семинар - практикум "Играю, речь развиваю" в старшей группе
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Чистова Галина Николаевна

повышение уровня компетенции родителей по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar1.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей в старшей группе
«Играю, речь развиваю»

     Развитие речи у детей в дошкольном возрасте происходит быстро. В старшем дошкольном возрасте, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребёнок достаточно хорошо владеет речью как средством общения и культуры; происходит обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Многие дети допускают грамматические ошибки в разговорной речи, неохотно участвуют в словесных играх, не проявляют интереса к письменной речи, но ряд речевых недостатков устранить легко и доступно не только педагогу, а так же и родителям.

      Актуальность данной темы определяется необходимостью создания в семье для ребенка таких условий, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился грамотно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно составлять рассказы по картинкам из личного опыта.

Цель - повышение уровеня компетентности родителей в вопросах речевого развития.

  Задачи.

  • Ориентировать родителей на развитие речевой деятельности ребенка, обогащение его кругозора, словарного запаса, элементов логического мышления, монологической речи в ходе игр, общения с взрослыми и самостоятельной детской деятельности.
  • Помочь родителям создать условия для развития умений использовать в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений.
  • Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитие положительной самооценки, уверенности в себе.

Методы и приёмы образовательной деятельности:

  • наглядный – наглядно-зрительные, предметная наглядность, наглядно-слуховые;
  • информационно-рецептивный – совместная деятельность педагога и родителя;
  • словесный – описание и объяснение;
  • игровой – использование игр для организации деятельности;
  • практический.

Ожидаемые результаты.

  • Педагогическая поддержка семьи по проблеме развития речи детей.
  • Возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания.
  • Активизация педагогического, образовательного потенциала родителей.
  • Создание высокоэффективной системы партнерства семьи и ДОУ по вопросам развития речи детей.
  • Повысить уровень развития речи детей.

Ход семинара-практикума:

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.   Предлагаю вам прослушать «Весёлые  рассуждалки» ваших детей  (аудио запись высказываний детей) и  рассмотрим, с какими проблемами мы столкнулись:

  • односложная речь (состоит из простых предложений);
  • речь бедная (недостаточный словарный запас);
  • слова-паразиты (употребление нелитературных слов и выражений);
  • неграмотные вопросы (неумение грамотно и доступно сформулировать вопрос);
  • не могут логически выражаться;
  • речь не выразительна;
  • плохая дикция.

Работа по развитию речи ведется по таким направлениям:

  • воспитание звуковой культуры речи (учим произносить внятно определённые звуки - водичка льётся с-с-с; комар пищит – з-з-з-з);
  • обогащение активного и пассивного словаря;
  • формирование грамматического строя речи (учим согласовывать существительное с прилагательным; учим употреблять предлоги – в, на, под, за; учимся употреблять существительные во множественном и единственном числе);
  • развитие связной речи (учим слушать внимательно, понимать заданный вопрос; отвечать на него; говорить, не перебивая друг друга;  употреблять в речи вежливые слова).

В методике развития речи дошкольников выделяют три основные задачи словарной работы: обогащение, уточнение и активизация словаря детей. Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем – отличаются нестабильностью успехов в учебе. Таким образом, важнейшей задачей в развитии ребенка на уровне получения дошкольного образования является развитие диалогической и монологической речи - чистой, правильной и выразительной; расширение словарного запаса – использование его в творческой речевой деятельности (сочинении загадок, рассказов, сюжетно-ролевых игр и др).  Я предлагаю вам подборку игр, которые вы можете проводить с детьми без специальной подготовки, в любом месте и в любое время.

Игра «Подбери признак».

Цель: развитие умения согласовывать прилагательные с существительными.

Воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), родители отвечают.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

Шляпа (какая?) – черная, большая…

Туфли (какие?) – осенние, красивые…

Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая?) - белая, праздничная….

Шуба (какая?) - меховая, теплая…

Игра "Найди противоположное слово".

Цель: развитие   умения подбирать противоположные по смыслу слова.

Сахар сладкий, а лимон .....(кислый).

Луна видна ночью, а солнце ....(днем).

Огонь горячий, а лед .....(холодный).

Тополь высокий, а шиповник ..... (низкий).

Река широкая, а ручей ....(узкий).

Камень тяжелый, а пух ..... (легкий).

Редька горькая, а груша ..... (сладкая).

Игра «Пословицы и поговорки».

Цель: развитие  умения находить слова-антонимы в пословицах и поговорках.

«Ученье - свет, а не ученье - тьма».

«Меньше говори, а больше делай».

«Труд кормит, а лень портит".

«Готовь сани летом, а телегу зимой».

«Большая работа лучше большого безделья».

«Лето собирает, а зима подъедает».

«Чужбина - калина, родина – малина».

Игра «Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов».

Предлагаю несколько картинок, из которых нужно выбрать подходящую.

- Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами

Он на севере живет, вместо сена мох жует.

- Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки,

Разлинованы лошадки от копыт до головы.

- Маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты,

черненькие глазки, остренькие зубки.

- Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

- Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.

Игра «Речевые аналогии».

Цель: развитие умения подбирать слова так, чтобы получились похожие пары слов, просим объяснить, чем похожи эти пары.

Огурец – овощ, ромашка (земля, цветок, клумба).

Помидор – огород, яблоко (забор, сад, груша).

Часы – время, градусник (кровать, температура, окно).

Машина – мотор, лодка (парус, вода, палуба).

Стол – скатерть, пол (мебель, доски, ковёр).

Игра «Назови лишнее слово»

Среди имен существительных

Кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

Стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.

Среди имен прилагательных.

Грустный, печальный, унылый, глубокий;

Храбрый, звонкий, смелый, отважный;

Желтый, красный, сильный, зелёный; и т.д.

Среди глаголов

Думать, ехать, размышлять, соображать;

Бросился, слушал, ринулся, помчался;

Ненавидеть, презирать, наказывать;

Приехал, прибыл, убежал, прискакал;

Пришел, явился, смотрел;

Выбежал, вошел, вылетел, выскочил;

Таким образом, используя данные дидактические игры в повседневной жизни, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Заключение.

Успешное взаимодействие воспитателя и родителей с целью развития речи ребёнка обязательно принесёт  положительные результаты. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Важно беседовать с ребенком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. Активный образ жизни семьи предоставляет благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк, лес и в завершении следующие рекомендации; поддерживайте проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками:

  • Развивайте умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.
  • Поддерживайте использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений.
  • Развивайте речевое творчество, учитывайте индивидуальные способности и возможности детей.
  • Воспитывайте интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям.
  • Развивайте умения письменной речи: читайте отдельные слова и словосочетания, учите писать печатные буквы.
  • Развивайте умения анализировать содержание и форму произведения, развивайте литературную речь.
  • Обогащайте представления об особенностях литературы: о родах (фольклор авторская литература), видах (проза и поэзия) и многообразии жанров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...