Проза Николая Носова Реализация образовательных областей Речевое и Художественно-эстетическое развитие
книга по развитию речи (старшая группа)
Цель НОД: знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров. (ФГОС ДО ст.2.6)
Программное содержание:
- Познакомить дошкольников с биографией и творчеством Н.Носова. Использовать различные педагогические приемы и ситуации, способствующие формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Дифференцировать литературные жанры: рассказ, сказка.
- Развивать любознательность, желание знакомиться с произведениями Н.Носова.
- Воспитывать интерес к детской литературе.
Материал: предметы из рассказов Н.Носова (можно использовать рисованные карточки), кукла Незнайка, аудиозапись Е.Чарушина «Страшный рассказ». Книги с иллюстрациями Н.Носова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мы затейники
Проза Николая Носова
Реализация образовательных областей Речевое и
Художественно-эстетическое развитие
Открытое занятие по НОД в старшей группе.
Подготовила и провела воспитатель
старшей группы:
Симонова Е.Н.
Воронеж
Мы затейники
Проза Н.Носова
Цель НОД: знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров. (ФГОС ДО ст.2.6)
Программное содержание:
- Познакомить дошкольников с биографией и творчеством Н.Носова. Использовать различные педагогические приемы и ситуации, способствующие формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Дифференцировать литературные жанры: рассказ, сказка.
- Развивать любознательность, желание знакомиться с произведениями Н.Носова.
- Воспитывать интерес к детской литературе.
Материал: предметы из рассказов Н.Носова (можно использовать рисованные карточки), кукла Незнайка, аудиозапись Е.Чарушина «Страшный рассказ». Книги с иллюстрациями Н.Носова.
Конспект
Оргмомент: «Доброе утро» - слова и движения в кругу.
Воспитатель: Ребята, каждое занятие по художественной литературе – это встреча с чудесными произведениями: стихотворениями, рассказами, сказками. А хотите узнать, что за встреча нас ожидает сегодня?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Итак, внимание. У меня в руках карточки, на которых изображены различные предметы. Они помогут Вам узнать произведение.
Дети: Мишкина каша, заплатка, на горке, живая шляпа, фантазеры, Незнайка.
Воспитатель: Дети, обратите внимание, на каждой Вашей карточке в верхнем правом углу нарисована буква. Буквы есть и на стульчиках. Займите места, согласно указанной букве.
Дети занимают места.
Воспитатель: Положили карточку на стол, сели правильно. Внимание на экран. (ВЫСТАВЛЯЕМ НА ЭКРАН 6 ЭПИЗОДОВ – файл №1)
- Перед Вами эпизоды из произведений. Еще раз вспомним их названия.
Дети называют.
Воспитатель: Скажите, что объединяет все эти произведения?
Дети: 1. Их написал один и тот же писатель – Николай Николаевич Носов.
2. У них один автор Носов.
Воспитатель:
Скажите, что эти произведения отличает?
Не догадались? Тогда я Вам подскажу.
Одно произведение – это сказка, все другие – рассказы.
Мы уже с Вами знаем, чем отличается сказка от рассказа и сейчас среди этих произведений найдем сказку.
Перед вами лежат листочки с произведениями.
- Возьмите в руки синий фломастер и отметьте все произведения, где события происходят на самом деле, герои настоящие, а предметы такие же, как в жизни.
- Итак, какие произведения Вы отметили?
Дети называют.
Воспитатель: Как называется произведение, которое у нас осталось неотмеченным?
Дети: Незнайка и его друзья.
Воспитатель: Почему?
Дети: 1. Потому, что на самом деле такого города нет.
2. Коротышки – герои придуманные.
3. Предметы волшебные, настоящие.
Воспитатель: Так что же мы можем сказать об этом произведении. Это рассказ или сказка?
Дети: Это сказка «Незнайка и его друзья».
Воспитатель: А остальные?
Дети: Рассказы.
(ПОЯВЛЯЕТСЯ игрушка НЕЗНАЙКИ И ЕГО ГОЛОС – файл №»2)
«Озорной, смешной мальчишка
Я – художник и поэт
Я – веселый коротышка
От меня Вам всем привет
Вы сейчас меня узнайте,
К Вам пришел герой – Незнайка».
Воспитатель: Ребята, Незнайка у нас в гостях. «Здравствуйте, ребята!» Я рад, что меня узнали, и предлагаю нам немного повеселиться. Встаньте у стульчиков и спросите у меня:
- Как идешь? Вот так
- Как плывешь? Вот так
- Как живешь? Вот так
- Как шалишь? Вот так
Воспитатель: Ребята, мне так понравилось эта игра. Сейчас я у вас буду спрашивать.
- Давайте еще веселиться!
- Нет, Незнайка, у нас дети уже в старшей группе, они готовятся идти в школу, и понимают слова пословицы «делу – время, а потехе – час». Садись и послушай, о чем мы еще будем говорить.
Воспитатель: Ребята, какие чувства вызывают произведения Николая Носова, когда мы их читаем?
Дети: улыбку, смех, радость, удивление.
Воспитатель: Но смех имеет разные оттенки. И сейчас я предлагаю Вам разобраться в ситуациях, когда смех бывает добрым, а когда – нет.
- Дети смеются в цирке.
- Бабушка упала на скользкой дороге, а один мальчик засмеялся.
Дети: Не добрый смех.
Воспитатель: А как бы поступили Вы?
Воспитатель: А что бы сказала бабушка?
Дети: Она бы улыбнулась и сказала: Какой ты добрый мальчик.
Воспитатель: Мальчик неправильно застегнул куртку, а дети засмеялись.
Дети: Смеяться не надо, а нужно помочь.
Воспитатель: Собачка потеряла своего хозяина, бегает, ищет его.
Дети: Не надо смеяться, нужно помочь собачке, дать объявление.
Воспитатель: Да, ребята, нужно и можно смеяться, потому что смех улучшает настроение, но смех должен быть всегда каким? Этому нас учат произведения Н.Н.Носова. (Портрет Н.Н.Носова. Биография. – файл №3)
Далее воспитатель выставляет портрет Н.Носова, рассказывает биографию писателя.
Ребята, я хочу познакомить вас с биографией этого замечательного писателя.
- Н.Носов родился недалеко от Киева. Он не сразу стал писать детские истории и сказки. Началось все очень интересно. У Николая Носова родился сын, который был «почемучкой».
- Как Вы думаете, кто такие «почемучки»? (ответы детей обсуждаются).
- И Николаю Носову приходилось очень много отвечать на разные вопросы. И вскоре ответы на все почему стали превращаться в маленькие рассказы. Первую свою книгу с такими рассказами писатель назвал «Тук-тук-тук».
- Как вы думаете почему? (ответы детей обсуждаются).
- Его сын постепенно рос. Папа-писатель стал придумывать новые сказки и вспоминать события из своего детства. В одном из рассказов он описывает историю, которая произошла с ним и его другом Мишей. Мы с вами читали рассказ Мишкина каша.
- Как вы думаете, как звали друга Миши в этом рассказе («Мишкина каша»)? (Коля)
Воспитатель: А сейчас посмотрите на экран. Вы видите изображение различных эмоций (ВЫСТАВЛЯЮТСЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ НА ЭКРАН – файл №4)
: это удивление
это огорчение
это злость
это радость
Какие же эмоции вызывает рассказ – «Заплатка» - огорчение, - радость
Ни в одном произведении Носова нет места злости.
Возьмите эмоцию, которой нет в произведении, и сложите в эту коробочку.
Улыбнитесь друг другу. Улыбайтесь чаще и дарите улыбки окружающим.
Пусть Коротышки в их Цветочном городе будут только удивляться, иногда, огорчаться, и всегда радоваться. А со злостью нам не по пути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми первой младшей группы по реализации образовательной области "Речевое развитие" по теме: "Петушок, курочка и цыплята".
Вид деятельности – речевая.Форма деятельности – подгрупповая.Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.Цел...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ «Зубы чистим, полощем рот чище»
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (вторая младшая группа)ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ«Зубы чистим, полощем ро...
"Космическое путешествие" Открытый показ организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по реализации образовательных областей «Речевое развитие» и «Познавательное развитие»
Цели: закрепить знания детей о планетах солнечной системы и их расположении относительно солнца. Совершенствование грамматического строя речи.Задачи: Образовательные:Ø У...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе. "Народная культура и традиции"
НОД по развитию речи по теме "Народная культура и традиции". "Описание дымковских игрушек"....
Сообщение на тему « Речевое развитие дошкольников в рамках реализации образовательной области « Речевое развитие»
Эта консультация посвящена важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) в подготовительной группе. Составление рассказа. "Мой друг"
НОД по развитию речи по теме "Мой друг". Тема недели: "День народного единтсва". Мнемотаблица прилагается....
Конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе детского сада «Путешествие на планету Бытовой техники».
Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Азбука безопасности». ...