Конспект НОД по развитию речи "Уральские самоцветы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Чистякова Татьяна Павловна

Конспект НОД по развитию речи "Уральские самоцветы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_bazhov.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

План - модель непосредственно образовательной деятельности

Подготовительная группа

Тема: Развитие речи. «Уральские самоцветы»

Форма организации: групповая

Образовательная задача: познакомить дошкольников с уральскими самоцветами.

Воспитывающая задача: воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за неё.

Развивающая задача: развивать интерес у дошкольников к природным богатствам родного края - уральским самоцветам; развивать у дошкольников стремление к познанию природных богатств Урала.

Материалы: счетные палочки.

Методический  комплект: В.П. Новикова «Математика в детском саду»

Этапы деятельности

Содержание деятельности

«Про него говорят, что камнями - богат,

И умельцами тоже он славится.

Кто в краю побывал

И Бажова читал,

у нас непременно останется».

- Среди просторов нашей страны есть чудесный край. Как его называют?

- Правильно, молодцы!

Урал это наш край, край где мы живём, наша Родина. (СЛАЙД 1)

Издавна славится Урал своими поделочными камнями- самоцветами.

(СЛАЙД 2)

Уральские горы не только красивы, они еще богаты драгоценными и поделочными камнями: Изумруд, Хризолит, Горный Хрусталь, Малахит,Яшма, Гранит и еще многие - многие другие (СЛАЙД 3 - 9)

Издавна Урал называют «Каменный пояс Земли Русской». Потому что Урал перепоясывает Россию.

Камни не простые, а драгоценные.

- Почему их называют драгоценными? Прислушайтесь к звучанию слова.

- Для чего используют драгоценные камни (шкатулки, украшения, стены в музее, в метро, вазы, рамки для картин и мн. другое).

Раньше люди на Руси носили широкие пояса и за ними хранили все своибогатства.

-Малахит стал визитной карточкой Урала, Уральских гор. (Малахит)

Загадывание загадок о камнях:

В нем застыл зеленый камень,

Красив своим рисунком минерал.

Скажите, как зовется этот камень,

Во всех краях прославивших Урал? (Малахит) (СЛАЙД 10)

В давние времена из малахита вырезали детские амулеты, которые

защищали от опасностей маленьких детей.

По твердости, по блеску, по всему

Меж самоцветов равных нет ему.

Велик ценой, хоть и размером мал.

Скажите, как зовется минерал? (Алмаз) (СЛАЙД 11)

Вот удивительный кристалл.

Он зелень всю в себя вобрал.

По всем статьям красив, хорош,

Годится в серьги, в перстень, в брошь,

В лучах искрится и горит.

Кто камень сей определит? (Изумруд) (СЛАЙД 12)

Физминутка.

Горные хребты Дети выполняют движения руками:

Горы, выстроившись в рад, Складывают руки над головой домиком

Как богатыри стоят. Сгибают руки в локтях (показывают мышцы)

На них шлемы ледяные, Складывают кисти рук в замок, на голову

Горя мощные, седые, Руки над головой домиком

Тайну вечности хранят. Указательный палец к губам

Ветры шквальные лютуют. Делают движения руками над головой из стороны в сторону

Сходят снежные лавины,

Все же смельчаки штурмуют Движение рук по направлению сверху вниз

Неприступные вершины! Складывают руки над головой домиком

Все камни прекрасны, все полезны. Недаром много-много лет назад

удивительный уральский сказочник Павел Петрович Бажов описал в своих прекрасных сказах. (СЛАЙД 13)

Сейчас я вас познакомлю с одним из них и называется он «Серебряное копытце»:

Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу уходил. Даречка в избе прибирала, похлебку да кашу варила, а кошка Муренка на охоту ходила - мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им. (СЛАЙД 14)

Старик был мастер сказки сказывать, Даренка любила те сказки слушать, а кошка Муренка лежит да мурлычет:

- Пр-равильно говорит. Пр-равильно.

Только после всякой сказки Даренка напомнит:

- Дедо, про козла-то скажи. Какой он?

Кокованя отговаривался сперва, потом и рассказал:

- Тот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем - там и появится дорогой камень. Раз топнет - один камень, два топнет - два камня, а где ножкой бить

станет - там груда дорогих камней. (СЛАЙД 15)

Сказал это, да и не рад стал. С той поры у Дарении только и разговору, что об этом козле.

- Дедо, а он большой?

Рассказал ей Кокованя, что ростом козел не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая. А Даренка опять спрашивает:

- Дедо, а рожки у него есть?

- Рожки-то, - отвечает, - у него отменные. У простых козлов на две веточки, а у него на пять веток.

- Дедо, а он кого ест?

- Никого, - отвечает, - не ест. Травой да листом кормится. Ну, сено тоже зимой в стожках подъедает.

- Дедо, а шерстка у него какая?

- Летом, - отвечает, - буренькая, как вот у Муренки нашей, а зимой серенькая.

- Дедо, а он душной?

Кокованя даже рассердился:

- Какой же душной! Это домашние козлы такие бывают, а лесной козел, он лесом и пахнет.

Стал осенью Кокованя в лес собираться. Надо было ему поглядеть, в которой стороне козлов больше пасется. Даренка и давай проситься:

- Возьми меня, дедо, с собой. Может, я хоть сдалека того козлика увижу.

Кокованя и объясняет ей:

- Сдалека-то его не разглядишь. У всех козлов осенью рожки есть. Не разберешь, сколько на них веток. Зимой вот - дело другое. Простые козлы безрогие ходят, а этот, Серебряное копытце, всегда с рожками, хоть летом,

хоть зимой. Тогда его сдалека признать можно. (СЛАЙД 16)

Этим и отговорился. Осталась Даренка дома, а Кокованя в лес ушел. Дней через пять воротился Кокованя домой, рассказывает Даренке:

- Ныне в Полдневской стороне много козлов пасется. Туда и пойду зимой.

Посидела опять Даренушка у окошка, полюбовалась на звезды. Хотела спать ложиться, вдруг по стенке топоток прошел. Испугалась Даренка, а топоток по другой стене, потом по той, где окошечко, потом где дверка, а там и сверху запостукивало. Не громко, будто кто легонький да быстрый ходит.

Даренка и думает:

"Не козел ли тот вчерашний прибежал?" И до того ей захотелось поглядеть, что и страх не держит.

Отворила дверку, глядит, а козел - тут, вовсе близко. Правую переднюю ножку поднял - вот топнет, а на ней серебряное копытце блестит, и рожки у

козла о пяти ветках. Даренка не знает, что ей делать, да и манит его как домашнего:

- Ме-ка! Ме-ка!

Козел на это как рассмеялся. Повернулся и побежал.

Пришла Даренушка в балаган, рассказывает Муренке:

- Поглядела я на Серебряное копытце. И рожки видела, и копытце видела.

Не видела только, как тот козлик ножкой дорогие камни выбивает. Другой раз, видно, покажет.

Муренка, знай, свою песенку поет:

- Пр-равильно говоришь. Пр-равильно.

Третий день прошел, а все Коковани нет. Вовсе затуманилась Даренка.

Слезки запокапывали. Хотела с Муренкой поговорить, а ее нету. Тут вовсе испугалась Даренушка, из балагана выбежала кошку искать.

Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Даренка - кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козел. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит. (СЛАЙД 17)

Муренка головой покачивает, и козел тоже. Будто разговаривают. Потом стали по покосным ложкам бегать. Бежит-бежит козел, остановится и давай

копытцем бить. Муренка подбежит, козел дальше отскочит и опять копытцем бьет. Долго они так-то по покосным ложкам бегали. Не видно их стало.

Потом опять к самому балагану воротились.

Тут вспрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зеленые, бирюзовые - всякие. (СЛАЙД 18)

К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана не может. Весь он как ворох дорогих камней стал. Так и горит-переливается разными огнями. Наверху козел стоит - и все бьет да бьет серебряным копытцем, а камни сыплются да сыплются. Вдруг Муренка скок туда-же.

Встала рядом с козлом, громко мяукнула, и ни Муренки, ни Серебряного копытца не стало.

Кокованя сразу полшапки камней нагреб, да Даренка запросила:

- Не тронь, дедо! Завтра днем еще на это поглядим.

Кокованя и послушался. Только к утру-то снег большой выпал. Все камни и засыпало. Перегребали потом снег-то, да ничего не нашли. Ну, им и того хватило, сколько Кокованя в шапку нагреб.

Все бы хорошо, да Муренки жалко. Больше ее так и не видали, да и Серебряное копытце тоже не показался. Потешил раз, - и будет. (СЛАЙД 19)

А по тем покосным ложкам, где козел скакал, люди камешки находить стали. Зелененькие больше. Хризолитами называются. Видали? (СЛАЙД 20)

-Так чем же знаменит наш край?

Чем богат?

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для детей по сенсорному развитию "Гора самоцветов"

Конспект развлечения для детей во второй младшей группе по сенсорной культуре...

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект НОД по познавательному развитию "Уральские самоцветы"

Конспект НОД по познавательному развитию "Уральские самоцветы"...