НОД Речевое развитие "Поможем «Федориному горю»"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

НОД преполагает закрепление у детей знаний о мире посуды с помощью сказачного героя. Используются различные дидактические игры и упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fedorino_gore.docx541.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе ТНР

Образовательная область "Речевое развитие"

ТЕМА:  Поможем « Федориному горю»

ЦЕЛЬ: Расширить и уточнить представление детей о предметном мире посуда.

ЗАДАЧИ:                                                                                                                     

Коррекционно- образовательные.                                                                                                                     1. Сформировать и углубить представление у детей о посуде ( умение называть и различать посуду, знать её предназначение).

2. Расширять словарный запас детей, обогащать речь  прилагательными характеризующие свойства и качества предметов.

3. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных и включать их в предложения.

Коррекционно- развивающие.                                                                                                                           

1. Развивать  память, мышление, зрительное и слуховое восприятие через игры и упражнения.   

2.Развивать мелкую моторику через игру " Почистим посуду"                                                                                                                                                   3. Развивать  координацию речи с движением через подвижную игру. развивать творческое воображение.   

4. Развивать связную речь через составление предложений.                                                                                                                                   Коррекционно-воспитательные.                                                                                                Воспитывать навыки сотрудничества, отзывчивости, умения сопереживать бережного отношения к предметам, сделанным людьми.

Материалы:  набор посуды, лесенка с тремя ступеньками, мяч, стеклянная посуда, деревянная посуда, металлическая посуда, глинянная посуда, картинки с  посудой на каждого ребёнка, ластик.

Технические средства: компьютер.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: экскурсия в магазин посуды, рассматривание посуды, её деталей, материала из которого сделана, составление описательного рассказа о посуде, загадывание загадок о посуде, чтение "Федорино горе" К.Чуковского, разучивание игры "Весёлое чаепитие",сервировка стола чайной посудой, столовой, сюжетно-ролевая игра "Дом"  " В кафе" " Магазин"

План НОД:

1.Организационный момент 3 мин

Основная часть 20 мин

1.Дидактическая игра  "Какая посуда спряталась"

2.Дидактическая игра  "Поставь посуду на своё место"                                    3.Подвижная игра "Начинает чайник закипать"

4.Дидактическая игра "Звучащая посуда"

 5.Игра с мячом "Мяч кидай – мяч бросай какая посуда скорей называй" Упражнение на мелкую моторику "Почистим посуду"

Заключительный момент 2 минут

Анализ занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Дети  под музыку заходят в зал приветствуют гостей. На полу в обруче лежит различная посуда, столовые приборы утюг, стол.

Воспитатель: Дети посмотрите что это за  предметы,  как они сюда попали?

Дети: Предположение детей.

Воспитатель: А я догадалась от куда они здесь. Эти предметы из одной сказки давайте посмотрим из какой.

Воспитатель показывает фрагмент мультика "Федорино горе"                                     ( посуда убегает от Федоры)

Воспитатель: Кто вспомнил сказку? Как она называется?

Дети: "Федорино Горе"

Ответы детей....

За дверью слышится плач. Появляется  Федора Егоровна .

Федора Егора говорит: 

Вся посуда убежала от меня

Горе, горе! Без посуды нет житья!

Может, я перед посудой виновата?

Помогите разобраться и вернуть ее, ребята!

Воспитатель спрашивает детей узнали ли они того, кто к ним пришёл.

Воспитатель: «Что случилось бабушка Федора?»

Федора: «Убежала посуда. Даже чай попить не из чего».

Воспитатель: Дети а вы помните сказку? Почему же от Егоры Федоровны посуда то убежала?

Ответы детей: Не мыла посуду, не ухаживала, била, била посуду.

Воспитатель: Что ж Федора, мы с ребятами  постараемся выполнить задания и  помочь тебе вернуть посуду, если ты обещаешь нам исправиться и стать заботливой и опрятной хозяйкой

Федора: Обещаю!

Воспитатель:  Дети, а давайте посмотрим на экран, какая посуда убежала от Федоры Егоровны назовём их  объясним ей для чего её используют.

Дети рассматривают на экране растушёванную посуду называют её.

Основная часть

1.Дидактическая игра « Какая посуда спряталась»

 Это кастрюля в ней варят (суп, компот, кашу)

Это сковорода на ней жарят (котлеты, рыбу, картошку)

Это чашка из неё  пьют (чай, кофе)

Это миска

Это ковш им наливают воду.

Это кухонный чайник в нём кипятят воду.

Это кофейник в него наливают  кофе.

Это заварочный чайник в нём заваривают чай.

Это нож им режут  (хлеб, сыр, овощи)

Это блюдце на него ставят чашку.

Это поварёшка ей накладывают пищу.

Это вилка ей едят второе.

Это бутылка в неё наливают воду.

Это ложка едят суп.

Это тарелка в  нее  можно положить еду.                                                                                               
Это стакан из него пьют (воду, сок, молоко)

Это молочник в него наливают молоко

Воспитатель: Дети  от Федоры убежала не только посуда но и другие предметы, посмотрите на экран сейчас мы с ними познакомимся

 Слайды: (корыто, сито, кочерга, кадушка)

 Воспитатель просит повторить название предметов.                                      Поясняет, что эти предметы не относятся к посуде. Знакомит с их назначением. Корыто очень давно использовали для стирки белья из него поили домашних животных, с помощью сито просеивали муку, кочергой мешали уголья в печи, кадушка для хранения  зерна, муку.

Воспитатель: Дети а давайте поможем Федоре навести порядок  и расставим посуду на место по назначению вы знаете что посуду можно разделить на группы : кухонная, столовая, чайная.

 Дидактическая игра " Поставь посуду на своё место"

Перед детьми полочка.

На верхней полке изображена картинка с газовой плитой надо отобрать и поставить посуду кухонную (кастрюлю, сковороду, большой чайник, половник, терку, нож, дуршлаг... )  

Воспитатель: Для чего эта посуда нам нужна? Эта посуда нужна для приготовления пищи. Где готовим пищу? На кухне. Это кухонная посуда!»

На средней полке картинка с изображением буфета. Дети отбирают чайную посуду и ставят туда (чайное блюдце, чашку, чайную ложечку, заварной чайничек, сахарницу, конфетчицу)

Воспитатель: Для чего нужна эта посуда? Да, ее расставляют, когда пьют чай. Она называется чайная.

На нижней полке размещена картинка с изображением стола сюда нужно расставить посуду  столовую и столовые приборы (тарелки глубокие и мелкие, ложки, вилки, ножи, хлебницу...)

Воспитатель: Для чего нужна эта посуда? Да, она нужна для готовой пищи, в нее кладут готовую еду, называется она столовая посуда.

 Воспитатель: А сейчас Федора Егоровна мы тебя с ребятами чаем угостим. Долго ты наверное к нам сюда бежала.

Подвижная игра «Начинает чайник закипать:

Буль, буль,буль» (произносится в медленном темпе)

Попросить детей повторить звукоподражание.

«Кипит наш чайник – буль, буль, буль.» (произносится в быстром темпе)

Дети повторяют звукоподражание в быстром темпе.

«Вскипел и загудел – у-у-у. (произносится высоким голосом)

Дети повторяют звукоподражание высоким голосом.

«А теперь вот так – у-у-у. (произносится низким голосом)

Дети повторяют звукоподражание низким голосом.

«Ну-ка, чашки, не зевай - наливаем в чашки чай».

При этих словах дети, выполняющие роль чашек, соединяют руки в виде кольца и держат их перед собой. «Чайник» подходит к каждой чашке и, нагибая свой «носик», наливает в чашку чай.

В этот момент дети произносят звук [с-с-с], имитирующий звук льющейся воды.

Когда чай будет налит в каждую чашку, дети-чашки идут по кругу и поют:

Чашку в руки я беру, и ко рту я подношу,

Голову я наклоняю, чай до дна я выпиваю!

Воспитатель: Дети послушайте, что это за звуки.( Звуки бьющейся посуды)

Правильно так звучит посуда, когда бьется.

 Есть посуда очень хрупкая, есть прочная. Дети вы знаете из каких материалов делают посуду? Давайте расскажем  Федоре Егоровне (дети перечисляют : из стекла, металла, пластмассы,  дерева, фарфора).

Давайте послушаем и отгадаемпосуда из какого материала будет звучать.

Дидактическая игра «Звучащая посуда»

Педагог за ширмой извлекает различные звуки: звон стеклянных стаканов, стук металлической ложки о ковшик, стук деревянных ложек, стук пластмассового стакана, стук глиняного горшочка, звон хрустальных бокалов)

Воспитатель: Как вы думаете, почему такой разный звук? (Потому что посуда сделана из разных материалов).

Педагог расставляет посуду на столе: горшочек из глины, ложку из дерева, бокал из хрусталя, сковороду из чугуна, чашку из стекла. стакан из пластмассы, тарелка из стекла.

Игра с мячом «Мяч кидай – мяч бросай какая посуда скорей называй»

Если стакан из стекла  он стеклянный

Если тарелка из фарфора  он фарфоровая

Если чайник из металла – он металлический

Если блюдце из керамики – оно керамическое

Если ложка из дерева – он деревянная

Если кувшин из глины -  он глиняный

Если вилка из пластмассы, она пластмассовая.

Если нож из стали – он стальной

Если графин из хрусталя – он хрустальный

Воспитатель: Молодцы ребята! И с этим заданием вы справились.

Воспитатель: Дети давайте напомним Федоре Егоровне как надо ухаживать за посудой. Дети составляют предложения ( Посуду можно мыть, посуду можно чистить, посуду можно вытирать, посуду можно сушить).

Посмотрите какая у Федоры грязная посуда  поможем ей почистить  её .

Упражнение на мелкую моторику "Почистим посуду"                                           Детям раздают картинки с изображением  посуды ( кастрюлю, сковороду, таз, чайник) слегка зачирканные простым карандашом. С помощью ластика дети стирают простой карандаш. Демонстрируют Федоре, какая  стала чистая посуда.

 После объясняют свои действия.

Дети : Я почистил чайник.

           Я почистил сковороду.

           Я почистил чайник.

           Я почистил кастрюлю.  

           Я почистил таз.

          Я почистил ковш.

Воспитатель: Вот посмотри Федора Егоровна, как ребята старались и почистили тебе посуду.

Мы думаем ты всё поняла и теперь знаешь, как использовать посуду, как за ней ухаживать. Мы надеемся, что ты исправишься станешь аккуратной хозяйкой.

Федора: Уж не буду!  Уж не буду! Я посуду обижать! Буду я теперь посуду, и любить и уважать!

 Спасибо вам , ребята! Столько много я узнала у вас сегодня! А теперь мне пора домой торопиться – наверное моя посуда ждет меня! Пойду пирогов напеку и Вас в гости жду!                                                                               Заключительная часть                                                                             Воспитатель. А мы ребята узнаем чем же закончилась сказка " Вернулась ли к Федоре посуда.                                                                                                               (Дети смотрят конец мультика ( как посуда возвращается домой)    Воспитатель: Дети скажите, а чему же учит эта сказка?                                                 Дети : ответы детей                                                                                            Воспитатель: Вам понравилось выполнять задания, чтобы помочь Федоре вернуть посуду Что вам больше всего понравилось. Что было трудно для вас.

:

 

 

.


Похожее изображение


        

Похожее изображение

        

        

Похожее изображение

        

Похожее изображение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Планирование непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области «Речевое развитие» «Знакомство со стихотворением К.Чуковского «Федорино горе»

Возрастная категория: средний дошкольный возраст 4-5 летИнтеграция образовательных областей: "Речевое развитие", "Познавательное развитие",  "Социально-коммуникативное развитие",  "Художеств...

Конспект по речевому развитию "Федорино горе"

Данный конспект предоставлен для воспитателей средней группы. Я его провела как открытое занятие для педагогов...

Конспект НОД по речевому развитию средней группе «Федорино горе»

Развивать познавательные психические процессы; продолжать развивать речь, обогащать словарь, формировать умение строить предложения; развивать у детей эстетическое восприятие окружающего, нравственно-...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Поможем Федориному горю» группа для детей 4-5 лет

Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию  для детей 4-5 лет «Поможем Федориному горю»Возраст: группа для детей 4-5 летОбразовательная ...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе "Викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение сказки Федорино горе"

Конспект НОД по развитию речи в средней группеТема: «Викторина по сказкам К.И.Чуковского. Чтение сказки             «Федорино горе&ra...

Непосредственно образовательная деятельность Речевое развитие (Художественная литература) Тема: Чтение художественного произведения «Федорино горе» К. И. Чуковского»

Познакомить детей с новым произведением. Учить понимать содержание, сопереживать героям.Учить детей участвовать в беседе по содержанию произведения, развивать диалогическую речь, обобщать и активизиро...