конспект итогового занятия "Литературная викторина"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Смолянова Татьяна Львовна


занятие "Литературная викторина" является итоговым мероприятием в рамках проекта "Творчество С.Я. Маршака"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_viktorina.docx35.77 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА

«УМНИКИ И УМНИЦЫ»

      ТЕМА: «Путешествие по произведениям С. Я. Маршака»

          (Итоговое мероприятие по проекту «В гости к С.Я. Маршаку»

 Целевые установки:

  • Закрепить и расширить знания детей о творчестве С.Я. Маршака; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии произведений, так и в процессе творчества.
  • Развивать такие формы воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа; развивать индивидуальные литературные предпочтения, развивать чувство юмора.
  • Пробудить в детях интерес к театрализованной игре, развивать интонационную выразительность речи, обогащать словарный запас детей.
  • Воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость.
  • Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера.

Материалы и оборудование: Эмблемы команд, таблички «ЖЮРИ», «ПОЧЕМУЧКИ», «ЗНАЙКИ», табло счета, сигнальные таблички для команд зеленого и синего цвета, песочные часы, 2 магнитные доски, карточки с буквами на магнитах, мнемотаблицы «Правила пожарной безопасности», «Как себя вести при пожаре», мешочек для фигурок животных, фигурки животных зоопарка, мяч, костюм человека рассеянного, ватман, иллюстрации произведений С. Маршака, клей, ИКТ: презентация «Викторина «В гости к Маршаку», музыкальное сопровождение.

Участники: команда «Почемучки», команда «Знайки», жюри, зрители, ведущая.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Зал оформлен по теме мероприятия: портрет С.Я. Маршака, выставка детских рисунков и поделок (Слайд №1).

Ведущая: Здравствуйте, уважаемые зрители! Приветствуем вас в нашем зале на литературной викторине «Умники и умницы». Рада представить вам наши команды! Команда «Знайки»: Полина, Ангелина, Вероника, Алёша, Полина и капитан команды: Никита; команда «Почемучки»: Артем, Рома, Соня, Вероника, Алина и капитан команды: Даша!
Дети под музыку входят в зал и строятся в 2 шеренги.
Ведущая: Приветствуем вас уважаемые команды, просим вас представить свой девиз.
Команда «Почемучки»:
Девиз «Почемучек»: не унывать,
Все пройти и все узнать!
Команда «Знайки»:
Команда «Знайки» хоть куда
Нас удача ждет всегда!
Ведущая: Я думаю, здесь собрались самые умные, самые сообразительные и самые талантливые игроки. А у нас есть еще одна команда – компетентная и неподкупная команда жюри: Лариса Владимировна, Татьяна Львовна, Ольга Васильевна. Они будут оценивать ваши знания, умения и смекалку.
Игроки, занимайте свои места в соответствии со своими эмблемами.
Дети рассаживаются за столы.
Ведущая: Уважаемые игроки, напоминаю вам правила игры:

  • Быть внимательными и активными.
  • Вопросы, которые я задаю, слушать до конца.
  • За каждый правильный ответ команда получает 1одно очко.
  • За подсказки или выкрикивание ответа, очки будут сниматься.

Для умной игры собралась детвора, её начинать нам настала пора!

Я прошу капитанов команды поприветствовать соперников.
Команда «Почемучки»: Желаем вам, желаем вам,
                                          Чтоб лучший приз достался нам!
Команда «Знайки»:     Желаем вам место занять призовое,
                                           Но не первое, а второе!

Ведущая: Ну вот на такой веселой ноте, я предлагаю перейти к теме нашей литературной викторины «Умники и умницы». В нашей стране вряд ли найдется человек, которому было бы неизвестно имя этого писателя, ведь его сказки, стихи и загадки знают многие взрослые и дети. Для того, чтобы узнать о ком я говорю, нужно открыть вот эти цветные квадраты. А, чтобы их открыть, необходимо ответить на очень сложные вопросы! Команды готовы?
Внимание на экран . (
Слайд №2)
1. Вопрос зеленого прямоугольника: Я не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита.
                                                               Я все знаю, всех учу, а сама всегда молчу.
                                                               Чтоб со мною подружиться,
                                                               Нужно грамоте учиться (Книга).                                          
2. Вопрос желтого прямоугольника: Черные птички на каждой страничке
                                                              Молчат, ожидают, кто их отгадает (Буквы).
3. Вопрос оранжевого прямоугольника: Человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения (Писатель)
4. Вопрос синего прямоугольника: Буквы-значки, как бойцы на парад,
                                                           В строгом порядке построены в ряд.
                                                           Каждый в условленном месте стоит
                                                           А называется строй….(алфавит)
Прямоугольники открываются по очереди и открывается портрет
С.Я. Маршака

Ведущая: Кто может назвать имя этого писателя?
Дети: Самуил Маршак

Раунд №1 «Вопрос-ответ»

Ведущая: Самуил Яковлевич Маршак – один из любимых детских писателей. Жизнь его была очень трудной, но интересной и насыщенной. Я объявляю первый раунд – «Вопрос-ответ», в которым мы узнаем на сколько хорошо, вы знаете биографию Самуила Яковлевича Маршака. Я задаю командам вопросы о жизни и творчестве Самуила Маршака, команды отвечают на вопросы. Нужно ответить на 4 вопроса за 1 минуту! Команды готовы? Жюри готовы? Время пошло!
Начинает команда «Знайки»
1. В каком месяце родился Самуил Яковлевич Маршак? ( Ноябрь)
2. Кем был по профессии папа С. Маршака? (Химик, работал на мыловаренном заводе)
3. В какой стране Маршак занялся переводом детских стихов и песен на русский язык? (в Англии)
4. В каком городе установлен единственный в мире памятник С.Я. Маршаку?
( в г. Воронеже)
Отлично, просим жюри посчитать очки за правильные ответы.
Теперь очередь «Почемучек» отвечать на вопросы. Игроки готовы?
1. В каком городе родился С.Я. Маршак? (в г. Воронеже)
2. Кем была по профессии мама С. Маршака? (домохозяйка, занималась детьми)
3. Что основал в г. Краснодаре С.Я. Маршак? («Детский городок»)
4. Где жил и работал всю свою большую часть жизни С.Я. Маршак (в г. Москве)

Молодцы! Слово жюри. На табло выставляется счет игры.

2 раунд «Чудесный мешочек» 
Уже много лет первыми стихами, с которыми знакомятся малыши, являются стихи С.Я. Маршака. С них начинается изучение удивительного разнообразия окружающего мира. Маршак писал стихи обо всем, что его окружало, о детях, о плохих привычках, о жизни. Но больше всего С.Я. Маршак любил животных и именно им он посвятил многие свои произведения. У меня есть вот такой чудесный мешочек, в нем спрятаны фигурки животных, о которых С. Маршак писал свои произведения. Задача игроков выбрать на ощупь животного и описать его. Участники команды должны отгадать о каком животном идёт речь.
В «Чудесном» мешочке находятся фигурки животных из произведения Маршака «Детки в клетке»(по 6 фигурок каждой команде).
Ведущая: А где же жили-были эти зверушки у Маршака?
Дети: В зоосаду.
Ведущая: А как называется произведение С. Маршака о животных, живущих в зоосаду?
Дети: «Детки в клетке» (Слайд№3)
Ведущая: Верно. Книга, напечатанная в 1945 году, более 70 лет назад, под названием «Детки в клетке» - одна из первых книг, написанная Самуилом Маршаком. Уважаемые члены жюри, просим вас оценить проявленные знания и умения игроков в этом раунде.
Слово жюри. На табло выставляется счет игры. 

3 раунд «Отгадалки»
Ведущая: С.Я. Маршак очень любил детей и всегда в своих произведениях хотел им передать что-то хорошее и доброе, научить, как надо поступать. Когда он жил в Петрограде, там написал свои самые оригинальные сказки в стихах.  Сейчас мы и узнаем как хорошо вы знаете эти сказки.
Вопрос команде «Знайки»: на какой улице жил человек рассеянный?

- на Парковой улице

- на улице Лизюкова

- на улице Бассейной

Команда «Почемучки»: кто был у девочки хвостатый, усатый и весь полосатый?

- тигренок

- котенока

- жеребенок

«Знайки», какое место в багаже было потеряно:

- диван

- картина

- маленькая собачонка

«Почемучки», какой породы была собака у старушки?

- спаниель

- такса

- пудель
Следующее задание этого раунда - назовите произведение по отрывку. Я читаю отрывок из произведения С. Маршака, капитаны, команда которых знает ответ, поднимает руку.  Кто первый поднимет руку, получает право на ответ. За правильный ответ команда получает одно очко.

  • «Мать на рынок уходила
    Дочке Лене говорила:
    - Печку, Леночка, не тронь!
    Жжется, Леночка, огонь! («Пожар»)
    (Слайд №4)
  • «Ищут пожарные, ищет милиция,
    ищут фотографы в нашей столице,
    Ищут давно, но не могут найти
    Парня какого-то лет двадцати. («Рассказ о неизвестном герое»)
    (Слайд №5)
  • «Словечко за словечком -
    И снова разговор,
    А дома перед печкой
    Огонь прожег ковер…
    Вернулся кот Василий
    И кошка вслед за ним -
    И вдруг заголосили:
    - Пожар! Горим! Горим! («Кошкин дом»)
    (Слайд №6)
    Скажите, что объединяет все эти произведения? (Слайд №7)
    Дети: Пожар
    Ведущая: Тема пожара в жизни Маршака имеет огромное значение. Первое воспоминание детства – пожар во дворе. Как говорил Маршак: «Это первое впечатление первых лет моей жизни и было причиной того, что в моих сказках для детей так много места уделено огню».
    «…Не зальешь огня слезами,
    Мы водою тушим пламя.
    Будешь жить, да поживать.
    Только чур – не поджигать!» - говорил пожарный Кузьма.
    Игроки, вас ждут следующие задания:
    Команда «Почемучки», назовите, пожалуйста,
    ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, команда «Знайки», расскажите нам КАК СЕБЯ ВЕСТИ ПРИ ПОЖАРЕ (детям раздаются мнемотаблицы).
    Команда «Почемучки»: ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»:
    1. Нельзя играть зажигалками и спичками дома
    2. Нельзя пользоваться неисправными бытовыми приборами
    3. Нельзя оставлять без присмотра включенные электроприборы
    4. Не забывай выключать газовую плиту
    5. Нельзя зажигать бенгальские огни, фейерверки дома, без присмотра взрослых.
    6. Нельзя сушить белье над открытым огнем.

    Команда «Знайки»: «КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРИ ПОЖАРЕ»:
    1. Если огонь небольшой, потушить его – накинуть плотной тканью, залить водой, засыпать песком.
    2. Убежать из дома в безопасное место.
    3. Позвонить в пожарную охрану по телефону 01.
    4. Позвать на помощь взрослых.
    5. Не прятаться!
     
    6. Не пользоваться лифтом во время пожара.

Слово жюри. На табло выставляется счет игры.

4 раунд «Гость на пороге» (Слайд №8)
Звучит веселая музыка. Под музыку забегает Рассеянный.
Рассеянный: Простите! Извините!
Туда ли я попал?
Мы с вами незнакомы…
Ой, ой, какой скандал!
Я, кажется, надел не то…
Заметили, друзья?
А может это я — не тот?
Скажите, кто же я?
Дети: Человек рассеянный.
Рассеянный: Это что за остановка: Бологое иль Поповка?
Ведущая: Уважаемый, вы не в трамвае, а в детском саду. Очень хорошо, что вы к нам пришли. Наши дети знают и любят произведения С.Я. Маршака.
Рассеянный: А- а, Маршака!!! Я тоже знаю сказку Маршака – «Доктор Айболит» называется!
Ведущая: Опять перепутал! Ребятки, кто автор «Доктора Айболита»?
Дети: К.И. Чуковский.
Рассеянный: Ребята, помогите мне разобраться: какие произведения написал Маршак. А то я совсем растерялся и запутался! Давайте так: когда я назову произведение Маршака, вы хлопайте в ладоши, а, если другого автора, топайте:
1. Багаж
2. Сказка об умном мышонке
3. Федорино горе
4. Сказка о золотой рыбке
5. 12 месяцев
6. Усатый-полосатый
7. Шрек
Молодцы!

Рассеянный: А, вот, у меня еще есть для вас сюрприз! Я для вас сфотографировал ваших любимых героев Маршака. Уверен, уж здесь я точно ничего не перепутал! Полюбуйтесь!
Игра «Четвертый лишний»
( Слайды № 9, 10, 11, 12).
На экране 3 картинки с изображением героев сказок С. Маршака и одна картинка другого автора. Нужно найти лишнюю картинку.

  • Дама, Крокодил и воробей, Айболит, Человек рассеянный.
  • Кот («Сказка об умном мышонке), Ванька-встанька, Кот Матроскин, почтальон.
  • Человек рассеянный, усатый полосатый, Мойдодыр, глупый мышонок.
  • Кошка, пудель, теремок, Робин-Бобин.

Рассеянный достает из авоськи мяч.
Рассеянный: Ой, а это что за кубик?
Дети: Это не кубик, это мяч.
Ведущая: Рассеянный, у С. Маршака есть замечательное стихотворение про мяч, верно, ребята?! Только вот в произведении Самуила Яковлевича с мячом случилась беда. Какая?
Дети: Мяч попал под колесо, лопнул, хлопнул вот и всё.
Ведущая: Рассеянный, а мы с ребятами придумали интересную игру, в которой не дадим мячу попасть под колесо, называется она «Горелки с мячом». Хочешь мы и тебя научим.
Рассеянный: Конечно, хочу.
Подвижная игра «Горелки с мячом»
Дети становятся в круг («Почемучка»-«Знайка»-«Почемучка»-«Знайка» и т.д.), передают мяч друг другу со словами:
Мой веселый звонкий мяч
Ты куда помчался вскачь
Красный, синий, голубой
Не угнаться за тобой.
Ребенок, у которого остался мяч, вытягивает руки вперед и говорит: «Раз, два, три, беги!» Игроки, которые стоят справа и слева от ребенка с мячом, бегут в разные стороны, оббегая круг. Тот, кто первым возьмет мяч, победил.
По итогам игры жюри подсчитывают очки.
Рассеянный: Ну, молодцы! Ну, удивили, ну повеселили! Мне пора ехать в Ленинград, а то всё никак не доеду: то не в тот вагон сяду, то не на той станции выйду.
Убегает.
Ведущая: Вот какой Рассеянный с улицы Бассейной!

5 раунд «Конкурс капитанов»
Ведущая: Маршак написал для детей очень много стихов и сказок. Однако, считается, что самым особенным произведением стала сказка «12 месяцев» (Слайд№ 13), за которую Самуил Яковлевич даже получил Сталинскую премию. Следующий раунд и будет связан с этой сказкой. Раунд называется «Конкурс капитанов». Приглашаю капитанов подойти к магнитным доскам.
Всем известна азбука С. Маршака «Про всё на свете»! Я буду читать стихи из веселой азбуки, игроки должны узнать букву, выбрать её и отнести своему капитану. Буквы пронумерованы. Капитану необходимо расставить карточки в цифровом порядке и прочитать слово. Кто первый справится, та команда и получает 1 очко.
П - Панцирь носит черепаха, Прячет голову от страха.
О - Ослик был сегодня зол: Он узнал, что он - осел.
Д - Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил, как долотом.
С - Спит спокойно старый слон, Стоя спать умеет он.
Н - Hосорог бодает рогом
Е - Ель на ёжика похожа: ёж в иголках, елка тоже.
Ж - Жук упал и встать не может, Ждет он, кто ему поможет.
Н - Hе шутите с Носорогом.
И - Иней лег на ветви ели, Иглы за ночь побелели.
К - Кот ловил мышей и крыс, Кролик лист капустный грыз.
Ведущая: Приказала их принцесса принести домой из леса.
                 Принести домой цветы. А какие? Знаешь ты? (Подснежники)
(Слайд № 14)
Слово жюри.
Ведущая: Игроки, нам пора перейти к заключительному раунду, который называется «Конкурс актерского мастерства». Пока команды готовятся, предлагаю поиграть со зрителями.
«Игра со зрителями» (Слайд № 15)
Уважаемы зрители, предлагаю вам разгадать загадки. Загадки С. Маршака – маленькие литературные произведения, которые дети отгадывают с удовольствием! Это не просто вопросы, а целые стишки о предметах окружающей жизни. За правильный ответ, приз!

  • Держусь я только на ходу.
    А, если стану, упаду. (Велосипед)
  • Всегда шагаем мы вдвоем,
    Похожие, как братья,
    Мы за обедом – под столом
    А ночью – под кроватью. (Тапки)
  • Синий домик у ворот.
    Угадай, кто в нем живет.
    Дверца узкая под крышей -
    Не для белки, не для мыши,
    Не для вешнего жильца,
    Говорливого скворца.
    В эту дверь влетают вести,
    Полчаса проводят вместе.
    Вести долго не гостят -
    Во все стороны летят. (Почтовый ящик)
  • Под Новый год пришел он в дом
    Таким румяным толстяком.
    Но с каждым днем терял он вес
    И наконец совсем исчез. (Календарь)
  • В чистом поле на ходу я нашел себе еду -
    Не мясо, не рыбу, не хлеб и не сало,
    Но скоро еда от меня убежала. (Яйцо – цыпленок)
  • 6 раунд « Конкурс актерского мастерства»
    Ведущая: Итак, объявляю конкурс актерского мастерства.
    1. Команда «Почемучки» предлагает вашему вниманию встречу лисы с волком из сказки «Теремок».
    (Слайд № 16)
    Волк и лиса

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.
- Лисавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?
- Ничего идут дела. Голова еще цела.
- Где ты был?
- На рынке.
- Что купил?
- Свининки.
 - Шерсти клок,
  Ободрали Правый бок,
  Хвост отгрызли в драке!
- Кто отгрыз?
- Собаки!
- Сыт ли, милый куманек?
- Еле ноги уволок!
- Как, лиса, твои дела?
- На базаре я была.
- Что ты так устала?
- Уток я считала.
- Сколько было?
- Семь с восьмой.
- Сколько стало?
- Ни одной.
- Где же эти утки?
- У меня в желудке.
Ведущая: Мы знаем, что С.Я. Маршак жил в Англии, где увлекся переводами стихов английских поэтов на русский язык. Благодаря Маршаку мы с вами знаем многие английские песенки. Команда «Знайки» предлагает вам их послушать. (Слайд №17)

1.  Робин-Бобин кое как
  Подкрепился натощак
  Съел теленка утром рано
  Двух овечек и барана.
  Съел корову целиком
  И прилавок с мясником.
  Сотню жаворонков в тесте
  И коня с телегой вместе.
  Пять церквей и колоколен.
  Да еще и недоволен!»

2. Храбрецы 
    Однажды двадцать пять портных
   Вступили в бой с улиткой.
   В руках у каждого из них
   Была иголка с ниткой!
   Но еле ноги унесли,
   Спасаясь от врага,
   Когда завидели вдали
   Улиткины рога.

3.  - Где ты была сегодня, киска?
  - У королевы у английской.
  - Что ты видала при дворе?!
  - Видала мышку на ковре!

4. – Маленькая девочка, скажи, где ты была?
    - Была у старой бабушки на том конце села
    - Что ты пила у бабушки?
   - Пила с вареньем чай.
   - Что ты сказала бабушке?
   - «Спасибо» и «прощай»
Слово жюри. На табло выставляется счет игры.

Очень замечательно выполненные домашние задания, жюри подводит итоги, а я предлагаю в знак нашей дружбы и общей любви к творчеству С.Я. Маршака сделать небольшой подарок для нашего жюри: коллаж, который называется «НАШ МАРШАК»! (Слайд №18)
Дети наклеивают на ватман вырезные картинки из произведений С.Я. Маршака.
Слово жюри. На табло выставляется счет игры. Объявление победителей.
Награждение участников.

Ведущая: Уважаемые игроки, жюри, зрители наша литературная викторина «Умники и умницы» подошла к концу. Спасибо всем за игру. В заключении мне хочется словами С. Маршака сказать (Слайд №19):
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево! 
                   (
С. Маршак «Пожелания друзьям»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по развитию речи "Весенняя викторина"

Занятие проводилось в конце учебного года как итоговое по развитию речи в средней группе....

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина «Умные непоседы»

Цель:  Показать результаты занятий детей по развитию речи.Задачи:1. Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышл...

Конспект итогового занятия-викторины в старшей группе "Умные непоседы"

Крнспект итогового занятия-викторины в старшей группе "Умные непоседы"...

Конспект итоговой математической викторины в подготовительной к школе группе детского сада.

Итоговая математическая викторина в подготовительной группе проходила в форме соревнования двух команд - "Эрудиты" и "Знатоки". Команды сыграли в шесть дидактических игр по всем разделам ФЭМП. В конце...

Конспект итогового занятия - викторины в подготовительной группе «Приключения Незнайки по дороге в 1 класс»

Цель: обобщить и систематизировать полученные знания;Развивать познавательные процессы детей, творческие и интеллектуальные способности.Воспитывать уважение друг к другу, интерес к обучению, прививать...