Проза Николая Носова Реализация образовательных областей Речевое и Художественно-эстетическое развитие
книга по развитию речи (старшая группа)

Симнова Елена Николаевна

Цель НОД:  знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров. (ФГОС ДО ст.2.6)

Программное содержание:

          - Познакомить дошкольников с биографией и творчеством Н.Носова. Использовать различные педагогические приемы и ситуации, способствующие формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Дифференцировать литературные жанры: рассказ, сказка.

          - Развивать любознательность, желание знакомиться с произведениями Н.Носова.

          - Воспитывать интерес к детской литературе.

 

Материал: предметы из рассказов Н.Носова (можно использовать рисованные карточки), кукла Незнайка, аудиозапись Е.Чарушина «Страшный рассказ». Книги с иллюстрациями Н.Носова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мы затейники

Проза Николая Носова

Реализация образовательных областей Речевое и

Художественно-эстетическое развитие

Открытое занятие по НОД в старшей группе.

Подготовила и провела воспитатель

 старшей группы:

Симонова Е.Н.

Воронеж

Мы затейники

        

Проза Н.Носова

Цель НОД:  знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров. (ФГОС ДО ст.2.6)

Программное содержание:

        - Познакомить дошкольников с биографией и творчеством Н.Носова. Использовать различные педагогические приемы и ситуации, способствующие формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Дифференцировать литературные жанры: рассказ, сказка.

        - Развивать любознательность, желание знакомиться с произведениями Н.Носова.

        - Воспитывать интерес к детской литературе.

Материал: предметы из рассказов Н.Носова (можно использовать рисованные карточки), кукла Незнайка, аудиозапись Е.Чарушина «Страшный рассказ». Книги с иллюстрациями Н.Носова.

Конспект

Оргмомент: «Доброе утро» - слова и движения в кругу.

Воспитатель: Ребята, каждое занятие по художественной литературе – это встреча с чудесными произведениями: стихотворениями, рассказами, сказками. А хотите узнать, что за встреча нас ожидает сегодня?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Итак, внимание. У меня в руках карточки, на которых изображены различные предметы. Они помогут Вам узнать произведение.

Дети: Мишкина каша, заплатка, на горке, живая шляпа, фантазеры, Незнайка.

Воспитатель: Дети, обратите внимание, на каждой Вашей карточке в верхнем правом углу нарисована буква. Буквы есть и на стульчиках. Займите места, согласно указанной букве.

Дети занимают места.

Воспитатель: Положили карточку на стол, сели правильно.  Внимание на экран.  (ВЫСТАВЛЯЕМ НА ЭКРАН 6 ЭПИЗОДОВ – файл №1)

        - Перед Вами эпизоды из произведений. Еще раз вспомним их названия.

Дети называют.

Воспитатель: Скажите, что объединяет все эти произведения?

Дети: 1. Их написал один и тот же писатель – Николай Николаевич Носов.

          2. У них один автор Носов.

Воспитатель: 

        Скажите, что эти произведения отличает?

        Не догадались? Тогда я Вам подскажу.

        Одно произведение – это сказка, все другие – рассказы.

        Мы уже с Вами знаем, чем отличается сказка от рассказа и сейчас среди этих произведений  найдем сказку.

        Перед вами лежат листочки с произведениями.

        - Возьмите в руки синий фломастер и отметьте все произведения, где события происходят на самом деле, герои настоящие, а предметы такие же, как в жизни.

        - Итак, какие произведения Вы отметили?

Дети называют.

Воспитатель: Как называется произведение, которое  у нас осталось неотмеченным?

Дети: Незнайка и его друзья.

Воспитатель: Почему?

Дети: 1. Потому, что на самом деле такого города нет.

          2. Коротышки – герои придуманные.

          3. Предметы волшебные, настоящие.

Воспитатель: Так что же мы можем сказать об этом произведении. Это рассказ или сказка?

Дети: Это сказка «Незнайка и его друзья».

Воспитатель: А остальные?

Дети: Рассказы.

        (ПОЯВЛЯЕТСЯ игрушка НЕЗНАЙКИ И ЕГО ГОЛОС – файл №»2)

 «Озорной, смешной мальчишка

   Я – художник и поэт

   Я – веселый коротышка

   От меня Вам всем привет

   Вы сейчас меня узнайте,

   К Вам пришел герой – Незнайка».

Воспитатель: Ребята, Незнайка у нас в гостях. «Здравствуйте, ребята!» Я рад, что меня узнали, и предлагаю нам немного повеселиться. Встаньте у стульчиков и спросите у меня:

- Как идешь?                Вот так

- Как плывешь?                Вот так

- Как живешь?                Вот так

- Как шалишь?                Вот так

Воспитатель: Ребята, мне так понравилось эта игра. Сейчас я у вас буду спрашивать.

 - Давайте еще веселиться!

-  Нет, Незнайка, у нас дети уже в старшей группе, они готовятся идти в школу, и понимают слова пословицы  «делу – время, а потехе – час». Садись и послушай, о чем мы еще будем говорить.

Воспитатель: Ребята, какие чувства вызывают произведения Николая Носова, когда мы их читаем?

Дети: улыбку, смех, радость, удивление.

Воспитатель: Но смех имеет разные оттенки. И сейчас я предлагаю Вам разобраться в ситуациях, когда смех бывает добрым, а когда – нет.

  1. Дети смеются в цирке.
  2. Бабушка упала на скользкой дороге, а один мальчик засмеялся.

Дети: Не добрый смех.

Воспитатель: А как бы поступили Вы?

Воспитатель: А что бы сказала бабушка?

Дети: Она бы улыбнулась и сказала: Какой ты добрый мальчик.

Воспитатель: Мальчик неправильно застегнул куртку, а дети засмеялись.

Дети: Смеяться не надо, а нужно помочь.

Воспитатель: Собачка потеряла своего хозяина, бегает, ищет его.

Дети: Не надо смеяться, нужно помочь собачке, дать объявление.

Воспитатель: Да, ребята, нужно и можно смеяться, потому что смех улучшает настроение, но смех должен быть всегда каким? Этому нас учат произведения  Н.Н.Носова. (Портрет Н.Н.Носова. Биография. – файл №3)

        Далее воспитатель выставляет портрет Н.Носова, рассказывает биографию писателя.

         Ребята, я хочу познакомить вас с биографией этого замечательного писателя.

        - Н.Носов родился недалеко от Киева. Он не сразу стал писать детские истории и сказки. Началось все очень интересно. У Николая Носова родился сын, который был «почемучкой».

        - Как Вы думаете, кто такие «почемучки»? (ответы детей обсуждаются).

        - И Николаю Носову приходилось очень много отвечать на разные вопросы. И вскоре ответы на все почему стали превращаться в маленькие рассказы. Первую свою книгу с такими рассказами писатель назвал «Тук-тук-тук».

        - Как вы думаете почему? (ответы детей обсуждаются).

        - Его сын постепенно рос. Папа-писатель стал придумывать новые сказки и вспоминать события из своего детства. В одном из рассказов он описывает историю, которая произошла с ним и его другом Мишей. Мы с вами читали рассказ Мишкина каша.

        - Как вы думаете, как звали друга Миши в этом рассказе («Мишкина каша»)? (Коля)

Воспитатель: А сейчас посмотрите на экран. Вы видите изображение различных эмоций  (ВЫСТАВЛЯЮТСЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ НА ЭКРАН – файл №4)

        : это удивление

        это огорчение

        это злость

        это радость

        Какие же эмоции вызывает рассказ – «Заплатка» - огорчение,  - радость

        Ни в одном произведении Носова нет места злости.

        Возьмите эмоцию, которой нет в произведении, и сложите в эту коробочку.

        Улыбнитесь друг другу. Улыбайтесь чаще и дарите улыбки окружающим.

        Пусть Коротышки в их Цветочном городе будут только удивляться, иногда, огорчаться, и всегда радоваться. А со злостью нам не по пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми первой младшей группы по реализации образовательной области "Речевое развитие" по теме: "Петушок, курочка и цыплята".

Вид деятельности – речевая.Форма деятельности – подгрупповая.Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.Цел...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ «Зубы чистим, полощем рот чище»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  (вторая младшая группа)ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ«Зубы чистим, полощем ро...

"Космическое путешествие" Открытый показ организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по реализации образовательных областей «Речевое развитие» и «Познавательное развитие»

Цели: закрепить знания детей о планетах солнечной системы и их расположении относительно солнца. Совершенствование грамматического строя речи.Задачи:       Образовательные:Ø У...

Сообщение на тему « Речевое развитие дошкольников в рамках реализации образовательной области « Речевое развитие»

Эта консультация посвящена важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников....

Конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе детского сада «Путешествие на планету Бытовой техники».

Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Азбука безопасности». ...