"Ранняя весна"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Показеева Наталья Ивановна

Конспект открытого занатия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannyaya_vesna.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

АНО «Павловская гимназия»

Конспект открытого занятия на тему:

«Ранняя Весна»

Подготовила и провела:

Показеева Н.И.

2018г.

Цели:

  • Учить передавать литературный текст связано, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога
  • Учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизировать прилагательные)
  • Закреплять умение употреблять трудные формы родительского падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек); обратить внимание детей на формы изменения глагола «хотеть»
  • Продолжать работу над  четкостью и громкостью произнесения слов детьми

Материал и оборудование:

  • Предметные картинки с изображением чулок, носков, валенок, варежек, сапог, ботинок, пальто, шарфов, шапочек, тапочек
  • Фланелеграф, мольберт, магнитная или наборная доска, на которых можно закрепить эти картинки

ХОД ЗАНЯТИЯ

Часть 1

РАБОТА НАД ПОДБОРОМ ОПРЕДЕЛЕНИЙ

Воспитатель читает отрывок из стихов о весне С.Маршака из сказки «Двенадцать месяцев»:

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Стало небо выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки.

И на вербах серебром

Святятся сережки.

Воспитатель задает детям вопросы:

- Вам понравилось, как поэт написал, какие слова он подобрал для своих стихов о весне?

- Как он описал снег?

- Какой снег весной?

 - Какие еще приметы весны С.Маршак назвал в своем стихотворении?

- Какими словами он рассказывает о весеннем небе?

- Какие слова вам запомнились?

Воспитатель читает отрывок еще раз.

- вы тоже умеете подбирать разные слова, чтобы вас было интересно слушать. Скажите, каким бывает снег весной? (Ноздреватый, в дырочках, грязный, почерневший).

- А вы обращали внимание на то, что весной по утрам на снегу часто образуется ледяная корочка? Кто из вас помнит, как она называется? (Это наст).

- А почему  она появляется, как вы думаете? (Днем солнышко светит ярко, снег сверху подтаивает, а ночью еще морозно, этот подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку.

- Молодцы. Как много вы вспомнили красивых и выразительных слов про снег! (Повтор слов).

- А теперь послушайте. Один раз ребята пошли гулять. Они весело играли, расчищали площадку от остатков снега, пускали кораблики в ручейке. Погода была солнечная. В детский сад дети вернулись в хорошем настроениии.

- А как еще, по-другому можно сказать о детях, какие они были? (Веселыми, радостными, довольными, смеющимися).

- Затем дети пообедали, легли спать, а когда проснулись, подошли к окну – увидели, что погода испортилась. Как вы думаете, каким стало настроение у детей? (Плохим).

- Как еще, по-другому можно сказать о детях? Какими они стали? (Огорченными, растерянными, недовольными, грустными).

Часть 2

Пересказ рассказа.

Воспитатель читает детям рассказ.

Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце».

(О.А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Ранняя весна», стр.20.)

После прочтение рассказа воспитатель задает вопросы. Работа организуется с помощью игры «Волшебные палочки». За каждый правильный ответ, за пересказ ребенок получает палочку. Эти палочки помогут в конце занятия оценить результативность работы каждого ребенка.

- О чем говорится в этом рассказе?

-Какие приметы весны перечислил автор?

- Почему камень считал, что весну делает он?

- А почему Ручей считал, что без него не будет весны?

- А почему Сосулька считала себя самой важной, самой главной для наступления весны?

- Кто же играет главную роль в наступлении весны?

= Что вам особенно понравилось в рассказе?

- А сейчас я прочитаю рассказ еще раз, а вы слушайте очень внимательно, потому что потом будете его пересказывать.

Воспитатель приглашает нескольких детей (2-3) для того, чтобы они вместе пересказали рассказ: первый начинает рассказ, второй продолжает, третий заканчивает.

После этого воспитатель предлагает детям оценить пересказы их друзей.

Часть 3

Физкультминутка

Воспитатель: А сейчас мы поиграем. Вы хотите поиграть? (Хотим). И ты, хочешь? (Хочу). И ты, Родион, хочешь? (Хочу). Послушайте, какое интересное слово мы сказали. Это слово «хотеть». Оно произносится по-разному, когда мы говорим об одном человеке и когда говорим о многих. Об одном человеке мы скажем: я хочу, он, хочет, ты хочешь. А о многих скажем: мы хотим, вы хотите, они хотят.

= представьте, что мы с вами попали в весенний лес. Пойдем по лесу тихонько, чтобы не спугнуть зверей и птиц, перешагиваем через пни. Вот один пень, вот второй, третий, мы перешагнули много …(пней).

- Идем, раздвигаем ветки руками осторожно. А вот здесь толстый сук низко над землей повис, придется наклониться.

- Вышли мы на лесную опушку. И увидели больших черных птиц – грачей. Они первые прилетают к нам весной из теплых краев.

Как-то раннею весной        (Дети стоят в кругу)

На опушке на лесной

Появилась стая птиц:        (Дети бегут на цыпочках, чуть

Не скворцы и не синицы,        подняв согнутые в локтях руки).

А большущие грачи

Цвета черного, как ночь.

Разбежались на опушке,

 Прыг-скок, крак-крак!

Там жучок, там червячок!        (Бегут в разные стороны,

Крак-крак-крак!                                          наклоняются вперед, вниз).

Часть 4

Трудные формы родительского падежа множественного числа существительных.

Воспитатель: Когда мы собираемся с вами на прогулку ранней весной, то по-прежнему должны одеваться тепло, потому что в марте и мороз может ударить, и метели еще бывают. Давайте рассмотрим, какие вещи мы надеваем, когда собираемся на улицу.

Воспитатель показывает картинки с изображением носков, рукавичек (варежек), валенок, ботинок, сапог, пальто, шарфов.

- Ребята, послушайте: шерстяная, теплая, вязаная – это носок или варежка?

- Шерстяная – варежка, а про носок мы скажем - …шерстяной.

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чего не стало?». Воспитатель размещает на фланелеграфе картинки с изображением носков, рукавичек (варежек), валенок, ботинок, сапог, пальто, шапочек, шарфов. Сначала дети перечисляют, что нарисовано на карточках. Затем воспитатель предлагает детям зажмурить глаза и убирает одну из картинок. Открыв глаза, дети должны назвать, чего не стало на фланелеграфе. За правильный ответ каждый из детей получает «волшебную палочку».

- Чего не стало? (Пальто, шарфов, сапог, валенок, чулок, носков, ботинок, варежек, рукавичек и т.д.).

- А теперь вам в подарок – шуточное стихотворение: я буду вам его читать, а вы помогайте мне, заканчивайте предложения. Вам в помощь картинки-подсказки.

Даю вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Я видел сорок без …ботинок  и …чулок.

И щенков без…носков,

И синичек без…тапочек и …рукавичек.

Часть 5

Анализ занятия

Анализ занятия проводится с помощью «волшебных палочек». Дети подсчитывают, сколько у каждого из них палочек, сравнивают результаты подсчета. Воспитатель обращает внимание детей на то, что лучшие результаты у тех, кто старался активно работать.  Необходимо также подбодрить детей, у которых результаты ниже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию. Ранняя весна.Прилет грачей.

Знакомство с художником Саврасовым и его картиной "Грачи прилетели"....

Тема недели: Весна в природе Конспект ОХЛ в старшей группе. «И. Соколов Микитов Ранней весной Н Сладков Весенние ручьи»

Тема недели: Весна в природе Конспект ОХЛ в старшей группе. «И. Соколов Микитов Ранней весной Н Сладков Весенние ручьи» Цель: Знакомство с творчеством Н. Сладкова, И.Соколов-Миткова. - продолжат...

Конспект занятия "Весна. Признаки ранней весны"

Представляю вашему вниманию конспект занятия на тему "Весна. Признаки ранней весны" для воспитанников старшей группы с ЗПР....

Конспект экскурсии ранней весной «Весна пришла!»

Ознакомление детей с изменениями в природе ранней весной и связью с этими изменениями в целом...

Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Ранняя весна. Признаки весны»

Цель: Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе....