Конспект занятия в старшей группе для детей ОНР III уровня по теме "Лес, Насекомые, Цветы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гамолей Любовь Николаевна

Конспект занятия в старшей группе для детей ОНР 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe_dlya_detey_s_onr.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе для детей с ОНР III уровня

Тема: «Прогулка в лес».

Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря по пройденным темам:

«Лес», «Насекомые», «Цветы».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Обогащать словарь прилагательными и глаголами.
  2. Развивать связную речь, учить пересказывать по картинному плану.
  3. Развивать фонематический анализ и восприятие.
  4. Совершенствовать навык слогового анализа слов.
  5. Закрепить навык согласования числительных с существительными.
  6. Закрепить навык образования существительных при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.
  7. Закрепить употребление предлогов.
  8. Закрепить навык грамматического оформления предложения.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать пространственные функции.
  2. Развивать слуховое внимание и память.
  3. Работать над изменением силы голоса, плавным речевым выдохом.
  4. Работать над координацией речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать умение работать в группе.
  2. Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: магнитная доска; наборное полотно; мяч; «поезд» с двумя

вагонами, предметные картинки с изображением цветов, животных, насекомых;

карточки со схемами слов; карточки с указанием направления; картинный план для пересказа.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

(Создание эмоционально положительного фона.)

Воспитатель:

Я хочу загадать вам загадку о весеннем месяце.

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет.

Угадай, что за месяц это? (май)

Какой по счету месяц весны май? Ответы детей (Третий, последний месяц весны)

Воспитатель:

Весна в разгаре. Цветет черемуха. Проснулись насекомые. Наступили теплые, солнечные дни. Сейчас так хорошо оказаться на природе. Хотите, чтобы сегодня наше занятие прошло в лесу?

II. Основная часть.

1. Активизация знаний детей по теме «Лес».

Воспитатель:

Кто живет в лесу? Ответы детей (звери, птицы, жуки, ящерицы, бабочки)

Без чего не бывает леса? Ответы детей (без деревьев, травы, кустарников)

Что дает лес человеку, животным, птицам? Ответы детей (людям лес дает чистый и свежий воздух, спасает от жары, зноя, дает тень и прохладу, дарит грибы, ягоды, дрова… Животным и птицам – жилище и корм)

2. Дифференциация согласных по твердости – мягкости.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на перроне стоит поезд. Давайте займем места в вагоне (садятся на стульчики).

Здесь еще два пустых вагона. Давайте поможем пассажирам занять свои места. В первом вагоне поедут животные, в названии которых есть твердый звук «л», а во втором вагоне – с мягким звуком «ль» (дети распределяют животных по вагонам)

3. Активизация произношения звука «л» в слогах, развитие слухового внимания и памяти, развитие силы голоса.

Воспитатель: Ну что ж, наш поезд отправляется. А пока мы едем, давайте договоримся, как будем звать друг друга, если кто-то отстанет. Что кричит человек, когда заблудится? Ответы детей (АУ!)

Воспитатель: Мы будем звать друг друга по-другому. Слушайте внимательно и повторяйте за мной:

ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ

ЛУ-ЛО-ЛЫ-ЛА

А теперь поиграем в игру «Наоборот». Когда я буду звать вас громко, вы отвечаете тихо, и наоборот.

4. Развитие плавного речевого выдоха.

Воспитатель: Пока мы с вами играли, наш поезд прибыл до нужной станции. Выходим из вагона. Смотрите, как хорошо в лесу. Давайте скажем на одном дыхании: «Ах, как красиво!» (Дети повторяют.)

5. Обогащение словаря прилагательными и глаголами.

Воспитатель: Какие красивые слова мы можем сказать о лесе? 

Лес какой? (большой, огромный, густой, дремучий, красивый, зимний, осенний, хвойный, лиственный, березовый, дубовый, сосновый, зеленый, нужный…)

Лес что делает? (растет, шумит, зеленеет, роняет листву, живет, дышит, очищает воздух, радует…)

6. Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).

Воспитатель:

Давайте образуем слова одной семейки от слова ЛЕС и поиграем в мяч.

Назовите лес ласково. (лесок, лесочек)

Кто ухаживает за лесом? (лесник)

Кто выращивает лес? (лесовод)

Как называются ягоды, растущие в лесу? (лесные)

Как называют сказочного героя, живущего в лесу? (лесовик, лесовичок)

Кто рубит лес? (лесоруб)

7. Развитие навыков фонематического анализа.

Воспитатель: Смотрите, ребята, какой звонкий, веселый ручеек на нашем пути. Но вокруг столько ненужных предметов, которые засоряют его. Давайте очистим ручеек (Дети собирают картинки. На магнитной доске вывешены готовые схемы слов.) Кто или что у вас на картинках? Произнесите названия картинок.

Дети - Жук, лось, сом, осы, цепь, усы.

Воспитатель: Поместите свои картинки под соответствующие словам схемы.

8. Координация речи с движением.

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал –

Не столкнулся, не упал.

9. Развитие грамматического строя речи (согласование числительных с существи-тельными).

Воспитатель: К какой красивой цветочной поляне мы пришли. Я предлагаю поиграть на этой полянке в игру «Есть – нет».

(На полу разложены карточки с изображением различных цветов.)

Выберите для себя цветы. Первый игрок скажет, что есть у него на картинке. Например: «У меня есть два одуванчика». Следующий игрок продолжит: «А у меня нет двух одуванчиков, но есть пять ромашек» и так далее по кругу.

10. Развитие фонематического слуха (выделение первого звука в слове).

Воспитатель: Посмотрите, какие здесь еще растут необычные цветы. На их лепестках картинки.

Определите, какой лепесток лишний. Обратите внимание на первые звуки слов.

(Дети выполняют задание.)

11. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Воспитатель: Кого мы видим на этой полянке? Ответы детей (Насекомых)

Воспитатель: Вы должны пройти по клеточкам в указанном на карточках направлении и рассказать, где находятся насекомые.

Ответы детей -

Кузнечик прыгает с травинки на травинку.

Стрекоза села на лилию.

Муравей выползает из муравейника.

Божья коровка ползет по листику. И т.д.

Воспитатель:

Назовите насекомых ласково.

(Комар – комарик, стрекоза – стрекозка, пчела – пчелка, жук – жучок, муравей – муравьишко. И т.д.)

12. Развитие связной речи.

Дети рассказывают рассказ «Пчелки-труженицы» с опорой на план-схему.

13. Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Воспитатель: Нам пора возвращаться. Давайте сядем в электричку и поможем животным занять свои места. Посадите в первый вагон тех животных, в названии которых два слога, во второй – тех, в названии которых три слога.

III. Заключительная часть.

Вот мы и дома. Что вам понравилось? Что запомнилось?

Ребята вы все молодцы, старались и справились с заданиями. Вам в подарок, я приготовила раскраски: «Лес», «Насекомые», «Цветы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе для детей с ОНР "Предлог В"

Занятие  позволяет выполнить разнообразные образовательные и коррекционные задачи в ходе отработки употребления предлога В в словосочетаниях и фразовой речи....

Конспект занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: «Животные наших лесов зимой»

Цели: Учить детей образовывать притяжательные прилагательные.         Тренировать умение образовывать сложные словаЗакреплять умение согласовывать числите...

Конспект занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме "Цветы"

1 Тема "Цветы"2 Грамматическая тема: Согласование существительных с числительными.3. Логопедическая тема: Развитие фонематического анализа и синтеза....

Конспект занятия в старшей группе для детей с ОНР III уровня по теме “Прогулка в лес”.

Цель:  уточнение, расширение и активизация словаря по пройденным темам:“Лес”, “Насекомые”, “Цветы”.Задачи:Коррекционно-образовательные:Обогащать словарь прилаг...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим «Этот удивительный мир насекомых» (старший возраст)

Знакомство детей с характерными внешними признаками насекомых;Обогащение и активизация словаря; составление простого предложения с предлогами на, под, над; развитие мышления, зрительного и слухового в...

Открытое занятие «Девушка Весна» конспект занятий в старшей группе для детей с ЗПР

Открытое занятие «Девушка Весна»конспект занятий в старшей группе для детей с ЗПРЦель занятия: сенсорное развитие детей в процессе формированияпредставлений о характерных признаках весны....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой «Мир природы травы, растения, цветы».

Конспект занятия в старшей  группе  по ознакомлению с  природой  «Мир природы травы, растения, цветы». Программное содержание:Образовательные1.Дать представление д...