Статья «ВОСПИТАНИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
статья по развитию речи

Будникова Наталья Геннадьевна
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) – новый этап развития ребенка. Смотреть, слушать и управлять движениями рук – это то, чем вооружило дитя младенчество. С этого времени он уже не беспомощное существо, а чрезвычайно активный в своих действиях и в стремлениях к общению со взрослыми. Подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, различать, обобщать ¬ это основа обучения детей раннего возраста, это то, что необходимо для дальнейшего освоения определенной системы знаний, умений. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются овладение прямой походкой, развитие предметной деятельности и овладение речью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «ВОСПИТАНИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) – новый этап развития ребенка. Смотреть, слушать и управлять движениями рук – это то, чем вооружило дитя младенчество. С этого времени он уже не беспомощное существо, а чрезвычайно активный в своих действиях и в стремлениях к общению со взрослыми. Подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, различать, обобщать  это основа обучения детей раннего возраста, это то, что необходимо для дальнейшего освоения определенной системы знаний, умений. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются овладение прямой походкой, развитие предметной деятельности и овладение речью. Что касается прямохождения, то уже в конце младенческого возраста малыш начинает делать свои первые, еще неустойчивые шаги. Высокая степень подвижности ребенка характерна для второго года жизни. Те первые шаги малыша сменяются более уверенной походкой и скоростью, но не смотря на данные новообразования, он еще теряет равновесие, так как управление движениями ходьбы еще не сложились. Преодолеть свой страх перед падением, для того чтобы снова приложить усилия для того чтобы сделать новые шаги помогает участие и одобрение взрослых.  Благодаря способности к прямохождению ребенок вступает в период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром.

Особой формой детской деятельности выступает игра. Именно через игру дети восполняют свою социальную потребность в стремлении к совместной жизни со взрослыми, которая не может быть удовлетворена на основе участия в труде взрослых. Вот здесь и появляется ролевая игра. В ролевой игре воспроизведение предметных действий отходит на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций. Это позволяет осуществить основную потребность ребенка в общении и совместной жизни со взрослыми.

Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. На начальных ступенях овладения речью значение, которое ребенок вкладывает в слышимые и произносимые слова, очень существенно отличается от значения, которые эти же слова имеют для взрослого. На протяжении раннего детства происходит изменение значения слов, что является одной из важнейших сторон умственного развития ребенка. Решающее значение для развития речи в раннем детстве имеет изменение форм общения ребенка со взрослыми, происходящее в связи с овладением предметной деятельностью. «Немые» формы руководства ребенком (показ ему действий, управление его движениями, выражение одобрения или неодобрения при помощи жестов и мимики) становятся явно недостаточными для обучения его приемам и правилам употребления предметов. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но и обратиться и получить необходимую помощь он может, только овладевая речевым общением. Это и является главным стимулом к усвоению речи. Применение игровых форм детям близки, поэтому понятны и интересны, вследствие чего у детей появляется мотивация не просто на процесс наблюдения, но и на активное речевое воспроизведение. Дети, включаясь в игру, с удовольствием будут отвечать на вопросы, выполнять задания, включаться в сотрудничество со взрослым и сверстниками. Для всестороннего воспитания активной речи у детей раннего возраста работа должна вестись еще в одном направлении, это работа с родителями.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «ЦРР – д/с «Сказка» ОП «ЦРР – д/с «Солнышко». На основе проведенного констатирующего эксперимента, выяснилось, что воспитанию речевой активности детей раннего возраста уделяется достаточно внимания, но не смотря на достаточно хорошие результаты констатирующего эксперимента в МБДОУ «ЦРР – д/с «Сказка» ОП «ЦРР – д/с «Солнышко» необходимо продолжать целенаправленную работу по данному направлению.

Для того чтобы добиться результата в сотрудничестве с родителями, необходимо в исключительно в индивидуальной форме общения показывать каждодневно заинтересованность в обучении и воспитании их детей. При организации родительских собраний должна сложиться атмосфера доверия. Она позволит раскрыться педагогу как хорошему специалисту, а родители увидят в нем человека знающего и желающего дать их ребенку комплекс знаний.

На тематических собраниях важно не включать организационные вопросы, для решения данных вопросов необходимо использовать доску объявлений, где сведения помещаются корректно, точно и обоснованно. Исключить лишнюю информацию, чтобы не перегружать внимание читающих и изучающих вывешенные сведения.

После просветительской работы с родителями, направленной на расширении представлений о важности воспитания речевой активности детей раннего возраста, следует привлекать их к посильной помощи при создании карточек к лексическим играм и упражнениям. Данный вид работы позволил в ненавязчивой форме подвести родителей к пособиям, направленным на развитие речевой активности детей, а так же включить их в образовательный процесс

Одной из важнейших задач работы с родителями – это научить их адекватно реагировать на ответы своих детей. А самая трудная задача – научить родителей контролировать свою речь и корректировать речь ребенка. Эта работа должна проходить постепенно и продолжаться на протяжении всей педагогической деятельности.

 Развитие речи происходит совместно с ведущим видом деятельности – игрой. Игра — первая ступень воспитания, она представляет благоприятные условия для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Слово является для ребенка частью действительности. Из этого следует, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовывать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и развивать их язык.

Положительный результат игры и упражнения дадут только в том случае, если педагог четко ставит задачи, которые будут решены в процессе их проведения, при этом опираясь не только на возрастные особенности, но и на индивидуальные.

Важно уделять внимание наполнению предметной среды, так как и она имеет влияние на воспитание речевой активности. Подвижные игры также являются одним из способов развития речи детей. Данные игры имеют правила, которые детям раннего возраста достаточно сложно придерживаться, но при этом толковое, обстоятельное, повторное разъяснение ребятам правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения – уже путь к развитию их языка.

Особое значение для развития языка и речи имеют игры, в которые включен литературный текст, стих, предписывающий то или иное игровое действие.

Таким образом, воспитание речевой активности детей раннего возраста происходит постоянно: в быту, в игре, в общении и сопровождает его в любой деятельности. Но чтобы обучение проходило легко и свободно важно использовать разнообразные игры. Игровая деятельность служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизация словаря, а также позволит создать положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. При воспитании речевой активности не стоит забывать о целенаправленной и систематической работе с родителями. Взаимодействие с детьми и родителями вот алгоритм успешной работы по воспитанию речевой активности у детей раннего возраста.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы развития речи и стимуляции речевой активности у детей раннего возраста.

Как заставить молчуна заговорить? Предлагаемые приемы помогут родителям неговорящих детей добиться от них активных "высказываний" в естественной домашней обстановке....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение род...

Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр

Самомассаж «Грибочки»На каждую стихотворную строчку дети растирают подушечки каждого пальца зубной щеткой. Правая рука:Вылезли на кочке (мизинец)Мелкие грибочки: (безымянный)Грузди и свинушки, (...

Консультация для родителей "Повышения речевой активности у детей раннего возраста с задержкой речевого развития"

Консультация для родителей  "Повышения речевой активности у детей раннего возраста с задержкой речевого развития"...

«Театрализованная деятельность – как метод развития речевой активности у детей раннего возраста»

Большую тревогу  среди педагогов вызывают проблемы, связанные с развитием речи у детей. Нарушения речи у детей до 3-х лет, по степени распространенности, занимает третье место, относительно други...

СТАТЬЯ Тема: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста через использование малых фольклорных форм»

Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонни...