Педагогический проект "Речецветик"
проект по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Актуальность проблемы.
Процесс речевого развития – одна из актуальных и сложнейших проблем современного общества. К сожалению, с одной стороны, сегодня развитию речи уделяется недостаточно внимания, как родителями, так и педагогами. Ссылаясь на занятость, взрослые очень мало времени отводят «живому» общению с ребенком, не всегда читают художественную литературу.
Статистика показывает, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
С другой стороны, в современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Как правило, дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы, не могут изъяснять свои мысли четко и ясно, стесняются публичных выступлений.
Изучив вышеперечисленные проблемы развития речи дошкольников, возникла необходимость в решении данного вопроса.
Процесс создания «Речецветика» основывался на принципы: интеграции познавательной и творческой активности детей, индивидуализации: учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых, системности и целостности: позволяет разработать четкую программу действий.
Проблема: В настоящее время увеличивается число детей с нарушениями развития речи. При этом чаще всего такой диагноз уже достаточно достоверно ставят детям 4-5 летнего возраста.
Цель проекта: развивать речь, восприятие, зрительную координацию, а также расширять и активизировать словарь детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1.Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции. Укреплять речевые мышцы.
2. Развивать движения кистей и пальцев рук.
3. Способствовать развитию правильного речевого дыхания.
4. Развивать фонематический слух и восприятие.
Учасники проекта: дети, родители, учитель-логопед, педагог ДОУ.
Вид проекта: групповой, социальный, информационно-практический.
Реализация проекта: долгосрочный .
Предполагаемый результат:
Овладеть основными артикуляционными движениями по возрасту.
- Довести произношение звуков до нормы.
- Овладеть навыками правильного дыхания ( выдох длиннее, чем вдох)
- Будут получаться тонкие координированные пальчиковые движения.
- Развиты фонематические представления по возрасту.
- Младшие дошкольники используют в общении выразительные средства родного языка (мимика, жесты, интонация).
- Родители являются активными, заинтересованными партнёрами в вопросах речевого развития воспитанника.
- Средства реализации задач:
- - Артикуляционные образы и артикуляционные упражнения в картинках со стихами.
- -Пальчиковые игры.
- - Мячи, колечки Су – джок для массажа пальчиков.
- - Дыхательные упражнения ( картотека)
- - Стишки, скороговорки для улучшения дикции
- - Игры на развитие фонематического слуха
- - практические задания на развитие зрительного восприятия и ориентировки в пространстве.
Ход проекта:
Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний детей, развивать мышление, развитие внимания, формирование и развитие грамматического строя речи. В этом помогли такие формы работы, как систематизация по признаку, определение временных отношений, классификация предметных картинок, выкладывание из палочек и т.д.
Социализация Познание | 1. Сюжетно-ролевые игры: упражнение «Тёрка», игра «Три медведя», упражнение «Одуванчики», Пальчиковая игра «Зайчики», Пальчиковая игра «Идет коза рогатая», Игра – ситуация «Что растёт на грядке?». 2.Дидактические игры: «Найди пару», «Какое слово самое длинное», «Сосчитай до пяти» « Что лишнее».. |
1. Познавательные занятия: «Исправь ошибку» «Лабиринт». 2. Беседы: «Развиваем речь» , «Домашняя игротека»,« Играем дома». 3.Отгадывание загадок. |
Дети с удовольствием рассказывают выученные четверостишья , выполняют задания. Помощь в развитии у детей речи , оказывает художественные произведения. На примере литературных героев у детей формируются чувства доброты и заботы.
Чтение художественной литературы | 1. Чтение стихотворений: «Кукла», «Зайчик», «Лошадка», «Три яблока», «Листья осенние», «Мы сегодня в лес пойдём», «Ножками мы топаем», «Плюшевый мишка», «Как у нашей кошки», «Бабушка и мамочка» и др. 2. Чтение рассказов: Ч.Янчарского «В магазине игрушек», Г.Цыферова «Когда не хватает игрушек», И.Янчарского «Приключения Мишки-Ушастика». |
Художественное творчество и продуктивная деятельность |
Обвод по точкам : «Буратино», « Чайник», «Черепаха», «Зонт», «Цветы». |
Физ. Оздоровительная деятельность | 1. Комплексное занятие «Дерево на ветру», «Сердитый ежик» , «Надуй шарик», «Жук» , «Вырасти большой» 2.Подвижные игры: «Мишка косолапый», «Передай другому», «Зайка беленький сидит», «Пес Барбос», «Воробушки и автомобиль», «Мячик», «Лошадки». 3.Пальчиковая гимнастика «Веселые зайчики», «Вот солдатики стоят», «Медвежонок взял гармошку» 4. Ситуативный разговор о правилах личной гигиены. |
Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание, которые проходят у нас в виде круглого стола, дискуссий, презентаций. На собрании родителям было предложено творческое задание, совместно с детьми выполнить пальчиковую гимнастику и артикуляционную. Родители по-разному отнеслись к выполнению этого творческого задания, но в основном совместная работа родителей и детей была выполнена.
Результатом реализации данного проекта является довести произношение звуков до нормы, получить тонкие координированные пальчиковые движения.
Развитие речи имеет важное значение для ребенка. Речь является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития.
Речь является не отменной частью игры. Правильное развитие речи является регулятором психического и физиологического развития ребенка.
В результате решения проблемы:
Дети:
- У детей развиты все компоненты речевой системы в соответствии с возрастом:
- Речь обогащена новыми словами, которые используются детьми в свободном общении.
- Дети активно пользуются диалогической речью, соблюдая грамматические нормы.
- Правильно и чётко произносят звуки в пределах возрастной нормы.
- Дети активно пользуются речью как средством общения со сверстниками.
.
Родители:
- Повышается компетентность родителей в способах развития детей.
- Родители начинают более активно играть со своими детьми.
- Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
Рефлексивная записка.
В ходе реализации проекта, понимаешь, что взаимосвязь с родителями нам необходима. Педагоги и родители должны взаимодействовать в деле воспитания и развития детей. Совместное участие в проектной деятельности помогла нам лучше узнать друг друга, поделится опытом воспитания, помогло творческому общению родителей и детей. У родителей появилась заинтересованность в продолжительном сотрудничестве.
Особенностью данного проекта, является то что вместе мы можем развиваться и познавать и осваивать новое. И одним из главных результатов является то что родители активно принимают участие в жизни детей в детском саду.
Результатом проекта считаю, довольство от проделанной работы, совместных игр. Родители начинают больше времени уделять своим детям и занятиям с ними, они обогатились приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье. И главный результат, заключается в том что у детей появился положительные изменения в речи.
Педагогический инструментарий.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей.
– 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозайка – Синтез, 2004. – 269 с.
- Баряева Л., Вечканова И. и др. Театрализованные игры – занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001. – 310 с., ил. – (Коррекционная педагогика).
- Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 272 с.
- Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельностью. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2009. – 144 с.
- Громова О.Е. ,Соломатина Г.Н. лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с. – (логопед в ДОУ).
- Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных особенностей дошкольников 4-5 лет .- Санкт- Петербург – Москва, Речь, 2017.-143с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»
В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...
Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»
Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...
Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.
Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....
Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»
Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....
Педагогический совет «Использование современных педагогических технологий в развитии системы педагогической работы с детьми в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог».
laquo;Только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором - Педагогом. Ищите, творите!»...
Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."
Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...