«Волшебная вода». Конспект открытого ООД по познавательному развитию в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ляпкина Ольга Игоревна

Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства с состоянием воды в окружающей среде и с свойствами воды; привлечь внимание детей к такому виду деятельности, как экспериментирование; дать элементарные знания о круговороте воды в природе.

Задачи:

1. Образовательные:

-  познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, различными явлениями (дождь, град, лед, пар);

     - закрепить знания детей следующих свойств воды: вода бывает разной температуры, вода прозрачна, не имеет вкуса и запаха, вода испаряется;

    - дать элементарные представления о круговороте воды в природе;

- показать значение воды в жизни живой природы;

- познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность;

- активизировать словарь детей: существительные; глаголы; прилагательные.

2. Воспитательные:

- воспитывать умение действовать слажено, в команде;   доброжелательным отношениям.

- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

3. Развивающие:

- развивать аналитика–синтетическое и ассоциативно – образное мышление, учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.

- развивать логическое мышления;

- стимулировать познавательную активность детей.

Материалы и оборудование:

· Видеоролик «Путешествие капельки воды»;

· Картинки для моделирования «Круговорот воды в природе»;

· Глобус, пипетка, стаканы с водой, с молоком;

· Салфетки;

· Персонаж Капелька;

· Термос;

· Лёд;

· Клеёнка на столы.

Предварительная работа:

1.     Чтение рассказов, сказок познавательного характера.

2.     Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».

3.     Замораживание воды в формочках.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         

«Волшебная вода».

Конспект открытого ООД по познавательному развитию в старшей группе

Подготовила:

Воспитатель без квалификационной категории

Ляпкина О.И.

2019 год

       

Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства с состоянием воды в окружающей среде и с свойствами воды; привлечь внимание детей к такому виду деятельности, как экспериментирование; дать элементарные знания о круговороте воды в природе.

Задачи:

1. Образовательные:

-  познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, различными явлениями (дождь, град, лед, пар);

     - закрепить знания детей следующих свойств воды: вода бывает разной температуры, вода прозрачна, не имеет вкуса и запаха, вода испаряется;

    - дать элементарные представления о круговороте воды в природе;

- показать значение воды в жизни живой природы;

- познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность;

- активизировать словарь детей: существительные; глаголы; прилагательные.

2. Воспитательные:

- воспитывать умение действовать слажено, в команде;   доброжелательным отношениям.

- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

3. Развивающие:

- развивать аналитика–синтетическое и ассоциативно – образное мышление, учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.

- развивать логическое мышления;

- стимулировать познавательную активность детей.

Материалы и оборудование:

· Видеоролик «Путешествие капельки воды»;

· Картинки для моделирования «Круговорот воды в природе»;

· Глобус, пипетка, стаканы с водой, с молоком;

· Салфетки;

· Персонаж Капелька;

· Термос;

· Лёд;

· Клеёнка на столы.

Предварительная работа:

1.     Чтение рассказов, сказок познавательного характера.

2.     Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».

3.     Замораживание воды в формочках.

                                                          Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети стоят полукругом.

- Ребята, закройте глаза, а руки вытяните вперед ладошками вверх (воспитатель проходит и капает каждому ребенку капельку воды из пипетки)

- Что у вас на ладошках?

- Правильно, это капелька воды и сегодня она у нас в гостях.

1.1 Актуализация знаний детей о значении воды.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где живет Капелька?

Ответы детей ( в реке, в море, в пруду, в водопроводном кране…)

- Молодцы!

- Послушайте стихотворение про Капельку

(Чтение воспитателем стихотворения о воде)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

- Ребята посмотрите на глобус. (Модель глобуса)

- Какого цвета больше всего на глобусе? (синего, голубого)

- Что на глобусе обозначается голубым цветом? (Вода.)

    - Значит, воды на нашей планете гораздо больше, чем суши.

- Нет на земле ни одного живого организма, который может прожить без воды.

2. Повторение изученного.

- Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом занятии!

- Ребята, что такое вода? (это жидкость)

- Какие свойства воды вы уже знаете? Давайте вспомним. (вода жидкая, вода прозрачная, у воды нет вкуса и запаха).

    - Посмотрите на картинки и вспомните, как доказать, что вода жидкая? Прозрачная? Без вкуса? Без запаха?

(Опыт №1: «Вода жидкая, может течь»

Воспитатель: Как доказать, что вода жидкая?

Воспитатель: вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке. (дети выливают воду на блюдечко)

Вода обладает подвижностью, текучестью.

Воспитатель: Почему вода растеклась по блюдечку.

Дети: Вода жидкая

Вывод: «Вода жидкая»

Опыт №2: «Вода прозрачная»

Воспитатель: Какого цвета вода?

Дети: У воды нет цвета.

Воспитатель: На столе у вас два стакана один с водой, второй с молоком. Опустите в каждый стакан по ложке, что видите? Что можно сказать? Виден ли предмет? (дети выполняют, в одном стакане ложка видна, в другом нет )

Вывод: вода прозрачная.

Опыт №3: «У воды нет вкуса» (у чистой воды)

Воспитатель: Знаете ли, вкус соли, сахара, лимона?

Дети: Да, мы знаем вкус соли, сахара, лимона.

Воспитатель: Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. (Дети пробуют)

Воспитатель: Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой?

Дети: Нет, вода безвкусная

Вывод: Вода не имеет вкус. Вода приобретает вкус только того вещества, которое в него положить.

Опыт №4: «У воды нет запаха»

Воспитатель: Когда мама печет пирожки, булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издаю духи. А понюхайте воду, чем она пахнет. (дети нюхают воду)

Дети: у воды нет запаха.

Вывод: вода не имеет запаха.)

- Ребята, капелька спрашивает, знаете ли вы, сколько жидкости мы выпиваем за день?…  Давайте посчитаем: чай, кофе на завтрак; компот на обед; молоко, кефир на полдник; чай на ужин; дома пьем сок, минеральная вода, кисель, сок, бульон, какао, молочный суп, ситро и т. д. Много)

 - Вода – это настоящая волшебница.

 - Вода обладает чудесными свойствами. Она умеет превращаться и изменятся.

3. Инструктаж по проведению опыта.

Сейчас ребята я вас приглашаю в лабораторию, чтобы продолжить исследование, что такое лаборатория вы уже знаете познакомились на прошлом занятии.

В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

Д: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.

В: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

Д: Слушать воспитателя. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, делаем вывод.

В: Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что приступим (дети проходят к рабочим местам).

Опыт 1: Вода хороший растворитель.

- Вода - растворитель! В ней можно растворить различные вещества. Посмотрите на мой стол я для вас подготовила некоторые вещества. Какие? (сахар, соль, лимон)

 - Правильно, эти вещества быстро растворяются в воде и приобретают вкус и запах. Давайте теперь проверим на опытах, все ли вещества, которые лежат у вас на столах растворяются в воде?

  - Давайте мы тоже попробуем растворить сахар. Вот у вас стакан с водой, посмотрите и определите, какая там вода? (Дети: вода прозрачная, бесцветная, холодная, без запаха).

  - Правильно. Возьмите кусочек сахара, положите его в стакан с водой. Хорошенько помешайте ложкой. Посмотрите и скажите, что у вас получилось? (Дети: сахара не видно). Попробуйте, вода какая стала? (сладкая).

  Правильно, сахар растворился в воде и его не видно. Вода осталась прозрачной, бесцветной, но стала сладкой, приобрела вкус.

 - С солью тоже самое.

 - С лимоном.  (вода осталась прозрачная, но приобрела вкус и запах)

Вывод: вода хороший растворитель.

 

4. Получение познавательной информации с использованием ТСО.

 - Ребята, Капелька сейчас Вам покажет про себя фильм, после просмотра которого вы должны будете ответить на вопрос: «Во что превращается вода?»

 Капелька предлагает детям посмотреть фильм «Путешествие капельки воды» (обсуждение).

- Во что превращается Капелька воды?

 В природе вода может быть в виде льда, дождя, града, пара.

- Ребята посмотрите, на плакат и давайте закрепим как путешествует наша Капелька.

«Солнышко сильно припекает и вода в реке, ручейке испаряется. Испаряясь, вода превращается в пар, который поднимается вверх. Пар охлаждается, превращаясь обратно в воду и образуя облака. Когда капелек воды в облаках становится много, они становятся тяжелыми и крупными. Облако не может их удержать, и капельки воды возвращаются дождем на землю.»

- Капелька никогда не заканчивает свое путешествие.

- А теперь послушаем стихотворение про Капельку.

    В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед.

Растает- и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь:

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница - наша вода!

А теперь Капелька приглашает вас немного поиграть.

5. Физминутка.

Солнце спит и небо спит, ---(ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит. ---(качаем поднятыми вверх руками)

Рано утром солнце встало,--- (подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало. ---(качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок, ---(помахали руками вверх-вниз)

Небо тучей заволок. ---(закрыли руками лицо)

И деревья раскачал. ---(качание туловища влево - вправо)

Дождь по крышам застучал, ---(прыжки на месте)

Барабанит дождь по крыша ---(хлопки в ладоши)

Солнце клонится все ниже. ---(наклоны вперед)

Вот и спряталось за тучи, ---(приседаем)

Ни один не виден лучик. ---(встали, спрятали руки за спину)

6. Повторение: инструктаж по проведению опыта.

В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

Д: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.

В: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

Д: Слушать воспитателя. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, делаем вывод.

В: Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что приступим (дети проходят к рабочим местам).

7. Опытно-исследовательская деятельность детей продолжение изучения нового материала.

- Давайте мы ещё по экспериментируем.

Опыт №1: «Лед – твердая вода»

В.: Вода при охлаждении до определенной температуры затвердевает и превращается в лёд.  

Воспитатель: Возьмите кусочки льда. (Дети берут) Подержим лед в руке, что происходит?

Дети: Лёд тает и превращается в воду.

Вывод: лед - твердая вода.

Опыт №2: «Пар - это тоже вода»

Воспитатель: На наше занятие я принесла термос с кипятком. (Воспитатель открывает термос)

Воспитатель: Что это поднимается над термосом?

Дети: Это поднимается пар.

Воспитатель: Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в термос наливала только воду. А вы не знаете?

Дети: При нагревании вода превращается в пар.

Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям).

Воспитатель: На стекле появилась вода.

Вывод: пар - это тоже вода.

- Воспитатель: Вода в окружающей среде бывает разной. Это может быть и река, и сосулька, и снег, и пар, и туман, и дождь. Получается, что вода – волшебница, она умеет превращаться.

- Она прозрачна, жидкая, не имеет, вкуса и запаха.

Хоровое и индивидуальное проговаривание.

7. Подведение итогов.

- Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. - Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии?

- Дети: Вода - это жидкость; не имеет, запаха и вкуса, прозрачная. - Вода может нагреваться, быть горячей, вода хороший растворитель.

- Воспитатель: А, что еще вы узнали о воде?

- Дети: Вода может превращаться в пар, лед и снег.

Вода добрый друг и помощник человека.

Я предлагаю послушать стихотворение Натальи Рыжовой «Волшебная вода».

Вы, слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Вы в пруду ее найдете,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Воспитатель.

Действительно, без воды, невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим.

Молодцы ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: Герб, гимн города Терека.

Дети на занятии узнают значения символик:герб, гимн на примере родного города. Рзвивает патриотичекие чувства....

Конспект открытого просмотра по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Знакомство с русской избой»

Данное занятие направлено на формирование интереса детей к истории русской национальной культуры, развитие познавательной активности и любознательности детей через ознакомление с бытом и традици...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Приключение Снежинки

Конспект  открытого занятия  по познавательному развитию в старшей группе....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе "Мир удивительных цветов"

Конспект открытого занятия в старшей возрастной группе по познавательному развитию с исспольнованием технологии деятельного подходаТема:"Мир удивительных цветов"...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по экологической тропе»

На базе МДОУ "Детский сад комбинированного вида было разработано и опробовано открытое занятие по познавательному развитию "Путешествие по экологической тропе" для детей старш...

Конспект открытого мероприятия по познавательному развитию в старшей группе .Тема: «Волшебный лабиринт».

Дети В круг широкий, вижу я,  Встали все мои друзья.Мы сейчас пойдем налево,   А потом пойдем направо.В центре круга соберемся, И на место все вернемся.Улыбнемся, подмигнем,  Заним...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Откуда берется вода? Конденсация воды»

Цель: формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду  при охлаждении пара....