конспект по развитию речи по теме "Составление рассказа по картинкам"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Тайшина Елена Геннадьевна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_sostavlenie_rasskaza_po_kartinkam_11.05.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Начальная школа п.Горнокнязевск

Разработка конспекта занятия по развитию речи

Тема: «Составление рассказа по картинам»

Составитель: Тайшина Елена Геннадьевна

п. Горнокнязевск

2020

Цель: учить составлять сюжетный рассказ по картинкам

Задачи:

Обучающая:  учить определять начало, основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность;

Развивающая: развивать умение употреблять названия детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа;

Воспитательная: Воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания.

Тип занятия: Занятия усвоения новых знаний и умений

Форма занятия: комплексное занятие

Продолжительность: 30 минут

Участники: воспитатель, дети

Возраст обучающихся: подготовительная группа 6-7 лет.

Оборудование и материал: картинки с разными животными (тигр, жираф, слон, волк, лиса);  презентация: картины с изображениями животных и их детёнышей.

Ход занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Организационный момент

Игра «Кто у кого?»

Составление рассказа

Гимнастика для глаз «Птичка».

Игра «Выбери начало»

Игра «Учимся рассуждать»

Игра «Составь рассуждение»

Заключительный этап занятия

Ребята я сегодня получила письмо от Незнайки: он просит вам помочь ему отгадать загадку о животном. Поможем?

Хвост пушистою дугой.

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый.

По деревьям может лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле.

В. Кожевников

дети отгадывают.

На стенд выставляется картина Белка с бельчатами.

Как называют детенышей белки? дети. Бельчата.

В письме написано, если вы справились с загадкой тогда

Сейчас мы поиграем в игру, которую отправил нам Незнайка.

Я вам назову животное, а тот, на кого я укажу, назовет его детеныша или детенышей, если я скажу слово много, или несколько, или двое-трое.

Лиса... лисенок. У лисы много... лисят, несколько... лисят.

Медведь... медвежонок. У медведицы… медвежата, двое... медвежат.

Волк... волчонок, У волчицы... волчата, трое... волчат.

Один ежик — много... ежиков. У ежихи... ежата.

Воспитатель по аналогии проводит беседу по картине. Волк с волчатами,

Посмотрите на картинку. Это зайчата. Какими словами можно рассказать о зайчонке? Какой он?

Дети. Пушистый, мягкий, белый, ушастенький, толстенький..

А с чем можно сравнить зайчонка? На что он похож?

Дети. Белый и пушистый, как вата; зайчонок, как снежок, как пушок; как мячик прыгает...

Погулял зайчонок в лесу и поскакал к маме веселый. Настроение у него хорошее. Как можно про такого зайчонка сказать?

дети отвечают.

К слову веселый подберите слова, близкие по значению или смыслу. Так какой был зайчонок?

Дети. Довольный, бодрый, шустренький, радостный...

А если ом был радостный, то ом не прискакал, а... мчался, летел. А второй зайчонок — братец первого — прискакал домой невеселый, ею обидели. Расскажите про этого зайчонка. Какой он?

Дети  отвечают.

К слову веселый подберите слова, противоположные по значению, смыслу. Так какой был второй зайчонок?

дети.  Грустный, печальный, недовольный, огорченный, испуганный...

А если зайчонок был грустный, то он домой не скакал, а... тащился, плелся, брел.

А сейчас посмотрите на открытки, которые прислал Незнайка. (Раскладывает на каждом столе по одной.) Придумайте вдвоем рассказ. Подумайте, что сначала произошло с персонажами. Затем расскажите о том, что нарисовано на открытке, а потом придумайте, чем могло бы все закончиться, договоритесь, кто из вас двоих начнет рассказ. Рассказ должен быть коротким и обязательно законченным.

Воспитатель вызывает три команды. После каждого рассказа спрашивает, чем он понравился, какой рассказ лучше и как его можно назвать. Подводя итоги оценки, отмечает четкость композиции, содержательность, наличие образных средств.

Воспитатель показывает детям картинки (тигр, жираф, слон, волк, лиса) и предлагает сначала назвать животных, в названиях которых есть звук «р» а потом — животных, в названиях которых есть звук [л).

Воспитатель предлагает одной группе детей подобрать слова со звуком (р), другой — со звуком [л).

Далее  дети выполняют задание, составляют предложение со словами, в которых есть звук «р», и предложение со словами, в которых есть звук «л». (Тигр рычит. Слон любит листья.)

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

(Движения выполняются по ходу текста стихотворения).

В письме Незнайка просит нас прочитать рассказ М. Пришвина «Еж» и ответить на его вопросы. Хотите услышать рассказ?

Воспитатель читает детям рассказ М. Пришвина «Еж (см. приложение 1, с. 225), опуская начало.

Раз шел я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа.

Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шел автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога — он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.

 —  А, ты так со мной! — сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.

Мгновенно еж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понес домой.

Мышей у меня было много. Я слышал — ежик их ловит, и решил: пусть он живет у меня и ловит мышей.

Какой части не хватает в рассказе? дети отвечают.

Почему вы решили, что не было именно начала? дети отвечают.

Вспомните, как начинаются многие рассказы.

Дети. Как-то раз, однажды, дело было летом.

А сказки?

Дети . Жили-были, в некотором царстве.

Воспитатель предлагает детям модель рассказа поезд, состоящий из трех вагончиков: начала, середины, конца (все вагончики разного цвета). Дети выкладывают из них последовательность изложения,

Детям  читается короткий рассказ, в котором все части перепутаны.

Пришла мама и сказала: “Сядьте вместе”. В субботу вечером Катя и Варя принимали ванну. Вышла у них ссора, кто будет первым». Получился ли рассказ?

Дети  отвечают.

- Что надо сделать, чтобы он получился?

Дети. Поставить каждую часть на место: второе предложение — это начало, третье — середина, а первое — это конец рассказа.

Определите место прочитанных предложений в рассказе.

         Захотелось зайцу, чтобы его боялись. С тех пор и начала Синичка с дятлами дружить. Однажды в солнечное утро вышел зайчик на прогулку. Да только лиса его и видела. Жила-была на свете маленькая девочка».

дети выполняют.

Детям  предлагаются картинки-небылицы (летом мальчик катается на лыжах в зимнем костюме, зимой дети собирают грибы...).

Скажите, что на этих картинках нарисовано неправильно, что надо изменить? Используйте слова «во-первых», «во вторых», чтобы мы поняли последовательность ваших рассуждений.

Дети  отвечают.

Составьте рассуждение на тему. Весна в этом году ранняя, используйте для связи предложений слова: вот потому, потому что, в связи с этим...

Дети  выполняют.

Послушайте рассказ. «Осенью в лесу у зайчихи появился зайчонок. Рос он веселый, шустрый. Однажды зайчонок познакомился с бабочкой, гусеницей и медвежонком. Все они подружились, играли и веселились до самых холодов. Наступила зима, а с нею Новый год пришел. Зайчонок решил пригласить своих друзей на праздник, но никого в лесу не нашел. Почему?

дети отвечают.

Понравилось ли вам задания Незнайки? Какие задания мы  выполняли? Какое задание  оказалось трудным, а с каким быстро справились?

2 мин

5 мин

8 мин

1 мин

8 мин

2 мин

3 мин

1 мин

Ход занятия:

Организационный момент

Игра «Кто у кого?»

Составление рассказа

Гимнастика для глаз «Птичка».

Игра «Выбери начало»

Игра «Учимся рассуждать»

Игра «Составь рассуждение»

Заключительный этап занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи Тема: " Составление рассказа по картине "Зима пришла" с использованием опорных схем. (старшая группа)

Конспект  по развитию речиТема: " Составление рассказа по картине "Зима пришла" с использованием опорных схем. (старшая группа)...

Непосредственная образовательная деятельность. Занятие по развитию речи. "Составление сюжетного рассказа по картинке. Мое здоровье"

занятие для детей  средней группы по обучению детей рассказыванию по картинке с использованием карты- схемы....

Методическая разработка: Конспект по развитию речи Тема: Пересказ рассказа «Белки» (по Соколову-Микитову) Группа: Старшая группа

Конспект  по развитию речи Тема: Пересказ рассказа «Белки» (по Соколову-Микитову)Группа: Старшая группа Цель: обучение связной, последовательной, выразительной и грамматичес...

КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. Составление описательного рассказа «Об игрушках» с использованием мнемодорожек.

Цель: учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием мнемодорожек.Задачи:Закрепить навыки описывания игрушки, называть её характерные признаки; по...

Конспект по развитию речи "Составление описательного рассказа по сюжетным картинам "Домашние животные"

Конспект по развитию речи "Составление описательного рассказа по сюжетным картинам "Домашние животные"...