План по самообразованию на тему "Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)

Кацер Светлана Геннадьевна

Мнемотехника - очень интересное средство для развития памяти и связной речи детей. Для тех педагогов, кто хочет попробовать мнемотехнику в своей работе, и опубликован этот годовой план работы по этой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_po_mnemotehnike.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Мнемотехника как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста».

Актуальность:  В настоящее время в связи с внедрением федерального государственного образовательного стандарта особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

    Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

   В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:

- маленький словарный запас
    - неумение согласовывать слова в предложении
    - нарушение звукопроизношения
    - низкий уровень развития связной речи
    - несформированность психических процессов
    - несовершенство различных видов мышления.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

      На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и методами обучения вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.

Одним из факторов, облегчающих развитие речи, является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Эти два фактора гармонично соединяет в себе мнемотехника.

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.   

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

    Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.       

    Учитывая важность проблемы по развитию речи, я решила взять эту тему для собственного саморазвития и провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и педагогами детского сада.

Цель: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности родителей в вопросе развития связной  речи у детей среднего дошкольного возраста средствами мнемотехники.

Задачи:

• Развитие связной монологической и диалогической речи.

• Обогащение словарного запаса детей.

• Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.

• Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.

• Формирование умений отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.

• Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки.

• Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).

Изучить литературу авторов:

1. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».

2. Т. А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов».

3. Т. В. Большова «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников».
    4. О. А. Новицкая «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».

5. В. А. Козаренко «Учебник мнемотехники, Система запоминания «Джордано».
    6. Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах.

План работы по теме самообразования  на учебный год.


п/п

                 
                 
Содержание работы

        Сроки

    проведения

1.

 1. Подбор и изучение методического материала, необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Мнемотехника как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста»

2. Постановка целей и задач по данной теме.

В течение года.

1-2 неделя сентября

2.

1. Знакомство детей с мнемоквадратами, а также со значками моделями.

2. Консультация для родителей «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».

В течение октября

Октябрь

3.

1. Знакомство с мнемодорожкой, как последовательностью изображений, которые расположены в ряд.

2. Проведение бесед по темам "Осень" и "Перелетные птицы". Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели (мнемодорожке).

В течение ноября

Ноябрь

4.

1. Разучивание стихотворений к Новогоднему утреннику с использованием мнемоквадратов и мнемодорожек.

2. Памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами».

В течение декабря

Декабрь

5.

1. Знакомство детей с мнемотаблицами, как более сложными конструкциями с большим объёмом информации.

2. Подбор и создание наглядного дидактического материала для работы с детьми. Изготовление альбома «Мнемотаблицы для работы по сказкам»

2 неделя января

Январь

6.

1. Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей». Выступление на педсовете ДОУ.

2. Работа над темой «Защитники отечества». Составление описательного рассказа  про папу или дедушку солдата при помощи мнемотаблицы.

Февраль

4 неделя февраля

7.

1.  Изготовление дидактических настольных игр по мнемотехнике «Найди лишнюю картинку», «Мемо» и др.

2. Папка-передвижка для родителей «Использование мнемотехники дома».

Март

Март

8.

1. Проведение с детьми цикла занятий с использованием средств мнемотехники.

2. Досуг «Вечер загадок» с использованием приёмов мнемотехники.

В течение года

3 неделя апреля

9.

1. Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ  «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» ...

План по самообразованию «Использование методов мнемотехники для развития речи детей средне-старшего дошкольного возраста»

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, но, если свяжите двадцать таких слов с картинками, их он усвоит на лету. К. Д. УшинскийЦель: пов...

План по самообразованию "Мнемотехника в развитии речи детей дошкольного возраста"

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным емупяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,но если свяжите двадцать таких слов с картинками,их он усвоит на лету.К. Д. Ушинский.  А...

Перспективный план по самообразованию«Дидактическая игра, как форма развития речи детей дошкольного возраста»

Дидактическая игра развивает речь детей. В игре развивается и формируется способность аргументировать свои утверждения, выводы. Дидактическая игра широко используется и к...

Самообразование: «Приемы мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста у детей с ОВЗ.»

Развитие связной речи детей с  ОВЗ ,  посредством использования мнемотехники....

план по самообразованию Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.  Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При по...