Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе "Пересказ В.Сухомлинского "Яблоко и рассвет"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Гребенникова Ольга Викторовна

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе "Перессказ В.Сухомлинского "Яблоко и рассвет". В ходе образовательной деятельности дети совершенствуют умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Светлячок»

Конспект образовательной деятельности

по образовательной области «Развитие речи»

на тему: «Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

для детей подготовительной группы

Подготовила воспитатель

Гребенникова О.В.

2019 год

Гурьевский городской округ

П. Малое Луговое

         Тема: Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

Цель: Совершенствовать умение пересказывать рассказ по опорным картинкам.

Задачи:

Образовательные:

- Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст;

- Продолжать расширять словарь новыми словами, активизировать речь;

- Совершенствовать грамматический строй речи фразеологическими оборотами

Развивающие:

- Совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием.

- Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

- Развивать зрительное восприятие внимания, способность обобщать.

- Развивать координацию речи с движением.

Воспитательные:

- Воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества

- Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Предварительная работа:

Обучение работе по мнемотаблицам.

Заучивание пословиц о труде.

Оборудование: электронная презентация к занятию, опорные картинки

Организационный момент

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам:

"Будет интересно!”

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

На занятии наши глаза внимательно

Смотрят и все … (видят).

Уши внимательно слушают

И всё …(слышат).

Голова хорошо … (думает).

Воспитатель: Ребята, чтобы наши уши, глаза и язык проснулись, предлагаю сделать гимнастику. Сначала разбудим уши, сделаем массаж.

(Дети повторяют за воспитателем все упражнения.)

Теперь разбудим глаза. Зрительная гимнастика.

 (Дети повторяют упражнения за воспитателем)

Теперь разбудим язык и зубы. Артикуляционная гимнастика.

«Язычок проснулся», «Улыбка», «Широкий и узкий язык», «Часики», «Качели» .

Стук в дверь почтальон вносит посылку. На ней загадка.

Воспитатель: Отгадайте загадку и узнаете, что внутри.

Краснокожие бока.

Желтые, зеленые!

Сладки. Кислые, слегка,

Только не соленые!

Ароматны и вкусны.

С хвостиком срывают!

Витамины всем нужны

Силы прибавляют!

Часто, птички их клюют

Воробьи и зяблики...

Отгадали, кто они, ребята,

Это... (яблоки)

Воспитатель: Правильно, это яблоки.

Рассмотрим яблоки: Какие они по внешнему виду? (красивые, разного цвета, желтые, красные, зеленые)

По размеру? (Большие, маленькие, огромные)

По запаху? (ароматные, душистые)

По вкусу? (кислые, сладкие, сочные, нежные)

Воспитатель: Сегодня я прочитаю вам рассказ, который называется «Яблоко и рассвет». Написал его директор школы, педагог Василий Александрович Сухомлинский. Этот человек не только был прекрасным педагогом, но и известным писателем. И сейчас я хочу вас познакомить с этим рассказом.
Чтение рассказа.

Маленький Миша часто приходил в сад к своему дедушке Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом. А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.

- Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.

- Нет, - ответил дедушка, - яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки.

Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.

Наконец всё-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки.

Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.

- Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, - сказал дедушка.

- Нет, дедушка… Лучше завтра.

- Почему?

- Хочу ещё раз увидеть рассвет.

Объяснение фразеологических оборотов «Обьяснялки»

- Не мог отвести глаз – долго смотрел, любовался

- Когда так говорят? (когда видят что, то красивое или удивительное)

- Не мог одолеть – не мог победить, побороть.

- Когда так говорят? Когда у человека не хватает сил или желания побороть:

страх, болезнь, врага, лень.

- Собрался с силами – накопил сил, заставил, решился что-то сделать

- Когда так говорят? (собрался с силами и убрал игрушки)

- Дух захватило – стало трудно дышать (от восторга, удивления)

- Что такое рассвет? (это время перед восходом солнца, начало утра)

Воспитатель: Думаю вы немного устали и нужно отдохнуть. А поможет нам в этом небольшая физкультминутка.

Вот так яблоко! (встали)

Оно - (руки в стороны)

Соку сладкого полно. (руки на поясе)

Руки протяните, (протянули руки вперед)

Яблоко сорвите. (руки вверх)

Стал ветер веточку качать, (качаем вверху руками)

Трудно яблоко достать. (подтянулись)

Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)

Быстро яблоко сорву ! (хлопок в ладоши над головой)

Вот так яблоко! (встали)

Оно - (руки в стороны)

Соку сладкого полно. (руки на поясе) 

Предложить детям пройти за столы.

Составление предложений с использованием мнемокарточек.

Воспитатель: У вас на столах лежат опорные картинки. Давайте попробуем с их помощью восстановить последовательность рассказа.

Вопросы к детям

  1. Как звали мальчика? (полные ответы Миша)

Найдите карточку и положите на лист

  1. Куда приходил Миша? (в сад к дедушке)

Какую карточку вы выберите? Положите ее рядом с карточкой , где изображен Миша.

  1. Как звали дедушку? (Корней) (дети находят картинку)
  2. Чем угощал дед внука? (яблоками, грушами, медом) (дети находят картинку)
  3. А что же увидел Миша в саду? (он увидел красивое, белое яблоко и не мог отвести от него глаз)

Найдите карточку положите ее рядом с соседней.

  1. Как развивалось дальше действие? (Миша попросил дедушку сорвать яблоко) (дети находят картинку) Дедушка предложил Мише прийти на рассвете и работать в саду (дети находят картинку)
  2. Почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете? (ленился) (дети находят картинку)
  3. Что происходило дальше? (Миша собрался с силами, пришел на рассвете, налил пчелам воды, срезал сухие веточки) (дети находят картинку)
  4. Что взошло на небе? (Утренняя звезда) (дети находят картинку)
  5. Что увидел Миша на яблоне, когда пришел в сад? Каким яблоко было? ( как небо на рассвете – розовым) (дети находят картинку)
  6. Почему мальчик не стал рвать яблоко? (еще раз захотел увидеть рассвет) (дети находят картинку)

Воспитатель: Теперь попробуйте пересказать этот рассказ по опорным картинкам. Давайте представим, как Миша и дедушка разговаривали (диалог) О чем попросил Миша? А что ответил дедушка? Давайте разыграем сценку.

- Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай.

- Нет, дедушка… Лучше завтра.

- Почему?

- Хочу ещё раз увидеть рассвет.

Рефлексия

Вопросы к детям:

1. Что понадобилось Мише, чтобы сорвать яблоко? (потрудиться-налить пчелам воды, срезать сухие веточки)

2. Почему Миша не стал срывать яблоко? (Миша хотел увидеть еще раз рассвет)

3. Чему учит рассказ Сухомлинского? (Трудолюбию, помогать страшим.)

Воспитатель: Ребята, вы сегодня все очень хорошо потрудились, молодцы! А какие пословицы о труде вы знаете?

(Дети называют пословицы о труде)

Воспитатель: Вы сегодня все молодцы, предлагаю вам скушать наши наливные яблоки.

Куда:  Калининградская область,

Гурьевский район

Поселок Малое Луговое

Детский сад №6 «Светлячок»

Кому: Подготовительная группа №2 «Колокольчики»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Детям подготовительной к школе группы « Колокольчики »

Слайд 3

«Дорогие дети! Очень вкусный и полезный Ожидает вас сюрприз. Получить его захочешь, Ты, дружочек, не ленись, Хорошенько потрудись!» Дедушка К. «Дорогие дети! Очень вкусный и полезный Ожидает вас сюрприз. Получить его захочешь, Ты, дружочек, не ленись, Хорошенько потрудись!» Дедушка Корней.

Слайд 5

Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, медом.

Слайд 6

А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони. – Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко. – Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придет в сад на рассвете и часок поработает: нальет пчелам воды, срежет сухие веточки.

Слайд 7

Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень. Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было еще темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчелам воды, срезал сухие веточки.

Слайд 8

Взошла утренняя звезда. Подошел Миша к яблоне с заветным яблоком , и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете. – Ну что ж, теперь яблоко твое. Срывай, – сказал дедушка. – Нет, дедушка… Лучше завтра. – Почему? – Хочу еще раз увидеть рассвет.

Слайд 9

Приятного аппетита!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей» на тему «Прогулка в лес»

Конспект образовательной деятельностив подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей»на тему «Прогулка в лес»...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Приятный сюрприз» Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.

Данный конспект с презентацией демонстрирует широкий спектр возможностей использование ИКТ в качестве заданий и в качестве проверки выполнения заданий. Соответствует ФГОС....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Тема: «Кукольники – мультипликаторы»

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группеОбразовательная область «Художественно – эстетическое развитие»Тема: «Кукольники – мультипликаторы»Це...

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной группы по познавательному развитию с использованием исследовательской деятельности на тему «Мир тканей»

Конспект подготовительной группы по познавательному развитию с использованием исследовательской деятельности на тему «Мир тканей»...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. Образовательная область: речевое развитие (подготовка к обучению грамоте). Тема: "Звуки и буквы [К] — [Г]"

Закрепление в самостоятельной деятельности умения дифференцировать звуки [К] — [Г]», проводить  звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов, слова «гуси»...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема недели: "Перелётные птицы" Тема: «Птицы наши друзья» Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие (ФЭМП)

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема недели: "Перелётные птицы" Тема: «Птицы наши друзья» Приоритетная образовательная область: Познава...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности «Золушка» на тему: «Военная пилотка» по образовательной области «Познавательное развитие»

Цель: формирование представлений детей о защитниках Отечества.Основные задачи. Образовательные задачи:- дать представления о защитниках Отечества; об истории возникновения военного приветствия в Росси...