Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Г. Снегирёва «Пингвиний пляж»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Журавлева Мария Алексеевна

Рассказы Геннадия Снегирева — произведения, которыми восхищаются взрослые и любят дети. В рассказах ребенок найдет ответы на свои многие «почему», научится удивляться природе, восхищаться поступками ее представителей, откроет для себя мир приключений и путешествий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razv.rech_._pingviny.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.

Пересказ рассказа Г. Снегирёва «Пингвиний пляж»

Цель: Формирование навыков связного и последовательного пересказа литературного текста с наглядной опорой в виде иллюстраций, отражающих последовательность событий.

Задачи: 

1.Закрепить знания о творчестве писателя Г. Снегирёва; названия его рассказов из книги «Про пингвинов», уметь передавать их краткое содержание.

2.Учить детей внимательно слушать, беседовать по содержанию произведения, понимать значение трудных слов.

3. Развивать интонационную выразительность при воспроизведении текста.

4. Воспитывать интерес к животным Севера через произведения Г.Снегирёва.

Предварительная работа: чтение рассказов Г. Снегирёва о пингвинах, знакомство с глобусом и расположением Антарктиды, объяснение понятия «материк»; заучивание детьми загадок по их выбору.

Методические приёмы: сюрпризный момент, использование художественной литературы, вопросы к детям, беседа, задания детям, индивидуальные ответы детей, речевая деятельность детей, итог деятельности.

Материал: игрушка пингвин, портрет писателя Г. Снегирёва, иллюстрации к рассказу.

Ход занятия.

1. Организационный момент

Воспитатель: - Встанем в круг, ребята, дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

2.Основная часть

Воспитатель: - Ребята, вы любите отгадывать загадки?

Дети: -Да, любим.

Воспитатель: -Отгадайте мою загадку:

Носит фрак красивый чёрный.
Дом в Антарктике его.
Лёд прозрачный и холодный 

Для него милей всего.
Вперевалочку шагает,
Словно важный господин.
В море рыбку добывает
Неуклюжий наш…
(
Пингвин)

- А вот и наша отгадка.  (Из «чудесной» коробки появляется игрушка  пингвин).

- Ребята, что вы знаете об этих птицах? (Ответы детей: живут в Антарктиде, среди снега и льда; пингвины не летают, хорошо ныряют; смешные.)

- Ребята, о пингвинах очень интересно рассказал Геннадий Снегирев (Показ портрета писателя) в своей книге. Сам писатель много читал, работал вместе с учеными и часто бывал в экспедициях в самых разных уголках нашей Родины. Там он наблюдал за жизнью животных и птиц. Хотите послушать и узнать что-нибудь интересное из их жизни? Давайте и пингвиненка пригласим послушать.

Воспитатель: - Ребята, а какие рассказы Геннадия Снегирёва о пингвинах вы знает?

 (Дети называют рассказы: «Отважный пингвинёнок», «Любопытные», и т.д.).

- Ребята, сегодня мы вспомним рассказ «Пингвиний пляж» и будем его пересказывать. Но сначала я его вам напомню.

Чтение рассказа.

Воспитатель: - Ребята, в рассказе нам встретились трудные слова, давайте объясним, что они обозначают.

- Что такое Антарктида?  (Антарктида – это материк, покрытый камнями и льдом).

- Что такое фанера? (Фанера – это тонкий деревянный лист).

- Что означает слово «переговаривались»? (Это значит, говорили друг с другом).

- Что означает слово «напирать»? (Это значит, толкать, теснить).

- Что означает слово «устроили»? (Это значит, что-то сделали).

- Что означает слово «выстроилась»? (Это значит, построиться).

- Что означает слово «загляделся»? (Это значит, долго смотрел).

Беседа по содержанию.

Воспитатель: - Ребята, давайте поговорим по его содержанию. Я вам буду задать вопросы, а вы отвечайте.

- Где выгрузили свои вещи люди?  (Люди выгрузили вещи на пляже, на пингвиньем пляже).

- Что делали пингвины, когда увидели мешки на пляже? (Пингвины вылезли из воды, кричали, переговаривались, клевали мешки).

- На чём пингвины устроили танцы? (Пингвины устроили танцы на фанере).

- Где лежал лист фанеры? (Лист фанеры лежал на камнях).

- Как долго танцевали пингвины? (Пингвины танцевали весь день).

- Когда ушли пингвины? (Пингвины ушли вечером).

- Как вёл себя последний пингвин? (Один пингвин отстал и загляделся на человека).

- Молодцы, ребята, вы полным ответом и правильно ответили на мои вопросы. А сейчас мы можем отдохнуть.

Физкультминутка.

Жили-были три пингвина (хлопки руками)

Пик, Пак, Пок (хлопки по бокам в позе пингвина)

Хорошо и дружно жили (пожимания кистей одна другую)

Пик, Пак, Пок (хлопки по бокам в позе пингвина)

Как-то утром на рыбалку (хлопки руками)

Пик, Пак, Пок (хлопки по бокам в позе пингвина)

Зашагали вперевалку (ходьба на месте, переступая с ноги на ногу)

Пик, Пак, Пок (хлопки по бокам в позе пингвина)

Наловили много рыбы (движения руками к себе)

Пик, Пак, Пок (хлопки по бокам в позе пингвина)

И ещё поймать смогли бы (движения руками к себе)

Пик, Пак, Пок (хлопки по бокам в позе пингвина)

Съели дружно всё до крошки (сгибание кистей рук)

Пик, Пак, Пок (хлопки по бокам в позе пингвина)

Кроме маленькой рыбёшки (сгибание кистей рук)

Пик, Пак, Пок (хлопки по бокам в позе пингвина).

Воспитатель: - Ребята, а наш гость пингвинёнок хочет услышать рассказ, о котором мы с вами говорим. У меня к рассказу есть иллюстрации. Они помогут вам при пересказе текста.  

- Ребята, кто желает пересказать рассказ?  Начните пересказ с фразы: «Геннадий Снегирёв. «Пингвиний пляж»». (Заслушиваются 2-3 рассказа)

Воспитатель: - Ребята, вы прослушали несколько пересказов своих товарищей.  Скажите, чей пересказ вам понравился и почему?

- Кто из ребят выразительнее пересказал текст?

3.Заключительная часть.

Воспитатель: -Нашему гостю очень понравилось у вас, ребята, но ему пора возвращаться домой в Антарктиду. (дети прощаются с пингвином)

 Воспитатель: - Ребята, о ком мы читали? (О пингвинах)

-Какие пингвины в рассказе? (Добрые, любопытные, смешные, забавные, веселые)

- Что делали птицы? (Пингвины молча стояли, склонив голову набок, и слушали.)

-Где живут пингвины? (В Антарктиде)

- Кто автор рассказов о пингвинах? (Г. Снегирев)

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Хорошо сегодня отвечали на занятии. Рассказы Г.Снегирева, помогут вам узнать много интересного из жизни животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа "Как Миша варежку потерял"

1.     Учить передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога. Придумывать конец рассказа, опираясь на собственный опыт.2....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа В.Бианки " Купание медвежат"

Конспект заняти по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказ В.Бианки  " Купание медвежат "...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа «Весна пришла».

Данный материал призван научить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно; уточнить словарь по теме: «Весна» и естественнонаучные представления....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа «Весна пришла»

Программное содержание:Учить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно. Уточнить словарь по теме: «Весна» и естественнонаучные представления.Совершенствовать ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»....