Лексический материал по теме "Детский сад"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Жукова Елена Юрьевна

Лексический материал по теме "Детский сад" для старшей и подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_sad_leksika.docx36.46 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДЕТСКИЙ САД »

Дети должны знать: 

  • имена, отчества воспитателей и других работников детского сада;
  • названия предметов мебели, игр, игрушек, пособий, место их нахождения и правила обращения с ними;
  • расположение, назначение и название комнат и групп в детском саду: кухня, физкультурный - музыкальный зал, кабинет логопеда, кабинет заведующего, кабинет врача, прачечная, группа, игровые уголки, раздевалка;
  • названия профессий работников детского сада: логопед, воспитатель, няня, медицинская сестра, повар, завхоз и т.д.

Расширение словарного запаса детей:

названия: группа, спальня, коридор, раздевалка, туалет, кабинет и др.;

признаки: большая, маленькая, светлая, чистая, широкая, узкий, высокий, низкий;

действия: играть, кушать, заниматься, рисовать, лепить, резать, клеить, считать, писать, читать, спать, гулять и т. д.

Беседа:

объяснить ребенку, для чего он ходит в детский сад;

обсудить, какие помещения есть в детском саду: групповая комната, умывальная комната, раздевалка, кабинет логопеда, физкультурный - музыкальный зал, объяснить назначение каждой комнаты;

рассказать ребенку о правилах поведения в детском саду;

выучить имена и отчества сотрудников детского сада, учить вежливому обращению к взрослым.

Игры:

«Кто, что делает»

 Составление предложений по демонстрации действия (детям от 4 лет).

Что делает воспитательница?

 — учит, объясняет, помогает, показывает, заботится и т.д.;

Что делает няня?

 — моет, убирает, протирает, помогает и т.д.;

Что делает повар?

— жарит, варит, моет, режет, печет и т.д.;

Что делает медицинская сестра?

Что делает логопед?

«Один – много»

Образование существительных единственного и множественного числа (детям от 5 лет)

Комната — комнаты — много комнат.

Спальня — спальни — много спален.

Коридор — коридоры — много коридоров.

Раздевалка — раздевалки — много раздевалок.

Кабинет — кабинеты — много кабинетов.

Зал — залы — много залов.

Площадка — площадки — много площадок.

Веранда — веранды — много веранд.

Игра — игры — много игр.

Кухня — кухни — много кухонь.

Игрушка — игрушки — много игрушек.    

Стол  –  столы – много столов.                

Книга  -  книги – много книг

Шкаф – шкафы – много шкафов.                

Стул - стулья – много стульев. 

Карандаш – карандаши – много карандашей.

«Образование глаголов множественного числа»

Играет — играют

Стоит — стоят

Спит — спят

Кушает — кушают

Рисует — рисуют

Лепит — лепят

Считает — считают

 «Подумай и измени»

Цель: употребление имён существительных  единственного  и множественного числа в винительном и творительном падежах.

Описание: Взрослый предлагает ребёнку закончить фразу, изменив единственное число существительного на множественное.

- Я взяла с полки игрушку – дети взяли с полки… (игрушки).

- Я повесила на крючок полотенце – дети повесили на крючки …(полотенца).

- Я кормлю птичку – дети кормят … (птичек).

- Я рисую карандашом – дети рисуют …(карандашами).

«С чем играю, с кем дружу...»

Цель: закрепление умения составлять предложение по вопросам.

Оборудование: игрушки, фотографии детей.

Описание: Я сейчас вам покажу, с чем играю, с кем дружу.

Помоги Маше.

Сначала надо выбрать снимки её друзей, а затем — предметы, с которыми она играет.

Расскажи, с кем дружит Маша. С чем она играет?

«Чья? Чей?»

Согласование существительных с личными местоимениями

 (детям от 5 лет)

Моя — комната, веранда, спальня, площадка, столовая, группа, раздевалка, кухня, игра и т.д.;

Мой — зал, бассейн, кабинет, коридор и т.д.

«Какая»

Формирование предложений с однородными определениями.

Комната — большая, светлая, чистая, красивая, …

Спальня — большая, светлая, красивая, уютная, …

Кабинет — маленький, уютный, красивый и т.д.

Формирование сложносочиненного предложения с противительным союзом «а», соединительным союзом «и» (детям от 6 лет)

Комната широкая, а коридор узкий;

зал большой, светлый и спальня большая, светлая;

группа большая, а кабинет маленький.

«Сколько в слове слогов?» 

Отстучать карандашом количество слогов в словах: мама, бабушка, дети, сын, дочь и др.

Стихи:

«Сестренка»

Я утром в детский сад иду,

Аленку за руку веду...

«Вот это настоящий брат!»

-Сказал один прохожий.

Уж если люди говорят,

Так, значит, — мы похожи.

А девочка Аленка

Мне вовсе не сестренка.

«Наши полотенца»

Мы картинки разные

Сами рисовали,

Их над полотенцами

Сами прибивали.

Полотенце Олино

Саша не возьмет:

С птичкой он не спутает

Синий самолет.

Знает свой кораблик

Боря-новичок,

Миша — землянику,

Машенька — волчок.

У Сережи — яблоко,

У Володи — груша,

А картинку с вишнями

Выбрала Катюша.

Бабочка — у Игоря,

Заяц — у Наташи...

Мы совсем не путаем

Полотенца наши.

«Новичок»

В сад пришел к нам новичок,

Мы зовем его Молчок:

Он молчит, не ест, не пьет,

Песен с нами не поет.

А потом, глядишь, привык:

С нами вместе — скок да прыг.

Говорит, и ест, и пьет,

И танцует, и поет...

Он Петрусь, а не Молчок,

Этот мальчик-новичок!

«Подружки»

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,

Только Мишку подержала,

Только с Мишкой убежала

И сказала: «Не отдам».

Я пойду и помирюсь.

Дам ей Мишку, извинюсь,

Дам ей куклу, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!»

«В нашем детском саду»

В нашем детском саду —

Маленькие столики.

В нашем детском саду —

Голуби и кролики.

В нашем детском саду —

Песенки и сказки.

В нашем детском саду —

кубики и краски.

Мы сидим за столом

И рисуем елочку,

Рядом с елочкой — дом,

Рядом с домом — телочку.

Вот летает птица,

Вот бежит лисица,

У лисицы — рыжий мех.

Чей рисунок лучше всех?

 «Новая девочка»

Девочка новая

В детском саду.

К девочке новой

Сейчас подойду.

Зачем ты в сторонке —

Ведь скучно одной.

Вот наши игрушки,

Вот слон заводной.

Вот видишь —

Его я ключом завела,

Сейчас он пройдет

От стены до стола.

Вот кубики наши,

Мы строим дома.

Ты тоже научишься

Строить сама!

Пойдем, я к ребятам тебя отведу.

Всем девочкам нравится в детском саду.

 «Детский сад»
Мы приходим в детский сад,
Там игрушки стоят.
Паровоз,
Пароход
Дожидаются ребят.

Там картинки на стене
И цветы на окне.
Захочу -
Поскачу
На игрушечном коне!

В этом доме все для нас -
Сказки, песня и рассказ,
Шумный пляс,
Тихий час, -
В этом доме все для нас!

Вот какой хороший дом!
В нем растем мы с каждым днем,
А когда
Подрастем,
Вместе в школу пойдем.

«Детский сад» 

Детский сад начинает работу с восьми,
И к восьми же наш двор наполняется роем.
Человеческий отпрыск, любитель возни,
Поутру молчалив и угрюмо настроен.

Вот и мне на работу пора, я бегу,
Двор встречает меня щебетаньем картавым,
А потомство уже громоздит на снегу
Свои башни, свои трудовые кварталы.

Иногда бюллетеню, торчу у окна,
Все гляжу-наблюдаю подолгу-подолгу,
Как, вольна и буйна, от темна до темна
Приучается смена к порядку и долгу.

А уходят ребята в седьмом, в полумгле,
Второпях, не сказав «до свиданья» друг другу,
И спешат-семенят по промерзлой земле,
Уцепившись за теплую мамкину руку.

«Новые ясли» 

Новые ясли открыты у нас,
В ясли придут ребятишки сейчас.

В комнатах светлых кроватки стоят
В эти кроватки уложат ребят.

Держится Миша за мамин подол –
Миша заплаканный в ясли пришел.

Оленька смело гуляет одна,
В ясли сама прибежала она.

Чище умойся, воды не жалей –
Будут ладошки от мыла белей.

Вкусную травку коровы едят,
Много дадут молока для ребят.

Стали ребята обедать в саду,
Будут сегодня оладьи в меду.

Новенький пролил своё молоко,
Жалко, что киска сейчас далеко.

В поле кузнечики звонко трещат.
Спать в холодке уложили ребят.

Толстенький Петя совсем еще мал,
Начать ходить и на травку упал.

Сели ребята играть на песок,
Сделал Сережа высокий пирог.

Оленька весело в яслях живет,
Любит плясать и водить хоровод.

Вот наступила седая зима,
Белые шапки надели дома.

Новые санки по снегу скрипят.
В ясли на ёлку позвали ребят.

Встали ребята в широкий кружок,
Кто-то на ёлочке свечи зажёг.

Оленька смело выходит вперед,
Беленький зайчик куклу дает.

Каждый подарку хорошему рад.
Весело в яслях у наших ребят.

«В школу» 
Листья желтые летят,
День стоит веселый.
Провожает детский сад
Ребятишек в школу.
Отцвели цветы у нас,
Улетают птицы.
- Вы идете в первый раз
в первый класс учиться.

Куклы грустные сидят
На пустой террасе.
Наш веселый детский сад
Вспоминайте в классе.
Вспоминайте огород,
Речку в дальнем поле…
Мы ведь тоже через год
Будем с вами в школе.
Дачный поезд отошел,
Мимо окон мчится…
- Обещали хорошо,
лучше всех учиться!

«День прощанья» 

Грустны клены у оград-
День прощанья…
До свидания детский сад,
До свидания!
Нам за партами сидеть
В эту осень!
Даже плюшевый медведь
Спать не хочет…
На полу сидит в углу
С ним простились.
Вот дождинки по стеклу
Покатились…
Грустен день, у нас, ребят,
И веселый.
До свиданья, детский сад.
Здравствуй, школа!

«Одежкин домик» 

Галоши уношу домой,
Сегодня много дел…
Одежкин домик,
Шкафчик мой,
Совсем ты опустел!
А как наполнен был зимой- торчали рукава…
Бывало, дверцу, шкафчик мой,
Я закрывал едва
Тебе займет малыш другой,
Иду учиться я!
Одежкин домик, шкафчик мой,
Навек прощаемся с тобой, как старые друзья!

«Тихий час»

Ставни закрываются,
Дети раздеваются.
- Тише, тише, тише, птицы,
Вы не пойте под окном!
В тихий час так сладко спится,
Спят ребята крепким сном.
Вы не цокайте, цикады,
Не трещите – цок-цок-цок!
Отдохнуть ребятам надо,
Надо им поспать часок!
Вы не квакайте, лягушки,
Под окошком у ребят!
Здесь кроватки-раскладушки,
Здесь ребята крепко спят.
Ставни открываются
Дети одеваются…
Расскажите, дети, мне,
Что вы видели во сне?

«Ольга Павловна»
Кто расскажет обо всём:
Отчего бывает гром,
Как работают заводы,
И какие там станки,
И о том, как садоводы
Разбивают цветники,
И про север, и про юг,
И про всё, что есть вокруг,
И про уголь, и про газ,
Про тайгу и про Кавказ,
Про медведя, про лису
И про ягоды в лесу?

Кто научит рисовать,
Строить, шить и вышивать,
Усадив ребят в кружок,
Прочитает им стишок,
Скажет: «Выучите сами,
А потом прочтите маме»?

Кто сейчас же разберется,
Почему Олег дерется,
Почему у Гали с Ниной
Он матрешку отнимал,
Почему слона из глины
Миша сразу поломал?

Это воспитательница,
Это Ольга Павловна.

Любит Ольга Павловна
Всех своих ребят,
Очень Ольгу Павловну
Любит детский сад!

 Рассказы для детей про дружбу:

«Синие листья»   В.А. Осеева

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

- Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

- Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

- Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

- Мама-то позволила, а брата я не спросила.

- Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.

- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

- Я осторожненько, - говорит Лена. - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

- Ну, что ж ты? Бери!

- Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

- Карандаша зелёного нет.

- А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

- Я ей давала, а она не берёт.

Посмотрел учитель на обеих:

- Надо так давать, чтобы можно было взять.

 

«Как Маша стала большой»    Е. Пермяк

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала. Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали. Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:

- Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:

- Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.

Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов. Не они, видно, маленьких большими делают.

 

«Хорошее»  В.А. Осеева

Проснулся Юра утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает: «Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

- Погуляй со мной, Юра!

- Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

- Убери посуду, Юрочка.

- Убери сама - некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает: «Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

- Пошёл вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты.

А Юра к маме пошёл:

- Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:

- Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

Пальчиковая гимнастика:

«Дружные пальчики»

Пальчик, пальчик, где ты был?

(пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)

С этим пальцем в лес ходил.

С этим пальцем щи варил.

С этим пальцем кашу ел.

С этим пальцем песни пел.

(на каждую строчку загибается один пальчик)

«Наша группа»

В нашей группе все друзья. 

(ритмично стучат кулачками по столу)

Самый младший – это я.

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

(разжимают кулачки, начиная с мизинчика)

«Пальчики засыпают»

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

Физкультминутки

Солнце скрылось за домами,

(«солнышко» над головой)

Покидаем детский сад.

(шаги на месте)

Я рассказываю маме

(показывают на себя, а потом на воображаемую маму)

Про себя и про ребят:

(показывают на себя, а потом на других ребят)

Как мы хором песни пели,

(далее движения по тексту)

Как играли в чехарду,

Что мы пили, что мы ели,

Что читали в детсаду.

                         

«В понедельник»
В понедельник я купался, 

(Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. 

(Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, 

(Умываемся.)
А в четверг в футбол играл.

(Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, 

(Прыгаем.)
Очень долго танцевал. 

(Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье 

(Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. 

(Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

                   

«Мы ногами топ-топ»
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз — сюда, два — туда,
Повернись вокруг себя.
Раз — присели, два — привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели — встали, сели — встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз — два, раз - два
Заниматься нам пора!

                   

«Мы топаем ногами»
Мы топаем ногами.
Топ, топ, топ. 

(Ходьба на месте.)
Мы хлопаем руками.

Хлоп, хлоп, хлоп. 

(Хлопки в ладоши.)
Качаем головой.

(Наклоны головы вправо, влево.)
Мы руки поднимаем,

(Руки вверх.)
Мы руки опускаем,

(Руки вниз.)
Мы руки разведем,

(Руки в стороны.)
И побежим кругом.

(Бег.)

«Мы устали, засиделись»
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.

(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. 

(Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!

(Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.

(Дети садятся.)

                   

  «Лошадка»

Я люблю свою лошадку,

(скачут на воображаемой лошадке)

Причешу ей шерстку гладко,

(поглаживающие движения сверху вниз по туловищу)

Гребешком приглажу хвостик

(«гладят хвостик»)

 И верхом поеду в гости.

(скачут на воображаемой лошадке)   

Считалка «Детский сад»

На каждую строчку считалки четыре ритмичных удара мяча об пол:

Детский сад мы очень любим,

В нем играть, расти, мы будем.

Коля, Коля, Николай,

За собой убирай!  

(дети идут по кругу друг за другом)

У тебя ленивы руки:  

(хлопают в ладоши)

Под столом ремень и брюки,

(приседают)

Не в шкафу рубаха,

(«рисуют» четырёхугольник)

Николай – неряха.  

(грозят пальчиком и качают головой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты