Конспект НОД по развитию речи. Тема: "Перелетные птицы: ласточка и скворец - сравнение внешнего вида"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Гуршалова Анна Юрьевна

Данный конспект составлен в соответствии с ФГОС ДОУ

 Цель: Формирование умения сравнивать двух птиц по внешним признакам.

Задачи:

  1. Обеспечить восприятие детьми иллюстраций птиц: определение частей тела, выделение отличительных признаков внешнего вида.
  2. Упражнять детей в описании птиц используя: сравнения (большой-маленький; длинный-короткий; белая-черная), эпитеты(красивая птица с блестящим черным оперением, небольшая красивая птица стремительная в полете «касаточка»), синонимы(маленький-крохотный; раздвоенный-деленный на две части; большой-крупный; короткий-укороченный).
  3. Совместно с детьми составлять простые предложения по вопросам.
  4. Предоставить опыт публичного рассказывания детьми о внешнем виде перелетных птиц: ласточке и скворце.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеобразовательного вида №1 «Светлячок» г.о. Спасск - Дальний

Конспект непрерывной образовательной деятельности (НОД)

по развитию речи.

Тема: «Перелетные птицы: ласточка и скворец – сравнение внешнего вида»

Образовательная область «Речевое развитие»

группа младшего возраста

Подготовлен:

Гуршаловой Анной Юрьевной

 воспитателем детского сада

высшей квалификационной категории

2019 г.

Тема: «Перелетные птицы: ласточка и скворец – сравнение внешнего вида»

Тема для детей: «Путешествие в гости к весне, знакомство с перелетными птицами их внешним видом»

Цель: Формирование умения сравнивать двух птиц по внешним признакам.

Цель для детей: Путешествие с воробьём, знакомство с ласточкой и скворцом.

Задачи:

  1. Обеспечить восприятие детьми иллюстраций птиц: определение частей тела, выделение отличительных признаков внешнего вида.
  2. Упражнять детей в описании птиц используя: сравнения (большой-маленький; длинный-короткий; белая-черная), эпитеты(красивая птица с блестящим черным оперением, небольшая красивая птица стремительная в полете «касаточка»), синонимы(маленький-крохотный; раздвоенный-деленный на две части; большой-крупный; короткий-укороченный).
  3. Совместно с детьми составлять простые предложения по вопросам.
  4. Предоставить опыт публичного рассказывания детьми о внешнем виде перелетных птиц: ласточке и скворце.

Задачи образовательных областей в интеграции.

«Физическое развитие»

Повышать двигательную активность – предупреждение пере утомляемости; развивать моторное планирование, координацию, мелкую моторику – согласованность движений пальцев рук.

«Социально - коммуникативное развитие»

Способствовать развитию дружеских взаимоотношений при выполнении совместного задания – собрать разрезную картинку.

«Познавательное развитие»

Формирование первичных представлений о жизни птиц весной.

Предполагаемый результат: «Каждый ребенок к концу деятельности сумеет определить перелетную птицу по внешним признакам: ласточка или скворец.

Критерии (признаки) результата:

  • Правильно назвал части тела птиц (голова, туловище, крылья, хвост, клюв, лапки, грудь).
  • Правильно ответил на вопросы: «Как называют птицу с раздвоенным длинным хвостом, маленьким черным клювом, белой грудкой?» «Как называю птицу с коротким хвостом, большим желтым клювом, черной грудкой?»
  • Правильно собрал разрезные картинки: Д/И «Чей хвост?» определяя птиц по внешнему виду.

Уровни оценивания:

  • Умение сформировано – 2 балла
  • Сформировано частично – 1балл
  • Не сформировано - 0 баллов

Предварительная работа: разучивание стихотворения С. Я. Маршака из цикла «Времена года. Апрель»,

Стихотворения «Перелетные птицы»

Словарная работа: Тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, появляются подснежники. Тепло, радость, красоту, пробуждение природы.

Оборудование для детей: 

туннель, мяч для каждого ребенка, корзина, массажная дорожка; миски с манной крупой, разрезные картинки (ласточки и скворца), кисточки№5; подставки, су - джок шарик для каждого ребенка.

Оборудование для педагога:

 изображения: воробья, весны, дерева, ласточки, скворца, солнца; музыка: П.И. Чайковский «Времена года. Весна», звуков природы: ручья, чириканье воробья, ласточки, скворца.

Основные этапы НОД

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

Наглядное сопровождение

1 этап.

Вводная часть.

Привлечение внимания.

Обращение к опыту детей.

Обеспечение мотивации к деятельности.

В:  Для того, чтобы узнать, к кому в гости мы отправимся, отгадайте загадку:

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт-
В лесу подснежник расцветёт. 

В: Вы правы, это весна.

В: Назовите признаки весны.

(Звук чириканья воробья)

В: Ребята, кто это чирикает?

Правильно – это воробей, он услышал, что мы отправляемся в гости к весне и предлагает путешествовать вместе, чтобы познакомить вас со своими друзьями, перелетными птицами. Ну, что отправляемся.

Д: Весна.

Д: Тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, появляются подснежники.

Д: Воробей

Д: Да!

Звучит музыка Петра Ильича Чайковского «Времена года. Весна»

Изображение воробья. Музыка – чириканье воробья.

2 этап. Основная часть.

Введение нового материала. Формирование умения сравнивать двух птиц по внешним признакам.

Фиксация в речи того, что освоили, чему научились.

В: Ребята весной бегут ручьи. Превращаемся в ручеек, который бежит по камешкам.

  • Проползать по тоннелю спокойно, не толкаясь, уступаю друг другу.

(звучит музыка ручья)

В: Ну вот мы с вами и попали в гости к весне.

Скажите, что нам приносит весна?

В: Молодцы! Ручеек бежит дальше по камешкам.  Расскажите пожалуйста стихотворение для нашей хозяйки

С. Я. Маршака из цикла «Времена года. Апрель».

В: Молодцы ребята!Весна благодарит вас.

А ручеек наш бежит дальше вслед за воробьём к дереву, где и встречается с его друзьями. Присаживайтесь пожалуйста на стульчики.

В: Ребята, посмотрите на дерево, здесь среди ветвей сидят друзья воробья, перелетные птицы: ласточка и скворец.

Давайте с ними познакомимся и назовем части тела птиц.

В: Чем покрыто тело птиц?

В: Молодцы.

В: Ребята скажите, ласточка и скворец внешне похожи?

В: Да, ребята они внешне отличаются друг от друга.

В: Ласточка небольшая красивая птица, стремительная в полете. В народе ее еще называют «касаточка».

Скворец красивая птица с блестящим черным оперением.

У ласточки клюв маленький, крохотный, черный.

У скворца клюв большой – крупный, желтый.

 Хвост у ласточки длинный, раздвоенный – деленый на две части.

У скворца хвост короткий – укороченный.

 У ласточки грудка белая.

 У скворца грудка черная.

В: Ребята, давайте встанем и подойдем к солнышку. Весной солнце светит ярче, греет теплее, все живое очень радуется теплу. Возьмите пожалуйста су-джок шарик и расскажите, для наших перелетных птиц стихотворение.

В: Молодцы! Кладите шарики, присаживайтесь.

В: Ребята, ответьте на вопрос?

  • Какой клюв у ласточки?

  • Какой клюв у скворца?

  • Какой хвост у ласточки?

  • Какой хвост у скворца?

  • Какая грудка у ласточки?

  • Какая грудка у скворца?

В: Молодцы ребята!

Д: Тепло, радость, красоту, пробуждение природы.

Д: Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник
.

Д: голова, клюв, туловище, грудь, крылья, хвост, лапы.

Д: перьями.

Д: нет.

Д: «Перелетные птицы»

Тили – тели. Тили – тели.

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка – серенькое перышко.

Жаворонок, соловей, торопились, кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж – все вернулись, прилетели. Песни звонкие запели!

(дети катают шарик между ладонями)

Д: Уласточки клюв маленький черный.

У скворца клюв большой желтый.

У ласточки хвост длинный, раздвоенный.

У скворца хвост короткий.

У ласточки грудка белая.

У скворца черная.

У каждого ребенка в руках мяч, кидая мяч в туннель, ребенок проползает по туннелю, поднимает мяч и кладет его в корзину.

Музыка ручья.

Иллюстрация весны.

Дети становится на массажную дорожку, идут по ней и рассказывают хором стихотворение.

Дети проходят на стульчики перед доской. На доске иллюстрации: дерева, ласточки и скворца.

Воспитатель показывает птиц.

Воспитатель показывает части тела.

Воспитатель рассказывает о внешнем виде птиц и отличительных признаках. Показывает.

На столе изображение солнца, на лучиках подставочки с су-джок шариками.

Дети садятся на стульчики.

3этап. Заключительный.

Итоговое задание.

В: А сейчас воробей приглашает вас поиграть в игру «Чей хвост?»

Подходите к столу. В этих чашках воробей спрятал часть картинки, нужно аккуратно, с помощью кисточки размести крупу, достать часть, найти у кого вторая половинка и соединить части, что бы получилось целая.

(разметаем крупу аккуратно, она должна остаться в чашке).

Приступаем.

 (Звучит музыка Петра Ильича Чайковского «Времена года. Весна»)

В: Все достали? Молодцы!

Ищите у кого вторая половинка. Соединяем.

Воспитатель спрашивает у каждой пары детей, изображение какой птицы у них получилось. Почему они так решили? Если,  дети путают, еще раз обращает внимание на внешние особенности.

В: Ребята скажите: как называют птицу с раздвоенным длинным хвостом, маленьким черным клювом, белой грудкой?

В: Ребята скажите: как называю птицу с коротким хвостом, большим желтым клювом, черной грудкой?

В: Молодцы! Ребята, ласточка и скворец рады, что вы справились с заданием и не ошиблись, теперь вы знаете, в чем отличие ласточки от скворца по внешним признакам. Они вам благодарны и хотят спеть для вас свои песенки.

Подходите к дереву и давайте послушаем.

(звучит музыка пения птиц)

В: Нашим гостям ласточке и скворцу пора возвращаться к своим друзьям, давайте поблагодарим их за такие чудесные песенки, поблагодарим нашего друга воробья за чудесное путешествие и скажем им до свидания.

Дети выполняют задание: разметают крупу и достают части картинок; собирают разрезные картинки, подбирая части

Д: Ласточка.

Д: Скворец.

Д: До свидания.

Стол. Чашки с манной крупой, под которой находятся части картинок ласточки и скворца.

Звучит музыка Петра Ильича Чайковского «Времена года. Весна»

Звук пения птиц: ласточки; скворца.

Самоанализ непрерывно образовательной деятельности.

НОД проведена в младшей группе. Присутствовало 8 человек.

Образовательная деятельность проведена в форме путешествия к весне, знакомство с перелётными птицами. на наглядно-действенной основе, что позволило удержать внимание детей.

Мотивация деятельности: путешествие с воробьем, знакомство с его друзьями, перелетными птицами.

Предварительная работа: беседы о весне, ее признаках, рассматривание иллюстраций; разучивание стихотворения С.Я. Маршака «Апрель», пальчиковой игры с су-джок шариком «Перелетные птицы».

Цель образовательной деятельности: формирование умения сравнивать двух птиц по внешним признакам.

Учитывая, что дети запоминают интересную и эмоционально окрашенную деятельность, использовала следующие методы и приемы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Словесный метод нужен был для поддержания внимания детей на протяжении всей образовательной деятельности (приглашение в путешествие, художественное слово, вопросы, описание птиц, словесная инструкция)

Наглядный метод помог в развитии познавательного процесса (рассматривание птиц – знакомство с внешним видом).

Практический метод – для закрепления знаний и умений детей на практике в новых условиях (д/игра «Чей хвост?» - собрать разрезную картинку).

Игровой метод использовался с целью выявления знаний и умений детей и их систематизации (подражание ручейку, пальчиковая игра с су-джок шариком «Перелетные птиц»)

Данная деятельность направлена на формирование знаний детей по теме: «Перелетные птицы: ласточка и скворец – сравнение внешнего вида», поэтому вся деятельность была насыщена заданиями, которые подчинены главной цели.

Особое внимание было уделено пере утомляемости детей (смена видов деятельности). Утомляемости не наблюдалось.

Продуктивность совместной деятельности была в том, что дети могли увидеть наглядно результат своего труда (собирали разрезную картинку в парах, подбирая части).

В конце образовательной деятельности приучаю детей к тому, чтобы они смогли проанализировать, чем они занимались, дети ответили на контрольные вопросы о внешнем виде перелетных птиц: ласточка, скворец, а значить поняли и запомнили материал.

Я считаю, что дети младшей группы справились с поставленной целью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи тема: "Домашние птицы" 2 младшая группа

Конспект занятия по развитию речи тема: "Домашние птицы" 2 младшая группа...

Конспект занятия по развитию речи тема: "Перелетные птицы" 2 младшая группа

Конспект занятия по развитию речи тема: "Перелетные птицы" 2 младшая группа...

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Птицы»

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по теме: «Птицы»...

Образовательно игровая ситуация по развитию речи тема "Перелетные птицы"

Продолжать совершенствовать умение детей  составлять небольшой рассказ, используя сюжет картины " Грачи прилетели" .Употреблять в речи прилагательные, глаголы, предлоги. Расширять слова...

Конспект по познавательному развитию на тему «Перелетные птицы» старшая группа.

закрепить и систематизировать знания детей о  перелетных птицах.-Расширить знания детей о птицах.      - Учить разгадывать загадки- кроссворд....

Конспект занятия по развитию речи № 5 во второй младшей группе Тема: «Описание внешнего вида куклы Оли»

Конспект занятия по  развитию речи во второй младшей группе «Описание внешнего вида куклы Оли»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме: «Составление описания внешнего вида»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме:  «Составление описания внешнего вида»...