"В стране насекомых"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Просекова Татьяна Анатольевна

Конспект занятия по развитию речи в период тематической недели "Насекомые".

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект НОД по развитию речи

с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «В стране насекомых»

Разработал: воспитатель Просекова Т.А.


Тема: «В стране насекомых».

Тип занятия: комбинированное.

Технология занятия: развивающее обучение.

Цель занятия: Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».

Задачи:

 - продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому что; продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин.

- активизировать, обогащать словарный запас детей по теме; развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа; продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку; продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

- воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

Оборудование: на полу группы крупные цветы, изображающие поляну, предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза), игрушка- цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая игрушка гусеница, стол, покрытый зеленой тканью, на котором расположены цветы, письмо. Конверты (с изображением насекомых пчела, стрекоза, муравей) с заданиями.

Ход занятия:

  1. Кинезиологическое упражнение (2 мин).
  2. Организационный момент (2 мин).
  3. Выполнение заданий (4 мин).

4. Физминутка (2 мин).

5. Проведение игр (8 мин).

6. Логоритмическая пауза (2 мин)

7. Итог занятия (2 мин)

8. Рефлексия (1 мин.)

9. Релаксация (2 мин)

1.Кинезиологическое упражнение «Перекрестные шаги»

- Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки насекомым.

Подготовимся к путешествию:

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви пенечки.

Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

2.Организационный момент.

Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и приглашение-открытка. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что насекомые приглашают детей в гости в свою страну.

- Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы приглашаем вас к себе в гости, здесь вы узнаете много интересного, покажете свои знания и поиграете!»

- Ребята, чтобы попасть в страну насекомых у меня есть волшебная цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:

- Закройте все глаза и повторяйте за мной: -

Нам, цветочек, помоги, в страну насекомых нас перенеси!

Вот мы с вами и попали на лесную полянку. Проходите, садитесь. А вот и первое задание от стрекозы: «Нужно отгадать загадки и найти картинки отгадки».

  1. Выполнение заданий- загадки.

Загадки. Беседа по теме. Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку.

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее (стрекоза).

 - Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее... (пчела). - Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

Он работник настоящий

 Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (муравей). - Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?  

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (бабочка). - Какие слова вам подсказали, что это бабочка?

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. (Божья коровка). - А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках? - Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.) - А паук — это насекомое? - Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка) - Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.) - Назовите полезных насекомых. (бабочка, пчела, муравей.)

- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.) - Назовите вредных, сточки зрения человека, насекомых (Муха разносит микробы, тля ест листья растений, комар кусают.) - Молодцы все загадки отгадали, показали какие мы молодцы!

4.Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! (дети останавливаются и приседают.)

- Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи), - Обойду я лужи!

 4. Грязи в дом не принесу (дети останавливаются, трясут одной ногой),

- Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой).

5. И потопаю потом (дети топают ногами)

- Ой, какой от лапок гром!

- Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нас.

Дети садятся кругом. Воспитатель предлагает картинки для игры.

5. Проведение игр.

Игра «4 лишний».

Пчелка просит составить предложения с союзом «потому что».

- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

1. Предлагаются картинки паук, пчела, кузнечик, стрекоза. (Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.)

2. Предлагаются картинки муравей, пчела, божья коровка, стрекоза. (Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.)

3. Предлагаются картинки таракан, муравей, кузнечик, бабочка (Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.)

- Продолжим наше путешествие.  Игру нам предлагает муравей.

 Игра «Разложи бабочек на группы» (на ковре).

 - Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить их по группам.

(Имя ребенка), разложи бабочек. - (Имя ребенка), по какому признаку ты разложила бабочек? Ребенок объясняет: -Я разложила бабочек по форме. - А сейчас (Имя ребенка) разложит бабочек на группы, но по-другому. (Имя ребенка), а ты по какому признаку разложила бабочек? Ребенок: - Я разложила бабочек по цвету. - А по какому еще признаку можно разложить бабочек? Ответы детей: - По размеру. - (Имя ребенка), разложи бабочек по размеру.

- Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики)

Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна: - Все про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли. -Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. Воспитатель проводит беседу: - Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей: - Бабочка откладывает яйца. - Кто появляется из яйца? Ответы детей: - Из яйца появляется гусеница. - Что делает гусеница? Ответы детей: - Она питается листьями и растет. - В кого она превращается? Ответы детей: - Гусеница превращается в куколку. - Кто выходит из куколки? Ответы детей: - Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать. - Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.

6.Логоритмическая пауза «Гусеница».

 Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом, (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня-сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна. (грозят пальцем)

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями).

 

7.  Итог занятия.

- Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что порадовали насекомых своими знаниями. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке. (Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.) Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной: - Ты цветочек, помоги, в детский сад нас унеси!

8. Рефлексия.

- Вам понравилось гостить у насекомых?

- А если бы у вас была такая возможность превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?

- Какая игра вам больше всего понравилась?

- Вы все сегодня были молодцы!

9. Релаксация «Порхание бабочки»

-Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем. Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните как вы были насекомыми. Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие, легкие это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки... (пауза поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в страну Насекомых"

В ходе занятия дети систематизируют и закрепляют знания о насекомых, правилах поведения при встрече с ними....

Презентация к теме "Путешествие в страну Насекомых"

Содержит мультимедиа материал о насекомых....

Конспект интегррованного занятия в старшей группе"Путешествие по стране"Насекомии"

Обучающие задачи: • Познакомить детей с жизнью некоторых насекомых, их развитием; • Систематизировать представления детей о многообразии насекомых; • Учить составлять группы по разным основаниям: о...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Страна насекомых"

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром Воспитатель: Гупалова Стелла Анатольевна Тема: «Страна насекомых»  Цели: Воспитывать бережное отношение к окружающему мир...

Интегрированное занятие "Путешествие в страну НАСЕКОМИЮ"

Интегрированное занятие "Путешествие в страну НАСЕКОМИЮ" Власова Наталья Васильевна, воспитатель       Цели: 1. Дать знания о правилах поведения при встрече с р...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира». «Путешествие в страну насекомых» подготовительная группа

Занятие построено в игровой форме, потому, что игра является основным видом деятельности дошкольников с 3 до 7 лет. При отборе содержания занятия учитывались возрастные и психологические особенности д...