Физкультминутки для детей с речевыми нарушениями.
консультация по развитию речи

Дети любят игры, особенно подвижные, поэтому всегда с удовольствием выполняют во время физкультминуток все задания логопеда, в которых ритм речи определяет ритм движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizminutki_v_logoped.gruppe.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед

Матвеева Т.С.

Физкультминутки для детей с речевыми нарушениями.

Дети любят игры, особенно подвижные, поэтому всегда с удовольствием выполняют во время физкультминуток все задания логопеда, в которых ритм речи определяет ритм движений.

Особенно важно применение речевых физкультминуток в работе с детьми, у которых речевые нарушения сочетаются с отклонениями в развитии осанки и стопы, врожденной патологией. Установлено, что функциональные возможности таких дошкольников имеют более низкие значения по сравнению с детьми, посещающими обычные группы. Наиболее значимые различия выявлены по показателям функциональных резервов внешнего дыхания, нервно-мышечной системы, психоэмоционального состояния, уровня физической подготовленности. Проведение речевых физкультминуток, во время которых разнообразные движения сочетаются со словом, особенно важно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. При их систематическом выполнении корректируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, а также естественно и ненавязчиво развивается мышечная активность. Двигательные упражнения в сочетании с речью координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) ребенка с его речью. Кроме того, двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает своеобразный (активный) отдых ребенку, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у дошкольников уравновешенное нервно-психическое состояние.

Для успешной организации речевых физкультминуток необходим целенаправленный подбор речевого материала, доступный комплекс двигательных упражнений. Целесообразно включать в логопедические занятия при проведении физкультминуток, дыхательную гимнастику, психогимнастику, музыкальное сопровождение, элементы логоритмики (отстучать определенный такт, изменить темп, характер, направление движения в зависимости от характера музыки), пение, речевые игры.

В организации физкультминуток необходимо учитывать, что упражнения должны отвечать следующим требованиям:

  • быть простыми по структуре, интересными и знакомыми детям, удобными для выполнения на ограниченной площади;
  • включать движения, вовлекающие крупные группы мышц и улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем (на расслабление мышц рук, на развитие мелкой моторики);
  • эмоциональными и достаточно интенсивными (подскоки, приседания, повороты и наклоны туловища и головы, бег и ходьба на месте);
  • связанными с содержанием занятий (с работой над изучаемым звуком, над определенной лексической темой или грамматической категорией), а движения и тексты – быть доступными детям.

Игровой элемент стимулирует детей на новые успехи, вызывает интерес и радостное ожидание последующих занятий. Поскольку двигательные упражнения сопровождаются речью, материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста, целесообразно подбирать в соответствии с речевыми возможностями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия – от простого к сложному.

Исходя из опыта логопедической работы, целесообразно выделить два вида физкультминуток: фонетико-фонематические (на автоматизацию, дифференциацию и введение звуков в связную речь) и лексические (на усовершенствование имеющегося словаря). Учитывая принцип известной последовательности коррекционной работы над звуком, материал для физкультминуток подбирается соответственно четырем этапам: подготовительному для вызывания звука, его автоматизации, дифференциации и введению его в связную речь ребенка.

  1. На подготовительном этапе развиваем фонематический слух и артикуляционную моторику, речевое дыхание, учим детей вслушиваться в звуки, слова, слышать составные части слова.
  2. На втором этапе проводятся физкультминутки для автоматизации звуков в речи ребенка в указанной последовательности. Тексты содержат слова с автоматизируемым звуком (но не содержат звуков, неправильно произносимых ребенком), который в данной физкультминутке встречается в разных позициях : слогах открытых, закрытых, со стечением согласных.
  3. На этапе дифференциации звуков используются более длинные и сложные тексты, сопровождаемые различными по объему движениями. Для ребенка с нарушениями речи на первый план выступает коррекционно-развивающая задача (коррекция звукопроизношения, умение контролировать свою речь, дифференцировать ее недостатки).
  4. Четвертый этап является заключительным в работе над звукопроизношением, когда целевые задачи в отработке звука находят свое завершение и правильно произносимый звук вводится в связную речь ребенка.

Любое логопедическое воздействие не ограничивается только коррекционной задачей. Речевые физкультминутки могут быть использованы как во вступительной, так и в основной или заключительной части логопедического воздействия, во время проведения подгрупповых или фронтальных занятий логопеда и воспитателя, на общеобразовательных занятиях, на прогулках или как вид домашних заданий, а также для организации детей после сна и др.

Наблюдение за детьми, посещающими группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и имеющими различные речевые нарушения, свидетельствуют о том, что дошкольники во время занятий каждый раз с желанием выполняют физкультминутки, с живым интересом разучивают новые упражнения, сравнительно быстро усваивают их. Систематическое использование речевых физкультминуток на логопедических занятиях помогает быстрее автоматизировать поставленный звук, у детей формируется осознанный самоконтроль звука в связной речи. Занимая минимум времени и не требуя большой площади для занятий, физкультминутки дают возможность ребенку в свободной игровой форме закрепить в речи изучаемые на конкретном занятии звуки, лексику, способствуют формированию речевых навыков. Дети, посещающие группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата, научившись управлять отдельными движениями, ранее для них не доступными, получают уверенность в себе, своих силах и эта уверенность способствует успеху логопедической работы по развитию речевой и общей моторики в целом.

 (Приложение)

Примеры практического материала для речевых физкультминуток.

(фонетико-фонематические физкультминутки)

Гласные звуки

«А, У, И, О, Э, ы»

А – ротик шире детвора ААА                        руки вверх

У – губки хоботком тяну УУУ                       руки вперед

И – губки к ушкам растяни ИИИ                   руки в стороны

О – губки колесо ООО                                    руки кольцом перед собой

Э – повторяем дружно ЭЭЭ                           руки овалом сзади

ы – тянем мы на все лады ЫЫЫ                    руки овалом спереди

Активно работают губы. Произносим на выдохе  сначала по одному звуку. Потом усложняем и произносим с движениями  2 – 3 – 4 – 5 звуков одновременно, постепенно увеличивая длину выдоха.

        «А, У»

Мы в лес пойдем,                      шагаем на месте

Детей позовем:                           руки рупором

Ау, ау, ау! (тихо)                    

Никто не отзывается,                 корпус поворачиваем вправо – влево , рука

                                                  «козырек»

Ау, ау, ау (громко)                     руки рупором.

                                                    Работаем над силой голоса)

«О»

Не под окном,                                руки в стороны, вперед;

А около                                          руки вверх, в стороны (кругом);

Катилось О и охало                    дважды плавные круговые движения

                                                      перед собой;

О охало, О охало,                          руки в стороны, вперед, вниз.

Не под окном, а около.

«И, А»

Тик-так, тик-так…                          по два наклона головы влево и вправо;

Я умею делать так :                      в полуприседе 2 наклона туловища

                                                      влево и вправо;

Влево – тик , вправо – так …  

Тик-так , тик-так.                            по 2 наклона головы влево и вправо.

«А, О, У, И»

Мы в лес пошли,                    дети маршируют на месте.

Топор нашли,                         остановиться, руки в «замок».

Дрова рубили :                       ноги на ширине плеч, руки в «замок».

- Ах! Ох! Ух! Их!                   энергичные наклоны с произношением

                                                                                слогов на выдохе.

«А, О, У, И»

Тик-так , тик-так .                          наклоны головы вправо-влево

Так ходики стучат .

Туки-так, туки-так.                        поочередно правой и левой рукой

 Так колеса стучат                          дети «рисуют» круги перед собой.

Ток-ток, ток-ток.                            стучать кулачками друг о друга.

Так стучит молоток.

Туки-ток, туки-ток                          поочередно стучать правой и левой

                                                         ножкой.

Так стучит каблучок.                      по два раза каждой ножкой

                                                               

Звонкие согласные

«Д, Б»

Поглядите: боком, боком          руки на поясе, шагая повернуться                                      

                                                                             притопывая;

ходит галка мимо окон                    

скок-поскок                                 в полуприседе прыжки в стороны;

                                                             

 да скок-поскок                          в полуприседе прыжки вперед-назад;

дайте булочки кусок!                 развести руками и сложить просящее.

«М, Б, Д»

Взяли, детки, белый ком                     сделать руками небольшой круг в

                                                            воздухе                      

                                                                             (в наклоне вперёд) ;

                                                 

Мы польём его водой,                    присесть, «поднимая ведро и выливая            

                                            воду»          - 2 раза;

Домик будет ледяной                     наклоны туловища вправо – влево, руки

                                                   на пояс

Ком за комом мы кладём,        наклоны влево-вправо, беря ком за    

                                                   комом и  складывая их один на один;

Вот и вылепили дом.                     потянуться на носочках,  руки вверх

                                                  (большой дом)

                                                

«Д, Б»

Долго дятел дуб долбил             повороты туловища влево и вправо

                                                    (руки  опущены, слегка отведены

                                                             назад)

Клювом дятел дуб долби            2 наклона вперёд, руки на поясе

Тук, тук, тук (2 раза)                        

Пауков найдёт он тут                                                      

Тук, тук, тук (2 раза)                  2 наклона вперёд, руки на поясе

«Й»

Ай-ай-ай, ай-ай-ай    муравей домой бежал               бег на месте;

Ой-ой-ой, ой-ой-ой ножку тонкую сломал                остановиться; прижать

                                                                                ладони к щекам                                                                                    

                                                                                ритмично покачивая    

                                                                                головой;

Травкой быстро обмотал                                           ритмично сгибать и разгибать                                                                                          

                                                                       ножки;

В муравейник побежал                                          бег на месте

Свистящие звуки.

«С»

                                                

У нас славная осанка-                                   встать в струнку, руки вдоль

                                                                  туловища;

Мы свели лопатки.                                   свести лопатки (руки  на поясе);

Мы шагаем на носках                                                шагаем на носках;

И пойдём на пятках.                                              шагаем на пятках

Пойдём мягко, как лисята                                      пройти плавно;

Ну а если надоест,то пойдём                    

Мы  косолапо, как медведи ходят в лес.          пройти «по медвежьи» руки  

                                                                        на поясе

Во так, вот так!

«С - С`»

Катились колёса, колёса,             руки согнуть в локтях, совершать  

         колеса                                            вращательные движения вперед;

Катились колёса все влево,         вращательные движения локтями назад;

все косо.                                            

Скатились колёса на луг              наклоны туловища влево – вправо , руки

                                                    на поясе;

под откос,

И вот, что осталось от этих          выпрямиться, развести руки в стороны.

колёс.

« З »

Зайки белые сидят                            присесть на корточки;

И ушами шевелят.                            кисти рук приставить к макушке,

                                                          локти развести в стороны,                                                            

                                                          лопатки свести;

Вот так вот так

Ушами шевелят                                движения кистями рук;

Зайкам холодно сидеть                       встать, ручки встряхнуть, расслабить;

Надо лапки им погреть                        поглаживающие движения обеих рук                                        

Вот так, вот так,                                                                      (поочередно);

Надо лапки им погреть                        

Зайкам холодно стоять                        руки на пояс;

Надо зайкам поплясать                        потопать на месте

Вот так, вот так,                                   поочередно выставлять вперед

Надо зайкам поплясать                        правую и левую ножки.

«Ц»

Цапля серая носатая                            руки к носу;

Целый день стоит, как статуя              руки на пояс, лопатки свести;

На одной ноге постой-ка ,                   руки на поясе поднимаем левую

                                                              ножку;

Если ты солдатик стойкий.

А теперь постой на правой,                  руки на поясе, поднимаем правую

                                                              ножку;

Если ты солдатик бравый.

Цапля серая носатая,                            на двух ножках, руки к носу

Целый день стоит, как статуя.              руки  на пояс.

 

Шипящие звуки

«Ш»

 

Носом – вдох, а выдох – ртом ,              шумный вдох, тихий выдох;

Дышим глубже, а потом –                      шумный вдох, задержать дыхание,                                                                

тихий выдох;

Шаг на месте не спеша:                           вдох;

«Мама моет малыша.»                            на выдохе.

«Ш»

По ровненькой дорожке,                         наклон туловища влево;

По ровненькой дорожке                          наклон вправо;

Шагают наши ножки                               шаг на месте;

Шагают наши ножки

По пням, по кочкам,                                 руки на поясе, прыжки в стороны;              

по камушкам                                   руки на поясе, прыжки вперед – назад;

по камушкам, в ямку – бух!                    присесть.

«Ж»

Жили-были три пингвина                     руки на поясе, наклоны туловища

                                                               вправо-влево

Пик, Пак, Пок                                       хлопать в ладоши;

Хорошо и дружно жили                      ладошка  поглаживает ладошку;

Пик, Пак, Пок                                       хлопать в ладоши;

Чтобы  жить все время дружно             руки на поясе, наклоны туловища

                                                               вправо-влево.

Уступать друг другу нужно                 ладошка  поглаживает ладошку.

«Ч»

Захотела рыба-меч                               руки в стороны , перед собой, вверх ,

Воду на двое рассечь                       руки соединить над головой;

Раз – сечет, два – сечет ,                   ритмично опускать и  поднимать  

                                                           руки вниз – вверх;

        А вода себе течет                                плавно опустить руки вниз через  

                                                                    стороны покачать из стороны

                                                                    в сторону.

«Щ»

Этой щеткой чищу зубы,                  одна рука на поясе, другой «чистим зубки»;

Этой щеткой – башмаки                   наклон туловища вниз  «чистим башмаки»;

Этой щеткой чищу брюки              наклоны туловища в стороны ;

Все три щетки мне нужны               руки  в стороны, вверх, перед собой,

                                                         прижать к груди, перед собой.

Cонорные звуки

«Р-Рь»

Ручеек в лесу бежал                            руки на поясе, повороты туловища;

И зайчонка повстречал:

Тра-та-та, тра-та-та -                           постукиваем ладонями по ногам ;

Зайка лапками стучал.

Ручеёчек вторит зайке:

- дзынь-дзынь-дзынь,                        ритмично «выбрасываем» пальчики из

Дзынь-дзынь-дзынь.                          сжатого кулака, поднимая руки вверх;

Колокольчик их услышал:

Динь-динь-динь,                             плавно покачивать головой  вперед-

                                                         назад,

Динь-динь-динь.                             вправо-влево;

Белочка спустилась с ветки            ручки на поясе, прыжки на месте

И орешками – хрум-хрум.            ритмично щелкаем пальцами(хлопаем в

                                                                                                            ладоши);

Ах , какой поднялся шум!              руки на поясе, топаем ногами.

«Л-Ль»

Кач-кач-кач,кач-кач-кач .                              ритмично покачиваем «куклу»

                                                                    на руках;

Лены слышен  плач.                            

Кукла неваляшка не ложиться, не сидит,     руки на поясе, наклоны туловища  в                       Сильно качается, весело звенит:                                    вправо-влево, приседание;

Дили-дили-дили-дон –                                   ритмичное покачивание из стороны

                                                                      в сторону;

Слышен всюду звон.                                                            

 Плакать Леночка устала,                            хлопаем в ладоши ;

И сама качаться стала:                                   руки на поясе, наклоны туловища с

Кач-кач-кач-кач, кач-кач-кач.                      опорой то на правую, то на левую

                                                                       ногу.

«Р-Л, Рь-Ль»

Станем мы деревьями  сильными, большими.                      руки на поясе;

Ноги – это корни  их расставим шире.                                имитация движений;

Тело наше – ствол могучий.

Он чуть – чуть качается                                                    имитация движений

И своей верхушкой острой

в небо упирается.                                   руки в стороны, вверх

Пальцы веточками будут,                    руки опустить, пальцы  растопырить;

листья закрывают их.                          «надеваем  листочек»  на каждый пальчик ;                                        Как придет за летом осень,                   правая рука вверх, левая рука вверх;

 разлетятся в миг.                                плавно опускаем руки, трясем кистями  

                                                              рук.

(примеры лексических физкультминуток)

«Овощи и фрукты»

Овощи и фрукты –            наклониться вниз, достать до пола руками (огород)

                                                 выпрямиться, потянуться руками вверх (сад);

вкусные продукты .           погладить правой рукой по животику, затем левой

                                                                                             рукой;

в огороде                            наклоны вниз, достать руками до пола (собираем

                                                                                           урожай на грядках);

и в саду                               выпрямиться, потянуться руки вверх (собираем

                                                                                                   урожай в саду)

для еды я их найду            погладить правой рукой по животику, затем левой

                                                                                             рукой;

 

«Осень», «Лес»

Мы – листики осенние       руки вверх, покачивающие движения влево-вправо;

На веточках сидели            присесть, взмахивая руками;

Дунул ветерок –                  встать, взмах руками вперед;

И мы полетели.                   легкие взмахи руками;

Летели , летели.                  легкие взмахи руками;

И на землю тихо сели.         медленно присесть.

«Грибы и ягоды»

Мы с друзьями в лес пойдем,               шагаем на месте;

В лес пойдем.

Грибы, ягоды найдем,

мы найдем                                        наклоны туловища к правой – левой ногам;

Их в корзинки соберем                          имитация движений;

Покричим в лесу: «Ау – ау»!                 руки рупором ко рту;

Эхо там живет в бору .                           правую руку на пояс, левую к уху,

                                                                 наклон туловища влево и наоборот.

                                                             

«Детский  сад»

Сначала буду маленьким,            присесть на корточки;

К коленочкам прижмусь.             обхватить руками колени, наклонить голову;

Потом я вырасту большим           постепенно выпрямиться;

До лампы дотянусь.                    встать на носочки, потянуться вверх за ручками.

«Игрушки»

Кач-кач-кач,кач-кач-кач .                       ритмично покачиваем «куклу» на руках;

Лены слышен  плач.                            

Кукла неваляшка не ложиться, не сидит,     руки на поясе, наклоны туловища  в

Сильно качается, весело звенит:                                  вправо-влево, приседание;

Дили-дили-дили-дон –                                  ритмичное покачивание из стороны в

Слышен всюду звон.                                                             сторону;

Плакать Леночка устала,                                 хлопаем в ладоши ;

И сама качаться стала:                                     руки на поясе, наклоны туловища с

Кач-кач-кач-кач, кач-кач-кач.                   опорой то на правую, то на левую ногу.

«Птицы»

Птички летали, крыльями  махали              бег на месте, плавные взмахи руками;

На деревьях вместе птички отдыхали      плавно приседать и вставать, поднимая

                                                                           и опуская руки.

«Части тела»

 

Мы руками хлопаем : хлоп – хлоп – хлоп       хлопаем в ладоши;

Мы ногами топаем: топ – топ – топ                 ногами топаем;

Кулаками постучим : тук – тук – тук               стучим кулак об кулак;

Повернемся и молчим.                                       повернуться кругом,

                                                                            остановиться, закрыть рот

                                                                            ладошкой.

«Зима»

Мы  зимой в снежки играем, мы играем.      имитация лепки снежков;

По сугробам мы шагаем, мы шагаем.            шагаем, высоко поднимая

                                                                                                         колени;

И на лыжах мы бежим, мы бежим.                 пружинистые движения на

                                                                            на месте, широкие взмахи руками,

                                                                               руки согнуты в локтях;

на коньках по льду скользим, мы скользим.   плавные пружинистые движения

                                                                                 руки согнуты в локтях;

И снегурку лепим мы, лепим мы .                   соответствующие движения;              

Гостью-зиму любим мы, любим мы.           развести руки в поклоне и поставить

                                                                                 на пояс.

«дикие животные»

«Белочка»

Физзарядкой ей не лень заниматься каждый день        руки в стороны, вверх, в

                                                                                              стороны, вниз;

с одной ветки, прыгнув влево на сучок она присела     руки на поясе, прыжок

                                                                                              влево, присесть;

вправо прыгнула потом,                                                   встать, руки на поясе

                                                                                                  прыжок вправо;

покружилась над дуплом .                                                покружиться на месте .                                    

«Деревья»

Станем мы деревьями  сильными, большими.                   руки на поясе;

Ноги – это корни  их расставим шире.                             имитация движений;

Чтоб держали дерево падать не давали

Из глубин земли воду добывали.                                      наклоны вниз;

Тело наше – ствол могучий. он чуть – чуть качается        имитация движений

И своей верхушкой острой в небо упирается.                   руки в стороны, вверх,

Наши руки – это ветви. Крону образуют.                        соединить вместе ладони

Вместе им не страшно, когда ветры дуют.                        «покачать ветвями»

Пальцы веточками будут,                                                     руки опустить,

                                                                                               пальцы  растопырить;

листья закрывают их.                                                          «надеваем  листочек»  

                                                                                                 на каждый пальчик ;                                  

 Как придет за летом осень                                                 правая рука вверх,

                                                                                               левая рука вверх;

 разлетятся в миг.                                                                плавно опускаем руки,

                                                                                           трясем кистями  рук.

«Дом и его части»

Стук-стук молотком                                сидя на корточках и стучать кулачками

                                                               по полу;

Строим, строим новый дом.                 медленно встать;

Ты пила пили быстрей,                         руками изображаем движение пилы

Строим  домик для людей                       руки соединяем над головой, изображая  

                                                               крышу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями

Cодержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями   заключается в формировании у детей звуковой, смысловой сторон р...

Консультация для родителей о роли художественных произведений в речевом развитии детей с речевыми нарушениями

Полезная информация для консультационной работы воспитателя с родителями....

Консультация для воспитателей «Интеграция образовательных областей через проектно-игровой метод для познавательно-речевых способностей детей с речевыми нарушениями при тесном взаимодействии всех участников коррекционно- образовательного процесса.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на...

Использование компьютерных технологий в процессе активизации речевой деятельности детей с речевыми нарушениями.

виды  и способы работы с детьми с речевыми проблемами с использованием ИКТ...

Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями

Статья содержит материалы по проведению коррекционной работы по предупреждению предпосылок нарушения чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями....

Речевой материал для формирования слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями

Коррекция слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями....

Физкультминутки для детей с речевыми нарушениями.

Физкультминутки для детей с речевыми нарушениями....