть.

-Ан-ан-ан- в лесу растет банан

-Ат -ат-ат – самолет ест салат.

Дидактическая игра «Сочиняем небылицы»

Воспитатель предлагает выбрать картинку и сочинить небылицу используя предмет или живое существо.  (4-5 человек)

Сегодня мы с вами вспомним что делали?  (смотрели картинки –небылицы, играли со звук «а», повторяли рифмовку, сочиняли небылицы по картинке.

Выйдет тот, кто может повторить хлопки. (воспитатель выбирает по сложности ритм индивидуально)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Сюжетная  картинка.( коза гуляет на лужке)

-За-за-за-здесь привязана коза (дети по очереди повторяют)

-Зу- зу  -зу -отвязали мы козу

-За-за-за – уходи домой коза

Дидактическая игра «Сочиним небылицу по картинке»

Детям предлагают выбрать картинки, и они придумывают предложение- чего с этим животным или предметом не бывает в жизни. ( Что , какой, что делает, где находится, кто)

Придумываем слово- сочетания небылицы,  в которых собраны вместе не сочетаемые существительные и прилагательные

-горячее мороженое

-белая темнота

-змея летит

-свинья мяукает.

-Еще можно небылицу нарисовать, а как? (добавить несуществующий цвет для этой детали и т.д.)

Вывод: чтобы сочинять небылицу, надо знать и уметь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...