План по самообразованию на тему "Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)
Мнемотехника - очень интересное средство для развития памяти и связной речи детей. Для тех педагогов, кто хочет попробовать мнемотехнику в своей работе, и опубликован этот годовой план работы по этой теме.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : «Мнемотехника как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста».
Актуальность: В настоящее время в связи с внедрением федерального государственного образовательного стандарта особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
- маленький словарный запас
- неумение согласовывать слова в предложении
- нарушение звукопроизношения
- низкий уровень развития связной речи
- несформированность психических процессов
- несовершенство различных видов мышления.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и методами обучения вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.
Одним из факторов, облегчающих развитие речи, является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Эти два фактора гармонично соединяет в себе мнемотехника.
Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.
Учитывая важность проблемы по развитию речи, я решила взять эту тему для собственного саморазвития и провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и педагогами детского сада.
Цель: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности родителей в вопросе развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста средствами мнемотехники.
Задачи:
• Развитие связной монологической и диалогической речи.
• Обогащение словарного запаса детей.
• Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.
• Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.
• Формирование умений отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
• Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки.
• Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).
Изучить литературу авторов:
1. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».
2. Т. А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов».
3. Т. В. Большова «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников».
4. О. А. Новицкая «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».
5. В. А. Козаренко «Учебник мнемотехники, Система запоминания «Джордано».
6. Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах.
План работы по теме самообразования на учебный год.
№ | | Сроки проведения |
1. | 1. Подбор и изучение методического материала, необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Мнемотехника как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста» 2. Постановка целей и задач по данной теме. | В течение года. 1-2 неделя сентября |
2. | 1. Знакомство детей с мнемоквадратами, а также со значками моделями. 2. Консультация для родителей «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей». | В течение октября Октябрь |
3. | 1. Знакомство с мнемодорожкой, как последовательностью изображений, которые расположены в ряд. 2. Проведение бесед по темам "Осень" и "Перелетные птицы". Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели (мнемодорожке). | В течение ноября Ноябрь |
4. | 1. Разучивание стихотворений к Новогоднему утреннику с использованием мнемоквадратов и мнемодорожек. 2. Памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами». | В течение декабря Декабрь |
5. | 1. Знакомство детей с мнемотаблицами, как более сложными конструкциями с большим объёмом информации. 2. Подбор и создание наглядного дидактического материала для работы с детьми. Изготовление альбома «Мнемотаблицы для работы по сказкам» | 2 неделя января Январь |
6. | 1. Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей». Выступление на педсовете ДОУ. 2. Работа над темой «Защитники отечества». Составление описательного рассказа про папу или дедушку солдата при помощи мнемотаблицы. | Февраль 4 неделя февраля |
7. | 1. Изготовление дидактических настольных игр по мнемотехнике «Найди лишнюю картинку», «Мемо» и др. 2. Папка-передвижка для родителей «Использование мнемотехники дома». | Март Март |
8. | 1. Проведение с детьми цикла занятий с использованием средств мнемотехники. 2. Досуг «Вечер загадок» с использованием приёмов мнемотехники. | В течение года 3 неделя апреля |
9. | 1. Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» ...

План по самообразованию «Использование методов мнемотехники для развития речи детей средне-старшего дошкольного возраста»
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, но, если свяжите двадцать таких слов с картинками, их он усвоит на лету. К. Д. УшинскийЦель: пов...

План по самообразованию "Мнемотехника в развитии речи детей дошкольного возраста"
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным емупяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,но если свяжите двадцать таких слов с картинками,их он усвоит на лету.К. Д. Ушинский. А...

Перспективный план по самообразованию«Дидактическая игра, как форма развития речи детей дошкольного возраста»
Дидактическая игра развивает речь детей. В игре развивается и формируется способность аргументировать свои утверждения, выводы. Дидактическая игра широко используется и к...

Самообразование: «Приемы мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста у детей с ОВЗ.»
Развитие связной речи детей с ОВЗ , посредством использования мнемотехники....

план по самообразованию Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При по...
- Мне нравится (1)
