Конспект НОД по речевому развитию в логопедической подготовительной к школе группе. Тема: Зимующие птицы.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Елена Сергеевна Карпенко

Конспект НОД по речевому развитию в логопедической подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи по лексической теме "Зимующие птицы" . Тема занятия: "Зимующие птицы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по речевому развитию

в логопедической подготовительной к школе группе

Тема: Зимующие птицы.

Учитель-логопед МБДОУ, Карпенко Е.С.

 

Цель: Закреплять и расширять знания детей о зимующих птицах. Совершенствовать грамматический строй речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: Закрепить у детей представление о зимующих птицах. Расширять и активизировать словарь по теме: название зимующих птиц (воробей, ворона, сорока, дятел, голубь, синица, снегирь, поползень и т.д.). Закрепить понятия «слог», «справа», «слева», «вверху», «внизу». Совершенствовать навыки слогового анализа. Активизировать употребление в речи предлогов «на», «под», «около», «к», «за», «из-за», «из-под».

Коррекционно-развивающие: Развивать мелкую и общую моторику. Активизировать речевую деятельность детей. Развивать зрительное, слуховое внимание, логическое мышление, связную речь. Формировать познавательную активность, усидчивость.

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, заботу о птицах.

Оборудование: плоскостные фигурки зимующих птиц, искусственная ёлка, звукозапись голосов зимующих птиц, презентация «Зимующие птицы», картинки с изображением корма, палочки.

Ход занятия

  1. Орг. момент (дети сидят на стульчиках полукругом).

Звучит шум вьюги.

- Ребята, что это за звук? (Вьюга, ветер и т.д.)

- Когда бывает вьюга? (Зимой).

  1. Сообщение темы.

- Ребята, сегодня под окнами на снегу я увидела интересные узоры. Я сфотографировала их для вас. Посмотрите.

Презентация слайд-фото «птичьи следы».

-Что это? (Это следы.)

- Чьи это следы? (Это птичьи следы.)

- Но неужели у нас остались еще птицы? Они же улетели осенью, в теплые края.

- Что это за птицы? (Это зимующие птицы.)

- Видимо эти птицы хотели прилететь сегодня к нам на занятие.

- Но посмотрите, что с ними случилось. Вьюга их заморозила. Мы сможем им помочь, если выполним задания злой вьюги.  

На ёлке висят плоскостные фигурки птиц.

  1. Активизация словаря. Развитие мышления.

- А вы помните, какие птицы у нас остались зимовать, как их зовут и как они выглядят?

- Посмотрите. Птицы сидят неподвижно. Чтобы разморозить птиц нам нужно отгадать загадки злой вьюги.

После того, как дети отгадывают птицу. Звучит запись голоса этой птицы.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её ... (Cорока)

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло. (Сова)

Днём спит,

Ночью летает,

Прохожих пугает. (Филин)

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел)

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти - …(Свиристели)

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –

Вот весь репертуар.

Оглашает крону клёна

Своим пением … (Ворона)

Эта птица – символ мира,

Чердаки её квартира,

Там, где площади, фонтаны,

Ищет крошки постоянно!

Подбирает он проворно

Кинутые ему зерна

И гнездится на карнизе

Наш любимый …   (Голубь сизый)

Птичка шумная, свищит.

Прозывался он – ямщик.

Схватит в клюв жука – еда.

По стволам туда-сюда

Ползает он целый день

Называют … (Поползень).

  1. Физминутка. Совершенствование навыков слогового анализа.

- Наши птицы отогрелись. И хотели бы с нами поиграть. А мы с вами немного засиделись.

Игра «Мы попрыгаем немножко, пусть слова разделят ножки». 

Логопед произносит название зимующей птицы, дети делят слово на слоги с помощью прыжков.

  1. Закрепление понятий «справа», «слева», «вверху», «внизу».

Ориентировка в пространстве.

- Посмотрите, расскажите, где сидят птицы.

Пр.: Где сидит дятел? (Дятел сидит на верхней ветке справа.) И т.д.

      Дети рассказывают про каждую птицу.

  1. Развитие мелкой моторики. Активизация словаря.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть зерна – и не страшна

Будет им зима.

 

- Тяжело зимовать нашим пернатым зимним друзьям - птицам, когда за окном крепкие морозы и много снега. Как можно помочь им пережить долгую зиму? (Сделать кормушки и кормить птиц зимой.)

- Из чего можно построить кормушки? (Варианты ответов детей).

- Я вам предлагаю построить кормушки из палочек и положить в них корм-картинки.

  1. Пальчиковая игра «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело…»

- Наши пальчики хорошо потрудились. Теперь им нужно отдохнуть.

   Пальчиковая игра «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело…

Сколько птиц к кормушке нашей…   Сжимать-разжимать  кулачки

Прилетело?                                          Большие пальцы сцепить между собой.            

                                                                Остальные пальцы вытянуты в стороны,

                                                               имитируя крылья. Помахать подобно крыльям

                                                               птиц.

Мы расскажем.  

Две синицы, воробей,                          Загибать пальцы на каждое название птиц.

Пара красных снегирей,

Серый поползень-малышка

И сорока-шалунишка,

Два хохлатых свиристеля,

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек.                  Пальцы в щепотке. «Покрошить» крошки.

(Карпенко Е.С.)

VIII. Активизация употребления в речи предлогов «на», «под», «около», «к», «за», «из-за», «из-под».

- Сейчас мы будем составлять предложения. При составлении предложений мы будем использовать короткие слова помощники (предлоги), такие как «на», «под», «к» и т.д. С нами будет играть одна из птиц. Кто узнал эту птицу? Она спряталась за ёлкой (Из-за ёлки видны отдельные части птицы: хвост, красная грудка, клюв).

Пр.: Снегирь подлетел к елке.

        Снегирь сел на елку. 

        Снегирь взлетел с ветки.

        Снегирь сел под елку.

        Снегирь вылетел из-под елки.

        Снегирь залетел за елку.

        Снегирь вылетел из-за елки.

Предложения составляются с опорой на действия, производимые с плоскостными фигурками на фланелеграфе.

 VIII. Итог занятия.

- Почему нужно кормить птиц зимой? (Ответы детей).

Используемый материал (загадки):

http://www.razumniki.ru/zagadki_pro_zimuyschih_ptic.html

https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/zagadki/430-zagadki-pro-zimuyushchikh-ptits

https://po-ymy.ru/detskie-zagadki-pro-zimuyushhix-ptic-s-otvetami.html 

 https://ihappymama.ru/iq/zagadki/zagadki-pro-golubya-s-otvetami/

https://www.moi-detki.ru/detyam/detskie_zagadki/zagadki_pro_ptic/1114-zagadki_pro_popolznya.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД ОО "Познавательное развитие" раздел: "Окружающий мир" в подготовительной к школе группе. Тема: "Зимующие птицы"

"Зимующие птицы"Цель: Создание социальной ситуации развития познавательной деятельности через уточнение представлений о зимующих птицах и их корме.Задачи:·        Со...

Конспект ООД по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе. Тема: «Спешите делать добро».

Программное содержание:Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло».Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повсе...

Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной к школе группе. Тема "Зимующие птицы".

Представлены задания на неделю   по лексической теме "Зимующие птицы"....

Конспект занятия по познавательному развитию (математика) в подготовительной к школе группе Тема: «Птицы в гости прилетели!»

Материал может быть использован для итогового мероприятия или открытого занятия....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы Тема: «В поисках Зимы».

Игра - путешествие: "В поисках Зимы" с элементами театрализованной деятельности направлена на создание условий для закрепления и расширения знаний детей о зиме и зимних явлениях....

Проект в подготовительной к школе группе Тема «Зимующие птицы»

Проектв подготовительной к школе группеТема «Зимующие птицы»Тип проекта: информационно-творческий.Вид проекта: групповой.Продолжительность: среднесрочный (2 недели)Возраст детей:6-7 лет.Уч...