Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы на тему "Как красив лес осенью"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Бояркина Ольга Игоревна

Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы

 

Тема: «Как красив лес осенью»

 

Задачи:

1. Уточнять знания и представления детей о лесе и деревьях, о различных частях дерева.

2. Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

3. Упражнять в образовании относительных прилагательных.

4. Добиваться правильного использования во фразе предлогов ПОД, ЗА, НА, НАД и др.

5.Учить детей составлять рассказ по сюжетной картине без предварительного анализа ее содержания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_krasiv_les_osenyu.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы

Тема: «Как красив лес осенью»

Задачи:

1. Уточнять знания и представления детей о лесе и деревьях, о различных частях дерева.

2. Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

3. Упражнять в образовании относительных прилагательных.

4. Добиваться правильного использования во фразе предлогов ПОД, ЗА, НА, НАД и др.

5.Учить детей составлять рассказ по сюжетной картине без предварительного анализа ее содержания.

Оборудование: фонограмма с записью  шума леса, голосов птиц; сюжетная картина «Осень в лесу»; картинка «Части дерева»; пособие в картинках «Деревья и листья»; живые (либо искусственные) листья деревьев; демонстрационное пособие «Птица и дерево».

I. Организационный момент

В: - Ребята, сегодня хороший, светлый, солнечный день. В такой замечательный день хочется побывать в лесу. Закройте глаза и представьте осенний лес.

Включается фонограмма с записью голосов птиц.

В: - Посмотрите вокруг. Что есть в лесу?

Д: - В лесу много: деревьев, птиц, кустов, цветов, ягод, грибов, трав, насекомых, животных и т.д.

В: - Сегодня мы попали в осенний лес. Расскажите, какой он?

В: - Какие изменения происходят в лесу осенью?

II. Развитие связной речи


Рассматривается сюжетная картина «Осень в лесу». Составление рассказа.

(Рассказ составляется)

III. Развитие лексико-грамматических процессов

В: - Ребята,  вспомним, какие части есть у каждого дерева, и назовем их. (Выставляется картинка-изображение дерева)

Дети называют части дерева: листья, крона, ветки, сучья, кора, ствол, корни.

В: - Это большие деревья. Но в лесу растут и маленькие деревья.

Игра «Назови ласково»

Дерево – деревце - деревцо

Листья – листочки - листики

Корни - корешки

Ветки - веточки

Сучья - сучочки

Верхушка - …

Пень - …


Игра «Деревья и листья»
(пособие в картинках)

В: - Есть много разных деревьев. Они отличаются друг от друга внешним видом. По одному листочку можно узнать дерево.


Дети узнают по общему внешнему виду и по листьям деревья (береза, рябина, дуб, ольха, осина, каштан, клен, липа, сосна)

Игра «Узнай, с какого дерева лист»

Детям раздаются листья деревьев.

В: - Какой лист у клена?

Д: - У клена лист большой, с острыми зубцами. Он похож на растопыренную ладошку.

В: - Какой лист у рябины?

Д: - У рябины лист состоит из множества мелких листочков. Он похож на перышко.

В: - Какой лист у березы?

Д: - У березы лист мелкий, с резными краями. Он похож на маленькое сердечко.

Игра «Назови по-другому» (образование относительных прилагательных)

Лист дуба – дубовый лист

Лист клена – кленовый лист

Лист березы – березовый лист

Лист ивы – ивовый лист

Ветка рябины – рябиновая ветка

Ствол ольхи – ольховый ствол

Игровое упражнение «Птица» (употребление пространственных предлогов)

Используется демонстрационное пособие – дерево + силуэт птицы на ленточке. Птицу можно перемещать

В: - Сейчас птичка будет летать около дерева. Вы наблюдайте за ней и говорите, где она находится.

Птица на ветке

Птица на стволе

Птица на дереве

Птица под деревом

Птица над деревом

Птица за деревом

IV. Подведение итогов занятия.

В: - Ребята, скажите, какую пользу лес приносит людям?

Д: - Лес угощает нас ягодами, орехами, грибами, в лесу люди собирают лекарственные растения. Лесных жителей лес радует желудями, шишками, сладкими корешками и сочными травами.

В: - А еще, лес дает нам кислород, т.к. в нем много деревьев.

В: - Вспомним, правила поведения в лесу.

Д: - Деревья не ломать, животных не пугать, не сорить, костер не разжигать.

В: - Правильно ребята. Лес-это дом для растений, животных, грибов. 

Вы должны запомнить: лес наш друг и помощник. И относиться к нему надо, как к другу, бережно и внимательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Про нос и язык"

Данное занятие способствует    закреплению  лексики  по теме «Части тела", дети  учатся подбирать антонимы; активизировать глагольный    словарь,   согласовыват...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"

     На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о  насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться  связности, развёрнутости,  не...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Пришла весна»

Аннотация   Материал занятия знакомит детей с сезонными изменениями в природе весной. Занятия направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку композиторов – классиков, му...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ "МЫ ЗНАЕМ РОДНОЙ ЯЗЫК"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  ПО  РАЗВИТИЮРЕЧИ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ   СТАРШЕЙ   ГРУППЫ"МЫ   ЗНАЕМ   РОДНОЙ    ЯЗЫК"....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Осень золотая"

Цели занятия: 1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.2. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ. 3. Продолжать учить детей...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы....

Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы на тему"Пересказ рассказа «Осень» (по И. Соколову-Микитову)"

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы...